Учебно-методический комплекс (опд. Ф. 04 для специальности 061100 «Менеджмент организации») государственный образовательный стандарт впо

Тема 15. Организационное поведение.

Люди как основной ресурс организации. Организация как социальная система. Понятие и специфика организационного поведения: причинность, целенаправленность, мотивированность.

Взаимодействие индивида и организации: экономический и психологический контракты. «Административный» человек. Ожидания индивида и ожидания организации. Степень конгруэнтности ценностей индивида и организации. Стереотипы индивида и организации. Индивид и работа: самооценка, локус контроля, ориентация на достижения, склонность к риску, догматизм, самомониторинг. Ценности и установки индивида. Функции установок (эго-защитная, ценностно-экспрессивная, инструментальная, систематизации и организации знания). Когнитивный диссонанс: понятие, источники возникновения, способы уменьшения когнитивного диссонанса. Удовлетворенность трудом. Факторы удовлетворенности трудом: оплата труда, собственно работа, интерес к работе, продвижение по службе, стиль руководства, коллеги и сослуживцы, условия работы и др. Уровни удовлетворенности. Приверженность организации: понятие, компоненты, уровни, типы, препятствия. Мотивация персонала (воспитание, инициирование, активизация, стимулирование). Понятие мотива и стимула. Механизм мотивации. Результативность мотивации. Организационная социализация. Организационная девиация. Классификация преступлений и девиаций на работе. Управление карьерой. Жизненный цикл работника как объект управления. Структура карьеры. Эффективность карьеры. Природа и характеристика группы. Формальные и неформальные группы, их взаимодействие в организации. Команды в современных организациях. Условия и факторы эффективности групповой работы. Организационное лидерство: властный и управленческий аспекты. Организационное поведение руководителя. Роли руководителя: глава организации, лидер, посредник, приемщик и распространитель информации, предприниматель, контролер и распределитель ресурсов, переговорщик. Требования к руководителю. Стиль работы. Оценка работы подчиненных. Формирование команды. Управление конфликтами. Стресс. Организация труда руководителя. Правила служебного поведения.

Термины: организационное поведение; экономический и психологический контракты; «административный» человек; конгруэнтность ценностей индивида и организации; ценности и установки; когнитивный диссонанс; удовлетворенность трудом; мотивы и стимулы; организационная социализация; организационная девиация; жизненный цикл работника; команда; роли руководителя; служебное поведение.

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит влияние организации на поведение сотрудников?

2. Какие методы могут быть использованы при исследовании поведения личности в организации?

3. Почему тип организации предопределяет поведение сотрудников?

4. В чем заключаются особенности виртуального поведения?

5. Что представляет собой карьера работника?

6. Как оценивается эффективность управления карьерой?

7. В чем общее и каковы различия между мотивацией и стимулированием?

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Почему важно понимать процесс восприятия и влияющие на него факторы в

условиях организации?

2. Прокомментируйте утверждение «восприятие реальности важнее самой реальности» в организационном контексте.

3. Как может повлиять различие между студентами и преподавателями на оценку письменных работ и активности на занятиях?

4. Как может проявляться групповое давление на индивида?

5. В чем будут заключаться различия в управлении интерналом-подчиненным и

экстерналом-подчиненным?

6. В чем состоит отличие преданности организации и преданности руководителю?

Тема 16. Процессы самоорганизации и самоуправления.

Общая характеристика процесса самоорганизации как независимости от человеческого и внешних факторов. Процессы организации: самоорганизуемые, смешанные, организуемые. Определение и характеристики процессов. Три типа процессов самоорганизации (самозарождение организационной формы; самоподдержание уровня организационной формы; самосовершенствование и саморазвитие организационной формы). Два значения самоорганизации по У. Эшби: 1) изменение системы от разделения частей до системы со связанными частями; 2) переход от неорганизованной системы к организованной. Понятия порядка и беспорядка. Самоорганизация как источник порядка и развития систем. Самоорганизация естественных и искусственных систем. Основные характеристики самоорганизации системы: необратимость, равновесие. Флуктуации. Роль случайных факторов. Окружающая реальность как результат процесса самоорганизации. Отличие и сходства биологической и социальной эволюций. Адаптация. Коэволюция. Взаимодействие самоорганизации и организации в социальной эволюции. Организация как альтернатива самоорганизации. Диалектика организации и самоорганизации. Концептуальные модели самоуправления (организация, управление и самоорганизация) и самоорганизации (самообучение, самовоспитание, нормализация и т.д.) А. Ф. Баранникова. Информационные и морфологические описания моделей самоуправления и самоорганизации.

