Таджикистан в контексте регионального подхода к проблемам борьбы с незаконным оборотом наркотиков (опыт социально-политического анализа)

На правах рукописи

ГУЛОМОВА ФОТИМА АБДУРАХМОНОВНА

ТАДЖИКИСТАН В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМАМ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

(ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА)

Специальность - 23.00.02

политические институты,

процессы и технологии

(политические науки)

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

ДУШАНБЕ-2012


Работа выполнена на кафедре политологии Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни

Научный руководитель: - доктор политических наук

Ятимов Саймумин Сатторович

Официальные оппоненты: - доктор политических наук, профессор

Зокиров Гулмахмад Нозимович

- кандидат политических наук

Шарипов Хуршед

Ведущая организация: - кафедра международного отношения

Российско-Таджикского Славянского

университета.

Защита состоится «13» апреля 2012 г. в «12.00» часов на заседании объединенного диссертационного совета КМ 737. 004. 04 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук по специальности 23.00.02- политические институты, процессы и технологии (политические науки) при Таджикском национальном университете по адресу: 734025, г. Душанбе, пр. Рудаки, 17, зал заседаний Ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Таджикского национального университета по адресу: 734025, г. Душанбе, пр. Рудаки 17.

Автореферат разослан "____" _____________2012 г.

Ученый секретарь

объединенного диссертационного совета,

кандидат философских наук, доцент Мухабатов А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В начале ХХI векаборьба с незаконным оборотом наркотиков приобрела глобальный характер. В неё вовлечены политики, экономисты, военные, полицейские, органы разведки, контрразведки, работники культуры, религиозные деятели и многие другие. Практически не существует сферы человеческой деятельности, в которой не проявили бы живой заинтересованности к данной проблематике.

Республика Таджикистан, как часть мирового сообщества, признает незаконный оборот наркотиков одной из основных угроз национальной безопасности и стабильности в стране и принимает всесторонние меры к развитию международного сотрудничества в области контроля над ними. Злоупотребление наркотиками создаёт постоянную серьёзную угрозу жизни, здоровью и достоинству миллионов людей, способную разрушить генофонд нации, подорвать фундаментальные основы общества и государства, стать причиной трагедий и катастроф, вооруженных и социально-политических конфликтов. В последние десятилетия болезненная тяга к наркотикам привела к довольно быстрому распространению на всех континентах нашей планеты наркопреступности и подпольного наркобизнеса, который является одним из проявлений организованной преступности и несёт в себе большую общественную угрозу.

Экономическое могущество и политическое влияние накрокартелей продолжает расти. По мере «глобализации» злоупотребления наркотиками расширяются и международные связи наркобизнеса. Преступные организации контролируют наркотики на всех этапах - от выращивания и производства до хранения и распространения.1

Злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконный оборот стали в последние годы одной из наиболее серьёзных глобальных проблем человечества и вызывают растущую тревогу всего мирового сообщества.­­­

На планете нет такого места, где бы эти опасные деяния не проявляли себя разрушительно по отношению к личности, обществу и государству. В них в быстропрогрессирующем росте вовлекаются лица, употребляющие наркотики, психотропные и токсические вещества, они приводят к другим родам преступления. На этой основе подрывается здоровье нации. Под угрозой находится генофонд человечества. На фоне общего экономического кризиса во многих странах земного шара, в том числе, во всех государствах на постсоветской территории, где наблюдаются обнищание граждан, застой в промышленности, массовая безработица, вложение средств в незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ представляется для отдельной категории граждан - спасительной соломинкой, которая приносит быструю прибыль.

За последние годы в мире увеличились посевные площади наркосодержащих культур, резко возросли производство, контрабанда и потребление наркотиков, ставшие причиной гибели миллионов людей.1

Серьёзную обеспокоенность вызывает рост наиболее опасных видов преступлений, таких как терроризм, экстремизм, убийства и другого рода противоправных акций. Прогрессирующее злоупотребление наркотиками и резкий рост цен на них создают благоприятные условия для появления и разрастания организованных преступных структур, осуществляющих сбыт наркотических средств.

Расширение масштабов деятельности наркомафии в Таджикистане следует рассматривать в контексте его геополитических реалий и географического расположения. Негативную роль в этом отношении также играют социальные проблемы, которые не могут найти своего всестороннего решения без оказания Таджикистану помощи со стороны мирового сообщества, прежде всего, стран СНГ.1

Частичное списание долгов со стороны некоторых государств, позволило бы инвестировать средства в образование, здравоохранение и защиту окружающей среды, а также, помогло бы Таджикистану восстановить социальную сферу, пострадавшую в результате гражданского конфликта и природных катастроф.2

После подписания в г.Москве 27 июня 1997 года Общего соглашения о мире и национальном согласии между Правительством Республики Таджикистан и Объединенной таджикской оппозицией ситуация в стране существенно изменилась. Отмечалось снижение уровня преступности, в том числе, связанной с наркотиками, что явилось результатом труда и огромных усилий Правительства и всего народа Таджикистана.

