Применение проектной методики на урок

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

учитель немецкого языка

МОУ Козыревская СОШ

Ердакова Л Г

Иностранный язык – это средство общения, близкое знакомство с культурой, наукой и искусством другой страны.

Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание иностранного языка жизненно важно. В наше время широко развиваются деловые и культурные связи с немецкоязычными странами, поэтому умение общаться на немецком языке, например, со своим деловым партнером или служащим фирмы чрезвычайно важно. Знание иностранного языка нужно не только дипломату, гиду, врачу, официанту, ученому, но и хорошему инженеру и высококвалифицированному рабочему, так как они должны уметь прочитать техническую документацию к импортным машинам, аппаратам, станкам, когда внедряют в производство закупленное за рубежом оборудование.

Иностранный язык как учебный предмет таит в себе огромные потенциальные возможности для формирования личности.

Современная концепция обучения в средней школе исходит из необходимости развивать духовную сферу учащихся, повышать гуманитарное содержание обучения, полнее реализовывать воспитательно-образовательный потенциал каждого учебного предмета применительно к индивидуальности ученика. Исходной идеей концепции является превращение образования в механизм развития личности. Иностранный язык в этой концепции рассматривается как «существенный, формирующий личность фактор, который необходим для разностороннего развития учащегося и полноценной реализации его возможностей в будущей самостоятельной жизни».

Ведущие психологи и методисты в области обучения иностранным языкам считают, что развивающие резервы иностранного языка как учебного предмета наиболее полно раскрываются и реализуются в условиях личностно-ориентированного (личностно-деятельностного) подхода.

Это подтверждается и практикой. Обучение немецкому языку в соответствии с этим подходом предполагает следующее:

- ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятельности;

- по мере взросления учащиеся всё более самостоятельно выдвигают значимые для них учебные цели;

- на уроках осуществляется взаимодействие с учителем и друг с другом;

- делается опора на имеющиеся у учащихся знания в различных областях и жизненный опыт;

- учитываются социокультурные особенности учащихся и их образ жизни, поощряется стремление быть «самим собой»;

- учащиеся выполняют учебные задания, имеющие чёткий личностный смысл;

- учебные задания моделируют различные аспекты человеческой деятельности;

- целенаправленно формируются учебные умения, соответствующие характерным для каждого учащегося учебным стратегиям, основными из которых являются интеллектуальные.

На практике формирование учебно-интеллектуальных умений осуществляется через деятельностные задания, содержащие коммуникативную цель и проблемно-познавательную задачу для учащихся, в ходе решения которой они выходят на познавательный результат.

Главная задача для меня на уроке – это учить детей учиться, учить самих себя, овладевать культурой общения со сверстниками, самим собой, учителем.

Роль учителя понимается мной как организующая самообучение каждого ребенка, создающая эмоционально-комфортные условия самообучения, определяющая меру своей помощи каждому ученику в поиске и узнавании нового.

Базовой является продуктивная творческая деятельность самих учеников. Репродуктивная же деятельность направлена на отработку умений и навыков. Она выступает в роли вспомогательной.

Ведущими методами являются наглядный, практический, словесный, частично-поисковый и исследовательский. Широко использую беседы, диалоги, игры.

Дидактическим стержнем моих уроков является активная поисковая деятельность самих учащихся, а я создаю необходимые условия, предпосылки для развертывания и осуществления этой деятельности.

С большой отдачей проходят уроки-игры, уроки-викторины, уроки-соревнования: дети творчески подходят к выполнению заданий, становятся более активными и самостоятельными на уроках. А благодаря доброжелательности, оптимизму и позитивному настрою на уроке, ребята становятся более уверенными как в учебе, так и в жизни.

Широко использую приемы мыслительной деятельности: наблюдение, сравнение, классификацию, обобщение и другие. В урок включаю работу по постановке учащимися цели, планирование, осмысление контроля и оценки каждым учеником своих действий по реализации плана, меры своего продвижения к цели урока, своих трудностей и возможностей их преодоления.

Имея хорошие наработки в системе активных форм и методов обучения, я часто предлагаю своим ученикам делать не обычные домашние задания, а творческие и защищать такие работы в классе. Групповые формы работы, ролевые игры, использование опорных схем, таблиц, карточек дают возможность детям получать прочные знания по иностранному языку. Я работаю без отстающих. Главным в своей работе считаю моделирование такого процесса обучения на уроке, где в центре внимания находится ученик с его потребностями, мотивами и интересами; организую подбор таких видов деятельности на уроке, чтобы помочь своим ученикам учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда.

Применение проектной методики

Не секрет, что в последнее время возрос интерес к изучению иностранного языка, появились новые возможности в обучении. Большое место отводится страноведческому аспекту. Возникли потребности в организации новых форм учебной деятельности. А одной из форм обучения является проектная деятельность, которая включает комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Кроме того, проектная деятельность обеспечивает эффективную реализацию целей обучения, а именно: формирование иноязычной коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять иноязычное общение, приобщение школьников к культуре страны изучаемого языка, включение их в диалог культур, лучшее осознание культуры своей собственной страны.Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка.

