Конспект лекций для студентов, обучающихся по специальностям

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В.А. Волкова, Т.Л. Корчагина

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Конспект лекций

для студентов, обучающихся по специальностям

260501 «Технология продуктов общественного питания», 260505 «Технология детского и функционального питания», 100101 «Сервис»

Кемерово 2008

УДК 005. 55 (075)

ББК 65. 050. 2я7

В 67

Рекомендовано редакционно-издательским советом

Кемеровского технологического института

пищевой промышленности

Волкова В.А., Корчагина Т.Л.

В 67 Управление персоналом: конспект лекций /В.А. Волкова, Т.Л. Корчагина; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2008.- 116 с.

ISBN

Рассматриваются основы управления персоналом организации: понятие, цели, задачи, принципы, концепция, методы.

Рекомендуется для самостоятельного изучения теоретического материала дисциплины, выполнения контрольной работы, сдачи зачета.

Предназначено для студентов вузов, преподавателей, представляет интерес для инженерно-технических работников пищевой промышленности и общественного питания.

УДК 005. 55 (075)

ББК 65. 050. 2я7

ISBN

© КемТИПП,2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………...4

Лекция 1. Сущность, концепция, цели и задачи

управления персоналом……………………….6

Лекция 2. Система управления персоналом.

Принципы и методы построения системы…..18

Лекция 3. Мотивация персонала………………………...21

Лекция 4. Методы управления персоналом…………….49

Лекция 5. Управление трудовыми ресурсами

(персоналом) организации……………………60

Лекция 6. Методы поддержания работоспособности

персонала……………………………………...85

Лекция 7. Профессиональное развитие персонала…….91

Лекция 8. Каким должен быть менеджер

по персоналу?.....................................................99

Лекция 9. Обеспечение системы управления

персоналом………………………………… 106

Библиографический список…………………………. 111

Приложение А. Вопросы для сдачи зачета………... 112

Приложение В. Варианты контрольной работы…… 113

Введение

Главным источником обеспечения и повышения эффективности работы современной организации являются ее людские ресурсы. Именно благодаря им все остальные ресурсы (технологические, финансовые, сырьевые и др.) используются с максимальной эффективностью, либо, напротив, потенциал организации остается не задействованным, что ведет, в конечном счете, к возникновению ряда управленческих проблем.

Управление персоналом - жизненно обусловленная стратегическая функция, сформировавшаяся в самостоятельную структуру в ходе эволюции многообразных форм управления. Основной мерой развития деятельности предприятия стал человек с его потребностями, мотивациями и конкретными интересами.

Предметом курса «Управление персоналом» является система знаний, связанных с целенаправленным воздействием на персонал для обеспечения эффективного функционирования организации и удовлетворения потребностей работников.

Содержание курса составляют принципы и методы управления, теоретические и практические разработки системы управления персоналом, пути кадровой политики, выбор наиболее эффективной технологии, средств и методов кадровой работы применительно к конкретной ситуации, организационные формы реализации системы управления персоналом.

Управляющие персоналом (менеджеры по персоналу) – это самостоятельная группа профессиональных специалистов – менеджеров, главные цели которых – повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала, разработка и реализация программы развития кадров. В качестве учебной дисциплины менеджмент персонала (управление персоналом) является составной частью науки об управлении организацией.

Положения курса базируются на знаниях, полученных студентами при изучении других дисциплин: гуманитарных, социально-экономических, математических, естественно-научных, специальных.

Управление человеком в его производственной деятельности основывается, прежде всего, на теории целостности человека, закономерностях развития природы и общества (курс «Философия»).

Широко используются положения экономической теории как науки о законах управления производством, распределении и обмена материальных благ в обществе.

Знание основных психологических понятий и закономерностей, законов поведения (дисциплина «Педагогика и психология») позволяет обеспечить индивидуальный подход в управлении персоналом.

Использование математико-статистических методов (дисциплина «Высшая математика») обеспечивает приобретение навыков практической работы по принятию управленческих решений в условиях неопределенности или на основе неполной информации, выбор критериев и поиск по ним оптимальных решений.

