Руководитель программы по защите прав детей юнисеф в рк система охраны детства региональные перспективы

СОДЕРЖАНИЕ

Шер Раиса Петровна – заместитель Председателя Комитета по охране прав детей МОН РК

Приветственное слово

Радослав Жехак - руководитель программы по защите прав детей ЮНИСЕФ в РК

Система охраны детства – региональные перспективы

Манабаева Кайни Алдарбековна – директор департамента

социальной помощи и социальных услуг МТСЗ РК

О социальной поддержке семей, имеющих детей

Нурабаева Зайда Токашевна - начальник управления регистрации актов гражданского состояния и апостилирования МЮ РК

Совершенствование национального семейного зоконодательства и вопросы защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Лепеха Игорь Владимирович- заместитель председателя Комитета административной полиции МВД РК

О принимаемых органами внутренних дел мерах по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Абдигалиева Гульнара Аманжоловна - председатель специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних

г. Астаны

Роль специализированного суда по делам несовершеннолетних в вопросах защиты прав и интересов детей. взаимодействие органов ювенальной юстиции – важный фактор в воспитании несовершеннолетних детей

Саинова Людмила Александровна – директор института гармоничного развития Человека Национального научно-практического образовательного и оздоровительного центра «Бобек»

Образовательный проект «Самопознание» - залог счастливого детства

Тулегалиева Ажар Гинаятовна – начальник Управления развития программ здравоохранения Департамента стратегии и развития здравоохранения

О состоянии и мерах, принимаемых по охране здоровья детей в Республике Казахстан

Жаксыбекова Динара Саржановна -начальник управления стратегии спорта Департамента развития туризма и международного сотрудничества

Роль физической культуры воспитании подрастающего поколения

Комекбаева Балхия Абдиманаповна – начальник управления образования ЮКО

Оңтүстік Қазақстан облысында бала құқықтары туралы конвенцияның орындалу барысы

Жилбаев Жанбол Октябрович – к.п.н., начальник отдела ГУ «Отдел образования г. Караганды»

Организация досуга детей во внеурочное время (из опыта работы, на примере микрорайона «ОРБИТА 1-2» г. Караганды)

Киселева Ирина Болеславовна – директор департамента по защите прав детей карагандинской области

Опыт Карагандинской области в реализации проекта «Город, дружественный к ребенку»

Хайрулина Асия Укеевна – председатель правления ОО «Лига женщин творческой инициативы»

Проблемы оказания помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации

Байсакова Зульфия Мухамедбековна-ОЮЛ «Союз кризисных центров» в Казахстане

«Национальная телефонная линия доверия для детей и молодежи» №150- индикатор социального неблагополучия детей и молодежи

Калюжный Вячеслав Афанасьевич – кандидат юридических наук,

руководитель Национального центра по правам человека

Права ребенка в Казахстане в свете выполнения норм Конвенции о правах ребенка

Мухамбетова К.А. – кандидат социологических наук, доцент

Кемайкина Т.Н. – кандидат педагогических наук, доцент,

ОФ «Сфера»

Оценка качества жизни детей в городах: методические аспекты

Бурганова Роза Ильдаровна - cоциолог ОО «Казахская ассоциация психологов», кандидат педагогических наук, доцент

Региональная программа организации культурно-досуговой деятельности школьников

Выступление зам.председателя

Комитета по охране прав детей

Министерства образования и

науки Республики Казахстан

Шер Р.П.

Уважаемый Айдар Бексултанович!

Уважаемые участники круглого стола!

С момента представления второго и третьего Периодического доклада о положении детей в нашей стране прошло 2,5 года.

Рекомендации Комитета ООН по правам ребенка были своевременно доведены до сведения широкой общественности.

В целях выполнения этих рекомендаций во всех заинтересованных министерствах и ведомствах были разработаны оперативные планы действий.

Позвольте сообщить Вам о той работе, которая была проведена Министерством образования и науки в связи с вышеназванными рекомендациями.

Как вам известно, в январе 2006 года был создан Комитет по охране прав детей МОН РК.

