Учебно-методический комплекс (опд. Ф. 04 для специальности 061100 «Менеджмент организации») государственный образовательный стандарт впо

Движение «За научное управление» стало выходить далеко за пределы США и получило широкое признание в Германии, Англии, Франции, Швеции и других европейских странах, фигурируя там под различными названиями: «Менеджмент», «Научное управление», «Рационализация», «Научная организация труда» и т. п. И если первоначально все внимание было заострено лишь на проблемах производства, бизнеса, то в дальнейшем стали формироваться и концепции «научных принципов» организации и управления, применимых ко всем сферам человеческой деятельности.

Робертс, Ш. Пять видов системного мышления [Текст] / Ш. Робертс, А. Клейнер и др. ; [Пер. с англ. Б. С. Пинскер]. – Москва : Олимп-Бизнес : ЮКОС, 2003. – 601 c.

В механизме организационного обучения «системное мышление» зачастую означало «циклы и связи» системной динамики. В этой книге мы используем соответствующие символы и понятия для обозначения задач и проблем. Но некоторых людей разговоры о циклах положительной или отрицательной связи приводят в уныние. Даже после соответствующего обучения они не вполне понимают, каким образом их сложные проблемы могут быть выражены на простом и ясном языке структурных архетипов, не говоря уже о системных моделях. И они вполне разумно противятся тому, чтобы передать работу с их системными идеями в руки профессиональных системщиков.

Если вам трудно давалось понимание системных диаграмм, мы –родственные души. При этом я [Шарлотта Робертс] считаю себя системщиком начиная с 1981 г., когда я обучалась по программе системного подхода к семейным проблемам. Именно оттуда, а не из системных диаграмм – большая часть моих идей.

Существует, судя по всему, много жизнеспособных форм системного мышления, каждая из которых соответствует установкам и стилю обучения разных людей. Для организационного обучения важны пять форм, или видов, системного мышления. Поскольку практически вся книга посвящена вопросам системной динамики, здесь я сосредоточусь на четырех других формах.

Система

В нашем случае система – это то, что приобрело целостность и форму в результате постоянного взаимодействия частей. Компании, государства, семьи, биологические сообщества, живые организмы, телевизионные приемники, личности и атомы – все это примеры систем. Системы характеризуются тем, что у их элементов общая направленность, и они ведут себя одинаково именно потому, что объединены ею.

Открытые системы: мир как совокупность потоков и ограничений1

Работа с открытыми системами, базирующаяся на идеях венского биолога Людвига фон Берталанфи, начинается с понимания того, что система есть нечто большее, чем сумма частей. «Частичная оптимизация» – неувядающая задача программ борьбы за качество и производительность – представляет собой, в сущности, проблему определения границ: очертите слишком узко сферу своих интересов, и вы, скорее всего, получите выигрыш в плане текущего маркетинга или прибыли, но только за счет долговременной конкурентоспособности всей организации. Никакая созданная людьми организация, утверждал Берталанфи, не

может и не должна рассматриваться как машина. Это – форма жизни, вроде клетки или организма. Для теоретика открытых систем это означает, что организация преобразует потребляемые ею исходные ресурсы – все, что она съедает, вдыхает, воспринимает и впитывает. Потребляемые ресурсы, в свою очередь, преобразуют всю организацию. Чтобы изменить открытую систему, нужно научиться понимать ее и влиять на структуру ее потребления и на ее взаимосвязи с окружающей средой. Исследователи открытых систем ищут неосознанные стратегии, посредством которых система поддерживает свою целостность.

В 1972г., незадолго до смерти, Берталанфи занимался в Университете штата Нью-Йорк (Буффало) исследованием международной почтовой системы, которая является образцом международной кооперации и продолжает функционировать даже в периоды войн и революций, поверх политических, социальных и экономических границ. Солдаты воюющих армий, несмотря ни на что, получают письма. Можно ли применить этот опыт для устранения трений и разногласий, приводящих к войнам?

ПОСВЯТИТЕ ПОЛДНЯ ОТКРЫТЫМ СИСТЕМАМ

Сядьте группой за разбор системной диаграммы и заполните каждый элемент деталями, относящимися к вашей собственной системе.

