Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

философские, социологические и педагогические идеи о роли образования, пе­дагогики, знаний о человеке в обществе (Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, Г.А.Бордовский, Н.В.Бордовская, С.П.Булавин, Л.С.Выготский, Б.С.Гершунский, С.И.Гессен, В.И.Гинецинский, И.А.Зимняя, Е.И.Казакова, Н.В.Кузьмина, В.Ю.Кричевский, В.В.Лаптев, Э.А.Нехвядович, В.А.Родин, И.А.Скопылатов, А.Г.Соколов, Н.Ф.Талызина, А.П.Тряпицына, К.Д.Ушинский, И.Д.Фрумин, А.П.Шарухин, В.А.Якунин и др.);

научные знания об особенностях подготовки и деятельности офицерских кадров силовых ведомств (В.С.Артамонов, Ю.Г.Баскин, Ф.Б.Березин, Н.Н.Брушлинский, В.И. Вдовюк, А.Л.Воробьев, В.И. Герасимов, В.П. Давыдов, А.А.Деркач, В.И.Дутов, М.И. Дьяченко, О.Ю.Ефремов, В.Г.Зазыкин, В.П.Казначеев, Ц.П.Короленко, Э.Н. Коротков, А.А.Кочин, А.Г.Кузнецов, В.И.Лебедев, С.В.Литвиненко, С.И.Макшанов, В.Б.Моторин, В.Н. Новиков, Н.Н.Обозов, В.Ф.Перевалов, В.Ю.Рыбников, Н.Б.Саханский, Н.Н.Силкин, И.А.Скопылатов, В.В.Сысоев, С.И.Съедин, Л.Н. Уваров, Л.С.Узун, М.И.Фалеев, Н.Ф.Феденко, С.К.Шойгу, А.А.Шелепенькин, В.А.Щеголев и др.);

исследования вопросов управления системой военного образования (Б.Ц. Бадмаев, А.В. Барабанщиков, М.В. Гуров, В.Д. Давыдов, Л.Ф. Же­лезняк, B.C. Иванов, Э.Н Коротков, Л.Г. Лаптев, М.А. Лямзин, В.И. Марченков, В.В. Мачулин, В.Г. Михайловский, В.Н. Нуждин, В.А. Пестов);

исследования проблем качества высшего профессионального образования (B.C. Аванесов, З.Д. Жуков­ская, С.Д. Коровкин, Ю.К. Конаржевский, B.C. Лазарев, Л.А. Майборода, Н.Н. Мельникова, Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, М.М. По­ташник, Н.А. Селезнева, А.И. Субетто, Г.И. Шамова, Е.А. Ямбург).

работы в области педагогики высшей школы, управления качеством профессионального образования (А.В.Барабанщиков, Г.А.Бордовский, А.А.Грешных, В.П.Давыдов, О.Ю.Ефремов, В.В.Лаптев, В.Я.Слепов, С.Ю.Трапицын, В.П.Чернолес, М.В.Швецкий);

исследования, определяющие сущностные черты педагогической деятельности (С.И.Архангельский, И.С.Батракова, Л.С.Божович, В.В.Давыдов, В.Б.Ежеленко, В.И.Загвязинский, И.А.Новикова, Н.Ф.Радионова, К.Д.Радина, А.С.Роботова, Н.Н.Суртаева, Г.С.Сухобская, В.А.Сухомлинский);

концептуальные идеи целостного педагогического процесса (В.С.Ильин, Н.К.Сергееев, В.В.Краевский, В.С.Леднев, И.Я.Лернер);

работы, посвященные психолого-педагогическим аспектам личностного и профессионального развития (К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова, А.Г.Асмолов, А.В.Брушлинский, В.П.Зинченко, А.Г.Ковалев, К.К.Платонов, Л.Г.Почебут, Н.Ф.Радионова, А.А.Реан, С.Л.Рубинштейн, Е.И.Степанова);

учение и выводы по проблемам профессионализации (Ю.К.Бабанский, В.В.Журавлев, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, В.Г.Михайловский и др.), единства обучения и воспитания, их гуманистической ориентации и непрерывности осуществления (Е.П.Белозерцев, И.А.Зимняя, З.Е.Митяева, Д.Моран, Л.Одум, В.А.Сластенин, П.Френе, Л.Н.Ховрина и др.).

