Рабочая программа п о дисциплине «коммерческая деятельность» Для специальности 061400 «Коммерция

Ульяновский Государственный

Технический Университет

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА "УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ"

УТВЕРЖДАЮ
Декан ЭМФ

_____________Савинов Н.В.

«________»___________200_

Председатель методической комиссии ЭМФ

_________________________

«________»___________200_

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

П о дисциплине « КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Для специальности 061400 «Коммерция"

Курс – 1

Семестр – 5

Аудиторных часов – 34

Из них: лекций – 17

Практических занятий – 17

Самостоятельная работа –232

Консультации -2

Зачет - 2

Всего-266

Составитель программы старший преподаватель Тютюшкина Г.С.

Программа обсуждена на заседании методического семинара и заседании кафедры « Управление качеством " (протокол №___ от "___" ______200_ г.)

Заведующий кафедрой д.т.н., профессор Ефимов В.В.

Программа утверждена научно-методическим Советом ЭМФ

Председатель Совета профессор Ташлинский А.Г.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

По окончанию изучения курса «Коммерческая деятельность» студент должен знать теоретические основы дисциплины, а именно: понятие и содержание коммерческой деятельности, организационно-правовые формы торговых предприятий, понятие коммерческой тайны и организацию ее защиты, организацию закупочной деятельности, содержание работы с товарами на складе, организацию оптовой и розничной торговли, формирование ассортимента торгового предприятия, основные методы управления запасами. На практических занятиях студент должен овладеть следующими навыками: ведение деловых бесед, переговоров, телефонных разговоров, подбор деловой одежды, проведение протокольных мероприятий, выбор потенциальных партнеров по бизнесу, анализ финансовой и экономической систем торгового предприятия, анализ капитала торгового предприятия, анализ финансовых результатов деятельности торгового предприятия.

  1. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ

Контрольные работы

Типовые расчеты - нет

Курсовые работы, проекты – нет

  1. ПРОХОЖДЕНИЕ КУРСА



Наименование темы

Количество часов

Лекций

Практика

Самостоятел. работа

Всего

1.

Понятие и сущность коммерческой работы

1

1

5

7

2.

Психология и этика коммерческой деятельности

1

1

51

53

3.

Торговые коммерческие предприятия

1

1

51

53

4.

Защита коммерческой информации

1

1

5

7

5.

Договорные отношения в торговле

2

2

5

9

6.

Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров

1

1

10

12

7.

Приемка и хранение товаров на складе

1

1

5

7

8.

Коммерческая работа по оптовой продаже товаров

2

2

5

9

9.

Организация ярмарочной и аукционной торговли

1

1

5

7

10.

Коммерческая работа по розничной продаже товаров

1

1

10

12

11.

Формирование ассортимента торгового предприятия

1

1

5

7

12.

Управление товарными запасами торгового предприятия

1

1

5

7

13.

Управление финансами торгового предприятия

2

2

35

39

14.

Анализ эффективности коммерческой деятельности

1

1

35

37

Всего часов

17

17

232

266

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

1 лекция. Понятие и сущность коммерческой работы.

Происхождение коммерции, история ее развития в России. Понятие и сущность коммерческой работы. Классификация субъектов коммерческой деятельности. Технологические и коммерческие процессы. Дополнительные торговые услуги. Принципы коммерческой деятельности. Коммерческий риск, его виды и способы его уменьшения. Организация коммерческой деятельности между производителями и потребителями товаров.

2 лекция. Психология и этика коммерческой деятельности.

Личностные и профессиональные требования к коммерческому работнику. Этический кодекс предпринимателя-коммерсанта. Правила представления и знакомств. Правила ведения деловых бесед. Правила деловой переписки и телефонных переговоров. Требования к внешнему виду, манерам, деловой одежде. Деловой протокол.

3 лекция. Торговые коммерческие предприятия.

Государственное регулирование торговой деятельности. Коммерческие и некоммерческие предприятия. Организационно- правовые формы торговых предприятий в России. Хозяйственные товарищества: полное товарищество, товарищество на вере. Хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество. Унитарное предприятие. Производственный кооператив. Потребительский кооператив. Дочерние и зависимые общества. Ассоциации и союзы.

