Примерные ответы на профильные билеты Е. А. Еремин, А. П. Шестаков

Примерные ответы на профильные билеты

Е.А. Еремин, А.П. Шестаков

От авторов

Уважаемые читатели! Предлагаемые вашему вниманию материалы предназначены прежде всего в помощь учителю при подготовке, организации и проведении “экзамена по выбору выпускникам XI (XII) классов общеобразовательных учреждений РФ”1 .

Как известно, экзаменационные билеты существуют в двух вариантах (двух уровнях) — базовом и профильном. В сопроводительных материалах сказано, что “на базовом уровне содержание ориентировано на обобщение, систематизацию изученного материала; на профильном уровне — на расширение и углубление материала”. В данной публикации мы ориентируемся на профильный уровень, хотя часть материалов, несомненно, будет полезна и при подготовке к экзамену на базовом уровне. В каком-то смысле выбор в пользу “расширения и углубления материала” сделан нами и потому, что речь идет об экзамене по выбору; мы исходим из того, что выбор учащимися того или иного экзамена определяется прежде всего их интересами и знаниями, так что разрабатываемые материалы должны быть ориентированы на учеников, интересующихся информатикой.

Как и в сериях своих предыдущих статей по данной тематике (см. “Информатику” № 9–20, 2002; № 5–15, 2003, и № 6–20, 2004), мы категорически возражаем против того, чтобы публикуемый текст рассматривался как некие “эталонные” ответы на вопросы билетов, при воспроизведении которых на экзамене любой ученик немедленно получает отличную оценку. Авторы вообще считают, что всякие попытки написать (и особенно опубликовать) с такой целью тексты порочны, ибо целью обучения является не воспроизведение составленного кем-то другим текста, а сознательное применение необходимых в той или иной ситуации (вопрос, задача, практическая проблема и                                                                                                                                      т.п.) собственных знаний2 . В этом наша позиция полностью совпадает с официальными рекомендациями по проведению экзамена, где, в частности, недвусмысленно сказано, что “сообщать формулировки конкретных задач в период подготовки к экзаменам не рекомендуется, т.к. велика вероятность заучивания учащимися правильных решений без понимания сущности вопроса”.

Казалось бы, все это тривиальные вещи. Но если в порядке эксперимента взять текст одного из наших первых материалов по билетам   и ввести в замечательную интернет-систему Антиплагиат (/quick.php), то она немедленно выдаст, что наша публикация3 на 99% совпадает с текстом реферата с сайта (на самом деле, конечно, наоборот, но машина не в состоянии определить авторства текста!).
В данном случае печален не столько сам по себе факт плагиата, сколько то, что подход к образованию под девизом “закачай на и получи “заслуженную” пятерку!” стал так активно востребован. В этом видна и заметная недоработка учителей, т.к. установить факт получения реферата путем закачки из Сети в состоянии любой выпускник педагогического вуза, не говоря уже об учителе со стажем. Для этого достаточно одного-двух вопросов по существу дела, а затем — получи в полном смысле слова заслуженную оценку… Короче говоря, мы очень не хотим, чтобы наши публикации считались “контентом” для массовой подмены сложного информационного процесса обучения и контроля знаний школьников примитивными процессами получения, копирования и распечатки файлов на компьютере. Мы убедительно просим рассматривать наши публикации как традиционное учебное пособие, которое учитель использует при подготовке к занятиям, а ученик читает для закрепления рассказанного на уроке. Что касается ответа ученика на экзамене, то в идеале — это его рассказ своими словами той части материала, которую он усвоил, да еще и дополненный встречавшимися в его личной практике примерами.

И еще одно замечание. Наши материалы в известном смысле субъективны, т.к. отражают наше мировоззрение и значительный личный педагогический опыт. Тем не менее мы всегда стараемся компенсировать субъективность проработкой большого количества учебных материалов других авторов. Везде, где это не оговорено особо, излагаемый материал соответствует общепринятому подходу.
В то же время советуем не забывать, что билеты (а тем более ответы на них!) являются примерными и “образовательное учреждение на их основе составляет комплекты билетов, непосредственно используемых на экзамене, с учетом содержания учебной программы, наличия средств ИКТ и используемого программного обеспечения”.

Структура ответа на билет чаще всего будет выглядеть следующим образом: раскрыто содержание теоретического вопроса, показаны выходы на практическую составляющую; показаны решения примерных заданий практической части, предложено до 3–5 наших вариантов примерных заданий (где это возможно) по каждому из двух практических заданий билета.