1. Каковы границы системы? Ваша рабочая группа? Подразделение? Вас интересует только определенный производственный процесс? Компания в целом? Отрасль?

2. Какие ресурсы (товары, капитал, труд, информация) поступают в систему извне? Как они ею преобразуются? Что производит система (отчеты, продукцию, слуги, числа, отходы)? Как внешний мир реагирует на результаты деятельности вашей системы и какое воздействие его реакция оказывает на следующий цикл потребления и переработки ресурсов? В одной из крупнейших американских компаний это упражнение выявило, что отдел маркетинговых исследований настолько бдительно охранял входящую информацию, что она попадала в отделение НИОКР только после получения визы одного из высших руководителей. В результате информация устаревала и становилась бесполезной, так что отделению НИОКР пришлось завести собственную группу исследования рынка (под другим названием, чтобы не возбуждать подозрений). Два этих подразделения, занимающихся одним и тем же, никогда не обменивались информацией, что делало их уязвимыми для внезапных изменений рынка.

3. Расширьте границы своей системы (такое упражнение рекомендовал сам Берталанфи). Кто из посторонних – потребители, поставщики, политики – является частью вашей системы?

4. Кто в настоящее время в вашей системе разделяет ваше представление о ней? Обычно информация о любых потоках более или менее закрыта. Снабженцы владеют информацией о сырье и материалах, финансисты – о потребностях в капитале, управление кадров – о ресурсах знаний и умений. Службы сбыта, маркетинга и производства управляют различными аспектами производственной деятельности. Только руководство компании владеет всей информацией об исходных ресурсах и о том, как результаты производства влияют на следующий цикл потребления ресурсов. Но в силу их отдаленности от производства возникают дублирование функций, несогласованность действий разных подразделений и, как следствие, значительные непроизводительные потери.

5. Можно ли сказать, что в вашей организации уделяется непропорционально большое внимание одним видам исходных ресурсов (финансовых, сырьевых), тогда как «пренебрегаемые» виды ресурсов (знания) могут дать большую отдачу?

Социальные системы: мир как результат взаимодействия людей 2

Если рассматривать мир как социальную систему, отношения – это все. Семья существует ради того, чтобы у детей были стабильные условия для роста и развития. Компания отчасти действует ради того, чтобы ее ключевые фигуры имели стабильные и достаточные источники существования.

Для того, чтобы при проведении глубинных перемен использовать влияние социальных систем к своей выгоде, следует обратить внимание на три главных момента. Во-первых, это социальные группы в вашей организации, а также взаимодействия внутри них и между ними. Например, насколько эффективно люди из управления сбытом обмениваются конкурентной информацией друг с другом или с сотрудниками проектных и производственных подразделений?

Во-вторых, важно, как люди воспринимают силы, формирующие их социальные взаимодействия, – будь то ощутимые факторы (правила, роли и системы вознаграждения) или менее осязаемые (власть, гордость или мелочность). Когда кто-то говорит: «В этой системе у меня нет влияния», – является ли это точным описанием его роли и положения?

В-третьих, это задачи и цели системы и то, в какой степени они понимаются и принимаются людьми. Если существует формальная цель «всегда добивайся прибыли» или «никогда не отступай от намеченного», то как она проявляется в разговорах и поступках людей? Как она воздействует на их готовность быть частью системы?

Барри Ошри, давний сотрудник Бостонского университета и Национальных обучающих лабораторий (National Training Laboratories) разработал чрезвычайно полезный подход к изучению и моделированию трех перечисленных аспектов системного взаимодействия. Его «системы власти» – это устойчиво воспроизводящиеся наборы установок и форм поведения, принимаемые людьми в

соответствии с их представлением о собственном положении в организации. В тщательно организованных и ассоциативно богатых экспериментах он выдергивает людей на уик-энды из привычной среды, чтобы они без помех участвовали в ролевых играх: «верхи» против «низов», «маргиналы» против «центристов», «поставщики» против «клиентов». Участникам игр независимо от их реального жизненного положения приходится исполнять все эти роли.

