Инновационной образовательной программы

Приоритетный национальный проект «Образование»

Заявка на участие в конкурсе по отбору образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана»

НАУЧНОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ, ОБЪЕКТОВ И ТЕХНОЛОГИЙ, ОТВЕЧАЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ МИРОВОГО УРОВНЯ К КАЧЕСТВУ, НАДЕЖНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ

Москва 2006

Наименование вуза Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана»

№ свидетельства о государственной аккредитации вуза

000220 от 28 октября 2004 г.

Название инновационной образовательной программы

НАУЧНОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ, ОБЪЕКТОВ И ТЕХНОЛОГИЙ, ОТВЕЧАЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ МИРОВОГО УРОВНЯ К КАЧЕСТВУ, НАДЕЖНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ

Объем запрашиваемого финансирования 610 млн. рублей

Объем предлагаемого софинансирования 175,1 млн. рублей

Ректор вуза Федоров Игорь Борисович

Руководитель инновационной образовательной программы

Федоров Игорь Борисович

Юридический адрес вуза 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д.5

Контактные адреса и телефоны

105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д.5, 261-17-43, 267-44-38

bauman@bmstu.ru, center@atu.bmstu.ru

Перечень приложений к заявке

1. Комплексная программа развития МГТУ им.Н.Э.Баумана до 2008 года

2. Копия свидетельства о государственной аккредитации

Ректор _____________________________

Печать

Содержание заявки

стр.

  1. Общая характеристика вуза………………………………………

  1. Описание инновационной образовательной программы……………………………………………………………

ПРОЕКТ I «Безопасность сложных технических объектов и

оценка их остаточного ресурса»

2.1 - I Цель реализации инновационного образовательного проекта……………………………………………………………...

2.2 - I Задачи, реализуемые в рамках инновационного образовательного проекта…………………………………..……

2.3 - I Формы реализации инновационного образовательного

проекта …………….…………………………………………….

2.4 - I Участники реализации инновационного образовательного проекта……………………………………………………………….

2.5 - I Результаты и продукты, получаемые по окончании реализации инновационного образовательного проекта…......

2.6 - I Системность и масштаб влияния проекта на инновационное развитие вуза, отрасли, региона, системы высшего профессионального образования…………………………………

ПРОЕКТ II «Нанотехнологическая база микросистемной техники»

2.1 - II Цель реализации инновационного образовательного проекта……………………………………………………………...

2.2 - II Задачи, реализуемые в рамках инновационного образовательного проекта…………………………………..……

2.3 - II Формы реализации инновационного образовательного

проекта …………….…………………………………………….

2.4 - II Участники реализации инновационного образовательного проекта……………………………………………………………….

2.5 - II Результаты и продукты, получаемые по окончании реализации инновационного образовательного проекта…......

2.6 - II Системность и масштаб влияния проекта на инновационное развитие вуза, отрасли, региона, системы высшего профессионального образования…………………………………

ПРОЕКТ III «Радиоэлектронные системы коротковолновой части миллиметрового диапазона волн»

2.1- III Цель реализации инновационного образовательного проекта……………………………………………………………...

2.2- III Задачи, реализуемые в рамках инновационного образовательного проекта…………………………………..……

2.3- III Формы реализации инновационного образовательного

проекта …………….…………………………………………….

2.4- III Участники реализации инновационного образовательного проекта……………………………………………………………….

2.5- III Результаты и продукты, получаемые по окончании реализации инновационного образовательного проекта…......

2.6- III Системность и масштаб влияния проекта на инновационное развитие вуза, отрасли, региона, системы высшего профессионального образования…………………………………

ПРОЕКТ IV «Биомедицинская техника и технологии живых систем»

2.1- IV Цель реализации инновационного образовательного проекта……………………………………………………………...

2.2- IV Задачи, реализуемые в рамках инновационного образовательного проекта…………………………………..……

2.3- IV Формы реализации инновационного образовательного

проекта …………….…………………………………………….

2.4- IV Участники реализации инновационного образовательного проекта……………………………………………………………….

2.5- IV Результаты и продукты, получаемые по окончании реализации инновационного образовательного проекта…......

2.6- IV Системность и масштаб влияния проекта на инновационное развитие вуза, отрасли, региона, системы высшего профессионального образования…………………………………

ПРОЕКТ V «Информационно-телекоммуникационные технологии в подготовке кадров по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники»

2.1 -V Цель реализации инновационного образовательного проекта……………………………………………………………...

2.2 -V Задачи, реализуемые в рамках инновационного образовательного проекта…………………………………..……

2.3 -V Формы реализации инновационного образовательного

проекта …………….…………………………………………….

