Методические рекомендации по изучению дисциплины «Стратегический менеджмент» Для студентов и преподавателей экономических вузов и специальностей, всех форм обучения

БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(филиал)

АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры

«Экономика и менеджмент»

«30» сентября 2008 г. (Протокол № 2)

зав. каф. Токарева Г.Ф. __________

Учебно-методический комплекс рекомендован учебно-методической комиссией

социально-экономического факультета

« 1 » октября 2008 г. (Протокол № 2)

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании Ученого совета БИСТ

« 1» октября 2008 г. (Протокол № 2)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Стратегический менеджмент»

для студентов очной и заочной форм обучения

Кафедра: Экономики и менеджмента

Факультет: Социально-экономический

Уфа 2008

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Стратегический менеджмент»
Для студентов и преподавателей экономических вузов и специальностей, всех форм обучения.
Методические рекомендации по изучению дисциплины "Стратегический менеджмент" подготовлены в соответствии с государственным стандартом по специальности 061100 "Менеджмент организации"

Составитель: канд. экон. наук, доц. Брандукова А.А.

Рецензенты:

Сафин Ш.Т., к. э. н., доцент, кафедры экономики и менеджмента БИСТ;

Фаррахетдинова А.Р., к.э.н., доцент кафедры экономической теории и организации бизнеса ВЭГУ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Качественное освоение основ стратегического менеджмента требует привития студентам умений и навыков использования своих знаний в области управления и применения этих знаний в практической деятельности.

Важная роль на современном этапе рыночных отношений отводится стратегическому руководству организацией, поэтому актуальность изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» обусловливается множественными причинами. В частности, к ним можно отнести возрастающую роль управления предприятиями и организациями, направленного на перспективу, что в свою очередь влечет необходимость в профессиональных менеджерах высокого класса.

В настоящее время в практику хозяйствования организаций прочно вошло такое понятие, как стратегическое управление (стратегический менеджмент). Большая проблема, с которой сталкивается сегодня любая организация, — это сложность ее деятельности в постоянно меняющихся внешних и внутренних условиях. Давление конкуренции, постоянно растущие требования потребителей, необходимость сокращения жизненного цикла продукта и внедрения новых технологий повышают сложность работы организаций (предприятий).

Стратегия — «искусство генерала» (в переводе с греческого), представляет собой оптимальный путь к цели.

Цель — это идеальный конечный (желательный) результат.

Стратагема— главное направление намеченного перспективного плана, или:

1) программа действий, ведущих к цели;

2) прием-интрига, дающий преимущества;

3) изобретательность, изворотливость в поисках выхода из трудного положения;

4) уловка, застающая врасплох или вводящая в заблуждение противника.

Суть стратегического менеджмента состоит в прокладывании оптимального пути к намеченным целям иреализации разработанной программы эффективных действий.

Стратагематика как наука о выработке стратегий бурно развивалась в древнем Риме, причем наибольшего расцвета достигла одна из ее ветвей — благородная, или «высшая» стратагематика. Ее отличие от (хитростной» (хитрость — ум животного) состояло в соблюдении принципа: «дело не в том, чего заслуживают наши враги, а в том, достойна ли нас та реакция, которую они пытаются спровоцировать».

Практическая стратагематика получила наивысшee развитие в древнем Китае, поскольку там отсутвовала правовая защита, предоставляющая гражданам юридическую помощь при нарушении прав личности и законных интересов (со стороны государственной власти). Это — свойство восточной деспотии, где граждане обязаны в первую очередь выполнять требования государства, а потом уже думать о своих интересах (в отличие от западной демократии, где государственные органы создаются для удовлетворения нужд и отстаивания интересов своих граждан). Выработанные с незапамятных времен 36 китайских стратагем не дополнялись на протяжении вот уже трех тысячелетий (до сих пор никто не придумал 37-ю стратагему). Если этим загорится кто-то из студентов или обучающихся в магистратуре, соревноваться со своими предшественниками лучше, ознакомившись с трудом Харро фон Зенгера.

Стратегический менеджмент — это раздел наукиуправления, обеспечивающий руководителя методами и навыками:

-разработки оптимальных путей к достижению целей организации и ее постоянного развития;

-профессионального и личностного роста.

Цели функционирования организаций постоянно меняются, о чем свидетельствует тот факт, что почти все они многопрофильные, т.е. выполняющие не только основной вид деятельности, но и различные услуги производственного и непроизводственного характера. В этих условиях важность и значимость цели как характеристики процесса управления резко возрастает. Четко и правильно сформулированная цель является тем ориентиром, по которому можно удить, насколько эффективно работала организация, и оценить ее успех. Кроме того, именно цели служат основой для выработки конкретных направлений деятельности и совокупности задач, успешное решение которых формирует устойчивую конкурентную позицию предприятий (организаций) в отрасли.

С понятием цели тесно связаны такие важные понятия, как стратегическое управление и стратегия организации.

Под стратегией организации понимается разработка и определение целей и задач организации, нашедшие конкретное выражение в годовых и перспективных планах, позволяющих предвидеть и зафиксировать будущее состояние организации в текущий момент времени.

Четко разработанная стратегия обеспечивает организации гибкость в управлении, способность и умение быстро перестраиваться, не упустить новые возможности, открываемые рынком и нововведениями, видеть перспективы развития. В настоящее время все эти факторы становятся главными аргументами организации в конкурентной борьбе и вызывают необходимость разработки системы стратегического управления организацией. Сущность системы стратегического управления состоит в том, что современные организации должны быть построены таким образом, чтобы обеспечить гибкую реализацию долгосрочной стратегии для успеха в конкуренции в условиях постоянно меняющейся внешней среды и разработать конкретные пути для превращения этой стратегии в текущие производственно-хозяйственные планы, программы и проекты.

