Учебно-методический комплекс (опд. Ф. 04 для специальности 061100 «Менеджмент организации») государственный образовательный стандарт впо

Тема 10. Антисистемный подход в теории организации.

Общее понятие об антисистемном подходе в теории организации. Методологические принципы антисистемного подхода: активная роль человека; организация – вторичное образование; организация – конструируемое и переконструируемое образование. Возникновение и развитие антисистемного подхода. Основные представители (К. Вейк, Р. Гринвурд, А. Петтигрю, С. Робинс, Д. Сильверман, Б. Хайнингс). Теоретический фокус – изучение малой целевой, динамичной, контактной организованной группы как синонима организации, а также рассмотрение человека как актора, способного к постановке цели, выбору мотивов, направлений деятельности и мотивации действий. Субъективистский, антисистемный и антидетерминистский пафос. Критика системного подхода и классической теории организации со стороны антисистемного подхода. Точка зрения Д. Сильвермана (вторичность организации по отношению к человеческой деятельности, мотивы и цели сотрудников не идентичны организационным, организационный процесс суть торг, компромиссы и организационная игра). Организация как организационная анархия (К. Вейк). Роль организационной культуры при конструировании единства восприятия реальности внутри организации (А. Петтигрю, С. Роббинс). Концептуальные характеристики антисистемного подхода: отказ от изучения онтологии организации; интерсубъективность; организация не рассматривается как совокупность системы статусов; развитие организации есть результат организационных игр и силовых давлений (конфликтов); управление менеджерами есть навязывание определенного социального порядка; внимание к символическому уровню управления; внешняя среда организации трактуется как культурная среда; сама организация не является целостностью, скорее она – контекст, «организационный фон», среда, в которой протекают универсальные социальные процессы.

Термины: актор; субъективизм; антидетерминизм; организационная анархия; онтология организации; организационные игры; интерсубъективность; символический уровень управления; культурная среда; организационный фон.

Контрольные вопросы:

1. Укажите основные постулаты антисистемного подхода в теории организации.

2. В чем заключаются концептуальные характеристики антисистемного подхода?

3. В какой период развития теории организации возни антисистемный подход?

4. Раскройте основные аспекты концепции организации как «организационной анархии».

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Проанализируйте любую конкретную организацию с позиций антисистемного подхода. Сделайте выводы.

2. Какой из подходов к рассмотрению организации вам ближе – системный или

антисистемный? Обоснуйте ответ.

  1. Что означает тезис «организация как арена организационных взаимодействий»?

Тема 11. Организационная среда и организационные отношения.

Организационное пространство как среда организационных отношений. Субъекты организационных отношений: управляющие и управляемые. Власть как основа организационных отношений. Процесс управления – ядро организационных отношений. Диалектика организационных отношений: объективная, надындивидуальная реальность и субъективная, социальная реальность. Основные «идеальные» принципы организационных отношений: формализация; рационализация; иерархичность; субординация; кооперация; целедостижение; интеграция. Социальные аспекты организационных отношений: конкуренция и соперничество; доверие и недоверие; борьба за власть и ресурсы; символическая власть как власть номинации; социальная инертность; сосуществование и противостояние субкультур; самоорганизация. Руководство и лидерство. Руководство и подчинение. Власть и ее природа. Властные полномочия. Границы властных полномочий. Проблема легитимности власти. Социальный договор. Власть и авторитет. Проблема формализации отношений. Формальная организация. Формальный авторитет. Принцип единоначалия. Единство и ответственность. Власть и средства контроля. Контроль за отношениями. Внешний контроль. Контроль за процессом. Прямое и опосредованное воздействие. Контроль за результатом. Рост численности организации и проблема границ контроля в работах А. Файоля, Л. Гьюлика, Л. Урвика, Я. Грайкунаса. Делегирование и принятие полномочий. Разделение труда по вертикали. Логика формирования организационных структур. Границы умножения уровней организации. Проблема возрастания затрат на координацию в работах Р. Лайкерта, Г. Саймона, представителей эмпирической школы. Границы формализации. Внутренний контроль и самоорганизация. Неформальное лидерство и неформальный авторитет. Контроль за результатом. Организационное ядро и малая группа как источник контроля в организации. Организационная мораль и корпоративная культура. Проблема и логика идентификации работника с организацией (Г. Саймон). Личность и самоконтроль. Изменение уровня самоорганизации и типы контроля (Р. Лайкерт, Г. Саймон, Ф. Селзник).