В управлении персоналом необходимо учитывать влияние на человека факторов окружающей среды (санитарно-гигиенических факторов производства, состояние охраны труда и техники безопасности, психологический микроклимат в коллективе и т.д.), содержание которых раскрывают дисциплины: «Физиология», «Санитария и гигиена», «Безопасность жизнедеятельности», «Психология».

Управление является одной из функций дисциплины «Менеджмент маркетинг».

Знание студентами особенностей функционирования и управления предприятий разных организационно-правовых форм, разных форматов (типов) и концепций (направлений деятельности) обеспечивает изучение курсов: «Организация производства», «Организация производства и обслуживания», «Менеджмент маркетинг», «Технология продукции», «Проектирование предприятий» и др.

Лекция 1. Сущность, концепция, цели и задачи управления персоналом

1.1 Предмет, задачи и основные понятия курса

Классическая теория управления оперирует тремя основными факторами - это люди, финансовая политика, техника и технология. На первое место ставятся люди, т. е. человеческий фактор. Прославленные менеджеры всех стран мира добиваются завидных успехов в производстве дешевых и качественных товаров благодаря бережному отношению ко всем процедурам управлениям человеческим фактором (планирование, организация, мотивация и контроль).

Во многих публикациях отмечаются два полюса роли человека в общественном производстве:

  • человек как ресурс производственной системы (трудовой, людской, человеческой) - важный элемент процесса производства и управления;

  • человек как личность с потребностями, мотивами, ценностями, отношениями - главный субъект управления.

Понятие "человеческий фактор" входит в научный обиход различных наук: философии, социологии, психологии, педагогики, медицины, науки управления и т.д. Под человеческим фактором в психологии понимают человеческий компонент управления,т.е.личность,группу,коллектив,общество,включенные в управленческую систему.

В более конкретном понимании человеческий фактор - это внутренний мир людей; их потребности, интересы, установки, переживания, направленности и т. д. Без знания закономерностей деятельности и поведения людей трудно добиться высокой эффективности управления. Они необходимы руководителю современного производства не менее чем, например, знания в области технологий и экономики. Недостаточное понимание проблем человеческого фактора является причиной самых различных производственных неурядиц: конфликтов, текучести кадров, снижения качества продукции и производительности труда.

Впервые это понятие ввел в научный обиход Тейлор, который поставил перед собой задачу создать систему повышения производительности труда за счет его интенсификации. Он пришел к выводу, что главная причина низкой производительности кроется в несовершенной системе стимулирования рабочих.

Генри Файоль был первым, кто разработал довольно последовательную систему принципов учета закономерностей человеческого фактора в управлении, вопросы стимулирования труда высшего звена управления.

В дальнейшем Мэйо открыл "хоторнский эффект" (Хоторн - городок близ Чикаго). В чем его суть? Хоторнские эксперименты показали, что производительность труда и качество продукции зависят не от условий работы, не от физиологического состояния рабочего и не от формы оплаты его труда, а от социальных и психологических факторов. Если рабочие экспериментальных групп сознавали, что являются предметом внимания со стороны руководства и своих непосредственных начальников, то они с удовольствием отзывались на намерение руководителей повысить эффективность труда. Причиной положительных реакций рабочих были не изменения материального порядка, а социальные и психологические аспекты ситуации.

К слагаемым человеческого фактора исследователи относят:уровень квалификации работника, его социальную активность, производственную инициативу, уровень профессиональной и общей подготовки, гражданскую ответственность, состояние здоровья, физическую подготовку.

С помощью такого понимания человеческого фактора осуществляется анализ, который можно считать экономико-социологическим. Здесь обсуждаются пути активизации и оптимизации деятельности человека преимущественно в производственном процессе, исследуются закономерности, прежде всего, экономического поведения личности.

Как бы ни понимался человеческий фактор, с каких бы позиций ни подходили к нему, бесспорно: человеческий фактор есть активность людей.

