Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии 1917 2008 гг.» 050401 История

Тема 4. Советское государство и общество в конце 1920-х –

30-е гг.

Проблемы истории социального развития, индустриализации, коллективизации, государственного строительства и внешней политики в советской и зарубежной историографии. Состояние источниковой базы.

Социальное развитие общества и численность населения СССР. Численность и состав населения по переписи 1926 г. Последствия голода 1921-1922 гг. Изменение социального состава населения.

Переписи населения в 1930-е годы, проблема их изучения и использования. Организация и проведение переписей 1937 и 1939 гг. Численность и структура населения и тенденции их изменения. Уровень жизни отдельных социальных групп: доходы, социальные гарантии, здравоохранение, просвещение, быт.

Контрреформы в экономике, их причины и результаты. Новая фаза экономического развития СССР, его задачи и кризис нэпа: материальная база и уровень производства в промышленности и сельском хозяйстве, капиталовложения и их эффективность, источники социальной напряженности. Разработка перспективных планов развития народного хозяйства СССР. Н.Бухарин, М.Томский, А.Рыков о возможных путях социально-экономического развития СССР. Заготовительный кризис 1927/1928 гг., обострение противоречий аграрного и промышленного секторов. Экономические дискуссии 1920-х годов. Политический кризис 1929 г. и поражение «правых».

Проблема промышленной модернизация в России. Итоги ее решения и новая фаза, условия продолжения индустриализации в СССР. Реализация первого пятилетнего плана, его основные итоги в промышленности. Темпы роста производства. Просчеты в инвестиционной политике, снижение фондоотдачи, проблема цен и внутренний рынок. Поиск источников новых накоплений. Результаты индустриального развития страны к 1941 г.

Аграрный строй в СССР в конце 1920-х годов. Планирование колхозного строительства и начало коллективизации. Методы проведения коллективизации: изменения в законодательстве, налоговой политике, репрессии. Итоги колхозного строительства к середине 1930-х гг. Аграрное производство в 1928-1935 гг.: причины и степень упадка, начало нового подъема. Государственная заготовительная политика и объемы заготовок. Хлебный экспорт. Голод 1932-1933 гг., его причины и размеры.

Изменения в хозяйственном механизме советского государства. Полное огосударствление экономики, изменение функций государственных хозяйственных учреждений.

Внутренняя политика и государственное строительство. Антикрестьянское законодательство второй половины 1920-х – начала 1930-х гг. Введение паспортной системы. Законодательство об охране государственного и кооперативного имущества. Юридическое закрепление крестьян в колхозах. Реформа судопроизводства в 1934-1939 гг. Основные этапы и масштабы репрессий в ходе коллективизации, в армии, в партийном и государственном аппарате в конце 1920-х – 1930-е гг. Показательные процессы середины 1930-х годов. Разработка и принятие Конституции СССР 1936 г. Трудовое законодательство в 1938-1940 гг. Система пенитенциарных учреждений; численность и состав заключенных ГУЛАГа. Спецпереселенцы и «трудовые поселения».

Вооруженные силы и военное строительство в предвоенное десятилетие. Переход к кадровой армии. Разработка и материальное обеспечение наступательной доктрины, создание принципиально новых родов войск. Военные кадры, их качественный состав к середине 1930-х годов. «Дело военных» и его последствия для боеспособности Красной Армии. Перевооружение армии, ее численность к 1941 г.

Внутрипартийная борьба 1930-х годов: подавление остатков самостоятельности периферийных партийных и государственных структур, завершение создания механизма авторитарной власти. XVIII съезд ВКП(б) и достижение компромисса между центром и периферией. Прекращение репрессий. Основные черты политического строя и режима правления в СССР в предвоенный период.

Внешняя политика и международное положение СССР в 1930-е годы. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и обострение противоречий на международной арене. Проблема безопасности в Европе. Пакт Бриана-Келлога и советские инициативы. СССР на Женевской конференции по разоружению. Советско-германские военно-политические контакты, их значение для обеих сторон. Приход к власти в Германии фашистов и сворачивание сотрудничества, ухудшение политических отношений. Внешнеполитическая доктрина Гитлера и поиск советской дипломатией новых партнеров. Нарком иностранных дел М.Литвинов.

Политика СССР на Дальнем Востоке и рост угрозы со стороны Японии. Обострение отношений с Китаем. Конфликт на КВЖД.