Работа Ошри вскрывает бессилие, свойственное большинству наших социальных систем. Он, например, пишет о «ситуационной слепоте», т.е. о неспособности людей адекватно воспринимать себя в процессе отношений с другими. Представители элиты, изолированные роскошью своей жизни от других людей, попадают в ловушку самоубийственных раздоров. Они не в состоянии даже вообразить, как их воспринимают те, кто должен следовать устанавливаемым ими правилам. «Низы», не имеющие доступа к спорам в «верхах», не понимают, как конструктивно избавиться от угнетения, а «центристы», пытающиеся улучшить положение всех и каждого, оказываются «между молотом и наковальней». В «низах» иногда возникает бунтарское сопротивление, которое воспринимается «верхами» с извращенным чувством удовлетворения – наконец-то можно сообща на кого-то обрушиться. Ни те, ни другие не представляют себе, какое давление все эти свары оказывают на «центристов». Правда, клиентов выжимают досуха, а время и внимание всех участников пропадают впустую. Так действует далеко не каждая социальная система. Но чтобы вырваться из этого замкнутого круга, нужно – с помощью методов Ошри или упражнений вроде помещенного ниже – прийти к пониманию своего личного опыта. Представление о социальных системах восходит к работам Курта Левина в области социальной психологии в 1930—1940-е годы. Эти идеи получили развитие в работах по изучению групповой динамики, проводившихся Национальными обучающими лабораториями, и в программах реформирования социальных систем, осуществлявшихся Роналдом Липпиттом и Ричардом Бекхардом. Этот же подход нашел развитие в гештальт-психологии, которая повлияла на формирование Левина, в теории систем родства и в культурной антропологии (Левин и Маргарет Мид были близкими друзьями и тесно сотрудничали в период Второй мировой войны). Я познакомилась с теорией социальных систем благодаря занятиям социотехникой, теорией и практикой семейных отношений (в сущности, это те же системы родства).

Шарлотта Робертс

ПОСВЯТИТЕ ПОЛДНЯ СОЦИАЛЬНЫМ СИСТЕМАМ

1. Дайте определение системы, которая вам интересна. (Как и в случае открытых систем, очертите границы занимающих вас проблем.)

2. Дайте определение группам, входящим в систему. Кто образует верхи? Кто в середине? Кто внизу? Кто является клиентом, т.е. ожидает от системы результатов? Составьте перечень лиц или групп, образующих каждую категорию.

3. Согласятся ли эти лица или группы с вашим решением отнести их именно к этой категории? Каковы, по их мнению, их обязанности и привилегии? Считают ли они, что имеют возможность влиять на развитие системы в целом?

4. Как эти группы воспринимают друг друга? Имеет ли место неверное понимание? Можно ли сказать, что их представление о других отличается большей точностью, чем представление о самих себе?

5. Как их представления о себе и других влияют на эффективность каждой группы?

Операционные системы: мир как совокупность информационных потоков 3

«Информация, – писал Грегори Бейтсон, – это все, что имеет значение». То же можно сказать о базовых предпосылках целого семейства системных подходов: о теории социотехнических систем, реструктуризации и составлении карт организационных процессов. Все эти подходы имеют разное происхождение, но общим для них является понимание тою, что информация текуча и легко меняет направление Поэтому их авторы смело берутся за то, что отпугнуло бы большинство менеджеров, – они пытаются перепрограммировать поток деятельности в организации примерно с той же простотой, с какой вы перепрограммируете собственный компьютер.

