Учебно-методический комплекс (опд. Ф. 04 для специальности 061100 «Менеджмент организации») государственный образовательный стандарт впо

Тема 4. Основные принципы функционирования организации.

Статика и динамика организационных систем. Организационная статика и статические аспекты функционирования организации: стремление к стабильности, слабая чувствительность к изменениям внешней среды, опасность стагнации. Принципы статического состояния: принцип приоритета цели, принцип приоритета функций над структурой, принцип приоритета субъекта управления над объектом. Организационная динамика и динамические аспекты функционирования организации: гибкость и адаптивность, быстрая реакция на изменения внешней среды, опасность нестабильности. Принципы динамического состояния: принцип приоритета персонала, принцип приоритета структур над функциями, принцип приоритета объекта управления над субъектом. Взаимосвязь статического и динамического состояния организации с ее жизненным циклом.

Общие принципы организации. Принципы соответствия: соответствия целей и ресурсов, соответствия распорядительства и подчинения, соответствия эффективности производства и экономичности. Принципы оптимальности: принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления, принцип прямоточности, принцип ритмичности,

принцип синхронизации (системный принцип). Принципы рационализации. Понятие рационализации в организационных системах. Цель рационализации. Составляющие результативности рационализации компании. Формулировка принципа последовательного подключения. Три типа мыслительной деятельности человека: рациональное, иррациональное и сенсуальное. Эффективность рационализации. Последовательность выполнения этапов при рационализации. Формулировка принципа всесторонности входной информации. Вариант производственных связей объекта преобразований с другими подразделениями компании. Принцип всесторонности рекомендаций по рационализации компаний. Основной и вспомогательный наборы проектов совершенствования деятельности компании. Принцип внутренней рационализации. Кружки качества. Принцип аудита. Понятие аудита. Отрасли аудита. Составные части профессионального аудита организаций. Структура аудита организаций. Уровень полноты аудита. Направления аудита. Особенности организационного аудита. Основные варианты комплексного аудита. Основные принципы организационного аудита: принцип выделения главного, принцип соответствия, принцип энциклопедичности, принцип полноты, принцип системности, принцип централизации учета, принцип стандартизации, принцип своевременного использования, принцип эластичности, принцип планирования, принцип координации, принцип включения.

Термины: статика и динамика организации; принципы статического функционирования организации; принципы динамического состояния организации; принцип соответствия; принцип рационализации; принципы аудита.

Контрольные вопросы:

1. Как определяется статическое или динамическое состояние организации?

2. Назовите принципы статического состояния организации.

3. Каковы принципы динамического состояния организации?

4. Какие общие принципы функционирования организации вы знаете?

5. Что такое организационный аудит?

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Приведите пример взаимосвязанности принципов статического и динамического

состояния организации.

2. Раскройте принципы организационного аудита.

3. Приведите примеры внутренней рационализации.

Тема 5. Классификации организаций.

Задачи типологии и классификации в научном познании. Формальные и эмпирические классификации, их недостатки для производства нового научного знания. Содержательные (аналитические) классификации – дедуктивный и индуктивный подходы. Типология организаций А.И. Пригожина: деловые (первичные и вторичные), союзные (общественные) и ассоциативные организации. Поселение как организационный тип. Классификация организаций по общественной функции; по типам соотношений с партнерами. Классификация хозяйственных организаций: по формам собственности; по организационно-правовым формам; по размерам; по отношению к прибыли.

Термины: классификация; типология; формальная классификация; эмпирическая классификация; содержательная классификация; дедукция; индукция; деловые организации; союзные организации; ассоциативные организации; поселение; общественная функция организации; тип соотношений с партнерами; организационно-правовая форма; форма собственности.

Контрольные вопросы:

1. Укажите основные характеристики деловых организаций по А.И. Пригожину.

2. Какие организационно-правовые формы предусмотрены Гражданским кодексом РФ для коммерческих и некоммерческих организаций?

3. Дайте определение унитарного предприятия и приведите его главные характеристики.

4. Какие критерии используются в Российской Федерации для отнесения предприятий к малым?

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Какие особенности имеют малые предприятия как объекты управления?

2. Приведите примеры союзных организаций по А.И. Пригожину.

3. Раскройте специфику поселения как организационного типа.

Тема 6. Формы организации предприятий.

Гражданский Кодекс РФ как основной классификатор организаций. Критерии классификации: правительственные и неправительственные, бюджетные и небюджетные, коммерческие и некоммерческие, общественные и хозяйственные, формальные и неформальные. Понятие хозяйственной организации. Общество с ограниченной ответственностью: общая характеристика. Общество с дополнительной ответственностью, общество с полной ответственностью (полное товарищество и товарищество на вере). Акционерное общество: общая характеристика. АО закрытого и открытого типа. Предприниматель без образования юридического лица. Дочерние и зависимые общества. Кооператив. Унитарные предприятия. Единичные организационные формы (банки, биржи, венчур, джоббер, завод, корпорация, фабрика и др.). Групповые организационные формы организации компаний (ассоциация, комбинат, картель, консорциум, концерн, корнер, синдикат, трест, финансово-промышленная группа, холдинг, стратегический альянс, пул, конгломерат, транснациональная корпорация, совместное предприятие). Типы организаций по функциональному назначению (факторинговые, инжиниринговые и лизинговые фирмы).

