Учебно-методический комплекс (опд. Ф. 04 для специальности 061100 «Менеджмент организации») государственный образовательный стандарт впо

Тема 25. Управление знаниями в организации.

Значение знаний для развития организации. Понятие знаний – узкое и расширительное. Интеллектуальный потенциал организации. Виды знания в организации: знания, устанавливающие цель; систематические знания; прагматичные знания; автоматические знания. Типы знаний: укоренившееся, выраженное и точное. Знания как ресурс организации. Корпоративная память. Знания, ориентированные на эффективность и знания, ориентированные на инновации. Явные и латентные знания. Спираль знаний. Новая функция управления – управление знаниями в организации. Трансформация знания в успех организации. Этапы усвоения новых знаний. Способы получения новых знаний организацией: покупка знаний; аренда знания; развитие знания. Директор по управлению знаниями. Организационные формы управления знаниями. Создание новаторских коллективов (команд).

Термины: знания; интеллектуальный потенциал организации; укоренившееся знание; выраженное знание; точное знание; корпоративная память; явные и латентные знания; спираль знаний; управление знаниями.

Контрольные вопросы:

1. Каково значение знаний в деятельности организации?

2. Каковы этапы деятельности по управлению знаниями?

3. Почему возникла функция управления знаниями и в чем ее суть?

4. Какие изменения происходят в организационных структурах в связи с осуществлением функции управления знаниями?

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Что такое знания?

2. Какие виды знаний вы можете вспомнить?

3. В чем заключается управление знаниями в организации?

4. Почему знания в современных организациях рассматриваются как конкурентный ресурс?

Тема 26. Современные тенденции развития организаций.

Классические и постклассические типы организаций. Тенденция к минимизации количества работников предприятия или подразделения. Малое предприятие как идеал экономической организации. Причины угасания интереса к крупным корпорациям классического типа. Роль общинных связей в современном малом бизнесе. Изменения общественного мнения 80-х, 90-х годов по отношению к малым формам бизнеса. Зарождение и развитие тенденции к децентрализации производства. Проблема границ организации. Тенденция к совладению предприятиями. Значение кампаний по приватизации начала 80-х годов в Великобритании и США. Поражение профсоюзов в их кампании против совладения. Совладение как объективная основа сотрудничества менеджеров и работников. Новые организационные формы распределения акций среди работников компании (Employee StockOwnershipPlan - ESOP и др.). Принцип обязательного владения акциями: достоинства и недостатки. Становление гибких организационных структур. «Холмообразные» и сетевые структуры. Формализация неформальных связей в современных организациях. Проблема взаимозаменяемости работников и их приобщенности к целям организации. Возможные пути решения. Гибкое строение фирмы как ответ на постоянно изменяющееся внешнее окружение. Развитие систем телекоммуникаций и их использование в бизнесе. Информация как экономическая основа современного общества. Телекоммуникации и новые возможности малых организаций. Виртуализация организаций. Экономические и технические причины разделения (географического и организационного) производства и генерации идей в современной экономике.

Термины: классические типы организаций; постклассические типы организаций; синергетика; хаос; порядок; виртуализация организаций; границы организации; организационная гибкость; динамика внешнего окружения; децентрализация; совладение.

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные мировые тенденции организационного развития.

2. Какие способы привлечения работников к управлению организации вы можете назвать? Какие цели преследуются при этом?

3. Дайте характеристику процесса децентрализации организаций.

4. Что означает динамичность внешнего окружения организации?

5. Каким образом современные технологии определяют развитие организаций?

6. Дайте характеристику термину внешнеорганизационный хаос.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Подумайте, насколько распространены в регионе новейшие организационные

формы? Почему?

2. В каких случаях более эффективны централизованные, а в каких – децентрализованные организации?

3. В каких типах внешней среды организациям легче функционировать – в хаотическом или упорядоченном? Обоснуйте свое мнение на конкретных примерах.

4. Какую функцию в межрегиональном разделении труда выполняет наш регион – производство или генерация идей? Почему?

5. Приведите известный вам пример организационной сети. Насколько эффективно действует эта сеть? Может ли она быть в принципе заменена какой-либо традиционной организационной или контрактной структурой?