В начале 1990-х годов мода на перестройку систем управления впервые прояснила то, насколько неуклюжи и беспомощны многие системы организации управленческих процессов. К сожалению, большинство подобных программ перестройки предусматривали, что откуда-то извне приходят опытные консультанты (хорошо знакомые с информационными технологиями и разработкой программного обеспечения) и выдают руководству компании рекомендации по новой организации управления. Собственных специалистов не подпускали к разработке новых организационных и управленческих структур, потому что подозревали в чрезмерной «субъективности», приверженности к устаревшим методам и наличии узковедомственных и даже корыстных интересов (сохранение своих рабочих мест). Результаты во многих случаях оказались чудовищными – даже с позиций тех, кто осуществлял перестройку. Рабочие места, как правило, сокращали быстро и бездумно, а в итоге имели нехватку персонала и повисающие в воздухе функции. Но ни в коем случае нельзя отказываться от операционных систем. Невозможно переоценить методологию составления карт процессов, например, когда специалистов из разных функциональных подразделений собирают, чтобы они построили схему операционных потоков – на сегодняшний день или в расчете на идеальное будущее (в случае реструктуризации фирмы). Так же как вновь и вновь проверяют программное обеспечение, отлаживают его и подгоняют к требованиям заказчика, нужно постоянно работать над организацией деловых процессов. Пользователи системы должны видеть, что при появлении проблем быстро осуществляется реструктуризация. Без такой гибкости внедрение новых процессов идет со сбоями, а сами эти процессы подобны неотлаженному программному обеспечению, которое работает с массой ошибок и доводит пользователей до бешенства. Для хорошего дизайна процесса нужна неформальная информация. Как-то я имел дело с заводом, производящим потребительские товары, который работал просто ужасно: из-за множества сбоев и поломок заказы на продукцию всегда выполнялись с задержкой. Специалисты корпорации были не в силах исправить положение. При этом они сумели получить приз за работы, выполненные для цепи универмагов Wal-Mart. Я спросил: «Что вы делаете, когда к вам за помощью обращается Wal-Mart?».

«Ну, в случае Wal-Mart, – ответили они, – мы уверены, что все заказы будут выполнены без обычных подтверждений сверху». – «А почему вы не можете делать то же самое для других своих заказчиков?» В конце концов они смогли – и

сэкономили 4 млн дол. в первый же год. Но пока они не составили карту процессов, им бы и в голову не пришло, что заказы от Wal-Mart поступали и выполнялись в обход обычного пути.

ПОСВЯТИТЕ ПОЛДНЯ РАЗРАБОТКЕ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Прежде чем приступать к этому упражнению, группа должна договориться, что ни одно решение и ни одна идея не будут окончательными и неизменными. Ваша цель в том, чтобы, сравнив процессы, существующие в вашей организации, с идеальным вариантом, прийти к их лучшему пониманию.

1. Определите процесс, требующий перестройки, т.е. вечно порождающий проблемы.

2. Каковы смысл и цель этого процесса? Каким образом он увеличивает ценность продукции и услуг компании? В чем цель его перестройки? Каких результатов должна достичь новая система и каких у нее нет сегодня?

3. Используя цветные маркеры и самоклеющиеся листки, составьте идеальную схему операционных процессов. Забудьте обо всех внешних ограничениях и стройте свою диаграмму шаг за шагом, с начала и до конца.

4. Для каждого этапа с помощью цветных маркеров нанесите направление информационных потоков. Когда этап пройден, кого он может интересовать? Какого рода разговоры должны происходить на неформальном уровне?

5. Насколько прочно спроектирован этот процесс? Нет ли здесь узких мест, перспектив кризиса или краха? Или здесь есть возможность самовосстановления? (Возвращение к нормальному уровню пройдет с большей легкостью при наличии

параллельных, «шунтирующих» путей для информационных потоков.)

Будет ли новый процесс простым и прозрачным? Легко ли людям понять, что они должны сделать для организации? Знают ли они, как высказать свои замечания и предложить свое знание дела? Предусмотрена ли в процессе обратная связь? Например, когда кто-либо передает следующей инстанции сообщение о каких-то изменениях, получает ли он подтверждение, что сообщение дошло до того, кому предназначалось?

Элегантен ли процесс? Полностью ли используются функциональные возможности всех звеньев? Если, к примеру, нам необходимо звено для утверждения заказов, можно ли поручить ему еще и проверку спецификаций?

Кого из специалистов следовало бы привлечь к разработке этой системы (теперь вы уже должны понимать это)? Как можно заинтересовать их в участии в следующем этапе перестройки системы?

Живые системы: видеть мир как взаимодействие саморазвивающихся структур 4

Сторонники этого подхода утверждают, что никакая иная форма системного мышления не дает столь адекватного представления о мире - постоянно пульсирующем, изменчивом и взаимосвязанном единстве быстро меняющихся взаимоотношений, в которых порядок возникает из хаоса сам собой, без какого-либо внешнего контроля.

