Учебно-методический комплекс (опд. Ф. 04 для специальности 061100 «Менеджмент организации») государственный образовательный стандарт впо

Тема 20. Конфликты в организациях.

Понятие организационного конфликта. Кумулятивная природа конфликтных взаимодействий. Основные направления конфликтов в организации: горизонтальный и вертикальный. Классификация конфликтов в организации (личностный (ролевой, мотивационный), межличностный (социально-психологический), межгрупповой (социальный), открытый и скрытый конфликт). Концепция конфликта Л. Козера. Концепция конфликта Р. Дарендорфа: три типа переменных (группа, разногласие и причины). Типы причин. Агенты конфликта. Понятие силы (наглядная мощь статуса, «деньги», союзники). Бихевиористская концепция. Формы конфликта - полномасштабный и неполный. Социально-психологическая модель конфликта. Роль чувств, эмоций, установок. Образ врага. Онтологический подход (марксистская школа). Понятие противоречий и кризиса. Причины возникновения конфликтов в организации (различие интересов, различие ценностей, экономическое и социальное неравенство, неудовлетворенность). Условия конфликта: технические, политические, социальные, психологические. Протекание конфликта в организации: конфликт как процесс. Стадии конфликта (предконфликтная (идентификация причин конфликта, оценка ресурсов и возможностей, поиск сторонников, скрытые конфликтные взаимодействия), стадия непосредственного конфликта, постконфликтная стадия). Разрешение конфликта и стили поведения (стиль конкуренции, стиль уклонения, стиль приспособления, стиль сотрудничества, стиль компромисса). Конфликтогенные факторы. Функции конфликта (позитивные и негативные). Конфликтный менеджмент. Формы (реорганизация, информирование, трансформация, дистанцирование, подавление, конформное предпочтение) разрешения конфликтов. Культура конфликта. Позитивные и негативные функции конфликта. Управление конфликтом в организации: организационные, социологические и культурные способы.

Термины: организационный конфликт; агенты конфликта; формы конфликта; конфликт как процесс; условия конфликта; функции конфликта; культура конфликта; конфликтный менеджмент.

Контрольные вопросы:

1. Что такое организационный конфликт?

2. Раскройте основные типы организационных конфликтов.

3. Охарактеризуйте основные концепции конфликта.

4. Каковы основные типичные причины возникновения конфликтов в организации?

5. Назовите основные стадии протекания конфликта.

6. В чем состоят функции конфликта?

7. Как можно управлять конфликтом в организации?

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Возможно ли существование организации без конфликтов?

2. Приведите примеры из реальной практики функционирования организаций

вмешательства «третьей силы» в организационный конфликт.

3. Что такое конфликтная компетентность?

4. Что такое конфликтная социализация?

5. Какая из концепций конфликта вам ближе? Обоснуйте свое мнение.

Тема 21. Коммуникации в организации.

Понятие коммуникаций. Социальные функции коммуникаций в организации.

Горизонтальные и вертикальные коммуникации и организация. Односторонняя коммуникация. Двухсторонняя коммуникация. Система коммуникаций. Сеть коммуникаций. Структура и система коммуникаций в организации. Формальные коммуникации. Роль и принципы формальных коммуникаций в организации в работах Ф. Тейлора, А. Файоля и Ч. Барнарда. Принцип сохранения непрерывности линии коммуникаций и доступа любого члена организации к системе формальных коммуникаций. Иерархический принцип передачи информации. Ступени передачи информации. Роль неформальной системы коммуникаций в концепции человеческих отношений у Ч. Барнарда и Г. Саймона. Роль слухов в организации по Ч. Барнарду. Деловые неформальные коммуникации в концепции Г. Саймона. Связь между источником и получателем информации. Помехи, возникающие при передаче информации. Накопление ошибок по мере увеличения числа уровней в организации. Стремление к сокращению числа уровней и соответствующие ограничения. Технико-технологические помехи: дефекты системы документооборота, ошибки в расчетах, слабая подготовка сотрудников и др. Социально-психологические помехи. Проблема внесения собственного «Я» в процесс передачи и переработки информации, интерес и отношение к информации. Искажение информации. Надежность и полнота информации как фактор, определяющий качество решения. Решение как переработка социальной информации. Своевременность информации и качество решения. Понятие источника информации, получателя, линии связи для передачи информации. Логика возникновения, пути прохождения информации при подготовке решения.

Термины: вербальная и невербальная коммуникация; носитель информации; обратная связь; получатель информации; коммуникатор; коммуникационный шум; коммуникационные стили; коммуникационные сети; кодирование и декодирование значения; интерпретация коммуникационного послания; направления коммуникации; формальная и неформальная система коммуникаций; каналы коммуникаций.

