Учебно-методический комплекс по дисциплине «правоохранительные органы российской федерации» Программа и методические указания по изучению курса

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный университет экономики и права

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Одобрено

Учебно-методической

комиссией БГУЭП

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Программа и методические указания по изучению курса

Специальность 030501 Юриспруденция

Цикл дисциплин специализации; компонент «по выбору»

Иркутск
Издательство БГУЭП

2010

УДК

ББК

Авторский знак

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета экономики и права

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры уголовного процесса и криминалистики

(протокол № от 20010 г.)

Составители Буфетова М.Ш., Литвинцева Н.Ю., Лукошкина С.В.

Рецензент Заслуженный юрист РФ, д-р юрид. наук, проф. И.В. Смолькова

СОГЛАСОВАНО

Декан факультета

22 января 2010 г.

Начальник учебно-методического управления

4 апреля 2010 г.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правоохранительные органы Российской Федерации»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 030501 Юриспруденция / сост. М.Ш. Буфетова, Н.Ю. Литвинцева, С.В.Лукошкина. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. – 205 с.

Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 030501 Юриспруденция, утвержденного 27 марта 2000г.

Содержит учебную программу и методические указания по изучению курса «Правоохранительные органы Российской Федерации».

Предназначен для студентов юридических факультетов очной, заочной, ускоренной, параллельной форм обучения, бакалавров, магистрантов.

ISBN

ББК

© Издательство БГУЭП, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

I. Учебная программа дисциплины 6

1. Пояснительная записка 6

2. Цели и задачи изучения дисциплины 8

3. Требования к уровню освоения дисциплины 8

4. Содержание дисциплины 10

4.1. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в часах 10

4.2. Содержание разделов и тем 15

5. Организация промежуточного и итогового контроля знаний 20

5.1. Система формирования 100-балльной оценки 20

5.2. Форма итогового контроля 20

5.3. Перечень вопросов к экзамену 20

II. Методические указания по изучению дисциплины 23

1. Методические указания по организации самостоятельной работы 23

2. Технические средства обучения и контроля 24

3. Инновационные методы обучения 25

4. Список рекомендуемой литературы 26

4.1. Законодательные и иные нормативно-правовые акты 26

4.2. Основная литература 27

4.3. Дополнительная литература 27

4.4. Интернет-ресурсы 29

4.5. Тесты 29

Тест №2 32

Тема: «Законодательные и иные правовые акты 32

курса «Правоохранительные органы» 32

В) Если они приняты по вопросам исключительного ведения Российской Федерации. 33

Задача 2. В отношении гражданина РФ, находившегося в поездке по стране, сотрудниками органов внешней разведки, исходя из сложившихся условий, были применены негласные методы работы, применяющиеся при разведывательной деятельности. Правомерны ли такие действия сотрудников внешней разведки? 38

Правомерны ли действия военнослужащих внутренних войск МВД РФ? Какими правами в данном случае они обладают? 41

Тема: «Таможенные органы Российской Федерации» 45

Задача 2. Адвокат подозреваемого из беседы с его родственниками узнал, что у клиента до сих пор сохраняется тесная эмоциональная связь с человеком, который по всей видимости имел отношение к расследуемому делу, но об этом обстоятельстве следствию не известно. Не зная, как ему лучше использовать в своей работе эту новую для него информацию, адвокат обратился к заведующему юридической консультацией. Узнав об обстоятельствах дела, заведующий дал ряд ценных советов. Оцените с точки зрения действующего законодательства, правильно ли поступил адвокат. 51

Задача 2. Государственный нотариус в связи со сложившимися семейными обстоятельствами был вынужден уволиться со службы. Он устроился на работу в редакцию одной из авторитетных газет, где вел рубрику, связанную с освещением деятельности организаций, оказывающих юридические услуги населению. Редактирую очередную статью, готовящуюся к публикации, он увидел, что автор дает неполную и искаженную информацию об одной из ранее заключенных сделок, которая, как оказалось, проходила процедуру нотариального удостоверения в той нотариальной конторе, в которой он именно тогда работал. В этой связи он внес необходимые изменения в текст статьи и дал ту информацию, которая соответствовала действительности. Определите в какой мере указанные действия отвечают требованиям законодательства о нотариате. 55

I. Учебная программа дисциплины

1. Пояснительная записка

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 030501 Юриспруденция, утвержденного 27 марта 2000г, выпускник должен уметь не только устанавливать факты правонарушений, но и предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав.

Дисциплина «Правоохранительные органы» является вводной юридической дисциплиной и изучается студентами первого года обучения. Главной задачей данного курса является приобретение студентами специализированных знаний об органах обеспечивающих охрану права в Российской Федерации, их строении, задачах деятельности, функциях, взаимодействии с другими государственными и негосударственными органами, а также степень и форма влияния на права и свободы личности. В этой связи дисциплина «Правоохранительные органы Российской Федерации» включена в учебный план студентов специальности Юриспруденция.

В процессе изучения дисциплины «Правоохранительные органы» студенты впервые встречаются с множеством законодательных и иных нормативно-правовых актов, приобретают первоначальные навыки самостоятельной работы с ними, что пригодится в их будущей практической деятельности. Одновременно студенты впервые встречаются со своеобразной юридической терминологией, что будет полезно в процессе дальнейшего изучения всего комплекса юридических наук и учебных дисциплин.