Термины: самоорганизация; необратимость; равновесие; флуктуации; эволюция; адаптация; концептуальные модели самоуправления.

Контрольные вопросы:

1. Что означает самоуправление в широком и узком смыслах?

2. Какова функциональная роль самоорганизации в цикле самоуправления?

3. Охарактеризуйте информационные и морфологические описания моделей

самоуправления и самоорганизации.

4. Раскройте понятия порядка и беспорядка.

5. Назовите два значения самоорганизации по У. Эшби.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Относится ли местное самоуправление к государственным органам власти в Российской Федерации?

2. Приведите пример диалектического единства организации и самоорганизации.

3. Раскройте три типа процессов самоорганизации.

4. Какова роль случайных факторов и флуктуаций в процессах самоорганизации?

Тема 17. Организационная культура.

Культурная природа организации и феномен корпоративной культуры. Множество определений организационной культуры. Проблема измерения организационной культуры: «культурный аудит» Дж. Вилкинсона, «сила культуры». Проблема формирования корпоративной культуры. Роль основателей организации в выработке корпоративной культуры. Организационное развитие как целенаправленный процесс изменения корпоративной культуры. Типологии организационных культур в контексте сопоставления национальных бизнес-культур (У. Оучи, Г. Хофштеде, Г. Лэйн и Дж. Дистефано). Классификация организационных культур С. Ханди. Проблема управленческих оснований для классификации организационных культур. Концепция «организационной морали» Ч. Барнарда и Г. Саймона. Корпоративная культура как совокупность значимых базовых представлений, разделяемых ее активным ядром. Развитие представлений о корпоративной культуре в работах представителей феноменологического подхода (Д. Сильверман, А. Петтигрю). Рационально-прагматический взгляд на природу, функции и источники возникновения корпоративной культуры (Э. Шайн). Пять культурообразующих оснований: принципы взаимоотношения со средой, представления о повседневной жизни, представления о природе человека, представления о деятельности и представления о межличностных взаимоотношениях. Управление организационной культурой, ее различными уровнями. Возможность управления культурой. Стратегии интернализации культуры. Культурообразующий контекст латентных функций управленческих решений. Необходимость и методы диагностики организационной культуры. Информирование, воспитание, радикальное реформирование как методы изменения культуры компании.

Термины: организационная культура; деловое кредо организации; базовые цели; кодекс поведения; поведенческие образцы; типология организационной культуры; многомерность культур; фирменный стиль; стратегии интернализации культуры; корпоративные субкультуры; диагностика организационной культуры.

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные составляющие «организационной культуры».

2. В каких ситуациях организационная культура проявляется особенно «рельефно»?

3. Какова роль топ-менеджмента организации в формировании организационной культуры?

4. Какие четыре факторные модели ценностей выделяет в своей концепции Г. Хоффштеде?

5. Какие четыре «идеологии культуры» выделяли Ч. Хэнди и Р. Харрисон?

6. Какие переменные являются основными характеристиками организационной культуры в модели Г. Лэйн и Дж. Дистефано?

7. Какие три модели организационной культуры предложил У. Оучи?

8. В чем заключается процедура диагностики организационной культуры?

9. Назовите макрокультурные детерминанты организационного поведения

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Сравните основные элементы организационной культуры японских, американских и российских компаний. В чем можно отметить существенные различия?

2. К какой модели можно отнести организационную культуру адвокатской конторы? Обоснуйте свое мнение.

3. С какими трудностями сталкивается организационный консультант в полевой

работе при диагностике организационной культуры?

4. Какие методы вы бы предложили для диагностики организационной культуры «закрытой» организации (например, тоталитарной секты)?

5. Какими методами пользуются организационные консультанты для управления культурой корпорации? Проанализируйте, с какими уровнями культуры «работают» эти методы?

6. Каким образом проявляются различия в организационных культурах компаний в процессе их слияния?

Тема 18. Доверие в организациях.