2.4 -V Участники реализации инновационного образовательного проекта……………………………………………………………….

2.5 -V Результаты и продукты, получаемые по окончании реализации инновационного образовательного проекта…......

2.6 -V Системность и масштаб влияния проекта на инновационное развитие вуза, отрасли, региона, системы высшего профессионального образования…………………………………

ПРОЕКТ VI «Предметно-ориентированная подготовка специалистов в области инновационного менеджмента в сфере высоких технологий»

2.1-VI Цель реализации инновационного образовательного проекта……………………………………………………………...

2.2-VI Задачи, реализуемые в рамках инновационного образовательного проекта…………………………………..……

2.3-VI Формы реализации инновационного образовательного

проекта …………….…………………………………………….

2.4-VI Участники реализации инновационного образовательного проекта……………………………………………………………….

2.5-VI Результаты и продукты, получаемые по окончании реализации инновационного образовательного проекта…......

2.6-VI Системность и масштаб влияния проекта на инновационное развитие вуза, отрасли, региона, системы высшего профессионального образования…………………………………

2.6. Системность и масштаб влияния программы на инновационное

развитие вуза, отрасли, региона, системы высшего

профессионального образования……………………………………

2.7. Схема управления реализацией инновационной

образовательной программы………………………………………..

  1. Требования к ресурсному обеспечению инновационной

образовательной программы………………………………………..

  1. Существующее состояние инновационного потенциала вуза………………………………………………………………..……

  1. Приложения к заявке……………………………………….……….….

Приложение 1. Комплексная программа развития

МГТУ им.Н.Э.Баумана до 2008 года…………………..….

Приложение 2. Копия свидетельства о государственной

аккредитации МГТУ им.Н.Э.Баумана…………………….

1. Общая характеристика вуза

МГТУ имени Н.Э.Баумана одно из старейших и крупнейших высших учебных заведений России. В Указе о создании МГТУв 1830 г. обозначена его основная задача: подготовка высококвалифицированных специалистов для российскойпромышленности «служащих для усовершенствования ремесел, знающих новейшие улучшения по сим частям и способных к распространению оных». За прошедшие годы МГТУ им. Н.Э.Баумана подготовил свыше 170 тысячинженеров, в значительной степени определивших инженерный потенциал страны, внес большой вклад в развитие российской наукии техники, в созданиеи развитие наиболее наукоемких областей промышленности – машиностроительной, приборостроительной, аэрокосмической, атомной, оборонной, информационных технологий. МГТУ в 1989 г. первым в стране получил статус технического Университета.

Сегодня МГТУ им. Н.Э.Баумана видит свою миссию в поддержании высокой репутации российского инженерного образования, в повышении его качества и конкурентоспособности в мировом сообществе.

Основополагающими приоритетами развития Университета являются:

- опора на традиции сложившейся и постоянно развивающейся в Университете классической русской инженерной школы политехнического образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов, способных решать самые сложные научно-технические и управленческие задачи в интересах как гражданского сектора экономики, так и в области обеспечения безопасности страны;

- формирование высокой мировоззренческой, методологической культуры специалистов-выпускников на основе гармоничного сочетания фундаментального, естественно-научного, технического и гуманитарного образования с высоким уровнем практической подготовки в конкретных областях науки и техники;

- проведение последовательной образовательной и научной политики по развитию сложившихся и становления новых научных школ, направлений образовательной и научно-производственной деятельности на основе глубокого анализа потребительских нужд и приоритетов инновационного развития экономики.

В настоящее время стратегия Университетанаправлена на подготовку кадров для самих передовых и высокотехнологичных отраслей науки и техники России, приоритетных направлений развития экономики страны, в том числе:

  • информационно - телекоммуникационные системы;

  • индустрия наносистем и материалов;

  • энергетика и энергосбережение;

  • живые системы;

  • безопасность и противодействие терроризму;

  • транспортные и авиационно-космические системы;

  • перспективные вооружения и военная техника.

МГТУ им.Н.Э.Баумана в 2004 году прошел комплексную оценку своей образовательной деятельности (лицензирование, аттестацию и аккредитацию) и имеет лицензию на:

33 направления подготовки дипломированных специалистов;

75 специальностей высшего профессионального образования;

28 направлений бакалавриата;

13 направлений магистратуры (86 магистерских программ);

79 научных специальностей аспирантуры.

Перечень направлений и специальностей подготовки, реализуемых программ непрерывного образования представлен в Приложении «Копия свидетельства о государственной аккредитации МГТУ им.Н.Э.Баумана».