Термины: организационное пространство; власть; процесс управления; целедостижение; интеграция; рационализация; иерархичность; субординация; кооперация; формализация; проблема доверия; социальная инертность; символическая власть.

Контрольные вопросы:

1. Дайте характеристику термину управление.

2. Охарактеризуйте демократический и авторитарный стили управления.

3. Чем отличаются понятия власть и авторитет?

4. Что означает термин контроль? Какова роль контроля в управлении?

5. Какое место в управлении занимает делегирование полномочий?

6. Какие функции в организации выполняет неформальный лидер? Каковы его взаимоотношения с формальным лидером?

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Проведите анализ распределения власти и авторитета в вашей учебной группе. Совпадают ли два этих феномена?

2. Проанализируйте способы и эффективность контроля за учебной работой студентов со стороны ВУЗа.

3. Как изменяется вузовский контроль с переходом группы на более старшие курсы?

Тема 12. Организация и управление.

Взаимосвязь организации и управления в социальных системах. Понятие системы управления организацией (СУО). Система управления как организационная система. Задачи и функции управления. Управление как наука и как искусство: теория выбора руководителей, владеющих социально-психологическими методами управления; теория организации целей; теория потребностей; теория справедливости. Управление и управляемость. Управляющие и управляемые. Менеджмент как социальная группа, социальная практика, социальный институт и как идеология.

Организация как «организовывание» - реализация организационных методов. Организационное содержание и организационная форма управления, признаки проявления. Структуры и процессы управления как статическая и динамическая организация. Логика формирования организационных структур. Руководство – частный случай управления. Стили управления. Руководство как система отношений в процессе и по поводу управления. Неорганизованность, дезорганизованность, заорганизованность. Организованность и устойчивость систем. Устойчивость и живучесть. Гомеостаз и гомеокинетическое плато. Адаптация и самоорганизация. Организованность и управляемость, самоорганизация и самоуправление. Организационные резервы и организационный потенциал, значение их использования для политики, бизнеса, экономики, производства.

Термины: система управления организацией; функции управления; управляемость; организовывание; руководство; стили управления; неорганизованность; дезорганизованность; заорганизованность; статическая организация; динамическая организация; гомеостаз; организационный потенциал.

Контрольные вопросы:

1. Что такое система управления организацией?

2. Раскройте четыре основных смысла, вкладываемых в понятие менеджмент.

3. Как стиль управления руководителя может определять облик организации?

4. Что такое управляемость организации?

5. Что включает в себя организация как процесс?

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Возможны ли друг без друга такие феномены, как организация и управление? Почему?

2. Как вы считаете, управление – это наука или искусство?

3. На основе анализа конкретных организаций, приведите примеры неорганизованности, дезорганизованности и заорганизованности.

4. Как возникают ситуации неустойчивости системы, в чем это выражается и каким образом можно преодолеть неустойчивость?

5. Что такое живучесть организации?

Тема 13. Организационные структуры управления.

Вертикальное и горизонтальное разделение труда. Сложность организации. Охват контролем. Департаментализация (функциональная, территориальная, производственная, проектная, смешанная). Централизация и децентрализация управления. Принципы делегирования полномочий. Формирование горизонтальных связей (прямой контакт, целевые группы, команды). Условия эффективных взаимодействий. Функциональная структуризация: преимущества и ограничения. Линейная структуризация: преимущества и ограничения. Комбинация преимуществ в линейно-функциональных структурах. Структуризация по продукту и территории: продуктовая (дивизиональная) структура управления. Преимущества и ограничения. Органический тип структур управления. Сравнение иерархического и органического типов управленческих структур. Проектное управление: сущность и основные принципы. Матричная структура: преимущества и недостатки. Адхократическая структура управления: организованная неорганизованность. Самоорганизация и самоуправление. Достоинства и недостатки адхократии. Бригадные структуры.

Термины: охват контролем; департаментализация; делегирование полномочий;

функциональная структуризация; линейная структуризация; линейно-функциональная структура управления; продуктовая структуризация; территориальная структуризация; дивизиональная структура управления; проектное управление; матричная структура; адхократическая структура управления.

