Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

1.2. Характеристика системы подготовки офицерских кадров как объекта управления

Исследование проблемы управления качеством подготовки офицерских кадров непосредственно связано с проведением анализа самой системы подготовки офицерских кадров.

Система подготовки офицерских кадров в ее целостном проявлении складывается из совокупности подсистем, объединенных единым замыслом, концепцией функционирования для эффективного выполнения государственного заказа на подготовку кадров для силовых ведомств. Ее структурными звеньями как самостоятельными подсистемами выступают высшие военно-учебные заведения (вузы силовых ведомств), органы управления и обеспечения. Для достижения желаемой продуктивности управления качеством подготовки офицерских кадров необходимо создание концептуальных и технологических основ эффективного управления всеми процессами в системе подготовки офицерских кадров.

Результаты теоретического и эмпирического исследования системы подготовки офицерских кадров показывают, что она нуждается в мероприятиях по её совершенствованию, обусловленных следующими факторами:

во-первых, реализацией в отечественной системе образования положений Болонского процесса и формированием многоуровневого образовательного пространства страны, что требует интеграции системы подготовки офицерских кадров, в многоуровневую структуру образования России;

во-вторых, реформированием самой системы подготовки офицерских кадров, связанным с оптимизацией сети, емкости и организационно-штатной структуры военно-учебных заведений, а также сокращением перечня специальностей и специализаций подготавливаемых в них офицерских кадров;

в-третьих, наличием противоречий и недостатков непосредственно в системе подготовки офицерских кадров, которая в силу этого не способна удовлетворить потребности Вооруженных Сил и других силовых ведомств в офицерских кадрах по численности, профилю и специальностям подготовки;

в-четвертых, прямой зависимостью качества подготовки офицерских кадров от эффективности управления всеми звеньями этой подготовки.

Названные факторы требуют проведения комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на совершенствование организационных, содержательных и технологических основ подготовки офицерских кадров. В связи с этим требуется раскрыть основные направления развития системы подготовки офицерских кадров в контексте решения задач обеспечения качества подготовки офицеров для Вооруженных Сил и других силовых ведомств.

В соответствии с общей теорией систем качественное развитие любой системы, независимо от ее природы и предназначения, может быть достигнуто на основе структурного и функционального состава. Результатом этих изменений выступают сохранение системой старых (необходимых) и приобретение новых (требуемых) свойств [28, 29, 30, 148, 170]. Как показывает анализ противоречий и недостатков существующей системы подготовки офицерских кадров, в целях ее развития необходимо осуществить как структурные, так и функциональные преобразования. В то же время полнота и глубина планируемых преобразований зависят от наличия соответствующих условий, прежде всего, социально-политических, экономических, организационно-управленческих, психолого-педагогических и др. В связи с этим, эффективное решение проблемы управления качеством подготовки офицерских кадров представляется как гармоническое применение трех стратегий: минимальной, максимальной и промежуточной (сбалансированной).

Сущность управления при минимальной стратегии развития системы подготовки офицерских кадровзаключается в сохранении и совершенствовании существующих ее элементов и взаимосвязей между ними. При этом, состояние системы подготовки военных кадров зависит от эффективности управления качеством подготовки этих кадров.

Соответственно, ведущим направлением совершенствования системы подготовки офицерских кадров является повышение её управляемости. Реализацию данного направления целесообразно осуществлять исходя из научного определения категории «управление», под которым понимается функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности [185, 187]. Качественное решение этих задач возможно на основе формирования Государственного кадрового заказа на подготовку офицерских кадров для силовых ведомств. Госзаказ позволяет перейти от директивного управления к взаимовыгодной договорной системе подготовки офицеров, что способствует повышению ответственности исполнителей и заказчиков за качество подготовки выпускников [175].