Подготовка специалистов в Университете основана на принципах, сочетающих передовые методы фундаментального университетского и инженерно-технического образования. Высокое качество подготовки определяется интеграцией науки, образования и инновационной деятельности, которая обеспечивается традициями вуза, проведением совместных НИОКР с предприятиями, привлечением к проведению учебного процесса ведущих сотрудников науки, промышленности и организационными мероприятиями. Так основными структурными единицами МГТУ являются научно-учебные комплексы (НУК), объединяющие факультеты и научно-исследовательские институты МГТУ по направлениям деятельности. НУКи имеют единый Ученый Совет, рассматривающий итоги работы факультетов и НИИ, утверждающий учебные и научные планы. МГТУ имеет также 5 специальных факультетов на предприятиях ракетно-космического комплекса, студенты которых проходят цикл обучения полностью на предприятиях по учебным планам МГТУ.

В учебном процессе МГТУ активно используются новые информационные технологии, а, учитывая наличие в Университете уникальных, зачастую единственных в стране экспериментальных установок и стендов, особое внимание уделяется созданию лабораторий удаленного доступа, позволяющих существенно повысить качество образования по образовательным программам не только в МГТУ, но и в других учебных заведениях страны.

Среди других активных методов обучения и переподготовки кадров - создание мультимедийных аудиторий для отработки и использования новых образовательных информационных технологий и методик. Ведется работа по созданию федерального научно-образовательного инженерного портала, позволяющего разместить учебные и методические материалы, и обеспечить эффективный доступ к ним вузам всей страны.

Значительное место в деятельности Университета занимает создание современных учебно-методических и научных материалов. В издательстве МГТУ ежегодно выходят свыше 120 учебников, учебных пособий и монографий, авторами которых являются ученые Университета с участием сотрудников ведущих организаций науки и промышленности. Эти издания высоко оцениваются научно-образовательной общественностью, а за 21-томный цикл учебников «Математика в техническом университете» в 2003 г. получена премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники. Многие учебные издания выходят в формате «Электронный учебник». В МГТУ разрабатывается и используется оригинальная технология создания электронных учебников - «ТРЕК» (технология раздельных единиц контента), основанная на модульном представлении знаний в предметных областях.

Учитывая, чтов Университете сконцентрированы значительные научные силы в самых различных направлениях науки и техники ( в МГТУ - 9 НИИ, 25 докторских диссертационных советов, 79 научных специальностей), вуз в качестве одного из основных приоритетов в научной деятельности планирует и проводит уже сегодня крупномасштабные комплексные НИОКР, направленные как на решение конкретных, важных для страны задач, так и на поддержку образовательного процесса, в том числе развитие инноваций в образовании на основе имеющихся и создаваемых в МГТУ новых информационных технологий, методических и научных разработок.

  1. Инновационная образовательная программа Перечень приоритетных тем для разработки учебно-методического обеспечения Предполагаемые совместные, междисциплинарные и межкафедральные магистерские программы

    Образовательная программа
    программа дополнительного профессионального образования международного уровня для выпускников бакалавриата (совместной постдипломной программы ГУ-ВШЭ – Лондонского университета (“Diploma for Graduates” с сертификацией Лондонским университетом)
  2. Инновационной образовательной программы (1)

    Документ
    Таблица 1. Перспективные специализации, магистерские и аспирантские программы для реализации на предлагаемом к закупке лабораторном оборудовании в соответствии с формируемыми компетенциями
  3. Инновационной образовательной программы (2)

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный институт электронной техники (технический университет)»
  4. Инновационной образовательной программы (3)

    Документ
    Дальневосточный государственный университет (ДВГУ) - старейшее высшее учебное заведение России на Дальнем Востоке, правопреемник Восточного института, основанного Императором России Николаем II по представлению Государственного Совета
  5. Инновационной образовательной программы (4)

    Документ
    Образовательно-научный центр «Информационно-телекоммуникационныесистемы: физические основы и математическое обеспечение».Повышение качества и увеличение масштабов подготовки специалистов на основе интеграции образовательной,
  6. Инновационной образовательной программы (5)

    Документ
    Наименование вуза: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.
  7. Инновационной образовательной программы (6)

    Документ
    Название инновационной образовательной программы: Развитие центра компетенции и подготовка специалистов мирового уровня в области аэрокосмических и геоинформационных технологий
  8. Инновационной образовательной программы (7)

    Документ
    «Формирование информационно-коммуникационной компетентности выпускников классического университета в соответствии с потребностями информационного общества»
  9. Инновационной образовательной программы (8)

    Документ
    Наименование вуза Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
  10. Инновационной образовательной программы (9)

    Документ
    Реализация приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, изложенных в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, а также вступление России в Болонский процесс ставит задачу пересмотра

Другие похожие документы..