Термины: хозяйственная организация; классификация организаций по ГК РФ; общество с ограниченной ответственностью; общество с полной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью; акционерное общество; предприниматель без образования юридического лица; кооператив; унитарное предприятие; единичные организационные формы; групповые организационные формы.

Контрольные вопросы:

1. Приведите основную классификацию хозяйственных организаций.

2. Дайте характеристику хозяйственных обществ и товариществ.

3. Перечислите основные единичные организационные формы.

4. Перечислите основные групповые организационные формы.

5. Раскройте сущность факторинговых, инжиниринговых и лизинговых фирм.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Чем отличаются общество с ограниченной ответственностью и общество с полной ответственностью?

2. Укажите основные характеристики акционерного общества.

3. Как вы считаете, почему значительная часть бизнесменов избирают организационную форму ПБОЮЛ?

Тема 7. Организация и внешняя среда.

Формирование представлений о внутренней и внешней среде организации и критериях их различия. Проблемы границы организации. Внешняя среда организации как условие и ограничение функционирования и выживания организации. Ранние экологические представления о внешней среде в рамках понятия экосистемы. Роль внешнего окружения для функционирования организации. Представления о балансе и изоморфности. Принцип изоморфности организации А. Хоули. Среда как источник ресурсов и сфера реализации целевого продукта, сфера обмена. Сложность внешнего окружения. Гетерогенность среды. Среда как система финансовых ресурсов и сырья, среда как рынок сбыта товаров и услуг, как источник рабочей силы. Представление об экологической нише. Сложность организации как фактор, обусловливающий

сложность среды. Работы представителей ситуационного подхода. Внешняя среда как макроокружение. Социокультурная природа макроокружения. Институциональный изоморфизм. Микроокружение. Среда как совокупность активных социальных субъектов. Целевое окружение. Взаимоотношения организации с макросредой: взаимозависимость, сотрудничество, конкуренция. Концепция ресурсной зависимости. Логика обеспечения баланса со средой. Пассивная естественная адаптация, пассивная рациональная адаптация, целевое рациональное воздействие на среду. Естественный отбор и селекция. Динамика среды. Стабильные среды. Устойчиво динамичные среды. Неустойчиво динамичные среды. Флуктуации среды и проблемы эффективности функционирования организации. Буферный эффект как способ защиты от случайных изменений среды (Дж. Томпсон, П. Лоуренс и Дж. Лорш). Представление о частичном балансе и неустойчивом балансе со средой.

Термины: границы организации; внешнее окружение организации; экология внешней организационной среды; изоморфность; гетерогенность среды; внешняя среда как универсум; макро- и микроокружение; естественный отбор; селекция; флуктуация среды.

Контрольные вопросы:

1. Почему возникла проблема определения границ организаций?

2. Назовите основные подходы к определению внешней среды организации.

3. Каковы функции, выполняемые внешней средой по отношению к организациям?

4. В чем состоит суть экологического подхода в социологии организаций?

5. Раскройте суть термина «сложность внешней среды».

6. В чем могут выражаться флуктуации внешней среды?

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Охарактеризуйте динамические и содержательные аспекты внешней среды

организаций на региональном уровне.

2. Какие агенты внешней среды обладают большим, а какие меньшим влиянием на нее?

3. Назовите известные вам способы управления внешним окружением со стороны организации.

4. Каким образом внешней средой реализуется принцип естественного отбора

организаций?

Тема 8. Классическая теория организации.

Возникновение современной «науки об управлении» в начале 20-го века. Основные представители классической теории организации: научное управление – Ф. У. Тейлор, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Л. Гантт, Х. Манстерберг, Х. Эмерсон, Г. Л. Таун, М. Л. Кук; собственно теории организации – А. Файоль, Дж. Д. Лизни, А. С. Рейлц, Л. Урвик; теории бюрократии – М. Вебер. Научное управление. Труды Ф. Тейлора «Управление фабрикой» (1903 г.), «Принципы научного управления» (1911 г.), «Показания перед специальной комиссией Конгресса» (1912 г.). Фокус исследовательского интереса – работа, выполняемая на низовом уровне организации. Основные положения научного управления Ф.Тейлора. Разделение планирования и выполнения работы. Функциональное руководство рабочей группой. Исследования в действии и во времени. Сдельная и премиальная системы оплаты труда. Отбор и обучение работников. Теория организации. 14 принципов А. Файоля: структурные принципы (разделение труда, единство цели и руководства, соотношение централизации и децентрализации, власть и ответственность, цепь); принципы процесса (справедливость, дисциплина, вознаграждение персонала, единство команд, подчинение главному интересу); принципы конечного результата (порядок, стабильность, инициатива, корпоративный дух). Теория бюрократии. Основные принципы бюрократической модели организации М. Вебера: иерархическая командная цепочка; специализация должностных обязанностей; единая политика в области прав и обязанностей; стандартизованные операции на каждом участке работы; карьера, основанная на профессиональной компетенции; безличностные взаимоотношения; координация сверху вниз. Преимущества и недостатки бюрократической модели организации.