Контрольные вопросы:

1. Назовите виды разделения труда. Чем они отличаются друг от друга?

2. Какие виды департаментализации вы знаете?

3. В каких формах реализуются горизонтальные связи в организации?

4. Что такое функциональная структуризация?

5. Раскройте отличия иерархического и органического типов управленческих структур.

6. Что такое проектное управление?

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Проанализируйте любую конкретную организацию с точки зрения централизации/децентрализации управления. Сформулируйте ваши рекомендации по оптимизации структуры управления по данному критерию.

2. Охарактеризуйте линейно-функциональную структуру управления. Попытайтесь объяснить ее распространенность.

3. Приведите пример органического типа управления.

4. Почему проектное управление в последние годы получает все большее распространение в практике управления?

Тема 14. Организация как система решений.

Понятие управленческого решения. Допустимое, полезное и оптимальное решение. Индивидуальный и групповой подход к принятию решений. Классификации управленческих решений. Критерии оценки эффективности управленческих решений. Общая теоретическая модель принятия решения и факторы (экономические, социальные, политические, психологические, ценностные, культурные и т.д.), его детерминирующие. Этапы, процедуры и методы принятия решения. Способы принятия решений: рациональный, административный, интуитивный. Рациональная модель принятия решения и ее критика. Модель ограниченной рациональности. Ретроспективная модель принятия решения. Организация и контроль выполнения решения. Содержание процесса контроля. Автоматизация управленческой деятельности и системы поддержки принятия решений (автоматизированные информационно-справочные системы, автоматизированные информационно-вычислительные системы, системы искусственного интеллекта).

Термины: управленческое решение; критерии эффективного решения; классификация решений; рациональная модель принятия решения; модель ограниченной рациональности; ретроспективная модель принятия решения; системы поддержки принятия решений.

Контрольные вопросы:

1. Что такое управленческое решение?

2. Что представляет собой ретроспективная модель принятия решения?

3. Выделите главные черты модели ограниченной рациональности.

4. Назовите исходные предпосылки рациональной модели принятия решения.

5. Что такое критерии оценки эффективности решений?

6. Раскройте формы и методы контроля за реализацией принятых решений.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Проанализируйте достоинства и недостатки индивидуального и группового

подхода к принятию решений.

2. Влияет ли стиль управления на форму и методы принятия решений в организации?

3. Как можно оценить эффективность принятых решений?

4. Приведите примеры использования систем поддержки принятия решений в

практике управления организацией.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине (умк). Требования к составу и содержанию, рекомендации по разработке (1)

    Учебно-методический комплекс
    четкое определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе данной специальности; фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины;
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине (умк). Требования к составу и содержанию, рекомендации по разработке (2)

    Учебно-методический комплекс
    отражение в содержании учебной дисциплины современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики, связанных с данной учебной дисциплиной;
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 100200 Туризм (2)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования подготовки «бакалавра туризма» по направлению подготовки 100200 Туризм при очной форме обучения составляет 4 года.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 100200 Туризм (3)

    Образовательный стандарт
    результаты интеллектуальной деятельности, туристский продукт, нематериальные блага, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании (по договору и т.
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования специальность 080507. 65 Менеджмент организации

    Основная образовательная программа
    Выписка из протокола заседания кафедры от 1 .
  6. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (1)

    Содержательный отчет
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (далее – ВГУЭС) является высшим учебным заведением федерального подчинения.
  7. I. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности 8

    Документ
    В 2006/2007 учебном году вопрос о подготовке к комплексной проверке ННОУ «Московский институт медико-социальной реабилитологии» рассматривался на заседании Ученого совета института (7 Мая 2007 г.
  8. Рабочая программа учебной дисциплины теория организации. ( указывается наименование дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) для направления

    Рабочая программа
    Цель курса «Теория организации» – рассмотреть важнейшие аспекты теории организации, поскольку именно в организации менеджер осуществляет эффективную (или неэффективную) управленческую деятельность.
  9. Отчет о результатах самообследования деятельности Воскресенского института туризма филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская международная академия туризма

    Содержательный отчет
    о результатах самообследования деятельности Воскресенского института туризма – филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Другие похожие документы..