Законодательными и судебными органами

Независимая организация «Гражданское общество»

Национальный фонд «Общественное признание»

Национальный Гражданский комитет

по взаимодействию с правоохранительными,

законодательными и судебными органами

Абакумов С.А.

Авторская серия

«На пути к гражданскому обществу»

От Гражданского Форума

до создания Общественной Палаты РФ (2001-2004 гг.)

Москва

УДК

ББК

П44

Абакумов С.А.

Авторская серия «На пути к гражданскому обществу». От Гражданского Форума до создания Общественной Палаты РФ (2001-2004 гг.)

Абакумов С.А. – М.: «Галерия», 2005. – ... с.

ISBN 5-8137-0146-X

В предлагаемой заинтересованному читателю книге из авторской серии «На пути к гражданскому обществу» делается попытка проанализировать процессы зарождающегося диалога и взоимодействия пока еще не до конца сформировавшихся институтов гражданского общества со всеми ветвями власти. Государство в России не может стать сильным и процветающим без зрелого гражданского общества. Первым это осознал Президент РФ Владимир Путин, протянувший руку участникам Гражданского Форума еще в 2001 году, но она повисла в воздухе без ответного крепкого рукопожатия, хотя этот президентский жест и был встречен бурными аплодисментами представителей общественных и некоммерческих организаций, а также гражданских объединений из всех регионов страны. Далее произошло обычное для России явление: представители властных структур и огромного госаппарата быстро забыли или «замотали» прямые указания В.В. Путина «о формировании максимально благоприятной среды для развития гражданского общества», а сами представители гражданских институтов особо и не настаивали на принятии серьезных законодательных решений в этом направлении.

Ситуация кординально изменилась после трагических Бисланских событий, ставших окончанием серии бесчеловечных терактов, всколыхнувших всю страну и российское общество. О необходимости усиления взаимодействия гражданских и государственных институтов, заговорили все, а Президент страны внес в Государственную Думу проекты законов, серьезно изменяющих административную и политическую систему в стране.

Сможет ли в новых условиях гражданское общество стать равноправным и дееспособным партнером, а если потребуется, то и влиятельным оппонентом власти покажет ближайшее время...

УДК

ББК

© Издатель С.А. Абакумов, 2005

© РИК «Галерия», 2005

Автор выражает искреннюю признательность за сотрудничество и поддержку при подготовке к изданию данной книги, участие в совместной разработке основных документов, (Общественных договоров, комплексных и целевых программ взаимодействия гражданских и государственных институтов, Обращений и Резолюций общественных форумов и конференций и т.д.), публикуемых в данном издании моим коллегам и друзьям: сопредседателям Попечительского Совета и Президимума Независимой организации «Гражданское общество» и Национального Гражданского Комитета по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами: Президенту РСПП – Вольскому Аркадию Ивановичу, Председателю отдела внешних церковных связей Московского Патриарха – Митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу, Вице-президенту Российского Союза промышленников и предпринимателей, Председателю совета директоров компании ОАО «Континенталь-менеджмент», вице-президенту РСПП – Макарову Николаю Борисовичу, Министру внутренних дел РФ – Нургалиеву Рашиду Гумаровичу, Первому заместителю председателя Государственной думы РФ – Слиска Любови Константиновне, Председателю Счетной палаты РФ – Степашину Сергею Вадимовичу, Ректору МГИМО(у) МИД РФ, Президенту Российской ассоциации содействия ООН – Торкунову Анатолию Васильевичу, Советнику Президента РФ, Председателю высшего арбитражного суда в 1993–2005 гг. – Яковлеву Вениамину Федоровичу.

Абакумов С.А.

Председатель Национального гражданского комитета

по взаимодействию с правоохранительными,

законодательными и судебными органами,

Независимой организации «Гражданское общество»

и Национального фонда «Общественное признание»

Предисловие

Выход в свет новых книг С.А.Абакумова из его авторской серии «На пути к гражданскому обществу» – заметное событие в современной политической историографии.