Согласно пункту 15 Рекомендаций Комитет ООН по правам ребенка определил задачу - обеспечить наделение Комитета по охране прав детей МОН РК полномочиями на осуществление всех прав ребенка, предусмотренных Конвенцией, и предоставить надлежащие финансовые и людские ресурсы для всесторонней координации работы по осуществлению прав детей.

В связи с этим и во исполнение принятых международных обязательств по наилучшему обеспечению прав детей в ноябре 2007 года при Комитете по охране прав детей Министерства образования и науки были созданы его структурные подразделения – Департаменты по защите прав детей во всех 16 регионах республики.

Понятно, что эффективная политика в интересах детей должна основываться на точном знании и понимании настоящего положения детей, их потребностей и способов наилучшего удовлетворения этих потребностей. В то же время, очевидно, что выполнение государством принятых международно-правовых обязательств не может быть обеспечено без создания постоянно действующих независимых механизмов защиты прав детей.

Поэтому, неслучайно, что также в 2007 году Правительством Республики Казахстан принято решение о создании Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, членами которой мы являемся.

Основной задачей Комиссии является выработка предложений по обеспечению защиты прав и законных интересов детей. Начиная с 2007 года по настоящее время, Комиссией проведено 4 заседания по таким важным вопросам, как развитие ювенальной юстиции в Республике Казахстан, профилактика и предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних, вопросы развития инклюзивного образования, обеспечения детей качественным питанием и мн.др.

С учетом пункта 12 рекомендаций Комитета Правительством Республики Казахстан 27 декабря 2007 года была утверждена программа «Дети Казахстана на 2007-2011 годы».

По выполнению первого этапа Программы Министерством образования и науки уже был представлен подробный отчет на Правительственном часе в марте 2009 года в Мажилисе Парламента РК.

Одним из положительных моментов в реализации Программы была отмечена разработка и принятие нормативных правовых документов.

Так, например,

1.разработана и тиражирована в количестве 4-х тысяч экземпляров на электронных носителях законодательная база Республики Казахстан по правам ребёнка;

  1. подписаны Президентом Республики Казахстан Указы о развитии системы ювенальной юстиции, об образовании специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних, о Государственной программе развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан;

  2. приняты 11 Законов Республики Казахстан в области защиты прав детей;

  3. утверждены Правительством Республики Казахстан свыше 24 постановлений по вопросам улучшения качества жизни детей;

5. изданы 13 совместных приказов с министерствами здравоохранения, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, обороны, около 100 приказов министерств и ведомств по вопросам охраны прав детей.

Учитывая рекомендации Комитета, в частности пункт 23, в ноябре 2007 года при поддержке местных исполнительных органов впервые в республике создан банк данных о деятельности неправительственных общественных организаций, занимающихся вопросами детства. Сегодня в банке данных зарегистрировано более 600 НПО.

За 2,5 года совместно с международными и неправительственными общественными организациями, министерствами, ведомствами, местными исполнительными органами проведено более 730 мероприятий, в том числе 57 республиканских, 673 региональных. Начиная с 2008 года, в рамках программы «Дети Казахстана» на республиканском и региональном уровнях проводилось более 20 различных социологических исследований по обеспечению прав детей всех категорий на получение качественных образовательных, медицинских и социальных услуг.

В социологических исследованиях приняли участие около 100 тысяч респондентов. Результаты исследований позволили более тщательно изучить и рассмотреть причины непосещения детьми школ, подростковой преступности, детского суицида, роста первичной детской инвалидности и др.

Для привлечения гражданского общества к решению вопросов развития системы образования в декабре 2007 года, в июне и октябре 2008 года были организованы торжественные церемонии награждения «Балалық шақ-досы» и «Меценат образования-2008».

По итогам проведенных мероприятий разработаны и выпущены в помощь родителям, специалистам, работающим с детьми, информационно-методические сборники, рекомендации, аналитические материалы по вопросам защиты прав детей свыше 56 тысяч экземпляров по 50 наименованиям.