Принятие Уголовно-процессуального и Таможенного кодексов, Кодекса об административных правонарушениях, Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре внесли существенные изменения в организацию и деятельность правоохранительной системы, которая способствует решению основной задачи правоохранительных органов – обеспечению прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

Данный учебно-методический комплекс состоит из следующих разделов:

Во-первых, это рабочая программа и программа курса, включающие в себя краткое содержание курса, основные темы, а также тематику лекционных и практических занятий с указанием количества часов, отводимых на их изучение.

Во-вторых, самостоятельным разделом комплекса являются методические указания, в которых с учетом программы курса даются краткие рекомендации по основным темам курса, а также раскрываются определения основных понятий, без знания которых изучение правоохранительных органов РФ представляется крайне затруднительным.

В-третьих, учебно-методический комплекс был бы неполным, если бы не включал такие разделы, как список законодательных и иных нормативных правовых актов, список основных и дополнительных учебных и периодических источников курса, а также вопросы для проведения итоговой формы контроля – экзамена (для студентов очной, заочной, параллельной и ускоренной форм обучения).

Для реализации новой концепции обучения «я учусь» студентам предоставляется возможность самостоятельно проверить свои знания по отдельным темам или наиболее сложным вопросам курса. В этих целях последний раздел комплекса посвящен проверочным заданиям по дисциплине «Правоохранительные органы Российской Федерации».

Наконец, эффективное изучение курса представляется невозможным без понимания основных тенденций развития судебной системы. Указанный вопрос нашел самостоятельное закрепление в отдельном разделе представленного учебно-методического комплекса.

2. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель преподавания дисциплины «Правоохранительные органы РФ» - дать отправные знания о базовых понятиях правоохранительной деятельности, ее направлениях, прокурорском надзоре, полномочиях правоохранительных органов, нормативной базе их организации и функционирования, о формах оказания юридической помощи и защиты, негосударственных органах обеспечения правоохраны. Указанная цель достигается путем проведения лекций, семинарских и практических занятий, а также самостоятельного изучения студентами основных научных, периодических и нормативных источников.

С учетом того, что курс преподается студентам первого года обучения, в числе его основных задач следует назвать:

– изучение законодательных и иных нормативных актов о правоохранительной деятельности;

– привитие студентам первоначальных навыков работы с этими актами;

– разъяснение основных юридических терминов, связанных с правоохранительной деятельностью;

– ознакомление студентов с различными юридическими профессиями, особенностями службы или работы в правоохранительных органах.

3. Требования к уровню освоения дисциплины

По окончанию изучения курса «Правоохранительные органы РФ» студенты должны знать:

  • понятие системы правоохранительных органов и правоохранительной деятельности;

  • какие принципы лежат в основе правоохранительной деятельности;

  • основные цели, задачи правоохранительной деятельности;

  • компетенцию, систему и структуру правоохранительных органов;

  • полномочия отдельных должностных лиц правоохранительных органов.

По окончанию изучения курса «Правоохранительные органы РФ» студенты должны уметь:

  • давать определения основным понятиям по изучаемой дисциплине;

  • выделять основные направления деятельности изученных правоохранительных органов;

  • выделять различные виды процессуальных и иных документов, выносимых должностными лицами правоохранительных органов, основания их вынесения.

К перечню дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения правоохранительных органов, органично относятся:

    • Теория государства и права;

    • Судебная система Российской Федерации.

  1. Учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 «Юриспруденция» Для направления

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Муниципальное право России» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по / Примерной программой по дисциплине по специальности
  2. Доклад совета федерации (1)

    Доклад
    § 5. Законодательство Российской Федерации по вопросу оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: качество и тенденции правоприменения 217
  3. Учебно-методический комплекс По дисциплине Правоохранительные органы вид дисциплины: общий курс (наименование дисциплины) (общий курс, спецкурс, курс по выбору и т п.)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность и необходимость изучения дисциплины «Правоохра­нительные органы» заключена в том, что правоохранительная деятельность отнесена к основополагающей функции государства.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право рф» Пятая редакция

    Учебно-методический комплекс
    Зацепина Ольга Ивановна к.и.н., профессор. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право РФ». 5 редакция. – ЯФ АТ и СО, Ярославль, 20__.
  5. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  6. У правление загс и архивов липецкой области огу «государственный архив липецкой области» государственный архив липецкой области путеводитель липецк 2008

    Документ
    Путеводитель раскрывает состав и содержание фондов ГАЛО за период с XVII в. по 2008 год включительно. Адресован широкому кругу пользователей архивной информации.
  7. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «правоохранительные и судебные органы» (СД. Ф. 05)

    Учебно-методический комплекс
    Курс дисциплины “Правоохранительные органы Российской Федерации” изучается студентами - юристами первого года обучения. Основная цель курса - знакомство с системой правоохранительных органов Российской Федерации, правовыми основами
  8. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «правоохранительные органы» (опд. Ф. 23) (1)

    Учебно-методический комплекс
    ГОСа по специальности «Юриспруденция» - Госстандарт высшего профессионального образования по специальности 030501 – «Юриспруденция», утвержденного Министерством образования РФ 27 марта 2 г.
  9. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «правоохранительные органы» (опд. Ф. 23) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» является одной из базовых дисциплин в подготовке юриста, входит в федеральный компонент раздела ОПД. Требования к уровню освоения содержания дисциплины определены государственным стандартом

Другие похожие документы..