Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

Анализ практики психолого-педагогических исследований, проведенных за последние годы, показывает, что наиболее продуктивными и приемлемыми для изучения избранного объекта можно считать принципы системности, комплексности, детерминизма, развития, единства внешних воздействий и внутренних условий, активности участников образовательного процесса, единства психики и деятельности, субъект-субъектный подход.

Исследование проблемы управления качеством в образовательных системах, как целостного феномена, предполагает изучение путей, условий и факторов деятельности должностных лиц, оценку роли каждого из них, выявление связей элементом процесса подготовки и взаимоотношений в коллективах вуза, тенденций и возможных направлений совершенствования. Здесь необходимо применение методологических оснований всех трех уровней. Вместе с тем главная цель исследования состоит в поиске научно обоснованного решения, которое было бы приемлемо для реальной практики. Следовательно, важная функция методологии раскрывается в ее интегративной роли, обеспечивающей единство познания всех уровней с педагогической практикой.

Объективная потребность в системно-целостном исследовании проблемы управления качеством подготовки офицерских кадров силовых ведомств в общем контексте социальной практики развития образования и решения проблем безопасности обусловлена рядом причин.

Во-первых, педагогический труд представляет собой концентрированное выражение совокупности учебно-воспитательной деятельности, общения, отношений, которые взаимосвязаны и опосредованы целью формирования и развития подрастающего поколения. Высокая продуктивность такого многостороннего труда в решающей степени определяется эффективностью управления.

Во-вторых, определяющая роль руководителей КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ и вузов обусловливает необходимость всесторонне изучать их управленческую деятельность как основное системообразующее звено этой системы. "Полифункциональность его деятельности заключается не только в выполнении педагогических функций, но и в эффективной организации учебно-воспитательного процесса, создании условий и факторов продуктивного педагогического труда в вузах. Такая многоуровневая образовательная система может быть изучена только при интеграции совместных усилий заинтересованных наук.

В-третьих, системный структурно-функциональный подход в изучении педагогического труда и управления образовательными системами открывает возможность вскрыть невостребованные ранее их резервы и возможности. Акмеология, как свидетельствуют многочисленные выводы и оценки экспертов, успешно выполняет интегративную роль в деле реформирования системы образования и оптимизации управления ее деятельностью. Данный опыт заслуживает того, чтобы он изучался и учитывался в исследовании. Более того, акмеологические принципы раскрывают широкие возможности для его осуществления в рамках контекстного непрерывного развивающего образования.

Выявлению методологических основ эффективного управления КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ, таким образом, способствует комплексный подход. В содержательном плане они включают общенаучные, военно-научные, научно-психологические и научно-педагогические основы. Для формирования системной основы продуктивного управления КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ целесообразно применение адекватного системного, комплексного, оптимизационного, акмеологического по качеством подготовки офицерских кадровей сути подхода. При этом необходимо исходить из следующих положений общей теории систем:

  1. система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов;

  2. как правило, любая исследуемая система представляет собой эле­мент (часть) системы более высокого порядка;

  3. элементы любой исследуемой системы, в качеством подготовки офицерских кадровю очередь, обычно выступают как системы (совокупности других элементов) более низкого порядка [29 - С. 11];

4) она образует особое единство, которое органически связано с внешней средой.

Использование данных положений применительно к анализу проблемы управления качеством военного образования позволяет определить ее основные (качественные) характеристики: структурность, иерархичность, целостность, инвариантность, устойчивость, наблюдаемость, управляемость, адаптивность. Методологическое значение данных положений заключается в том, что они выступают в виде показателей выраженности основных качеством подготовки офицерских кадровйств, характеризующих любую систему [28, 29, 30]. Следовательно, их правомерно рассматривать в качестве требований, которым должна удовлетворять КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ.

Для определения характера и содержания преобразований, способствующих продуктивности управления КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ, целесообразно применение комплексного подхода. Он диалектически взаимосвязан с системным подходом и обеспечивает синтезирующую сторону познания и преобразования. Реализация комплексного подхода предусматривает: во-первых, выявление разнообразных факторов, влияющих на систему подготовки офицерских кадров; во-вторых, исследование основных противоречий, трудностей и недостатков в управлении КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ, не разрешение которых снижает эффективность ее функционирования; в-третьих, определение целенаправленных, согласованных мероприятий по оптимизации всех элементов системы подготовки офицерских кадров, в том числе управление и взаимосвязей.

