Учебно-методический комплекс дисциплины психология семьи Для специальностей

2. Требования к уровню усвоения дисциплины и формы контроля

В результате усвоения материала курса студенты должны приобрести представления:

  1. о характеристике семьи, её основных проблемах;

  2. о типологии семейного воспитания;

  3. о компонентах социально-психологического климата семьи; факторах, влияющих на качество брака.

В ходе обучения студенты должны уметь:

  1. консультировать по коррекции супружеских отношений;

  2. применять опросники родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина), измерение родительских установок и реакции (PARI), опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романовская, Г.П. Бутенко).

Виды и формы контроля знаний и умений студентов

Виды контроля

Формы контроля для ДО

Формы контроля для ЗО

Текущий

3 тестовых опроса по блокам тем, устные и тестовые опросы,

выполнение индивидуальных практических заданий

Выполнение контрольной работы

Промежуточный

-

-

-

Итоговый

Зачёт

Экзамен

Знания и умения студентов проверяются при текущем, промежуточном и итоговом контроле оцениваются на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» в соответствии с указаниями ГОС (по всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка по шкале - отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).

Выполнение контрольной работы на заочном отделении оценивается на «зачтено», «не зачтено». «Зачтено» ставится за все правильно решенные задания контрольной работы, возможны недочеты по оформлению.

Рейтинговая система оценки успешности усвоения дисциплины

Результаты текущей учебной деятельности и промежуточной аттестации учитываются в итоговой аттестации по дисциплине (на дневном отделении) следующим образом:

Составляющие

Сумма баллов

Учебная деятельность

студента

Оценка

в аттестации

Баллы

(17 недель)

Текущая

деятельность

70

Посещение и работа на занятиях.

0,7 балла в неделю

0,3 балла в неделю только за посещение

12

5

Тестовые опросы (3 опроса).

5, 4, 3, 2

Соответствует полученной оценке

Аудиторные самостоятельные работы (2 работы)

5, 4, 3, 2

Теоретический коллоквиум

Зачтено

Не зачтено

8-10

0

Выполнение заданий самостоятельной работы

Оценка за каждое из 9 заданий

5

4

3

3

2

1

Сдача экзамена

30

1. Ответ на один вопрос

2. Ответ на два вопроса

3. Решение задачи

4. Дополнительные вопросы

1

2

1,5

0,5

8

16

10

4

Для допуска к зачёту на дневном отделении необходимо набрать не менее 30 баллов за текущую учебную деятельность. Курс считается освоенным, если студент набрал 50 и более баллов. Если студент набрал 65-70 баллов за текущую учебную деятельность, то он получает оценку за экзамен автоматом.

На заочном отделении студенты допускаются к экзамену только после сдачи выполненной контрольной работы.

Критерии оценки знаний студентов в целом по дисциплинена очной форме обучения

- «зачтено» - выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины и умение применять их на практике при решении конкретных задач, свободное и правильное обоснование проблемных ситуаций.

грамотно и по существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике,

- «не зачтено» - выставляется студенту, который не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет использовать полученные знания при решении типовых практических задач или проблемных ситуаций

Критерии оценки знаний студентов в целом по дисциплинена заочной форме обучения

  1. «отлично» - ставится студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины и умение уверенно применять их на практике при решении конкретных задач, свободное и правильное обоснование принятых решений;

  2. «хорошо» - ставится студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе или в решении задач некоторые неточности;

  3. «удовлетворительно» - ставится студенту, показавшему фрагментарный, разрозненный характер знаний, недостаточно правильные формулировки базовых понятий, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, но при этом он владеет основными разделами учебной программы, необходимыми для дальнейшего обучения и может применять полученные знания по образцу в стандартной ситуации;

  4. «неудовлетворительно» - ставится студенту, который не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет использовать полученные знания при решении практических задач.

3. Материалы, определяющие порядок и содержание проведения

промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии

с требованиями ГОС

Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций, соответствуют требованиям ГОС, приказам, распоряжениям и рекомендациям МО РФ, учебно-методического управления КемГУ и учебно-методического отдела НФИ КемГУ.

Материалы, определяющие порядок и содержание промежуточной и итоговой аттестаций, включают:

  1. График самостоятельной работы (для дневного отделения), определяющий сроки и форму текущих и промежуточных аттестаций

  2. Расписание зачетов и экзаменов, определяющее сроки итоговой аттестации

  3. Материалы, определяющие содержание аттестации, включающие:

    • Вопросы на коллоквиум, зачёт или экзамен

    • Задания на аудиторные контрольные работы по блокам тем в семестре (для дневного отделения)

    • Задания для самостоятельной работы по темам (для дневного отделения)

4. Материалы для проведения самой аттестации, включающие:

    • Фонд тестовых заданий по блокам тем и по дисциплине в целом (в бумажном и электронном виде)

    • Экзаменационные билеты и вопросы к зачёту

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература

Основная

  1. Андреева, Т. В.
       Психология семьи [Текст] : учебное пособие / Т. В. Андреева. - СПб. : Речь, 2007. - 384 с. - Гриф УМО "Рекомендовано".

  2. Эйдемиллер, Э.Г.
       Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2001. - 656с.

  3. Лидерс, А. Г.
       Психологическое обследование семьи [Текст] : учебное пособие / А. Г. Лидерс. - 2-е издание, стереотипное. - М. : Академия, 2007. - 432 с. - (Высшее профессиональное образование: Психология). - Гриф УМО "Рекомендовано"

  4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.- М- Гардарика- 2007- 320с- Гриф УМО «Рекомендовано»

Дополнительная

  1. Алешина Ю.Е. Цикл развитая семьи: исследования и проблемы // Вестн.Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1987. № 2.