Вступление СССР в Лигу Наций и установление дипломатических отношений с США. Подписание договоров о взаимопомощи СССР с Францией и Чехословакией в 1935 г. Рост напряженности в Европе во второй половине 1930-х гг. «Антикоминтерновский пакт» и секретное соглашение, его оценка в отечественной и зарубежной историографии. Гражданская война в Испании и интересы СССР, Германии и Италии.

Предвоенный политический кризис в Европе и планы европейских государств по его разрешению. Мюнхенское соглашение и причины передачи Судет Германии. Германо-венгеро-польское военно-политическое сотрудничество. Начало агрессии в Европе.

Военные конфликты на Дальнем Востоке в 1938–1939 гг. на границах СССР и МНР. Результаты боевых действий.

Начало поворота во внешней политике СССР в 1938–1939 гг. Нарком иностранных дел В.Молотов. Дипломатические контакты СССР с Великобританией и Францией и советские предложения весны 1939г. Расширение советско-германских связей. Проблема окончательного выбора ориентации для СССР. Завершение оформления двух коалиций в 1938–1939 гг.

Британо-франко-советские переговоры в августе 1939г. Планы сторон. Советский проект договора о взаимопомощи. Причины срыва переговоров. Позиция польского и румынского правительств.

Расширение германо-советского экономического сотрудничества и его значение для обеих сторон. Дипломатические контакты и заключение в августе 1939 г. пакта Молотова-Риббентропа. Основные положения договора и секретного протокола. Границы сфер интересов двух стран в Восточной Европе. Значение пакта для европейской и мировой политики, его оценка в отечественной и зарубежной историографии.

Изменения в области идеологии и культуры (1917–1941 гг.). Уровень грамотности в России накануне революций 1917 г., система светского и религиозного образования в Российской империи. Высшая школа и профессионально-техническое образование. Деятельность Всероссийского съезда учителей и добровольных образовательных обществ. Русские народные университеты. Рабочие просветительские общества. Организации Пролеткульта.

Книжное дело и печать в России, ведущие издательства, периодические издания («Новое время», «Научное обозрение», «Вестник Европы», «Русская мысль», «Русские ведомости», «Речь», «Гражданин», «Земщина», «Московские ведомости», «Правда» и др).

Основные направления научной деятельности в России, научные съезды. Технические достижения. Общественные науки.

Разработка В.Лениным проблем культурной революции после победы Октября. Отношение большевиков к культурному наследию прошлого. Проблема взаимоотношения идеологии и морали, идеологии и культуры в работах В.Ленина, Л.Троцкого, Н.Бухарина, А.Луначарского, Н.Крупской, А.Бубнова. Деятельность Наркомпроса. Первый Всероссийский съезд Пролеткульта, основные вопросы и решения (октябрь 1920 г.).

Идеологическая борьба по вопросам культуры. Советское правительство и Всероссийский съезд учителей, причины его роспуска. Борьба вокруг идеи национально-культурной автономии на I Всероссийском совещании работников просвещения народов нерусского языка в августе 1919 г. Взаимоотношения между советской властью и интеллигенцией. Забастовки профессоров в Москве, Казани и других университетах.

«Правда» и «Большевик» о вопросах партийного руководства литературой и искусством в 1920–1930-е гг. Резолюция ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» 18 июня 1925 г. Постановление 1932г. «О перестройке литературно-художественных организаций» и его организационно-политические последствия. Первый Всесоюзный съезд советских писателей и его значение в борьбе за победу «социалистического реализма» в литературе и искусстве. М.Горький и его роль в организации советской культуры.

Раскол в обществе и литература периода революции и гражданской войны. А.Блок, М.Горький, В.Короленко, И.Бунин о русской революции. Деятельность РАПП. Творчество А.Толстого, И.Бабеля, А.Фадеева, Д.Фурманова, М.Булгакова, А.Платонова, В.Маяковского, М.Шолохова. Крестьянские писатели и поэты, их судьба: С.Есенин, А.Ширяевец, Н.Клюев, П.Орешин, П.Васильев, Б.Корнилов, С.Клычков, М.Цветаева, М.Булгаков, А.Платонов.

Меры советского правительства по перестройке деятельности театра: огосударствление имущества, развитие самодеятельности, смена репертуара. В.Маяковский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов. Театр как вид массовой пропаганды коммунистических идей. Метод соцреализма в театре 1930-х гг. Театральная жизнь 1930-х гг. А.Таиров. В.Немирович-Данченко. «Борьба с формализмом» и кризис театра второй половины 1930-х гг. В.Мейерхольд.