Особая роль в формировании методологии познания и совершенствования управления КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ принадлежит определению ее научно-педагогических основ. Приоритетность научно-педагогических знаний обусловлена педагогическим статусом исследования, его основными целями и задачами и проявляется в следующем.

Во-первых, педагогические знания составляют стержень методологии познавательно-преобразующей деятельности и определяют процедуру применения знаний других наук, выполняющих по отношению к педагогическому исследованию роль методологических положений. if Во-вторых, научно-педагогические знания составляют теоретико-1кметодологическую основу для разработки концептуальных положений развития теории и практики уровня КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ. Они раскрывают закономерности эффективного управления, функционирования и развития процесса КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ;

В-третьих, педагогические знания выполняют базовую функцию. То есть представляют собой теорию и практику управления и организации образовательного процесса в КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ и конкретно в вузе, то есть составляют одновременно содержательную и организационно-методическую основу как подготовки военных кадров, так и управление и руководство управленческо-педагогической деятельностью в КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ.

Выявлению научно-педагогических основ управления КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ Вооруженных Сил способствует применение субъектно-деятельностного подхода. Он позволяет решать лично-аспектную задачу в КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ. С одной стороны решить три взаимосвязанные задачи, определить состояние профессиональной компетентности руководителя и преподавателя, обеспечивать учет выводов и рекомендаций психолого-педагогической науки по формированию и развитию этих качеств и определить основные направления, пути, формы и методы их совершенствования из перечисленных субъектов управленческо-педагогической деятельности в КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ .

С другой стороны, он ориентирует на изучение данного вопроса как деятельности, как основного механизма повышения эффективности обучения, воспитания и развития обучаемых в военно-учебных заведениях . Причем, как в первом, так и во втором случае, речь идет, прежде всего, об управленческо-педагогической деятельности. Данный подход выступает методологической основой изучения как целостного феномена и в полном объеме реализуется во второй главе диссертации.

Субъектно-деятельностный подход к исследованию проблемы управления КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ориентирует на реализацию одного из основных принципов психолого-познавательной науки - единство сознания и деятельности. Он обеспечивает реализацию творческого потенциала всех субъектов управленческо-педагогического процесса в КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ.

Избранный подход в исследовании управления КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ Вооруженных Сил обеспечивает также познание основных факторов социальной военной среды, оказывающих влияние на эффективность воздействия и ее функционирования. Он также ориентирует на выявление роли и функций основных субъектов управленческо-педагогического процесса в КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ.

К сожалению, в деятельности основных руководящих структур, и, прежде всего, органов управления вузами, перечисленные функции недостаточно и эффективно реализуются. Этим объясняются многие просчеты в реформировании системы подготовки офицерских кадров [96, 126, 143].

Данный подход позволяет выявить основные условия функционирования и развития системы подготовки офицерских кадров Вооруженных Сил, а также определить приоритетные направления ее дальнейшего совершенствования.

Использование системно-целостного подхода в изучении проблемы
управления качеством подготовки офицерских кадров в позволяет выделить в ней те приоритеты, которые обеспечивают ее эффективность. К ним, прежде всего, относятся управленческие (научно-педагогические) кадры. С таких позиций каждый человек рассматривается как совокупное развивающееся единство его макрохарактеристик - индивида; личности; субъекта управленческо-педагогической деятельности; индивидуальности.

Актуальным здесь является изучение взаимосвязей как между отмеченными макрохарактеристиками, так и включенность их отдельно или целостно, в непосредственные и опосредованные управленческо-педагогические связи и отношения.

Ключевым компонентом, на который обращается первостепенное внимание при таком подходе, выступает профессионализм руководителя КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ и военно-учебного заведения, их подразделений и каждого члена военного (научно-педагогического) коллектива. Анализ этого вопроса с учетом особенностей всего пути профессионализации в рамках избранной стратегии жизни позволяет раскрыть немаловажные внутренние детерминанты самореализации каждого руководителя в управленческой деятельности.

Для использования целостного психолого-педагогичского подхода в изучении условий эффективности управления КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ вузов важно определить круг научных дисциплин, интеграция усилий которых обеспечит достижение цели. Безусловно, здесь не обойтись без философского осмысления неординарной постановки вопроса. Различные стороны оптимизации деятельности кадров исследовали философы А.А. Балаховский, А.Ф. Волков, А.П. Дмитриев, И.С. Куренков и другие [31, 65, 91, 145 и др.].