Контрольные вопросы:

1. Дайте краткую характеристику модели организационных коммуникаций школы научного управления.

2. В чем отличие представлений об организационных коммуникациях школы

человеческих отношений от школы научного управления?

3. Назовите основные принципы системного подхода к организационным

коммуникациям.

4. Опишите современную теоретическую модель коммуникаций.

5. Назовите основные модели коммуникационных сетей в сетевой модели коммуникаций.

6. Чем различаются структуры коммуникаций в формальной и неформальной организациях?

7. Какие из видов искажения информации в коммуникационных сетях наиболее опасны для их функционирования?

8. В чем заключаются особенности межличностной и функционально-ролевой

коммуникации?

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Есть ли взаимосвязь между сложностью организационной структуры и размером искажений информации в коммуникационных сетях организации?

2. Какие мероприятия необходимо реализовать для анализа состояния и повышения эффективности системы коммуникаций организации?

3. Опишите ситуации, когда неформальные каналы коммуникации более эффективны, чем формальные?

4. Опишите ситуации, когда «обратная связь» в коммуникационной вертикали неэффективна? К чему могут привести эти ситуации?

5. Опишите, каким образом система коммуникаций в организации выполняет функцию социального контроля?

6. Какие каналы коммуникаций наиболее авторитетны в организации? Обоснуйте свою позицию.

Тема 22. Управление изменениями в организациях.

Понятие организационных изменений. Изменение и инновация. Формы организационных изменений: эволюция, адаптация, модернизация, кризис. Организационные изменения как продукт управленческого воздействия на организацию. Методы и формы реализации организационных изменений: формирование, разграничение, структуризация, ликвидация, реструктуризация, разделение, реорганизация, реформирование, систематизация, формализация, моделирование, диверсификация, коррекция, ротация, перераспределение). Модель организации антикризисного управления. Управление изменениями: изменения в целях, структурные изменения, изменения в технологии, изменения в людях. Уровни изменений в организации: индивид, группа, организация. Анализ ситуации изменения: анализ поля сил (К. Левин) и SWOT-анализ. Взаимосвязь организационных изменений с конфигурацией жизненного цикла организации. Сопротивление изменениям. Причины сопротивления: непонимание ситуации и целей, конфликт интересов, нетерпимость. Методы преодоления сопротивления инновациям. Выбор стратегии изменений. Программа изменений. Мониторинг организационных изменений. Контролируемые и неконтролируемые изменения. Побочный эффект организационных изменений. Управление изменениями и организационное развитие. Эффективность организационных изменений. Критерии эффективности изменений.

Термины: организационное изменение; инновация; кризис, организационное развитие; реорганизация; реструктуризация; реформирование; диверсификация; моделирование; ротация; коррекция; адаптация; модернизация; сопротивление изменениям.

Контрольные вопросы:

1. Какие формы организационных изменений вы знаете?

2. Каким образом можно управлять организационными изменениями?

3. Что такое антикризисное управление и как оно связано с организационными

изменениями?

4. Что такое сопротивление изменениям? В каких формах оно может проявляться в организации?

5. Какими методами возможно оценить эффективность организационных изменений?

6. Что такое побочный эффект организационных изменений?

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Какие организационные изменения встречаются в организации, в которой вы

работаете (учитесь), чаще всего?

2. Приведите пример осуществления организационных изменений и проанализируйте эффективность их воздействия на развитие организации.

3. Приведите пример контролируемых и неконтролируемых организационных изменений.

4. Проведите SWOT-анализ какой-либо организации после произошедших организационных изменений.

Тема 23. Организационное проектирование.

Понятие и цели проектирования. Значение и задачи организационного проектирования. Многоаспектность организационной структуры и связанное с ней многообразие методов и технологий организационного проектирования. Методологические принципы организационного проектирования: релевантность проекта организационному контексту; системный анализ организационных проблем; переход от целей организации к ее структуре. Процесс и стадии формирования организационной структуры. Методы проектирования организационных структур: аналогий (нормативно-функциональный); экспертно-аналитический; структуризации целей (системно-целевой); организационного моделирования. Этапы организационного проектирования: предпроектный, проектирования, внедрение проекта. Оценка эффективности организационных проектов: критерии и показатели. Показатели эффективности через конечные результаты деятельности организации; показатели эффективности содержания и организации управления; показатели рациональности организационной структуры. Признаки оптимальной организационной структуры: небольшие подразделения с высококвалифицированным персоналом; небольшое число уровней управления; наличие в структуре групп специалистов; ориентация на потребителя; быстрая реакция на изменения; высокая производительность управленческого аппарата; низкие затраты на управление.