Такой подход зиждется на пересечении наук, возникших в XX в., - квантовой физики, экологии, теории хаоса и математической теории сложности. Его логика предполагает, что деятельность коллективов людей подчинена самоорганизующимся процессам, а они, в свою очередь, следуют закономерностям природных экологических ниш. Нет никаких регулировщиков, способных управлять потоками информации, которые в силу природных закономерностей быстро распространяются в организационной среде. Если нужные люди участвуют в процессе постоянного и разнообразного общения, некие благоприятные результаты обязательно будут достигнуты.

Системщик, понимающий мир таким образом, не должен искать выгодную точку опоры для переворачивания мира. Достаточно прислушиваться к тому, «куда система намерена двигаться». Чем больше людей поймут, в каком направлении все изменяется, тем быстрее будут развиваться новые формы организации.

Когда я впервые познакомился с этими идеями, мне вспомнилось движение за гражданские права, подъем которого я наблюдал в детстве на юге страны. Давление сидячих забастовок и маршей протеста все усиливалось и усиливалось, разрушая жизнеспособность прежней системы. Наконец, признание общественностью необходимости и неизбежности перемен достигло критического уровня, и борьба за реформы стала частью общенациональной жизни. Новое понимание расовых отношений постепенно приобретает массовый характер. Вряд ли можно считать оптимальным нынешний способ решения расовых проблем, но направление развития внушает все больший оптимизм. Каждое следующее поколение воспитывается в атмосфере все менее острого расового напряжения, и это способствует дальнейшим изменениям общества.

Руководители организаций осознают, что их возможности на пути к совершенствованию крайне ограничены. Говорят, что Боб Галвин как-то сказал: «Я хожу по территории [компании Motorola], воображаю, что я в концертном зале, и пытаюсь определить, кто опережает, кто отстает от ритма, кто перевирает мелодию. Синхронно ли звучит мой оркестр? Я прислушиваюсь к тому, как мы взаимодействуем с клиентами. И у меня возникает некое понимание того, как можно было бы использовать эту информацию и добиться нужных нам изменений».

ПОНИМАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЖИВОЙ СИСТЕМЫ И ПРАКТИКА

Здесь нужны диалог и другие формы рефлексии.

  1. Каков «генетический код» вашей организации? Какие свойства вашей организации остаются постоянными при всех изменениях информации, людей и деятельности? Какие ценности, способы действовать или привычные убеждения укрепляют в вашей организации чувство целостности и оригинальности? (При ответе на эти вопросы могут оказать помощь клиенты, поставщики и другие люди, не принадлежащие к вашей организации). В городе Шарлотте (Северная Каролина) банк First Union ориентирован на интересы клиентов, NationsBank – преимущественно на эффективность операций, a Wachovia Bank – на долгосрочность деловых отношений. Эти стабильные характеристики влияют на то, как банки подбирают и готовят персонал, как ежедневно принимаются тысячи решений.

  2. Кто реально является членом системы? Знают ли эти люди о том, что они принадлежат к системе? Сознательно ли сделан их выбор? Некоторые из членов системы могут и не работать на организацию. Например, в систему бесплатного среднего образования входят родители и налогоплательщики. Если рассматривать компанию в качестве системы, ее членами окажутся основные клиенты. Некоторые из них, скажем периферийные клиенты, могут и не понимать того, что они входят в систему и способны влиять на нее.

  3. Какова цель? Что является «источником изменений» в организации? Желателен ли такой вариант будущего? Размышления о живых системах изменили мое понимание того, что представляет собой общее видение. Теперь я всегда спрашиваю: «А чье это видение?». Может быть, это всего лишь желание руководства компании? Или оно отражает также интересы клиентов, поставщиков, работников, акционеров и местных жителей? Чего они все ожидают от будущего?

Когда недавно этот вопрос задали себе работники одной крупной больницы, сразу стало понятно, что у коллектива имеется социальная и организационная цель – оставаясь прибыльным учреждением, найти способ оказывать помощь тем, кто зарабатывает меньше 15 тыс. дол. в год. До этого цель была неозвученной; похоже, работники больницы опасались, что, заговорив об этом, они как-нибудь себе навредят. В силу этого им и не удавалось увидеть связь между этой и другими целями, которые «просились на свет», например обслуживанием растущего числа людей средних лет со скромными доходами – тех, кому нужны недорогие медицинские услуги и кто был бы рад их получать в нетрадиционной компании, только выходящей на рынок медицинских услуг.