  2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование М., 1994.

  3. БайярдД., Байярд Р. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

  1. Бейкер КГ. Теория семейных систем Боуэна // Вопросы психоло­гии. 1991. №6.

  2. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М, 1989.

  3. Брачность, рождаемость, семья за три века / Под ред. А.Г. Вишневско­го, И.С. Кона. М., 1979.

  4. Воспитание детей в неполной семье / Под ред. Н.М. Ершовой. М., 1980.

  5. ГозманЛ.Я, Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

  6. ГозманЛ.Я., Алешина Ю.Е., Дубовская Е.М. Социально-психологические методики исследования супружеских отношений. М., 1987.

  1. ГозманЛ.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопро­сы психологии. 1985. № 2.

  2. Ковалев СВ. Психология современной семьи. М., 1988.

  3. Ковалев СВ. Психология семейных отношений. М., 1987.

  4. Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1989.

  5. Кратохвилл С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М.,1991.

  6. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. 1985. № 4.

  7. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. М., 1993.

  8. Помощь родителям в воспитании детей / Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1994.

  9. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1991.

  10. Спиваковская АС. Как быть родителями. М., 1986.

  11. Фромм Э. Искусство любви. М., 1988.

  12. Черников А.В. Интегративная модель семейной психотерапевтической
    диагностики. М, 1997.

  13. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.,
    1996.

  14. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1988.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Вопросы к контрольной работе по курсу «Психология семьи»

1. Раскройте содержание следующих понятий:

  • Семья

  • Функции семьи

  • Структура семьи

  • Динамика семьи

  • Мотивы вступления в брак в дисфункциональных семьях

  • Стадии супружеских отношений

  • Социально – психологический климат в семье

  • Социализация личности ребенка в семье

  • Основные вопросы семейного консультирования

2. Охарактеризуйте основные типы семейного воспитания и его психологическую коррекцию

3. Проведите психодиагностическое самообследование семьи по следующим методикам:

а. Анализ семейных взаимоотношений

б. Опросник «PARI»

в. Диагностика родительского отношения Варга А.Я., Столина В.В.

4. Представьте результаты психодиагностического обследования следующим образом:

а. Название методики, ее назначение, сфера применения

б. Порядок проведения обследования

в. Результаты обработки текста

г. Психологическое заключение

д. Рекомендации (желательно)

е. Приложения (бланки с ответами)

  1. Вопросы к зачету

  1. Понятие семья. Основные тенденции развития современной семьи.

  2. Супружеская совместимость. Факторы, влияющие на качество супружеских взаимоотношений.

  3. Функции семьи.

  4. Оценка социально-психологического климата семьи.

  5. Культура супружеского общения.

  6. Стадии супружеских отношений.

  7. Влияние социально-психологического климата семьи на эмоциональное благополучие ребенка.

  8. Типы семейных взаимоотношений: авторитарный, опека, невмешательство, сотрудничество.

  9. Коррекция детско-родительских отношений.

  10. Способы передачи любви ребенку: физический контакт, контакт глаз, пристальное внимание.

  11. Роль дисциплины в воспитании ребенка.

  12. Семейное воспитание детей в младенческом и раннем возрасте.

  13. Значение младенческого возраста для последующего развития личности.

  14. Социально-психологические условия в семье воспитания правильной самооценки и реалистического уровня притязаний.

  15. Воспитание детей в семье в дошкольном возрасте.

  16. Дошкольный возраст как время укрепления характера.

  17. Воспитательное значение игры в разные периоды дошкольного детства.

  18. Проблемы трехлетнего возрастного кризиса.

  19. Готовность к школьному обучению. Роль родителей на этапе подготовки к школе.

  20. Влияние семейного воспитания на социальную природу ролевой игры.

  21. Воспитательная ущербность неполной семьи.

  22. Мотивы вступления в брак в дисфункционных семьях.

  23. Проблемы этического развития ребенка в семье.

  24. Развитие у ребенка в семье основных социальных навыков.

  25. Семейные причины агрессивного поведения детей.

  26. Основные вопросы семейного консультирования.

  27. Социализация личности ребенка в семье.

  28. Понятие о психологически нестандартном ребенке и способы общения с ним в семье.

  29. Типичные конфликты между родителями и подростками, их причины, способы предупреждения и устранения.

  30. Взаимосвязь внутрисемейных проблем, необходимость их комплексной диагностики и совместного решения.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины психология общения Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Психология общения» входит в состав дисциплин специализации по направлению «Социальная психология» основной образовательной программы, учебного плана по специальности «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины психология рекламы Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология рекламы» (ДС.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины психология консультирования Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология консультирования» (ОПД.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины психология политики Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Политика – непрерывный, постоянный процесс, который оказывает прямое влияние как на жизнь общества, так и на общественно-профессиональную работу выпускника университета.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология труда» (ФТД.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    3. Учебно-тематические планы, графики организации самостоятельной работы, особенности организации самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (3)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология труда» (ГСЭ.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины «психология мотивации» Для специальности 030301 психология

    Учебно-методический комплекс
    (филиал «Угреша») в 8 семестре. Курс соответствует требованиям государственного образовательного стандарта подготовки психологов в университете. Задачами данного курса являются: выработка у студентов компетенции, знаний и навыков в
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины «психология семьи»

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Психология семьи» является вводным в курс «Основы психотерапии и семейного консультирования» . Курс знакомит студентов с основами психологии семьи.

Другие похожие документы..