Природа и роль доверия. Виды и источники доверия. Доверие как условие эффективности управления. Принципы установления доверия. Роль руководителя в формировании доверия в организации. Индекс доверия к социально-экономическим системам как надежность институциональной среды. Доверие в экономике – микро- и макроуровни. Доверие в организации как индекс качества трудовой жизни. Показатели качества трудовой жизни: справедливая зарплата; программа дополнительных социальных выплат; условия безопасности труда и охрана здоровья; гарантии занятости; развитие способностей работников; социальная интеграция; участие работников в управлении; демократия на производстве; стиль жизни. Доверие к организации как условие конкурентоспособности. Методы формирования доверия к организации.

Термины: доверие; доверительные отношения; источники доверия; принципы установления доверия; индекс доверия к социально-экономическим системам; уровни доверия; доверие в организации и к организации; доверие и конкурентоспособность.

Контрольные вопросы:

1. В чем суть проблемы доверия в деятельности организаций?

2. Каковы источники доверия в организациях?

3. По каким направлениям складываются отношения доверия?

4. Какие уровни доверия в экономике вы знаете?

5. Что такое индекс доверия?

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Каковы последствия взаимного недоверия руководства и подчиненных для самой организации?

2. Каким образом атмосфера доверия внутри организации влияет на ее конкурентоспособность?

3. Назовите инструменты и методы формирования доверия в организации.

4. Что такое доверие на рынке и как оно влияет на организацию?

Тема 19. Жизненный цикл и развитие организации.

Представление об организации как организме. Жизненный цикл организации. Жизненный цикл продукции. Этапы жизненного цикла организации: создание, рост, зрелость, упадок. Соответствие типа управления и жизненного цикла организации. Характеристика стадии упадка организации. Стадии жизненного цикла организации: детство, отрочество, ранняя зрелость, расцвет сил, полная зрелость, старение, обновление. Относительность стадий в реальной практике функционирования организаций. Задачи управления на различных стадиях жизненного цикла. Концепция жизненного цикла организации как инструмент управленческого консультирования и организационной диагностики.

Термины: жизненный цикл организации; жизненный цикл продукции; этапы жизненного цикла; организационная диагностика; управленческое консультирование.

Контрольные вопросы:

1. Дайте краткую характеристику основных стадий жизненного цикла организации.

2. Каково соотношение типа управления и этапов жизненного цикла организации?

3. Раскройте методы управления организацией на различных этапах жизненного цикла.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. В чем заключается деятельность менеджера по предотвращению старения организации?

2. Почему границы между этапами жизненного цикла организации относительны?

3. Проведите диагностику конкретной организации по этапам жизненного цикла. Сформулируйте выводы.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине (умк). Требования к составу и содержанию, рекомендации по разработке (1)

    Учебно-методический комплекс
    четкое определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе данной специальности; фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины;
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине (умк). Требования к составу и содержанию, рекомендации по разработке (2)

    Учебно-методический комплекс
    отражение в содержании учебной дисциплины современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики, связанных с данной учебной дисциплиной;
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 100200 Туризм (2)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования подготовки «бакалавра туризма» по направлению подготовки 100200 Туризм при очной форме обучения составляет 4 года.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 100200 Туризм (3)

    Образовательный стандарт
    результаты интеллектуальной деятельности, туристский продукт, нематериальные блага, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании (по договору и т.
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования специальность 080507. 65 Менеджмент организации

    Основная образовательная программа
    Выписка из протокола заседания кафедры от 1 .
  6. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (1)

    Содержательный отчет
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (далее – ВГУЭС) является высшим учебным заведением федерального подчинения.
  7. I. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности 8

    Документ
    В 2006/2007 учебном году вопрос о подготовке к комплексной проверке ННОУ «Московский институт медико-социальной реабилитологии» рассматривался на заседании Ученого совета института (7 Мая 2007 г.
  8. Рабочая программа учебной дисциплины теория организации. ( указывается наименование дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) для направления

    Рабочая программа
    Цель курса «Теория организации» – рассмотреть важнейшие аспекты теории организации, поскольку именно в организации менеджер осуществляет эффективную (или неэффективную) управленческую деятельность.
  9. Отчет о результатах самообследования деятельности Воскресенского института туризма филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская международная академия туризма

    Содержательный отчет
    о результатах самообследования деятельности Воскресенского института туризма – филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Другие похожие документы..