Лидеры партии большевиков об изобразительном искусстве и его значении для новой власти. Скульптура как монументальная пропаганда. И.Шадр, В.Мухина, Д.Осипов, Н.Андреев. Политический плакат 1920-х гг. Д.Моор, В.Дени, В.Маяковский. Два поколения живописцев и их восприятие революции. К.Петров-Водкин, К.Юон, «4 искусства», ОМХ; К.Малевич, В.Татлин, группа ОБМОХУ. Союзы АХРР и ОСТ. Оптимизм и демократизм советской живописи. Гравюра: В.Фаворский.

Классицизм и новаторство в архитектуре. А.Щусев, И.Жолтовский, Б.Иофан. Унификация стилей, борьба с формализмом и аппаратная победа соцреализма. Система госзаказов. Основные темы творчества советских художников, скульпторов в 1930-е гг. и суперсюжет. Конструктивизм и традиционализм в архитектуре.

Национализация кинематографа. Задачи советской власти и значение кино. Хроника и документалистика 1920-х гг. Создание советского немого кинематографа и его расцвет. С.Эйзенштейн. В.Пудовкин. А.Довженко. Я.Протазанов. Жанры и направление развития советского кино в 1930-е гг.

Состояние музыкальной культуры в послереволюционной России. Декреты советской власти 1918 г. о национализации консерваторий и всех частных музыкальных предприятий. Массовая песня времен гражданской войны и методы ее создания. Д.Покрас, А.Митюшин. Деятельность РАПМ, АСМ и оценка ими классического наследия. Русская классическая традиция в творчестве А.Глазунова, М.Гнесина, Р.Глиера. С.Прокофьев, И.Стравинского, Д.Шостаковича, Н.Мясковского.

Массовая музыкальная культура 1920–1930-х гг. Массовая песня как «эстетическая доминанта» и средства её внедрения. И.Дунаевский, А.Александров, М.Блантер. Насаждение соцреализма в музыке и организационная унификация творчества. Критика творчества Д.Шостаковича. Развитие «общедоступных» жанров. Джаз. М.Горький «О музыке для толстых». Л.Утесов.

Задачи советской власти и проблема использования научного потенциала России. Переговоры СНК с Российской Академией наук. Превращение Академии в координационный центр. Развертывание сети научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений. Основные направления развития фундаментальной и прикладной науки в 1920-1930-е гг. Место научных работников в общественной системе СССР. А.Карпинский, И.Павлов, Н.Жуковский, А.Иоффе, Н.Вавилов, В.Вернадский, А.Чижевский, П.Капица, В.Бехтерев, С.Платонов, М.Покровский, Н.Кондратьев, А.Чаянов.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «современные средства оценивания результатов обучения» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг, мониторинг, накопительная оценка («портфолио»).
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине История России.

    Учебно-методический комплекс
    к.и.н., доцент, Бурыкин Владимир Ивановичк.и.н., доцент, Ипатьева Александра Александровнак.и.н., доцент, Кузмищева Марина Вячеславовнак.и.н., доцент, Лисицына Елена Николаевнак.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии»

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ при очной форме обучения – 4 года.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «развитие кооперативного движения в поволжье в конце XIX в первой трети ХХ века» направление 050400. 62 Социально-экономическое образование по профилю подготовки №050401 История

    Учебно-методический комплекс
    Выпускник по направлению 050400.62 Социально-экономическое образование в соответствии с уровнем своей квалификации подготовлен для работы в образовательных учреждениях различ­ного типа по следующим видам профессиональной деятельности:
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии 1917 2008 гг.» 050401 История (1)

    Учебно-методический комплекс
    У- Учебно-методический комплекс по дисциплине «История России 1917 – 2008 гг.» / Сост. Д.В.Ковалёв – Коломна: Коломенский государственный педагогический институт, 2008.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии 1917 2008 гг.» 050401 История (3)

    Учебно-методический комплекс
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история древнего мира» специальности 050401 история

    Учебно-методический комплекс
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России первой половины XIX века» является необходимой частью системы подготовки профессиональных историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии второй половины XIX начала XX века» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России второй половины XIX – начала XX вв.» является необходимой частью системы подготовки профессиональных историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.

Другие похожие документы..