В своих трех новых работах – «Гражданское общество» в России (от Древней Руси до наших дней)», «Гражданское общество и власть: противники или партнеры?» и «От Гражданского Форума до создания Общественной Палаты РФ (2001–2005гг.)» автор представляет читателям свое видение сложных процессов развития гражданских институтов и их исторических прообразов (прототипов) начиная с древней Руси и заканчивая глубоким анализом проблем становления гражданского общества в современной России.

Все три новые книги из серии «На пути к гражданскому обществу» отличаются фундаментальными знаниями автором огромного фактического материала и большого объема информации о состоянии и путях развития гражданского общества в нашей стране. И это далеко не случайно, если мы дадим биографическую справку об их авторе.

АБАКУМОВ Сергей Александрович – председатель правления общероссийских общественных и некоммерческих организаций – Национального фонда «Общественное признание», Независимой организации «Гражданское общество» и Национального Гражданского Комитета по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами, заместитель Президента РСПП.

Родился 14 сентября 1954 г. в г. Холмогоры Архангельской обл. В 1972 г. закончил 29 спецшколу г.Москвы. 1972–1981 гг. – студент, аспирант, освобожденный заместитель секретаря, секретарь Комитета ВЛКСМ МГИМО МИД СССР. 1981–1988 гг. – Первый вице-президент Бюро Международного молодежного туризма г.Москвы. 1988–1992 – генеральный представитель в СССР финского А/О «Юставююс маткат» (международный туризм, строительство гостиничных комплексов). В этот же период вице–президент первых совместных фин-ско-советских и советско-финских предприятий на базе гостиничных комплексов в Москве, Ленинграде, Киеве, Петрозаводске и т.д.

С 1992 г. по настоящее время Президент АО «Абас Интернэшнл ЛТД» (трастово-консалтинговая деятельность), Председатель Совета директоров ОАО АКБ «Газинвестбанк», Председатель Наблюдательного Совета строительного холдинга ЗАО «Жилищный капитал».

В 1996 г. Абакумов С.А. стал соучредителем Московского Английского Клуба, занимающегося возрождением культурно-исторических традиций российского общества, в 1997 г. стал инициатором и учредителем Независимой организации «Гражданское общество» и Национального фонда «Общественное признание», основными задачами которых является содействие становлению и развитию гражданского общества в России, возрождение духовных стимулов и ценностей, поддержка подвижнической деятельности граждан во всех профессиях и сферах жизни, учреждение и формирование института Кавалеров Золотого Почетного знака «Общественное признание» (1997г.), Почетных Гражданских орденов – Золотой Крест «За служение обществу» и Серебряный Крест I и II степени «За достойное выполнение воинского и гражданского долга» (2003г.).

Абакумов С.А. является инициатором и организатором проведения постоянно действующих Гражданских благотворительных акций «Мужество и милосердие» в поддержку военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и спецслужб, в том числе, участников боевых действий и контртеррористических операций на Северном Кавказе и других «горячих точках». Принимал непосредственное активное участие в подготовке Первого Российского Гражданского Форума в 2001 г. и Российского Форума в Нижнем Новгороде в 2003 г, являлся членом его Оргкомитета, координатором проблемных дискуссий и «круглых столов» по вопросам взаимодействия гражданских и государственных институтов в обеспечении национальной безопасности, а также по внешнеполитическим вопросам, участвовал в работе Гражданских Форумов, проводимых Санкт-Петербургским государственным университетом, входил в состав Оргкомитета III-го научно-общественного Форума «Гражданское общество и реформа местного самоуправления в России» (2003г.). В ходе Первого Гражданского форума выступил инициатором создания общероссийской общественной организации «Национальный Гражданский Комитет по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами», на учредительном собрании которого, был избран его Председателем. Председатель Президиума, созданного также по итогам Гражданского Форума 2001г. Национального Гражданского Совета по международным делам.

В ходе подготовки Российского Форума 2003г. Абакумов С.А. выступил с инициативой заключения «Общественного Договора о взаимодействии по обеспечению национальной безопасности России», в итоге подписанным лидерами авторитетных общественных и гражданских объединений, СМИ и правозащитных организаций, известными политиками, юристами и учеными, а также представителями руководства правоохранительных органов и спецслужб, законодательной и судебной ветвей власти.