6. Покупали ли вы что-либо через Интернет? Какие виды электронной коммерции кажутся вам наиболее перспективными?

7. Приведите примеры глобальных рынков и глобальных организаций. В какой

степени многонациональные компании воплощают в своей деятельности рыночные и организационные механизмы?

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. Природа и сущность организации

1. Множество дефиниций организации как отражение сложности и многомерности феномена организации.

2. Черты и свойства организации, выделяемые в различных науках.

3. Роль организаций в доиндустриальном и современном обществах.

Дополнительное задание:

Прочитайте и составьте конспект отрывка из книги А. И. Пригожина «Методы развития организаций» (см. Хрестоматию учебного пособия), где автором выстроены модели трансформации понятия «организация» в хронологической последовательности их появления в системе организационного мышления. Охарактеризуйте каждую из предложенных А. И. Пригожиным моделей.

Семинар 2. Фундаментальные законы организации.

1. Закон, закономерность, зависимость: сущность и классификации.

2. Содержание основных фундаментальных законов организации.

3. Применимость и следствия законов организации.

Дополнительное задание:

Проанализируйте ситуации и обоснуйте применение стратегий развития организации.

Ситуация 1

Одно из крупных предприятий региона в условиях мирового финансово-экономического кризиса решает объединиться с таким же крупным однотипным отраслевым предприятием региона на взаимовыгодных условиях. Какая из стратегий организационного развития в этой ситуации будет наиболее эффективной? Обоснуйте и докажите свою позицию, раскрывая особенности проявления стратегии и исходя из данных ситуации

Ситуация 2

Таксомоторное городское предприятие, существующее в данном сегменте рынка достаточно длительный период, решает поднять цены на перевозку пассажиров в связи с неблагоприятными погодными условиями, тем самым лишаясь части своих клиентов (как постоянных, так и потенциальных). Какую из стратегий организационного развития в данном случае можно употребить, чтобы не утратить остальную часть клиентов? Обоснуйте и докажите свою позицию, раскрывая особенности проявления стратегии и исходя из данных ситуации.

Семинар 3. Организация и внешняя среда.

1. Внешняя среда и проблема границ организации.

2. Структура внешней среда организации.

3. Методы диагностики организацией внешней среды.

4. Способы взаимодействия организации с внешней средой.

Дополнительное задание:

Составьте презентацию в Power Point, где изложите материал по теме «Внешняя среда организации» в виде таблиц и схем.

Семинар 4. Классическая теория организации.

1. Научное управление Ф. Тэйлора.

2. Теория организации А. Файоля.

3. Теория бюрократии М. Вебера.

Дополнительное задание:

Подготовьте реферат по одной из представленных тем:

  1. «Тектология. Всеобщая организационная наука» А. Богданова»;

  2. «Организационная теория А. Фаоля, Л. Урвика»;

  3. «Теория решения изобретательских задач Г. Альтшулера (логистический подход)»;

  4. «Организационная теория Э. Мейо»;

  5. «Естественная» организация Т. Парсонса, Р. Мертона»;

  6. «Политическая модель организации М. Крозье».

Семинар 5. Организационные структуры управления.

1. Вертикальное и горизонтальное разделение труда. Централизация и децентрализация управления.

2. Департаментализация и ее виды. Функциональная и линейная структуризация. Преимущества и недостатки. Линейно-функциональная комбинация.

3. Органический тип структуры управления.

4. Проектное управление.

Дополнительное задание:

Составьте тезаурус по теме занятия, привлекая дополнительно управленческую терминологию.

Семинар 6. Организационная культура.

1. Культурная природа организации.

2. Проблема формирования и измерения организационной культуры.

3. Модель организационной культуры Г. Лэйн и Дж. Дистефано.

4. Модель организационной культуры У. Оучи.

5. Модель организационной культуры Г. Хоффштеде.

6. Управление организационной культурой.

Дополнительное задание:

Составьте примерный перечень правил корпоративного поведения в учебной группе, принимая во внимание следующие компоненты корпоративной (организационной) культуры: положение индивида в организации, стили разрешения конфликтов, действующую систему коммуникации, и определите обрисовавшийся тип корпоративной культуры по классификации Д. Зоннефельда, поясните ответ.

Семинар 7. Коммуникации в организациях.