Однако, продолжающаяся нестабильность обстановки в соседнем Афганистане не давала возможность Таджикистану полномасштабно реализовать свои замыслы в деле обеспечения полной безопасности, особенно на границе.

Выступая на встрече с одаренной молодежью республики в мае 2011 года, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, в частности, отметил: «Наркомания и наркобизнес могут превратиться в национальную трагедию, стать угрозой судьбам молодых людей и даже безопасности страны».3

В результате транзита афганских наркотиков в Республике Таджикистан начало увеличиваться количество лиц больных наркоманией, а также преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Следовательно, задача борьбы с этими негативными явлениями приобретает все большое значение.

Незаконная торговля наркотиками занимает особое место в деятельности транснациональных преступных группировок и является одним из основных источников их финансирования.1

Масштабы и темпы распространения наркомании таковы, что они ставят под вопрос физическое и моральное здоровье таджикского общества, стабильность развития государства. Правительство Республики Таджикистан ежегодно направляет значительную сумму на субсидирование органов правопорядка, здравоохранения, образовательных систем для организации системной борьбы с этим явлением.

Таджикистан на высшем политическом уровне понимает и осознает свою ответственность перед собственным населением, а также, населением Центральной Азии, России и мировым сообществом в целом в защите своих рубежей от наркоагрессии. Одновременно Республики Таджикистан считает крайне важным понимание со стороны своих партнеров того, что Таджикистан служит для них буферной зоной в обеспечении их государственной безопасности. Естественно, такое понимание должно выражаться и подкрепляться оказанием моральной и материальной помощи.

Проблема наркотиков имеет множество аспектов: экономический, политический, правовой, медицинский, нравственный и т.д. Это - социальная болезнь современного общества и для её лечения необходимы точный диагноз и понимание всей сложности данного явления и трудностей борьбы с ним.2 На повестке дня с особой актуальностью встал вопрос об укреплении международного сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, что в свою очередь, потребовало усиления научного анализа процессов, направлений и проблем развития антинаркотического сотрудничества, разработки рекомендаций по переводу его на качественно новый уровень. Это и определило актуальность избранной темы исследования.

Исходя из этого, задача данного исследования заключается в том, чтобы выявить и определить роль самого Таджикистана в борьбе с незаконным оборотом наркотиков с политических и социальных позиций, установить степень адекватности реагирования государства и общества на сложившуюся ситуацию в направлениях борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Важными составляющими в этом направлении являются: раскрытие социальных мер, анализ социальных процессов и определение того, насколько эти социально-политические акции являются адекватными по отношению к угрозам, существующим в режиме реального времени и в настоящем политическом пространстве.

Не секрет, что в регионе существуют определенные разногласия относительно роли и места Таджикистана в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Отдельные негативные моменты в отношении к РТ в этом плане не подкреплены соответствующими аргументами. Автор данного исследования попытался ответить на многие вопросы с научных позиций и помочь найти истину, которая бы не зависела от воли людей, т.е. отвечала бы требованиям объективности и реальности.

Республика Таджикистан является активным участником антинаркотиковых программ ООН и других международных, в том числе, и региональных организаций. С 1999 г. на территории Таджикистана размещалось 20 проектов ООН и других международных организаций, из которых 13 успешно завершены. Их реализация оказала позитивное влияние на эффективность деятельности правоохранительных структур. За последние 7 лет ими из незаконного оборота изъято более 40 тонн наркотиков, в том числе, около 25 тонн афганского героина. За этими цифрами скрываются десятки миллионов спасенных от наркозависимости людей и сотни миллионов долларов, не дошедших до криминальных и террористических структур.

Результаты деятельности правоохранительных органов, силовых структур Таджикистана в противодействии наркоагрессии, исходящей из Афганистана, подтвердили правильность позиции избранной Правительством Республики Таджикистан, и сегодня наша страна является своеобразным щитом на пути транзита афганских наркотиков по, так называемому, «Северному маршруту» в страны Центральной Азии, Россию и Европу.1 По данным ООН, Таджикистан занимает седьмое место в мире по изъятию из незаконного оборота наркотиков.

Таким образом, актуальность темы настоящего диссертационного исследования обусловлена важностью демонстрации роли Таджикистана в контексте региональной политики в борьбе с наркосодержащими и психотропными веществами в целом, недостаточным уровнем исследования в политологической науке проблем, связанных с этим преступным явлением и необходимостью выработки рекомендаций по совершенствованию методик и механизмов противодействия накроугрозам.