Заместитель Председателя Правления Российского Фонда мира, Сопредседатель Европейского Форума неправительственных организаций «Перспективы сотрудничества России и ЕС в Балтийском регионе». С 1999 г. – главный редактор общественно-аналитического журнала «Признание», освещающем процессы становления гражданского общества в России. Член Союза журналистов РФ. Является автором более 50 статей, аналитических исследований, опубликованных в федеральных и региональных СМИ, автором и составителем нескольких сборников материалов «На пути к гражданскому обществу» (1999г., 2000г., 2002г.), 3-х книг (последняя в соавторстве с А.И.Подберезкиным «Гражданское общество и будущее российского государства» (2004г). Профессор, действительный член Академии безопасности, обороны и правопорядка.

Теперь становится очевидным, что глубокий анализ исследуемых проблем, научные взгляды и гражданская позиция автора прошли испытания многолетней практической общественной деятельностью, а разработанные при его непосредственном участии и опубликованные в новых книгах документы – резолюции, общественные договора и программы по углублению диалога и взаимодействия гражданских и государственных институтов в сфере обеспечения национальной безопасности России, противостояния коррупции, распространения и потребления наркотиков, сохранения интеллектуального потенциала нации и др. – могут представлять практический интерес для представителей общественных организаций и государственных органов, ученых-социологов и обществоведов.

В целом, каждая их новых книг С.А.Абакумова из серии «На пути к гражданскому обществу», опубликованные в них материалы, а также выступления общественных, политических и государственных деятелей на общественных конференциях и гражданских акциях, организованных возглавляемыми им неправительственными организациями свидетельствуют, что усиление роли и влияния гражданских институтов, на социально-экономическое и политическое развитие страны, создании эффективных механизмов и соответствующих структур (в т.ч. и в лице Общественной палаты РФ) для реального гражданского и общественного контроля за действиями власти является не только для российского общества, но и для российского государства давно осознанной необходимостью.

ГЛАВА I

Проблемы формирования равноправного диалога государственных и гражданских институтов в условиях реформирования политической системы в России.

Занимаясь десятый год проблемами становления реального гражданского общества в России, создания конкретных механизмов диалога и взаимодействия его институтов со всеми ветвями власти, полагаю, что 2004 год стал годом серьезнейших испытаний как для российских граждан и их объединений, так и для всей государственной машины в целом. В последнее время, после серии страшных по своему циничному многообразию и трагическим последствиям терактов, невольно вспоминаю фразу из знаменитого монолога Аркадия Райкина специально написанного для него Михаилом Жванецким «Чтобы по-настоящему сплотиться, всем нам большая беда нужна…». Прав, к сожалению, Михаил Михайлович. Сразу же после кровавого кошмара в Беслане, страшных кадров о взорванных и расстрелянных террористами детях, их родителях и учителях, прибывший на место трагедии Президент Путин с почерневшим от горя лицом сделал свои первые, крайне резкие и эмоциональные заявления. В одном он отметил, что страна живет в условиях, не соответствующих состоянию и уровню развития общества и политической системы. Его последующая ссылка на опыт других стран, где наиболее эффективный отпор международный терроризм получает в условиях объединения усилий сильного государства и сплоченного, дееспособного гражданского общества, дала аналитикам повод предсказывать новые серьезные политические заявления главы государства. И они не заставили себя долго ждать.

В сентябре Владимир Путин на расширенном заседании правительства с участием глав субъектов Российской Федерации объявил о своем решении внести в парламент законопроекты о введении пропорциональной системы выборов в Государственную Думу и о будущем фактическом назначении им глав субъектов Федерации, которые по рекомендации главы государства будут избираться законодательными собраниями территорий. С целью создания постоянной переговорной площадки, для проведения общественных экспертиз ключевых законодательных актов и ради усиления гражданского контроля за работой госаппарата, включая правоохранительные органы и спецслужбы, с апробацией конкретных моделей взаимодействия гражданских институтов с силовыми ведомствами Владимир Путин заявил о поддержке идеи образования Общественной палаты.