Анализ трудов названных и других авторов выявил актуальность использования в диссертации философских теоретико-методологических положений. Они позволяют выбрать общее направление в выработке целостного психолого-педагогического подхода. Кроме того, философское основание указывает на то, где и как найти оптимальные точки сопряжения интересов различных наук в исследовании проблемы. Именно философия учит исходить из объективной реальности и именно в ней находить правильные ответы на волнующие проблемы, причем не в частностях, а в целостности и взаимосвязях.

Философское понимание потребности в реализации целостного подхода достаточно точно выразил И.С. Куренков. Он отмечает, что "в процессе исследования необходим некий "универсалист", поскольку в решении комплексных задач требуется участие специалистов разного профиля..., можно создать обобщающую дисциплину синтезирующего типа. Она могла бы определенным образом интегрировать в качеством подготовки офицерских кадровем предмете некоторые аспекты систем, отразить их существенные характеристики и закономерности функционирования и развития при помощи качеством подготовки офицерских кадровего категориального аппарата, специфическими методами и средствами" [145. -С.64].

Такой подход предполагает в соответствии с единой методологией комплексное решение задачи исследования, развития и жизненно-деятельностной реализации творческого потенциала управленческо-т педагогических кадров КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ. Для этого, как утверждают ведущие педагоги А.А. Деркач, В.В Давыдов, И.А.Липский, В.Г.Михайловский, В.А.Сластенин и др. в рамках программы исследования важно использовать инструментарий, рассчитанный на познание, совершенствование и самосовершенствование профессионализма мышления и деятельности управленческо-педагогических кадров, в т.ч. и в КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ. При таком подходе его использование обеспечивают:

изучение результативности управления КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ Вооруженных Сил (коллективного, группового и индивидуального) специалистами - субъектами труда;

моделирование продуктивной, малопродуктивной и непродуктивной профессиональной деятельности, управленческо-педагогических кадров КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ;

использование сравнительных моделей в целях обучения и коррекции профессиональной деятельности руководителями, военно-педагогическими кадрами КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ;

оптимизация управления КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ВС с внедрением новых подходов, совершенствование методов управленческо-педагогической деятельности [87 и др.].

На современном этапе реформирования системы подготовки офицерских кадров многие решения, разработанные на основе предшествующего опыта научной организации труда, могут быть творчески переосмыслены и эффективно использованы. Из него необходимо взять все рациональное для создания оптимальных модели, алгоритма и технологии оптимальной жизнедеятельности образовательной системы и каждого ее члена.

Важно отметить тот факт, что, начиная с середины 70-х годов, в стране начинают обращать внимание на совершенствование технологичности труда не только в сфере материального производства, но и в области человековедения. Прежде всего, обращает на себя внимание теория оптимизации, предложенная и разработанная Ю.К. Бабанским применительно к системе образования. Она, по оценке специалистов, Тпредставляет собой "целостную концептуальную систему, охватывающую ^широкий круг явлений педагогической деятельности, имеющей качеством подготовки офицерских кадровеобразные методологические подходы, качеством подготовки офицерских кадровй специфический понятийно-терминологический аппарат" [25. - С.7]. Главное её отличие от концепции научной организации труда состоит в ярко выраженной гуманистической направленности.

  1. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  2. Педагогическая концепция формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума 13. 00. 08 - теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Официальные оппоненты: Липский Игорь Адамович, засл. деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор (АОУ «Институт переподготов- ки и повышения квалификации руководя- щих кадров и специалистов системы со­- циальной защиты
  3. Педагогические условия формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в ФГКВОУ ВПО «Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К.Яковлева Министерства внутренних дел Российской Федерации»
  4. Формирование готовности к организаторской деятельности будущих офицеров тыла 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «25» марта 2010 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.12 при Саратовском государственном университете имени Н.
  5. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института юфу: монография / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2008. 5 п л. Бордовская, Н. В

    Монография
    В каталоге представлены основные научно-педагогические издания, а также издания учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных по результатам научных исследований в рамках комплексных программ Российской академии
  6. Филиал Военного учебно-научного центра Сухопутных войск(г. Рязань) (1)

    Документ
    Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова» (бывшая Морская Николаевская академия)
  7. Филиал Военного учебно-научного центра Сухопутных войск(г. Рязань) (2)

    Документ
    Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого»)
  8. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (274)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится «10» декабря 2010 года в 11 часов на заседании диссертационного совета (Д 215.005.05) ФГ ВОУ ВПО «Военного университета» (123001, г.
  9. Международная научно-методическая конференция преподавателей вузов, ученых, специалистов (1)

    Документ
    Продуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов: сборник трудов международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов.

Другие похожие документы..