Термины: классическая теория организации; школа научного управления; теория бюрократии; 14 принципов А. Файоля; иерархия; специализация; стандартизация; безличностные взаимоотношения; профессиональная компетенция.

Контрольные вопросы:

1. Кто является основоположником школы научного управления?

2. Раскройте содержание структурных принципов, принципов процесса и принципов конечного результата А. Файоля.

3. В чем состоят основные принципы бюрократической модели организации

М. Вебера?

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Каковы достоинства и недостатки бюрократической модели организации?

2. Назовите основные аспекты теории организации А. Файоля.

3. Проанализируйте, насколько применяются принципы научного управления в

органах государственного и муниципального управления сегодня?

Тема 9. Системный подход в теории организации.

Понятие системы. Системное устройство мира. Иерархия систем. Следствия иерархии систем. Система и окружение. Подсистемы. Некоторые макроскопические свойства систем: целостность и независимость; прогрессивная факторизация (распад и рост); прогрессивная систематизация (целостность); прогрессивная централизация. Естественные и искусственные системы. Основные элементы системной структуры: компонент, функция, связь. Системы с обратной связью. Контур обратной связи. Управляемые системы и их особенности. Управленческий контур. Приспособительные (адаптивные) системы. Устойчивые (стабильные) системы. Ультраустойчивые системы. Совместимость систем. Оптимизация систем. Системы со случайностью. Исследование систем. Организационные универсалии. Рациональность. Дезорганизация и устойчивость системы. Основные понятия и категории системного подхода в теории организации: развитие систем; противоречие; траектории развития систем; аттракторы; бифуркации; управляемость; предсказуемость; охват управления.

Термины: система; иерархия; компонент; функция; связь; обратная связь; модель «черного ящика»; окружающая среда; управляемая система; управленческий контур; организационные универсалии; аттракторы; точки бифуркации; охват управления.

Контрольные вопросы:

1. Что такое система? Приведите примеры систем из своего повседневного опыта.

2. Назовите макроскопические свойства систем.

3. Укажите основные элементы системной структуры.

4. Что такое обратная связь?

5. Каковы важнейшие категории системного подхода в изучении систем?

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Опишите с точки зрения системного подхода учебное заведение как систему.

2. Что такое системный кризис?

3. Что произойдет с управлением организацией, если исчезнет обратная связь?

4. Что такое точка бифуркации?

5. Что такое аттрактор?

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине (умк). Требования к составу и содержанию, рекомендации по разработке (1)

    Учебно-методический комплекс
    четкое определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе данной специальности; фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины;
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине (умк). Требования к составу и содержанию, рекомендации по разработке (2)

    Учебно-методический комплекс
    отражение в содержании учебной дисциплины современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики, связанных с данной учебной дисциплиной;
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 100200 Туризм (2)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования подготовки «бакалавра туризма» по направлению подготовки 100200 Туризм при очной форме обучения составляет 4 года.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 100200 Туризм (3)

    Образовательный стандарт
    результаты интеллектуальной деятельности, туристский продукт, нематериальные блага, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании (по договору и т.
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования специальность 080507. 65 Менеджмент организации

    Основная образовательная программа
    Выписка из протокола заседания кафедры от 1 .
  6. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (1)

    Содержательный отчет
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (далее – ВГУЭС) является высшим учебным заведением федерального подчинения.
  7. I. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности 8

    Документ
    В 2006/2007 учебном году вопрос о подготовке к комплексной проверке ННОУ «Московский институт медико-социальной реабилитологии» рассматривался на заседании Ученого совета института (7 Мая 2007 г.
  8. Рабочая программа учебной дисциплины теория организации. ( указывается наименование дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) для направления

    Рабочая программа
    Цель курса «Теория организации» – рассмотреть важнейшие аспекты теории организации, поскольку именно в организации менеджер осуществляет эффективную (или неэффективную) управленческую деятельность.
  9. Отчет о результатах самообследования деятельности Воскресенского института туризма филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская международная академия туризма

    Содержательный отчет
    о результатах самообследования деятельности Воскресенского института туризма – филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Другие похожие документы..