Желаем всем удачной подготовки и сдачи экзаменов!

1 Здесь и далее цитируются сопроводительные материалы к билетам (см. газету “Информатика”, 2006, № 6, с. 3–16, или журнал “Информатика и образование”, 2006, № 3, с. 10–30).

2 Кроме того, нельзя не учитывать вариативность программ в конкретных учебных заведениях.

3 Был проверен текст первого вопроса билета № 2, опубликованный в № 11, 2002, с. 11–13 газеты.

Билет № 1

1. Понятие информации. Виды информации, ее свойства, классификации по различным основаниям, проблема определения. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Информационные процессы. Передача информации в социальных, биологических и технических системах. Информационное взаимодействие в системе, управление, обратная связь.

Информация относится к фундаментальным, неопределяемым понятиям науки информатика. Тем не менее смысл этого понятия должен быть разъяснен. Предпримем попытку рассмотреть это понятие с различных позиций.

Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает сведения, разъяснения, изложение. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:

··в быту информацией называют любые данные, сведения, знания, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п.;

··в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов (в этом случае есть источник сообщений, получатель (приемник) сообщений, канал связи);

··в кибернетике под информацией понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы;

··в теории информации под информацией понимают сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Согласно Большому энциклопедическому словарю, информация — первоначально — сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.); с сер. XX в. — общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму; одно из основных понятий кибернетики.

Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п. — см. билет № 2), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объем сообщения.

Информация может существовать в виде [7]:

·· текстов, рисунков, чертежей, фотографий;

·· световых или звуковых сигналов;

·· радиоволн;

·· электрических и нервных импульсов;

·· магнитных записей;

·· жестов и мимики;

·· запахов и вкусовых ощущений;

·· хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т.д.

Свойства информации (с точки зрения бытового подхода к определению информации):

релевантность — способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя;

полнота — свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя) характеризовать отображаемый объект или процесс;

своевременность — способность информации соответствовать нуждам потребителя в нужный момент времени;

достоверность — свойство информации не иметь скрытых ошибок. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, если устареет и перестанет отражать истинное положение дел;

доступность — свойство информации, характеризующее возможность ее получения данным потребителем;

защищенность — свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения информации;

эргономичность — свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.

Информацию следует считать особым видом ресурса, при этом имеется в виду толкование “ресурса” как запаса неких знаний материальных предметов или энергетических, структурных или каких-либо других характеристик предмета. В отличие от ресурсов, связанных с материальными предметами, информационные ресурсы являются неистощимыми и предполагают существенно иные методы воспроизведения и обновления, чем материальные ресурсы.

С этой точки зрения можно рассмотреть такие свойства информации:

· запоминаемость;

· передаваемость;

· воспроизводимость;

· преобразуемость;

· стираемость.

Запоминаемость — одно из самых важных свойств. Запоминаемую информацию будем называть макроскопической (имея в виду пространственные масштабы запоминающей ячейки и время запоминания). Именно с макроскопической информацией мы имеем дело в реальной практике.

Передаваемость информации с помощью каналов связи (в том числе с помехами) хорошо исследована в рамках теории информации К.Шеннона. В данном случае имеется в виду несколько иной аспект — способность информации к копированию, т.е. к тому, что она может быть “запомнена” другой макроскопической системой и при этом останется тождественной самой себе. Очевидно, что количество информации не должно возрастать при копировании.

Воспроизводимость информации тесно связана с ее передаваемостью и не является ее независимым базовым свойством. Если передаваемость означает, что не следует считать существенными пространственные отношения между частями системы, между которыми передается информация, то воспроизводимость характеризует неиссякаемость и неистощимость информации, т.е. что при копировании информация остается тождественной самой себе.

Фундаментальное свойство информации — преобразуемость. Оно означает, что информация может менять способ и форму своего существования. Копируемость есть разновидность преобразования информации, при котором ее количество не меняется. В общем случае количество информации в процессах преобразования меняется, но возрастать не может.

Свойство стираемости информации также не является независимым. Оно связано с таким преобразованием информации (передачей), при котором ее количество уменьшается и становится равным нулю.

Данных свойств информации недостаточно для формирования ее меры, так как они относятся к физическому уровню информационных процессов.