С учетом изложенного, под управлением качеством подготовки офицерских кадров следует понимать деятельность органов управления и других субъектов образовательного процесса вузов силовых ведомств по обеспечению качественной реализации государственного кадрового заказа на подготовку офицерских кадров силовых ведомств в военно-учебных заведениях (учебных заведениях) силовых ведомств, как в целом комплекс мероприятий по обеспечению подготовки офицерских кадров на уровне современных требований, выполнению кадрового заказа по подготовке офицеров (сотрудников) в соответствии с квалификационными требованиями и государственными образовательными стандартами.

Совершенствование управленческого компонента системы подготовки офицерских кадров позволит преодолеть серьезные недостатки, имеющиеся в подготовке военных кадров. Например, именно из-за недостатков в управлении, отсутствия института "Заказчика" многие высшие военные звенья, особенно те, которые не имеют собственной адъюнктуры, не способны обеспечить коэффициент укомплектованности должностей преподавательского состава лицами с учеными степенями и званиями на требуемом уровне (55-60 %). В частности, анализ этой проблемы в системе подготовки офицерских кадров Вооруженных Сил показал, что из 82 вузов только в 29 названный коэффициент поддерживается на должном уровне (табл. 1.1.).

В 2001 году количество военно-учебных заведений, имеющих
укомплектованность преподавательских должностей учеными,

соответствующую уровню критериальных значений показателей государственной аккредитации составило 36% от общего числа образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации. В целом укомплектованность преподавательских должностей учеными в 2001 году (доставила 50%, что на 2% меньше, чем в 1991 году (52%).

Таблица 1.1

Уровень укомплектованности преподавательских должностей лицами с учеными степенями и званиями в вузах на 1.07.2001 г. (в %)

Виды Вооруженных Сил, главные и центральные управления МО РФ

Укомплектованность учеными вузов (в %)

2000 г.

2001 г.

Ракетные войска стратегического назначения

65

67

Сухопутные войска

29

34

Военно-воздушные силы

51

51

Военно-Морской Флот

55

58

Ракетные войска и артиллерия

37

47

Войска связи

43

47

Инженерные войска

40

42

Войска РХБ защиты

41

43

Главное ракетно-артиллерийское управление

46

47

Главное автобронетанковое управление

21

26

Тыл

38

39

Главное военно-медицинское управление

68

67

Воздушно-десантные войска

13

25

Вузы подчиненные Генеральному штабу

42

44

Управление начальника строительства и расквартирования войск

48

53

Главное финансово-экономическое управление

36

41

Армейская авиация

8

20

Войсковая ПВО

37

47

Спортивный комитет МО РФ

64

56

В Министерстве обороны (в среднем)

47

50

  1. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  2. Педагогическая концепция формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума 13. 00. 08 - теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Официальные оппоненты: Липский Игорь Адамович, засл. деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор (АОУ «Институт переподготов- ки и повышения квалификации руководя- щих кадров и специалистов системы со­- циальной защиты
  3. Педагогические условия формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в ФГКВОУ ВПО «Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К.Яковлева Министерства внутренних дел Российской Федерации»
  4. Формирование готовности к организаторской деятельности будущих офицеров тыла 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «25» марта 2010 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.12 при Саратовском государственном университете имени Н.
  5. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института юфу: монография / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2008. 5 п л. Бордовская, Н. В

    Монография
    В каталоге представлены основные научно-педагогические издания, а также издания учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных по результатам научных исследований в рамках комплексных программ Российской академии
  6. Филиал Военного учебно-научного центра Сухопутных войск(г. Рязань) (1)

    Документ
    Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова» (бывшая Морская Николаевская академия)
  7. Филиал Военного учебно-научного центра Сухопутных войск(г. Рязань) (2)

    Документ
    Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого»)
  8. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (274)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится «10» декабря 2010 года в 11 часов на заседании диссертационного совета (Д 215.005.05) ФГ ВОУ ВПО «Военного университета» (123001, г.
  9. Международная научно-методическая конференция преподавателей вузов, ученых, специалистов (1)

    Документ
    Продуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов: сборник трудов международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов.

Другие похожие документы..