  1. Насколько хорошо организация осознает себя и свое окружение? Живые системы легко адаптируются, если их восприятие реальности не заблокировано. Так, никто не спускает медведям циркуляр о необходимости впадать в зимнюю спячку, а разве люди менее самостоятельны? Может, лучше просто обеспечить им доступ к нужной информации и дать возможность адаптироваться к изменениям? Все ли члены организации знают, каково ее положение на рынке? Все ли воспринимают слабые сигналы надвигающихся неприятностей? Когда поступают необычные сигналы, о них начинают говорить или их просто игнорируют? «Думаете, нам что-то угрожает? Вы заблуждаетесь!».

Вы можете опереться на пять форм системного мышления

Большинство деловых людей подспудно предпочитают тот или иной подход к системным проблемам. Инженерам проще и естественнее использовать логику системной динамики, компьютерщикам – информационных потоков, биологам – теорию живых систем, специалистам по организационному развитию – теорию социальных систем. Каждый из этих подходов ценен и сам по себе, но, что важнее, они дополняют друг друга. Недавно я провел четыре параллельных системных упражнения с группой людей, работавших над трудным проектом слияния американской и европейской химических компаний. (Нам не хватило народу, чтобы выполнять параллельно пять упражнений, поэтому пришлось пожертвовать операционными системами.) Каждая из подгрупп рассказала о своем понимании ситуации с точки зрения выпавшего им варианта системного подхода, предварительно обсудив все вопросы в своем кругу.

Открытые системы. Размышляя о ситуации, группа поняла, что потребители представляют собой мощную силу, толкающую две компании к слиянию. Потребители терпеть не могут, если им приходится иметь дело со многими торговыми представителями. Для них предпочтительнее ситуация: одна цена, одна система поставок, один торговый агент, которому можно позвонить. Эту особенность потребителей нужно сделать первичным фактором процесса слияния компаний.

Теория социальных систем. В руководстве компаний еще не утихли споры, а низы, т.е. работающие в полной взаимной изоляции структуры сбыта, противятся объединению компаний (потому что понимают, что сбытовиков слишком много и неизбежны сокращения). Для начала верхам нужно договориться о целях, а потом, для координации деятельности, заняться наведением мостов между структурами сбыта.

Системная динамика. Эта группа выбрала системный архетип «трагедия общих ресурсов» (Подробнее об архетипе «трагедия общих ресурсов» см.: Сенге П. М. Пятая дисциплина..., с. 283-287, 377- 378.). Слияние подстегнуло энергию обеих структур сбыта в проталкивании своей продукции на рынок, с тем чтобы продемонстрировать руководству объединенной компании собственную эффективность. При этом американская команда сбытовиков начала расширять свои операции на «общем рынке», а европейцы, испугавшись, что все заказы на поставку продукции достанутся американцам, стали агрессивными. Соперничество обострилось настолько, что агенты по сбыту начали относиться к своим коллегам как к настоящим врагам. Усилия по слиянию нужно направить на то, чтобы все, включая потребителей, поняли, что они делают общее дело. Или же можно начать с расширения ассортимента продукции и, соответственно, клиентской базы, что ослабит угрозу сокращения персонала.

Теория живых систем. Совершенно очевидно, что организация больше «не хочет» быть структурированной в соответствии с производственными линиями; возможно, ее следует «строить» на региональной основе. Служащим компании и клиентам нужно дать возможность «вжиться» в новую организационную структуру, найти свое место в ней и как-то приспособиться. По мнению одного из членов группы, «мы должны постоянно заботиться вот о чем: каково нашим клиентам; как измерить эффект произведенных нами изменений; как истолковать наши измерения?»

1 В основе этого раздела – книга Марка Дейвидсона «Uncommon Sense» («Необычное чувство»), которая представляет собой биографию фон Берталанфи. Эту книгу, опубликованную в 1983г., к сожалению, перестали переиздавать. Использована также книга Дэниела Капа и Роберта Л. Кона «The Social Psychology of Organization» («Социальная психология организаций») (Wiley, 1963; 1978), содержащая подробное изложение идей и концепций Берталанфи, таких как исходные ресурсы, подходы, Результаты, определение границ и гомеостаз. Многие менеджеры, получившие образование в 1970-1980-х годах, знакомы с концепцией открытых систем, потому что в этот период учебник Каца и Кона был довольно популярен. В отличие от большинства модных сочинений того периода, эта книга, безусловно, полезна и сегодня.