Естественно, политики и политологи, представители депутатского и губернаторского корпусов, лидеры партии, общественных движений и гражданских организаций начали широкое обсуждение этих решений президента, приходя зачастую к полярным выводам. Суть противоречий для меня, как и для многих моих коллег, создававших реально действующие общественные организации и гражданские объединения предельно прозрачна. С одной стороны, большая часть губернаторов надеется, что «одобрямс» им зачтется, и президент порекомендует их для нового избрания (насколько помню, только Михаил Прусак достаточно давно высказывался за назначение глав администраций из федерального Центра).

Представители думского большинства, прежде всего партии «Единая Россия», уже больше года полагающиеся исключительно на рейтинг президента, также бурно приветствуют новые инициативы главы государства, не особенно вдаваясь в суть дела (впрочем, предложи им кремлевская администрация проголосовать за самороспуск и сложение с себя депутатских полномочий, предварительно пообещав «теплые места», вся фракция за редким исключением дисциплинированно нажмет нужные кнопки).

С другой стороны, первые лица оппозиционных партий (КПРФ, СПС, «Яблоко» и др.), как и близкие к ним печатные СМИ, правозащитные и неправительственные организации трубят о приходе авторитаризма, наступления на демократию, конституционном перевороте или в который раз предрекают очередной близкий конец проклятого режима.

Меня же интересуют, прежде всего, два вопроса. Первый. Принял ли Президент эти решения спонтанно, внезапно осознав угрозу национальной безопасности страны и наступление международного терроризма, или это давно продуманная позиция, обнародовать которую он решил именно за три с небольшим года до очередных выборов в Государственную Думу?

И второй вопрос. Не превратится ли Общественная палата, действительно востребованная гражданским обществом, в очередной «карманный» проект администрации президента, в кормушку (за счет налогоплательщиков) для бывших высоких чиновников или сенаторов, большинство из которых в комфортных условиях штампует в Совете Федераций законопроекты, предварительно проштампованные в Государственной Думе? Или это будут примелькавшиеся на телеэкранах придворные и профессиональные грантополучатели, а может быть присланные в Москву представители региональных общественных организаций, о самом существовании которых даже их земляки представления не имеют?

Надеюсь, эти опасения не оправдаются, ибо вряд ли идею образования Общественной палаты дали «продумать», даже самой близкой для Кремля политической партии (чтобы не «завалить» дело). Полагаю, что перспективно мыслящие представители путинской идеологической команды первыми осознали необходимость конструктивного диалога гражданских институтов с государством, иначе никакого Гражданского Форума в 2001 году просто не состоялось бы (прошу прощения у тех, надеюсь, немногих оставшихся наивными общественных активистов, до сих пор полагающих, что Гражданский Форум был созван исключительно благодаря долгожданным для власти гражданским инициативам «снизу»).

  1. Судебные акты в механизме правового регулирования финансовых отношений 12. 00. 14 административное право; финансовое право; информационное право

    Автореферат диссертации
    Официальные оппоненты: доктор юридических наук, доцент, декан юридического факультета ФГБОУ ВПО г.Москвы «Московский городской педагогический университет» (Самарский филиал)
  2. Законодательное собрание Красноярского края (6)

    Закон
    Кондрашев А.А (канд. юрид. наук) – подраздел 1.2, раздел 3, подразделы 4.12 (совместно с Шарниной Л.А.) и 7.4 (совместно с Роньжиной О.В), раздел 10 (кроме 10.
  3. Судебная власть в системе государственной власти российской федерации

    Документ
    Система органов государственной власти на протяжении всей истории существования классового общества строилась в соответствии с функциями каждого государства, поскольку в них заложена и отражена воля социальных групп, что составляет
  4. Судебная власть в зеркале реформ

    Документ
    Важный элемент правового государства помимо господства права – разделение властей. Теория разделения властей лежит в основе большинства западных концепций государственности.
  5. Законодательное собрание (16)

    Закон
  6. Законодательные исследования (2)

    Закон
    Секретариат Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан предлагает Вашему вниманию шестой выпуск сборника «Законодательные исследования».
  7. Методика создания Портала органов власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления на основе типового решения

    Книга
  8. Курсовая работа об органах исполнительной власти

    Курсовая работа
    Исполнительная власть выражается в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией, и представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти.
  9. Законодательное собрание (12)

    Закон
    Развитие законодательства автономного округа об организации и деятельности органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления,

Другие похожие документы..