Сегодня в Казахстане проживают около 5 млн. детей, из них около 2-х млн. - дети дошкольного возраста, свыше 2,5 млн. - школьники, более 500 тыс. – учащаяся молодежь.

В настоящее время в республике выявлены более 148 тысяч детей с ограниченными возможностями в развитии, свыше 20 тысяч детей с девиантным поведением, на полном государственном обеспечении находятся более 16 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Особое внимание в республике уделяется детям с ограниченными возможностями.

В 2008 году принят Закон РК «О специальных социальных услугах», который предполагает совершенствование институциональной системы предоставления социальных услуг. Это значит, что в республике впервые вводится механизм государственного социального заказа на предоставление социальных услуг в негосударственном секторе, расширение рынка предоставления социальных услуг и развитие современных форм содержания лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе и детей.

Постановлением Правительства Республики Казахстан утвержден Перечень специальных социальных услуг в области образования и разработаны стандарты оказания специальных социальных услуг детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Для вовлечения детей с ограниченными возможностями в систему дошкольного образования в рамках реализации Госпрограммы развития образования на 2008-2010 годы предусмотрено открытие 380 кабинетов коррекции и инклюзивного образования.

Сегодня в пяти областях и в г. Алматы открыты 87 кабинетов, до конца 2009 года предусмотрено открытие 42 в 6 областях и г. Астане.

Кроме этого, сеть специальных организаций, оказывающих комплексную коррекционно-педагогическую поддержку детям и их родителям, состоит из 119 кабинетов психолого-педагогической коррекции, 15 реабилитационных центров и 283 логопедических пунктов.

Сегодня более 11 тыс.детей с ограниченными возможностями обучаются совместно со сверстниками в образовательной среде. В 395 детских садах воспитываются около 3000 детей (2922), в 769 общеобразовательных школах около 7000 детей (6961).

Самое главное право ребенка – право на семью. Только что родившийся малыш с первой минуты своей жизни приобретает это право. Однако не для всех оно становится реальностью. Сегодня до 80% детей, оставшихся без попечения родителей, составляют "социальные сироты".

Несмотря на принимаемые меры, сегодня мы, к сожалению, не можем говорить об успешности работ по устройству детей в семьи. Основная проблема в решении данного вопроса – это несвоевременное выявление семейного и детского неблагополучия.

Причина заключается в дефиците специалистов органов опеки и попечительства, который составляет 688 человек. До сегодняшнего дня эти функции выполняли 210 специалистов и учителя школ, которых привлекали к этой работе на общественных началах.

В решении этой проблемы уже сегодня есть положительные моменты.

В рамках реализации программы «Дети Казахстана» с марта 2009 года государственные полномочия по опеке и попечительству должны осуществлять дополнительно 368 специалистов в 11 регионах республики. Основная задача которых заключается в своевременном выявлении неблагополучных семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации для принятия неотложных мер по оказанию им помощи.

На наш взгляд, наравне с органами опеки и попечительства этой деятельностью могут заниматься и разнообразные социальные центры, школы приемных родителей, другие подобные структуры. Такой опыт работы сегодня имеется в Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях. Впервые на базе детских домов этих областей действуют центры поддержки семей, взявших на воспитание детей-сирот.

В республике открыты 6 экспериментальных площадок по созданию «Школы приемных родителей» для подготовки граждан, желающих взять детей-сирот в свои семьи.

Проведение дней открытых дверей в детских домах, активная информационно-разъяснительная работа через средства массовой информации, прокат социальных видеороликов на ведущих республиканских телеканалах, открытие специальных рубрик в местных газетах активизировало стремление наших граждан принять участие в судьбе и устройстве детей-сирот.

Все эти и другие меры позволили сократить число детей, воспитывающихся в детских домах по сравнению с 2007 годом на 1 478 человек.

Сегодня в органах опеки и попечительства зарегистрировано 1127 заявлений будущих усыновителей (удочерителей) из числа казахстанских граждан.

Одной из серьезных причин социального сиротства является снижение роли семьи в нравственно-духовном формировании личности ребенка.