2 В основе этого раздела – книга Барри Ошри «Seeing Systems» («Увидеть системы») (San Francisco: Berrett-Koehler, 1995). Эта книга представляет собой увлекательное руководство по применению принципов, выявленных в экспериментах Ошри. Книга полна наблюдений, диалогов, примеров, глубоких и доброжелательных замечаний автора. Ее непременно должны прочитать создатели сообществ, реформаторы образования и разработчики самоуправляемых предприятий.

3 Есть несколько различных подходов к операционным системам, большинство из которых восходят корнями к работам английского исследователя Эрика Триста и его коллег Фреда и Меррилин Эмери. Сначала 1950-х годов они занимались развитием «социотехнических систем»; их подход к организации труда, основанный на рабочих группах и операциях, получил известность как метод создания «самоорганизующихся» и «высокоэффективных» рабочих групп. Об этом (и об идеях, стоящих за теорией социальных систем) детально рассказывается в книгах Арта Клейнера «The Age of Heretics» («Век еретиков») и Марвина Вайсборда «Productive Workplace» («Продуктивное рабочее место») (San Francisco: Jossey-Bass, 1987). На этих работах отразились идеи Берталанфи об открытых системах, опыт норвежских групп движения Сопротивления, воевавших против гитлеровцев в годы Второй мировой войны, и первые исследования социальных систем, выполненные в Национальных обучающих лабораториях.

4 Для понимания идеологии живых систем полезны несколько книг. Фритьоф Капра в книге «The Web of Life» («Ткань жизни») (New York: Anchor Books, 1996) дает философское обоснование данного подхода, который, в свою очередь, частично основывается на превосходно иллюстрированной книге Линн Маргулис и Дорион Саган «What is Life» («Что такое жизнь») (New York: Simon and Schuster, 1995). Микробиолог Маргулис – одна из авторов «теории Геи», согласно которой сам земной шар представляет собой живой организм. Одним из моих источников является книга Maprape г Уитли и Майрона Келлнера-Роджерса «A Simpler Way» («Более простой путь») (San-Francisco: Berett-Koehler, 1996), которая представляет собой поэму в прозе о соотношении принципов самоорганизации и организации.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине (умк). Требования к составу и содержанию, рекомендации по разработке (1)

    Учебно-методический комплекс
    четкое определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе данной специальности; фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины;
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине (умк). Требования к составу и содержанию, рекомендации по разработке (2)

    Учебно-методический комплекс
    отражение в содержании учебной дисциплины современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики, связанных с данной учебной дисциплиной;
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 100200 Туризм (2)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования подготовки «бакалавра туризма» по направлению подготовки 100200 Туризм при очной форме обучения составляет 4 года.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 100200 Туризм (3)

    Образовательный стандарт
    результаты интеллектуальной деятельности, туристский продукт, нематериальные блага, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании (по договору и т.
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования специальность 080507. 65 Менеджмент организации

    Основная образовательная программа
    Выписка из протокола заседания кафедры от 1 .
  6. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (1)

    Содержательный отчет
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (далее – ВГУЭС) является высшим учебным заведением федерального подчинения.
  7. I. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности 8

    Документ
    В 2006/2007 учебном году вопрос о подготовке к комплексной проверке ННОУ «Московский институт медико-социальной реабилитологии» рассматривался на заседании Ученого совета института (7 Мая 2007 г.
  8. Рабочая программа учебной дисциплины теория организации. ( указывается наименование дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) для направления

    Рабочая программа
    Цель курса «Теория организации» – рассмотреть важнейшие аспекты теории организации, поскольку именно в организации менеджер осуществляет эффективную (или неэффективную) управленческую деятельность.
  9. Отчет о результатах самообследования деятельности Воскресенского института туризма филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская международная академия туризма

    Содержательный отчет
    о результатах самообследования деятельности Воскресенского института туризма – филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Другие похожие документы..