1. Структура и система коммуникаций в организации.

2. Формальные и неформальные коммуникации.

3. Абстрактная модель коммуникации.

4. Эффективность организационных коммуникаций.

Дополнительное задание:

У «наивного пользователя» (незнакомого с теориями) имеются свои модели коммуникации, представления о том, как устроен коммуникативный процесс. Можно ли разделить таких коммуникаторов на две условные группы: «слушай, что говорю» и «давайте вместе подумаем»? Какие теоретические подходы это напоминает? Понаблюдайте за руководителями фирм и предприятий, политиками и общественными деятелями, детьми и родителями, предложите свои варианты.

Семинар 8. Управление изменениями в организациях.

1. Понятие, виды и формы организационных изменений.

2. Методы реализации организационных изменений.

3. Сопротивление изменениям в организации.

4. Управление организационными изменениями.

Дополнительное задание:

Одним из необходимых условий эффективных организационных изменений является формирование управленческой команды. Выберете основные отличительные признаки идеальной управленческой команды, обоснуйте свой выбор:

  • в команде каждый ее член стремится к лидерству, поскольку является профессионалом;

  • в команде один за всех и все за одного;

  • все члены команды – единомышленники;

  • в команде важны вертикальные связи и формальные правила ее жизни;

  • высокое уважение членов команды друг к другу: ценят за достоинства, терпимы к недостаткам и слабостям, принимают индивидуальности друг друга;

  • команда включает оптимальный состав по распределению ролей: генераторы – критики-организаторы;

  • в команде господствует культ буквы, а не мысли;

  • в команде полноценная взаимодополняемость и взаимозаменяемость за счет широкого профессионализма;

  • в команде преобладает мотивация к достижению цели и готовность к риску;

  • в команде присутствует культ власти; авторитет утверждается по должности, а не по заслугам;

  • члены команды хорошо сотрудничают друг с другом, умеют выслушать мнение друг друга и готовы к компромиссу.

Семинар 9. Организационное проектирование.

1. Цели и задачи организационного проектирования.

2. Этапы организационного проектирования.

3. Методы организационного проектирования.

4. Оценка эффективности организационного проекта.

Дополнительное задание:

Проанализируйте модель оценки достоинств планируемых мероприятий, разработанную Р. Бускирком, профессором маркетинга и директором программы для предпринимателей в университете Южной Каролины, в основе которой лежат 15 критериев оценки риска для приближения к «идеальному бизнесу». Приведите примеры реализации критериев.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине (умк). Требования к составу и содержанию, рекомендации по разработке (1)

    Учебно-методический комплекс
    четкое определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе данной специальности; фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины;
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине (умк). Требования к составу и содержанию, рекомендации по разработке (2)

    Учебно-методический комплекс
    отражение в содержании учебной дисциплины современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики, связанных с данной учебной дисциплиной;
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 100200 Туризм (2)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования подготовки «бакалавра туризма» по направлению подготовки 100200 Туризм при очной форме обучения составляет 4 года.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 100200 Туризм (3)

    Образовательный стандарт
    результаты интеллектуальной деятельности, туристский продукт, нематериальные блага, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании (по договору и т.
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования специальность 080507. 65 Менеджмент организации

    Основная образовательная программа
    Выписка из протокола заседания кафедры от 1 .
  6. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (1)

    Содержательный отчет
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (далее – ВГУЭС) является высшим учебным заведением федерального подчинения.
  7. I. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности 8

    Документ
    В 2006/2007 учебном году вопрос о подготовке к комплексной проверке ННОУ «Московский институт медико-социальной реабилитологии» рассматривался на заседании Ученого совета института (7 Мая 2007 г.
  8. Рабочая программа учебной дисциплины теория организации. ( указывается наименование дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) для направления

    Рабочая программа
    Цель курса «Теория организации» – рассмотреть важнейшие аспекты теории организации, поскольку именно в организации менеджер осуществляет эффективную (или неэффективную) управленческую деятельность.
  9. Отчет о результатах самообследования деятельности Воскресенского института туризма филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская международная академия туризма

    Содержательный отчет
    о результатах самообследования деятельности Воскресенского института туризма – филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Другие похожие документы..