Степень разработанности проблемы.Следует отметить, что в Республике Таджикистан проблема борьбы с незаконным оборотом наркотиков с позиции анализа социально–политический практики страны ранее не являлась объектом специального научного исследования. Однако,отдельные аспекты политико-правовой проблемы незаконного оборота наркотиков и борьбы с международной преступностью, вопросы сотрудничества государств и деятельность международной институционной системы в указанной сфере, соотношение международного и национального права и прочее, исследовались в общетематических и специальных работах.

Следует подчеркнуть, что конец ХХ-начало ХХI века характеризуется всесторонней разработкой основ теории и политики национальной безопасности. Проблеме борьбы с незаконным оборотом наркотиков, в связи с перерастанием её в одну из глобальных угроз современности, посвящено определенное количество разноплановых исследований на пространстве СНГ. Во многих из них акцент, в большей степени, ставится на отдельные аспекты борьбы с незаконным оборотом наркотиков, и в меньшей степени - на его исторических, политических и социальных предпосылках.

Вместе с тем, многочисленные аспекты правовой проблемы незаконного оборота наркотиков и борьбы с международной преступностью, вопросы сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера были исследованы в научных работах отечественных и зарубежных учёных, таких как: Федулова А.В., Хохлова И., Миньковский Г.М., Побегайло Э.Ф., Ревин А.П., Скворцова К.Ф., Сучков Ю.И., Курманов К.Ш., Тимофеев Л.Калачев Б.Ф., Леондов И.С., Карпеца И.К., Лукашука И.И., и других.1 Для анализа и разработки настоящей проблемы, как в сторого научном, так и практическом отношениях, важное значение имеют исследования таджикских учёных: Махмадова А.Н., Зокирова Г.Н., Шаропова С., Зоирова Д., Рахимова Р.И., Рахмонова А.С., Майтдинова Г.М.,Джалилова К., Ализода Х., Джонмахмадова Ф., Мирзоавлиёева Ш., Шоисматуллоева Ш., Бозриковой Т.Н., Магкоева В. и других.2.

­­­­­­­­­­­­­­ Различные аспекты обеспечения безопасности (информационные, военные, геоэкономические, социологические и другие) рассматриваются в работах Зеличенко А., Князева А. А., Лебедева С.Я., Андрианова В.Д., Барабина В.В., Белькова О.А., Попова В.М., Иванова В. Н., Милославского Г.В., Миньковского Г.М., Побегайло Э.Ф., Ревина А.П.,Степановой Е.А. и других.1

Актуальность данной темы подчеркивается в ряде диссертационных работ таких исследователей, как Хохлова И.,Федулова А.В., Бажанова Е.П., Задохина А.Г., Князева А., Куматова К.Н., Махмадова А., Хидирова М., Зокирова Г.Н., Искандаров К., Акрамова М.И., Зухурова С., Джалилова К., Назарова Р. и других.2

  1. Незаконная торговля наркотиками в россии (1)

    Закон
    Данное исследование выполнено Институтом Зарубежного и Международного Уголовного Права имени Макса Планка (ИМП) для Управления ООН по Контролю за Наркотиками и Предупреждению Преступности (УКНПП).
  2. Незаконная торговля наркотиками в россии (2)

    Закон
    Для того, чтобы составить представление о процессе развития незаконного потребления и торговли наркотиками в России, коллектив исследователей ИМП применил ряд исследовательских методов, основанных на разнообразных первичных и вторичных данных.
  3. Федеральная служба российской федерации по контролю за оборотом наркотиков (1)

    Документ
    Курс лекций подготовлен Белгородским юридическим институтом МВД России по заказу Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в рамках реализации пункта 25 перечня мероприятий по реализации федеральной
  4. Федеральная служба российской федерации по контролю за оборотом наркотиков (2)

    Документ
    Курс лекций подготовлен Белгородским юридическим институтом МВД России по заказу Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в рамках реализации пункта 25 перечня мероприятий по реализации федеральной
  5. Проблемы и перспективы взаимоотношений обсе и Республики Таджикистан в контексте обеспечения региональной безопасности

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 24 февраля 2012 г. в 12:00 часов на заседании объединенного диссертационного совета КМ 737.004.04 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук по специальности 23.
  6. Противодействие наркобизнесу и наркомании в системе национальной безопасности россии: политологический анализ (1)

    Диссертация
    Защита состоится «06» апреля 2010 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.155.14 по политическим наукам при Московском государственном областном университете по адресу: г.
  7. Противодействие наркобизнесу и наркомании в системе национальной безопасности россии: политологический анализ (2)

    Диссертация
    Начало третьего тысячелетия знаменуется возрастающим воздействием процессов глобализации на все сферы жизнедеятельности государств, приводящим к самым серьезным социальным последствиям.
  8. Федеральная целевая программа "комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 2009 годы"

    Программа
    В целях сокращения масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
  9. Федеральная целевая программа "комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы" (1)

    Программа
    Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации,

Другие похожие документы..