В заключение отметим, что предпринимаются усилия ученых, представляющих самые разные области знания, построить единую теорию, которая призвана формализовать понятие информации и информационного процесса, описать превращения информации в процессах самой разной природы. С момента возникновения кибернетики управление рассматривается применительно ко всем формам движения материи, а не только к высшим (биологической и социальной). Многие проявления движения в неживых — искусственных (технических) и естественных (природных) — системах также обладают общими признаками управления, хотя их исследуют в химии, физике, механике в энергетической, а не в информационной системе представлений. Информационные аспекты в таких системах составляют предмет новой междисциплинарной науки — синергетики.

Высшей формой информации, проявляющейся в управлении в социальных системах, являются знания. Это наддисциплинарное понятие, широко используемое в педагогике и исследованиях по искусственному интеллекту, также претендует на роль важнейшей философской категории. В философском плане познание следует рассматривать как один из функциональных аспектов управления.

Под информационным понимают процесс, связанный с определенными операциями над информацией, в ходе которого может измениться содержание информации или форма ее представления. В информатике к таким процессам относят получение, хранение, передачу, обработку, использование информации.

Вообще информатика (informatics, амер. computer science) — в широком смысле — отрасль знаний, изучающая общие свойства и структуру научной информации, а также закономерности и принципы ее создания, преобразования, накопления, передачи и использования в различных областях человеческой деятельности; в узком смысле — отрасль знаний, изучающая законы и методы накопления, передачи и обработки информации с помощью компьютера.

Получение информации основано на отражении различных свойств объектов, явлений и процессов окружающей среды. В природе такого рода отражение выражается в восприятии с помощью органов чувств. Человек пошел дальше по этому пути и создал множество приборов, которые многократно усиливают природные способности к восприятию.

Человек воспринимает с помощью органов чувств следующую информацию:

··визуальная (восприятие зрительных образов, различение цветов и т.д.) — с помощью зрения;

··звуковая (восприятие музыки, речи, сигналов, шума и т.д.) — с помощью слуха;

··обонятельная (восприятие запахов) — с помощью обоняния;

··вкусовая (восприятие посредством вкусовых рецепторов языка) — с помощью вкуса;

··тактильная (посредством кожного покрова восприятие информации о температуре, качестве предметов
и т.д.) — с помощью осязания.

  1. Профильное обучение

    Сценарий
    Цветкова О. От сотрудника ГИБДД до художника : Профессиональные пробы знакомят детей с будущим / О. Цветкова, О. Ковшикова, Н. Скрябина Управление школой.
  2. Название: урок-брифинг «Информация в опасности» (1)

    Урок
    – Я уверена, что ты преувеличиваешь. Наша система безопасности на самом высоком уровне. Ты видел оружейные платформы. Я бы сказала, что мы даже перестраховываемся.
  3. Название: урок-брифинг «Информация в опасности» (2)

    Урок
    – Всё это машины! – проворчал Уайет. – Машины легче всего перехитрить, потому что они предсказуемы. И вы поручаете их охранникам, которые так жестко запрограммированы, что сами почти превратились в машины.
  4. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  5. Название книги (4)

    Документ
    Итоги лицензирования образовательной деятельности, аттестации, государственной аккредитации и инспектирования образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием Челябинской области за 2001-2002 учебный год
  6. Методика преподавания курса "Твоя профессиональная карьера" Год издания 1997 Издательство Просвещение Арефьев И. П

    Документ
    К. Основы безопасности жизнедеятельности Год издания 1 Издательство Просвещение Методика преподавания курса "Твоя профессиональная карьера" Год издания 1997 Издательство Просвещение Арефьев И.
  7. Организационное -правовое обеспечение образовательной деятельности (3)

    Документ
    Юридический институт Государственного образовательного учреждения «Иркутский государственный университета» (далее ЮИ ИГУ) является одной из старейших правовых школ Сибири.
  8. Первый канал, Новости, 17. 03. 2005, 12: 00: 00 14

    Документ
    К ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ М.Е. ФРАДКОВУ В СВЯЗИ С ОБСУЖДЕНИЕМ НА "ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОМ ЧАСЕ" В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 ФЕВРАЛЯ 2005 ГОДА ВЫСТУПЛЕНИЯ МИНИСТРА
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (6)

    Учебно-методический комплекс
    Т 33 Теория и методика обучения информатике [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Авт.-сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им.

Другие похожие документы..