Поскольку проект – это групповая форма деятельности, то он обеспечивает единство и согласованность действий всех участников команды по выполнению единой задачи, усиливает целостность работы, что приводит к повышению уровня мотивации в изучении предмета. Работа над проектом способствует пониманию и сближению. Проект содержит не только теоретические выводы, но и конкретную практическую работу (беседы, интервью, наблюдение, репортажи).

Изучая культуру другой страны, ученики не просто усваивают какие-то факты, но и пытаются внутренне осознать их, почувствовать себя жителями этой страны. Происходит переосмысление многих вещей. Они видят, что Германия и Россия во многом похожи, имеют общие проблемы, точки соприкосновения во многих областях (в истории, образовании, литературе). Так, изучая города Германии, учащиеся 8 класса делятся на три группы, каждая из которых получает определенное задание. Первая группа занимается сбором материала о столице Германии – Берлине. Ученики делают вырезки из немецких и русских газет, журналов. Рассказывают об этом городе, делают газету, Вторая группа учащихся готовит подобный материал о другом крупном немецком городе – Кёльне, третья – о Мюнхене. Презентация проектов проходит в виде экскурсии по названным городам. Дети, рассказывая о достопримечательностях немецких городов, иллюстрируют свои сообщения фотографиями. Все учащиеся 8-11 классов участвуют в проектах. Ребята сделали следующие проекты: «Как празднуют Рождество в Германии», «Города Германии», «Генрих Гейне – одинокий поэт между нациями и религиями», «Фридрих Шиллер – мыслитель, поэт, драматург, борец за свободу», «Великий гений немецкой литературы – Иоганн Вольфганг фон Гете» «Роберт Кох», Братья Гримм, «Художники Германии, «Австрийские Композиторы» и другие.

Совместная работа дает хороший стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Обучению придается коммуникативная направленность, смысл которой заключается в расширении общего кругозора учащихся, развитии их памяти, мышления, интеллекта, в создании атмосферы непринужденности и эмоциональной стабильности, сотрудничества с учениками. В связи с этим изменяется роль учителя, который становится партнером, сотрудником ученика. В сотрудничестве актуализируются все субъекты образовательного процесса.

Я стараюсь отобрать и организовать учебный материал в соответствии с уровнем обученности учащихся, поддерживать высокую мотивацию к изучению и использованию иностранного языка в разнообразных формах общения, развивать коммуникативно-речевую и социокультурную компетенцию учащихся старших классов и добиваться хороших результатов.

Считаю, что большинство детей учатся с полной отдачей, а разумная требовательность, рабочая атмосфера, благоприятные условия для общения вырабатывают у школьников устойчивую положительную мотивацию к урокам немецкого языка. Я стараюсь создать в классе такую атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки, которая:

- помогает детям ощутить собственную значимость, ценность, уникальность;

- позволяет им действовать с максимально возможной степенью свободы, способствует укреплению дружбы, развитию эмпатии, уважению потребностей и чувств других детей;

- дает возможность понимать самих себя, делиться со своими идеями и чувствами, а также развивает способность понимать других;

- создает условия для развития социальных навыков в ходе различных ролевых игр.

Таким образом, создавая на уроке условия познания и осмысления самого себя через средства иностранного языка, я добиваюсь активной деятельности учащихся. Явные и реальные результаты труда также ведут моих учащихся к устойчивому интересу и к активности на уроке.

Ребята с удовольствием участвуют в школьных олимпиадах по немецкому языку. Активных участников декады гуманитарных предметов и победителей олимпиад награждаем грамотами.

Внедряя в практику работы проектную методику, я пришла к выводу, что если целенаправленно и систематически использовать ее в работе при обучении иностранному языку, то эффективность будет очень высокой. Например, увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода текста, работа со словарем и другими источниками. Совершенствуются умения устной и письменной речи, расширяется кругозор учащихся, развиваются коммуникативные навыки. Каждый ребенок учится высказывать и отстаивать свое мнение и приводить убедительные аргументы. Проектная методика дает большие возможности для активной устной практики, помогает учащимся в дальнейшей их учебе.

Главная цель в обучении иностранному языку – это формирование личности посредством овладения иноязычной культурой. Мое педагогическое кредо – это видеть личность в каждом ребенке. Считаю, что необходимо сделать каждый урок творческим, позволяющим детям безбоязненно раскрыть свои способности и возможности.

Работа над проектами строится по следующей схеме:

-задается тема исследований, подробно обсуждаются пути ее воплощения. О предстоящей работе учащимся сообщается заранее, чтобы не ограничивать их по времени.