В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования использовался комплекс теоретических и эмпирических методов.

Из теоретических методов применялись: логико-исторический анализ различных аспектов изучаемой проблемы; сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение организационно-педагогического опыта управления различными образовательными системами, в т.ч. опыт управления подготовкой военнослужащих и кадров других силовых министерств и ведомств; всеобщая теория систем (системный анализ, математическая логика, теория управления и принятия решений); методы моделирования, анализа, синтеза историко-педагогический и системно-структурный анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и классификация, методы прогнозирования (экстраполяция, экспертиза), методы моделирования и др.

В качестве эмпирических методов использовались: наблюдение, опросы (тестирование, анкетирование, интервью, беседы), контент-анализ, изучение руководящей, учебной и учебно-методической литературы, документации органов управления образованием в Министерстве обороны Российской Федерации и других силовых ведомствах, нормативные акты Минобрнауки России; эксперимент, изучение и обобщение опыта, экспертное оценивание, анализ результатов деятельности. Кроме того, в исследовании применялись методы математической статистики.

Эмпирическую базу исследованиясоставили военно-учебные заведения Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск МВД России, учебные заведения МВД России, Государственной противопожарной службы МЧС России, ФСБ России и органы управления в системе подготовки офицерских кадров.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в Санкт-Петербургском университете МВД России, Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России, Военной академии связи, Санкт-Петербургском институте ФСБ России, Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД России. Кроме того, исследо­вательский материал был получен из других вузов и органов управления образованием силовых ведомств.

В основу опытно-экспериментальной работы был положен комплексный педагогиче­ский эксперимент, который осуществлялся в Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России, Санкт-Петербургском университете МВД России и Военной академии связи.

Исследование проводилось на протяжении 2000-2007 гг.

На первом (подготовительном) этапе (2001 — 2002 гг.)проводилось изучение научно-теоретических источников и практики подготовки офицерских кадров. Осуществлялось определение научной проблемы, формулировалась гипотеза исследования, выделялись направления научного поиска, проводилось планирование опытно-экспериментальной работы, подбирался и апробировался необходимый инструментарий, определялись и уточнялись критерии и показатели эффективности. Осуще­ствлялась работа по подготовке должностных лиц, принимающих уча­стие в эксперименте.

На втором (основном) этапе (2003 - 2006 гг.)были осуществлены кон­статирующий и формирующий педагогические эксперименты. Главным содержанием форми­рующего эксперимента явились апробация технологий Концепции управления качеством подготовки офицерских кадров, совершенствование подготовки руководящего и преподавательского составов, других должностных лиц органов управления и вузов к деятельности по совер­шенствованию управления качеством подготовки офицерских кадров. Определялись пути и организационно-педагогические условия совершенствования системы управления ка­чеством подготовки офицерских кадров, проверялась их эффективность в образовательном процессе вузов.

Третий (заключительный) этап (2006 - 2007 гг.)был посвященпроверке, обработке и обобщению полученных в процессе исследования ре­зультатов. Производилось обсуждение результатов исследования на заседаниях ученых советов и учеб­но-методических комиссий вузов, заседаниях кафедр и предметно-методических комиссий, в индивидуальных беседах с руководством вузов силовых ведомств, органов управления образованием, работниками учебных от­делов, преподавателями, слушателями и курсантами. Были определены выводы и практические рекомендации по совершенствованию управления качеством подготовки офицерских кадров, обучению и воспитанию слушателей и курсантов вузов силовых ведомств.

Научная новизна исследования:

1) осуществлен историко-педагогический и научно-теоретический анализ решения пробле­мы профессионального образования сотрудников силовых ведомств и управления качеством подготовки офицерских кадров в педагогической теории, практике, истории педагогики и образования, дана характеристика его современного состояния;

2) определено, что современное состояние разработанности проблемы управления качеством подготовки офицерских кадров характеризуется необходимостью перехода от рассмотрения отдельных содержательных и методических элементов оценки качества подготовки к глубокому и целостному изучению сущности и специфики управления качеством подготовки офицерских кадров в вузах силовых ведомств в контексте реализаций компетентностного, субъект-субъектного, системного подходов и положений Болонского процесса в подготовке кадров для силовых ведомств;