Термины: организационное проектирование; методологические принципы проектирования; релевантность проекта; организационный контекст; методы проектирования; оценка эффективности проектирования.

Контрольные вопросы:

1. Какие методы организационного проектирования вы знаете?

2. Назовите основные методологические принципы организационного проектирования.

3. Какие модели могут быть использованы при организационном моделировании?

4. Раскройте признаки оптимальной организационной структуры.

5. Какими методами возможно оценить эффективность организационной структуры?

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Что такое релевантность проекта?

2. Охарактеризуйте предпроектный этап организационного проектирования.

3. С каким трудностями можно столкнуться при внедрении организационного проекта?

4. В чем заключается важность оценки эффективности организационного проекта?

Тема 24. Оценка эффективности организационных систем.

Выживание как предельная оценка эффективности организации. Критерии оценки эффективности: прибыль, доля на рынке, объем продаж, производительность, удовлетворение потребностей, адаптивность к внешним изменениям. Организационная экономика как раздел теории организации. Теория агентских отношений: принципалы и агенты; организационный контракт и агентские издержки. Теория трансакционных издержек: организация как система операций; трансакционные издержки; границы эффективности фирмы. Основные организационные издержки: ограниченная рациональность; оппозиционное поведение; информационная асимметрия. Механизмы обмена, управления и контроля. Рыночный контроль, бюрократический контроль, клановый (фирменный) контроль. Контроллинг: административный контроль, технологический контроль, ревизия, функциональный, комплексный и системный аудит. Пассивный и активный контроллинг. Организационный аудит: аудит имущества; аудит профессионализма персонала; аудит интеллектуальной собственности; аудит методологии и процесса управления; аудит механизма управления; аудит технологии и процесса производства; аудит организации производства; операционный аудит; управленческий аудит; аудит бухгалтерского учета. Классификация аудита по направлениям: технологический, экономический, организационный, правовой, социальный. Основные принципы организационного аудита. Технология проведения организационного аудита. Этапы организационного аудита.

Термины: организационная экономика; теория агентских отношений; теория трансакционных издержек; границы эффективности фирмы; оппозиционное поведение; информационная асимметрия; рыночный контроль; бюрократический контроль; клановый контроль.

Контрольные вопросы:

1. В чем сущность теории агентских отношений?

2. В чем сущность теории трансакционных издержек?

3. Перечислите основные организационные издержки.

4. Какие механизмы контроля в организации вы знаете?

5. Дайте определение понятию аудит.

6. Перечислите основные отрасли аудита.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. В каких документах организации отражены элементы контроллинга?

2. В чем заключаются особенности проведения различных видов контроллинга?

3. В чем особенности пассивного и активного контроллинга?

4. В чем суть и содержание организационного аудита?

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине (умк). Требования к составу и содержанию, рекомендации по разработке (1)

    Учебно-методический комплекс
    четкое определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе данной специальности; фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины;
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине (умк). Требования к составу и содержанию, рекомендации по разработке (2)

    Учебно-методический комплекс
    отражение в содержании учебной дисциплины современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики, связанных с данной учебной дисциплиной;
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 100200 Туризм (2)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования подготовки «бакалавра туризма» по направлению подготовки 100200 Туризм при очной форме обучения составляет 4 года.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 100200 Туризм (3)

    Образовательный стандарт
    результаты интеллектуальной деятельности, туристский продукт, нематериальные блага, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании (по договору и т.
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования специальность 080507. 65 Менеджмент организации

    Основная образовательная программа
    Выписка из протокола заседания кафедры от 1 .
  6. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (1)

    Содержательный отчет
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (далее – ВГУЭС) является высшим учебным заведением федерального подчинения.
  7. I. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности 8

    Документ
    В 2006/2007 учебном году вопрос о подготовке к комплексной проверке ННОУ «Московский институт медико-социальной реабилитологии» рассматривался на заседании Ученого совета института (7 Мая 2007 г.
  8. Рабочая программа учебной дисциплины теория организации. ( указывается наименование дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) для направления

    Рабочая программа
    Цель курса «Теория организации» – рассмотреть важнейшие аспекты теории организации, поскольку именно в организации менеджер осуществляет эффективную (или неэффективную) управленческую деятельность.
  9. Отчет о результатах самообследования деятельности Воскресенского института туризма филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская международная академия туризма

    Содержательный отчет
    о результатах самообследования деятельности Воскресенского института туризма – филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Другие похожие документы..