-определяются их исполнители: учащиеся организуются в группы или работают индивидуально,

-уточняется индивидуальный план проекта каждой группы или учащегося;

-собирается материал, обсуждается, что можно использовать и где достать; тем временем продолжается изучение текущего материала темы по учебнику;

-проект проверяется в черновом варианте, что сделано, как выполнено, как тема будет развернута дальше, вносятся коррективы, даются напутствия на перспективу исполнения.

-проект оформляется начисто

-защита проекта;

-оценка проекта.

Оценка зависит от того, насколько полно и качественно раскрыта тема. Если учащийся свободно рассказывает о предмете исследования, если он провел свое собственное исследование - высокая оценка. Если ученик обращается часто к проекту, то оценка снижается. В каждом классе есть слабые ученики. Поэтому задания даются дифференцированно. Проектная работа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте. Ребята с удовольствием делают проекты по теме «Семья», «Мое любимое животное», «Моя школа», «Расписание», «Предметы», «Учителя» «Мой поселок», «Мой родной город», « Моя любимая книга», «Города Германии», «Москва - столица нашей Родины», «Берлин», «Времена года», «Мой любимый друг», «Мое любимое занятие» и пишут сочинения. Количество творческих работ увеличивается. Работа над проектом дает моим учащимся возможность выявить таланты, например, оформительские, которые не менее важны для успеха проекта, чем умение хорошо писать по-немецки. Учащиеся со слабой языковой подготовкой получают индивидуальные задания и обучаются в собственном темпе. Это помогает ученикам реализовать себя как творческую личность, активно участвовать в учебном процессе, одерживать победы.

Во время защиты проектов класс обычно внимательно слушает либо первые, либо наиболее удачные проекты. Чтобы поддержать внимание класса, учащиеся - докладчики составляют интересные вопросы, загадки, кроссворды, упражнения по своим проектам, предлагая их классу. Это стимулирует интерес учащихся к докладам. Роль учителя – это роль координатора. Если у школьников не возникает желание работать над проектами, необходимо сделать перерыв, переключиться на другие виды деятельности по учебному материалу. Метод проектной деятельности не заменяет, а дополняет другие виды технологий обучения. Практика показывает, что проектная деятельность является большим стимулом в работе, это активно действующая методика, ведущая к успешному овладению иностранным языком.

Активные формы уроков, используемые мною в работе, позволяют мне повысить коммуникативную плотность урока, создать благоприятный психолого-педагогический климат, формируют активную жизненную позицию учащихся, самостоятельность, интерес к учебной деятельности.

Нестандартный урок – это урок коллективного взаимодействия учащихся и учителя, а также учащихся между собой в различных режимах.

Совместная работа позволяет умножить усилия и возможности каждого по принципу «заражения»: ученик мобилизует свои силы, что ведет к успешному участию в коллективной работе, к возникновению чувства успеха «на людях» и, в конечном счете, стимулирует развитие способностей. Положительное эмоциональное воздействие на учащихся оказывает новизна самой формы нестандартного урока, использование таких приемов как ролевая игра, соревнование, применение музыкального оформления и т.д.

  1. Проектная методика на уроках литературы и русского языка

    Урок
    Проектная технология позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и самомотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству
  2. Применение проектного метода на уроках в среднем специальном учебном заведении

    Урок
    Учебный процесс в любом педагогическом учебном заведении отличается от учебного процесса школы прежде всего тем, что предполагает не только формирование определенных профильных компетенций («чему могу научить детей»), но и обучение
  3. Проектные технологии на уроках (Муратова Л. Б.)

    Урок
    Выполнение данных задач поможет сформировать собственную систему проектной деятельности с учащимися, повысить качество преподавания истории и внеклассной работы по предмету.
  4. Проектная деятельность на уроках английского языка в начальной школе

    Урок
    Основной целью обучения иностранным языкам является не система языка, а иноязычная речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия, то есть формирование коммуникативной компетенции.
  5. Проектная деятельность на уроках иностранного языка

    Урок
    Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются
  6. Проектная работа на уроках немецкого языка и во внеурочное время

    Урок
    Основу профессионализма у любого учителя составляет его методическая компетенция: «умение планировать свою педагогическую деятельность, владение широким спектром методических приемов и умение адекватно использовать их применительно
  7. Проектная методика – важное средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

    Документ
    В пылу полемики, развернувшейся вокруг путей развития школы, необходимо возвращать наше образование к формуле времен классической древности: учимся не для школы, а для жизни.
  8. «проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»

    Урок
    Перспективной для современной школы представляется проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. В двадцать первом веке объемы учебного материала, высокие требования к современному ученику
  9. Применение информационных технологий на уроках с целью повышения качества знаний у учащихся

    Урок
    «Компьютеризация», «информатизация образования», «информационные технологии обучения» — эти тер мины сегодня, пожалуй, самые употребляемые среди педагогов.

Другие похожие документы..