3) уточнены современные требования к управлению образованием, управлению качеством, подготовке и деятельности офицерских кадров и их профессиональному образованию в вузах силовых ведомств;

4) впервые с учетом современных подходов и требований к профессиональной подготовке, тенденций развития образования разработана педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров, включающая цель, задачи, функции, принципы, закономерности, организационные, дидактические и воспитательные аспекты управления качеством подготовки офицерских кадров силовых ведомств;

5) на основе предложенной концепции разработана и экспериментально проверена модель и технология управления качеством подготовки офицерских кадров (стратегия, тактика, техника управления качеством, реализации компетентностного подхода в управлении качеством, привлечения средств и методов управления образованием);

6) уточнены и введены в научный оборот педагогические категории (организационно-педагогические условия управления качеством подготовки офицерских кадров; модель управления; критерии и показатели эффективности, уровнии управления качеством подготовки офицерских кадров).

Теоретическая значимость исследования:

1) обоснованы теоретические положения, раскрывающие основы управления качеством подготовки офицерских кадров как профессиональной деятельности руководящего и педагогического составов, других должностных лиц органов управления и вузов силовых ведомств по обеспечению подготовки офицерских кадров на уровне современных требований;

2) уточнены особенности управления качеством подготовки офицерских кадров в современных условиях и сформулированы требования к совершенствованию его содержания и организации с учетом реализации современных тенденций развития образования и военного дела;

3) уточнен понятийный аппарат, теория педагогики, профессионального образования обогащена представлениями о сущности, содержании, функциях, принципах, условиях управления качеством подготовки офицерских кадров;

4) выделены критерии, показатели и уровни управления качеством подготовки офицерских кадров (признаки эффективности деятельности руководителей, профессорско-преподавательского состава, других должностных лиц органов управления и вузов, позволяющие выявлять степень соответствия реальной подготовки офицеров выдвигаемым требованиям);

5) определены организационно-педагогические условия обеспечения эффективности управления качеством подготовки офицерских кадров; разработана модель управления качеством подготовки офицерских кадров.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на решение проблемы повышения эффективности профессионального образования, подготовки военнослужащих, сотрудников других силовых ведомств, личностное и профессиональное развитие офицерских кадров, формирование их профессиональной компетентности, обеспечение уровня подготовленности, необходимого для решения стоящих задач в области обороны и национальной безопасности. Практические результаты исследования и рекомендации позволяют системно проводить работу по управлению качеством подготовки офицерских кадров. Разработанная концепция управления качеством подготовки офицерских кадров, модель, алгоритм, технология, критерии и показатели эффективности могут быть использованы в образовательном процессе вузов силовых ведомств, в системе военного образования.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечены теоретико-методологической проработанностью проблемы, применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования; адекватностью методик; репрезентативностью выборки; качественным и количественным анализом; статистической обработкой материалов; экспертизой, компетентной экспертной оценкой специалистами, публикацией и практической проверкой основных результатов и выводов.

Апробация и внедрение результатов. Полученные научные результаты и экспериментальные данные докладывались автором: на межвузовских научно-теоретических и практических конференциях в городах Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Тюмени, Кирове; на учебно-методических сборах, совещаниях, сборах и семинарах руководителей и профессорско-преподавательского состава вузов силовых ведомств в 2000-2008 годах.

Выводы, рекомендации и обобщения по актуальным проблемам управления качеством подготовки офицерских кадров использованы при разработке Программы совершенствования управления качеством подготовки офицерских кадров, и в ряде изданных руководящих документов. Они внедрены в образовательный процесс ряда вузов и органов управления. Основные положения нашли отражение в публикациях.

Положения, выносимые на защиту:

На защиту выносится педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров, которая представляет собой совокупность обобщенных положений, систему научных взглядов на понимание сущности, содержания, технологии и организации управления качеством подготовки офицерских кадров, а также особенности деятельности субъектов этого процесса в ходе его осуществления.