Таким образом, можно сказать, что под стратегией понимается совокупность планов и задач, с помощью которых организация приближается к достижению поставленных целей.

Стратегическое управление является сферой деятельности руководства организации. Главная его задача — определение эффективных направлений развития организации, постановка целей, оптимальное распределение ресурсов, использование всего того, что обеспечивает устойчивую конкурентоспособность организации. Стратегическое управление выступает и как процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие организации с ее окружением, и как система методов и инструментов принятия и реализации стратегических решений. Основной задачей высшего руководства организации является построение механизма стратегического управления. Этому предшествует анализ ситуации на рынке, изучение собственных возможностей (потенциала) и принципов, которые необходимо знать и учитывать при формировании данного механизма.

Сформулируем основные принципы стратегического управления:

•разработка целей развития организации, ориентированных на завоевание рыночной ниши, выпуск новой продукции, внедрение новых технологий и др.;

•разработка новых видов деятельности для повышения конкурентоспособности организации;

•обеспечение взаимодействия между организацией и внешней средой, между всеми элементами организации;

•выбор стратегии с учетом особенностей конкретной организации;

•определение задач стратегического управления отдельно от задач оперативного управления.

Указанные принципы в разной степени реализуются в организациях, что отражается на их конкурентных преимуществах.

Выбор стратегии развития организации неразрывно связан с такими понятиями стратегического управления, как потенциал и конкурентоспособность.

Существует многовариантность интеграции ресурсов в единое целое, эффективность которой во многом определяется уровнем высшего менеджмента организации. В рыночной экономике потенциал организации зависит от внутренних и внешних факторов (потребительского спроса, позиции конкурентов, экономической ситуации в стране и т.д.). К особенностям потенциала организации можно отнести, например, его вероятностный характер, изменчивость.

Потенциал предприятия во многом определяет такую важную для стратегического развития организации характеристику, как конкурентоспособность.

Конкурентоспособностьорганизации характеризует ее способность вести эффективную конкурентную борьбу за рынки сбыта. Конкурентоспособность является относительной характеристикой, определяемой путем сравнения. Факторами, определяющими конкурентоспособность организации, являются ее потенциал, умелый выбор стратегии, профессионализм руководства, финансовые показатели.

Таким образом, задачей стратегического управления является реализация целей организации с учетом имеющегося потенциала и требований окружающей среды для достижения устойчивой конкурентной позиции в отрасли.

Решение указанной задачи предполагает:

•разработку миссии и целей организации;

•анализ состояния рынков;

•изучение потенциала организации;

•выявление конкурентных преимуществ;

•проведение возможных организационных изменений;

•разработку новых проектов развития;

•повышение организационной культуры.

Очень важным в процессе стратегического управления является умение расставить приоритеты развития организации, на которые будут направлены главные усилия сотрудников и необходимые ресурсы.

Знание теоретических основ современного «Стратегического менеджмента» создает фундаментальную базу профессиональной подготовки управленческих кадров и позволяет формировать знания специалиста высшей квалификации, способного успешно работать в условиях быстро меняющейся внешней среды

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУРСА

  1. Методические рекомендации по изучению дисциплины «Менеджмент»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов предназначены для четкой организации деятельности студентов. Рекомендации включают основные материалы дисциплины (задания для практической работы, контрольный тест, рекомендации
  2. Методические рекомендации по проведению итоговой государственной аттестации для студентов специальности 061100

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по проведению итоговой государственной аттестации для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации» / Н.В. Сидорова – В.
  3. Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения (первое и второе высшее профессиональное образование)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения (первое и второе высшее профессиональное образование).
  4. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов всех форм обучения факультета экономики и налогообложения

    Методические рекомендации
    Учебно – методическое пособие разработано в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ 7.32  2001 и Государственного образовательного стандарта по специальности 080109.
  5. Методические рекомендации по изучению дисциплины «Введение в специальность» для студентов специальности 5В050800 Учет и аудит Павлодар

    Методические рекомендации
    6 Структура учебных планов. Характеристика базового рабочего учебного плана специальности, рабочего учебного плана, типового индивидуального плана, индивидуального плана студента.
  6. Методические указания к курсовому проектированию по учебной дисциплине «инновационный менеджмент» для студентов специальности

    Методические указания
    Методические указания к курсовому проектированию по учебной дисциплине «Инновационный менеджмент» / Сост.: А.Я. Кибанов, Т.В. Лукьянова, В.Г. Коновалова.
  7. Методические рекомендации по изучению дисциплины «Экономика» для студентов очной и заочной формы обучения

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по изучению дисциплины «Экономика»для студентов очной и заочной формы обучения неэкономических специальностей ПГСХА /сост. Е.
  8. Рабочая учебная программа учебная дисциплина Муниципальный менеджмент Образовательная программа

    Рабочая учебная программа
    Мировой опыт свидетельствует, что роль муниципального менеджмента в его общей системе постоянно возрастает. Современное управление стало достоянием каждого местного сообщества.
  9. Программа, контрольные задания и тематика курсовых работ по учебной дисциплине основы менеджмента для студентов заочной формы обучения спец. «Национальная экономика»

    Программа
    Цель курса – заложить основы профессионального сознания, обеспечить эффективность изучения всех последующих специальных дисциплин, показать необходимость изучения и освоения мирового опыта менеджмента, а также особенности российского менеджмента.

Другие похожие документы..