Кризис института семьи – это не уникальная проблема отдельно взятого государства. Многие страны пытаются найти пути решения

Поэтому сегодня в республике создается целостная система нравственно-духовного развития человека, в учебные планы организаций образования внедряется образовательная программа «Самопознание».

В настоящее время действуют 184 экспериментальные площадки, где работают 744 педагога.

Для подготовки детей к полноценной жизни в обществе, формирования у них общечеловеческих ценностей мы намерены продолжить работу в этом направлении. С нового учебного года планируется внедрение в учебный процесс этого предмета на всех ступенях общего среднего образования, в техническом и профессиональном образовании, на педагогических специальностях высшего профессионального образования.

Сегодня дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, требуют к себе особого внимания. Для решения вопросов организации работы по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании в образовательной среде в Министерстве в 2008 году создан Департамент воспитательной работы и молодежной политики, соответствующие подразделения действуют в структуре Департамента среднего образования и органов образования на местах.

В целях социального и психолого-педагогического сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в организациях образования работают 2624 социальных педагога, 6977 психологов, 1453 школьных инспекторов полиции.

Для оказания поддержки школьникам из малообеспеченных и многодетных семей во время подготовки к началу учебного года и предупреждения неявки детей в школу по социальным причинам с 2008 года в республике объявлена и проводится общереспубликанская акция «Дорога в школу».

  1. Отчет о деятельности Департамента по защите прав детей Карагандинской области

    Содержательный отчет
    Организационная деятельность Департамента направлена на совершенствование механизмов взаимодействия с заинтересованными структурами в решении вопросов защиты детства.
  2. «О ситуации с правами человека в Республике Казахстан в 2011 году»

    Доклад
    Предлагаемый вниманию читателей доклад Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан «О ситуации с правами человека в Республике Казахстан в 2011 году» (далее - доклад) посвящен анализу ситуации с правами человека
  3. Отчет о работе Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан и его территориальных органов за 1 полугодие 2009 года

    Содержательный отчет
    Комитет по защите прав детей и его территориальные органы в целях осуществления основной своей миссии по реализации государственной политики в области охраны и защиты законных интересов детей совместно с территориальными органами в
  4. Доклад о положении детей в республике казахстан (2)

    Доклад
    Настоящий Доклад о положении детей в Республике Казахстан в 2008 году (далее – Доклад) подготовлен во исполнение статьи 46 Закона Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан».
  5. Охрана прав и защита законных интересов детей является одним из основных направлений национальной политики Республики Казахстан. Подтверждением тому служит пров

    Закон
    Охрана прав и защита законных интересов детей является одним из основных направлений национальной политики Республики Казахстан. Подтверждением тому служит провозглашенный пунктом 2 статьи 6 Закона «О правах ребенка в Республике Казахстан»
  6. Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в 2006 году

    Содержательный отчет
    В соответствии с пунктом 23 Положения об Уполномоченном по правам человека, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002 года № 947 «Об учреждении должности Уполномоченного по правам человека», Уполномоченный
  7. Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в 2007 году

    Содержательный отчет
    Представленный пятый ежегодный отчет Уполномоченного по правам человека подготовлен в соответствии с пунктом 23 Положения об Уполномоченном по правам человека, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002
  8. Вдокладе отражены меры, принимаемые государством, по реализации основных положений Конвенции о правах ребенка (1)

    Доклад
    Настоящий доклад подготовлен во исполнение статьи 44 Конвенции о правах ребенка, открытой для подписания в городе Нью-Йорк 20 ноября 1989 года, ратифицированной постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 8 июня 1994 года
  9. Вдокладе отражены меры, принимаемые государством, по реализации основных положений Конвенции о правах ребенка (2)

    Доклад
    1. Настоящий доклад подготовлен во исполнение статьи 44 Конвенции ООН о правах ребенка, ратифицированной Республикой Казахстан в 1994 году, и в соответствии с требованиями, изложенными в Согласованных руководящих принципах представления

Другие похожие документы..