Основными положениями данной концепции являются:

характеристика современного состояния и основные тенденции развития подготовки офицерских кадров в Российской Федерации (реализация компетентностного, субъект-субъектного, системного подходов и положений Болонского процесса в подготовке кадров для силовых ведомств);

совокупность современных требований к качествам офицерских кадров: профессиональная компетентность, профессионализм, подготовленность к успешной профессиональной деятельности; военно-профессиональная (профессиональная) направленность; гуманизм и уважение личности во­еннослужащего (сотрудника); за­конность профессиональной деятельности, её осуществление на правовой основе; реализация возможностей для слу­жебного роста, профессионального и личностного развития офицерских кадров; соблюдение статуса военнослужащих и др.;

сущность подготовки офицерских кадров как целена­правленного и организованного военно-педагогического процесса по формированию у обучающихся в вузах силовых ведомств научных знаний, навыков и умений, профессионально важных качеств, готовности к профессиональной деятельности в соответствии с должностным предназначе­нием; структура подготовки офицерских кадров, включающее в себя учебную, воспитательную, ме­тодическую, научную работу и служебную деятельность;

управление качеством подготовки офицерских кадров как комплекс мероприятий, профессиональная деятельность руководящего и педагогического составов, других должностных лиц органов управления и вузов силовых ведомств по обеспечению подготовки офицерских кадров на уровне современных требований, выполнению кадрового заказа по подготовке офицеров (сотрудников) в соответствии с квалификационными требованиями и государственными образовательными стандартами;

основные элементы системы управления качеством подготовки офицерских кадров: субъекты и объекты, цели и задачи, функции, закономерности, принципы, методы, приемы, средства, формы, виды, этапы управления качеством подготовки офицерских кадров, диагностики и контроля результатов подготовки;

принципы управления качеством подготовки офицерских кадров: целостность, системность, устойчивость, многофункциональность, инновационность, инвариантность, управляемость, ди­намичность, информационность, адаптивность и др.;

организационно-педагогические условия эффективности управления качеством подготовки офицерских кадров, включающие: научное и методическое сопро­вождение процесса управления качеством подготовки офицерских кадров силовых ведомств; совершенствование организации и управления качеством профессионального образования офицерских кадров в учебных заведениях; учет особенностей подготовки и деятельности офицерских кадров при построении и реализации моделей, алгоритмов и технологий управления качеством; проведение диагностики и оценки качества подготовки офицерских кадров с использованием обоснованных методов, методик, критериев и показателей; обеспечение совершенствования организационно-управленческих, профессиональных, психолого-педагогических качеств руководящего и научно-педагогического состава учебных заведений силовых ведомств как субъектов системы управления качеством подготовки офицерских кадров; целенаправленность, системность и инновационность управления качеством подготовки офицерских кадров силовых ведомств;

критерии, показатели и уровни управления качеством подготовки офицерских кадров (признаки эффективности деятельности руководителей, профессорско-преподавательского состава, других должностных лиц органов управления и вузов, позволяющие выявлять степень соответствия реальной подготовки офицеров выдвигаемым требованиям).

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Диссертация иллюстрирована рисунками, схемами и таблицами.

  1. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  2. Педагогическая концепция формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума 13. 00. 08 - теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Официальные оппоненты: Липский Игорь Адамович, засл. деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор (АОУ «Институт переподготов- ки и повышения квалификации руководя- щих кадров и специалистов системы со­- циальной защиты
  3. Педагогические условия формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в ФГКВОУ ВПО «Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К.Яковлева Министерства внутренних дел Российской Федерации»
  4. Формирование готовности к организаторской деятельности будущих офицеров тыла 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «25» марта 2010 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.12 при Саратовском государственном университете имени Н.
  5. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института юфу: монография / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2008. 5 п л. Бордовская, Н. В

    Монография
    В каталоге представлены основные научно-педагогические издания, а также издания учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных по результатам научных исследований в рамках комплексных программ Российской академии
  6. Филиал Военного учебно-научного центра Сухопутных войск(г. Рязань) (1)

    Документ
    Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова» (бывшая Морская Николаевская академия)
  7. Филиал Военного учебно-научного центра Сухопутных войск(г. Рязань) (2)

    Документ
    Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого»)
  8. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (274)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится «10» декабря 2010 года в 11 часов на заседании диссертационного совета (Д 215.005.05) ФГ ВОУ ВПО «Военного университета» (123001, г.
  9. Международная научно-методическая конференция преподавателей вузов, ученых, специалистов (1)

    Документ
    Продуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов: сборник трудов международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов.

Другие похожие документы..