Существуют разные подходы к управлению персоналом. Так, например, во многих американских формах акцент делается на соответствие работника требованиям рабочего места, функциям, задачам, должностным обязанностям, условиям труда, требования к трудовому поведению. При таком подходе средства управления персоналом ориентированы, главным образом, на внешний рынок труда, спрос на конкретный товар и т.д.

Японские же фирмы ориентированы на качество образования и личностный потенциал работника. Таким образом, японский менеджмент базируется, в первую очередь, на учете человеческого фактора.

Установлено, что основным отличием отечественной экономики от экономики развитых стран является существенно (на порядок) меньшее использование творческих способностей человека. Отсюда следует, что ключевым аспектом менеджмента для России является управление персоналом.

Управление персоналом - это специфическая функция управленческой деятельности, главным объектом которой является человек, входящий в определенные социальные группы.

В функциональном отношении под управлением персоналом понимают все решения, связанные с деятельностью в сфере подбора и расстановки кадров (отбор персонала, профориентация и адаптация, повышение квалификации, определение уровня заработной платы и социальных гарантий и т.д.).

В организационном отношении управление персоналом охватывает всех работников и все службы, отвечающие за работу с персоналом (линейных и функциональных менеджеров, отдел кадров, отдел труда и заработной платы, отдел нормирования труда и т.д.).

Термин "персонал" объединяет работников всех подразделений организации. Существуют различные подходы к классификации персонала: по профессии или должности работника, по уровню управления, категории работников и др. Базовой является классификация по категориям работников в зависимости от участия их в процессе производства: рабочие и служащие (рис.1).

Персонал

  1. Конспект лекций Для студентов, обучающихся по специальности 150103. 65 «Теплофизика, автоматизация и экология промышленных печей»

    План-конспект
    «Допущено редакционно-издательским советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет”)»
  2. Конспект лекций для студентов, обучающихся по специальности 260502 «Технология продукции общественного питания»

    План-конспект
    В конспекте лекций излагаются основные базовые понятия по современным информационным технологиям, а также возможности практического применения в профессиональной деятельности программ обработки информации; программ сканирования и распознавания
  3. Конспект лекций по Методам оптимизации для студентов, обучающихся по специальности

    План-конспект
    Дается определение оптимизации. Отмечаются возможные состояния объекта, задачи оптимизации в зависимости состояния объекта, виды критериев оптимальности и методы решения задач оптимизации.
  4. Конспект лекций по Теории оптимального управления экономическими системами для студентов, обучающихся по специальности

    План-конспект
    Перечисляются методы решения задачи оптимального уравнения. Формулируется необходимое условие для оптимизации, указывается место статической оптимизации в задаче оптимального уравнения.
  5. Конспект лекций по дисциплине “Общая электротехника и электроника” Для студентов, обучающихся по специальности 210100

    План-конспект
    Коэффициент усиление определяет отношение U I (мощности) на выходе усилителя к U I (мощности) на его входе, т.е. увеличение выходного сигнала по сравнению с входным.
  6. Конспект лекций по курсу колориметрии для студентов, обучающихся по специальностям: 26070400 «Технология текстильных изделий»

    План-конспект
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»ФГОУВПО «РГУТиС»
  7. Самостоятельная работа студентов методические рекомендации по дисциплине сд. Ф. 01 «Химия энергоемких соединений» для студентов, обучающихся по специальности 240701 «Химическая технология органических соединений азота» дневной формы обучения

    Самостоятельная работа
    Самостоятельная работа студентов: методические рекомендации по дисциплине СД.Ф.01 «Химия энергоемких соединений» для студентов, обучающихся по специальности 240701 «Химическая технология органических соединений азота» дневной формы обучения / З.
  8. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Инструментальное исполнительство» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История мировой культуры» составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования и государственными требованиями к минимуму содержания и уровню
  9. Самостоятельная работа студентов Методические рекомендации по дисциплине дс. Ф. 5 «Полимерные материалы народно-хозяйственного назначения» для студентов, обучающихся по специальности 240702

    Самостоятельная работа
    Разработаны в соответствии с Государственными образовательными стандартами ВПО для специальности 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив» и на основе рабочих программ по специальности.

Другие похожие документы..