4 лекция. Защита коммерческой информации.

Понятие коммерческой информации, ее источники. Понятия коммерческой тайны, коммерческого секрета. Сведения, относящиеся и не относящиеся к коммерческой тайне. Обеспечение защиты коммерческой тайны. Роль товарных знаков в коммерческой работе.

5 лекция. Договорные отношения в торговле.

Организация хозяйственных связей в торговле. Поиск и выбор партнера по бизнесу. Запрос покупателя. Оферта. Заказ. Акцепт. Порядок заключения и расторжения договора поставки. Техника проведения операций по торговле лицензиями. Контракт купли-продажи, его содержание, подготовка и исполнение.

6 лекция. Договорные отношения в торговле.(продолжение)

Типовая форма договора поставки. Конфигурации торговых сбытовых каналов. Прямые и непрямые каналы. Заявки и заказы на товары.

7 лекция. Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров.

Понятие, роль и принципы закупочной работы. Изучение и прогнозирование покупательского спроса. Изучение и поиск коммерческих партнеров по закупкам товаров. Закупка товаров на оптовых ярмарках и оптовых рынках. Контроль и учет поступления товаров от поставщиков.

8 лекция. Приемка и хранение товаров на складе.

Содержание технологического процесса на складе. Источники и способы поступления товаров на склад. Приемка товаров на склад. Разгрузка товаров. Проверка товаров. Методы проверки товаров. Организация хранения товаров на складе.

9 лекция. Коммерческая работа по оптовой продаже товаров.

Изучение товара. Определение емкости рынка. Анализ конъюктуры рынка. Изучение потребителей и сегментирование рынка. Анализ деятельности конкурентов. Оптовая продажа товаров.

10 лекция. Коммерческая работа по оптовой продаже товаров.(продолжение)

Понятия оптовой торговли и оптового торгового предприятия. Их виды и формы. Функции оптовой торговли. Понятие оптовой торговой единицы. Организация оптового торгового предприятия. Оптовые торговые услуги.

11 лекция. Организация ярмарочной и аукционной торговли.

Основные принципы организации ярмарочной торговли. Технология ярмарочной торговли. Сущность и организационные формы аукционов. Порядок проведения аукционов.

12 лекция. Коммерческая работа по розничной продаже товаров.

Понятия розничной торговли и розничного торгового предприятия. Их виды и формы. Функции розничной торговли. Понятие розничной торговой единицы. Организация розничного торгового предприятия. Операции по розничной продаже товаров. Этапы продажи товара. Выбор целевого рынка розничным торговцем. Решение о товарном ассортименте и комплексе услуг. Изучение и прогнозирование покупательского спроса населения. Методы розничной продажи товаров.

13 лекция. Формирование ассортимента торгового предприятия.

Понятие ассортимент товаров. Производственный и торговый ассортимент. Товары простого и сложного ассортимента. Ширина и глубина ассортимента. Формирование и регулирование ассортимента товаров на оптовом и розничном торговом предприятии.

14 лекция. Управление товарными запасами торгового предприятия.

Значение управления товарными запасами. Сущность управления товарными запасами на оптовых и розничных торговых предприятиях. Определение необходимых товарных запасов. Учет товарных запасов, методы учета.

15 лекция. Управление финансами торгового предприятия.

Понятие капитала. Собственный, привлеченный, заемный капитал. Состав собственного капитала. Состав заемного капитала. Кредиторская и дебиторская задолженность. Факторинг. Финансовая структура капитала. Торговый капитал. Капиталоемкость, капиталоотдача. Понятие основного капитала торгового предприятия. Источники его формирования. Показатели эффективности использования основного капитала.

16 лекция. Управление финансами торгового предприятия.(продолжение)

Понятие финансов торгового предприятия, их функции, состав. Оборачиваемость оборотного капитала. Ликвидность торгового предприятия. Роль факторинга в стабилизации финансового положения торгового предприятия. Понятие издержек, их классификация. Постоянные и переменные издержки. Снижение уровня издержек на торговом предприятии. Понятие прибыли и убытка. Образование валовой прибыли. Рентабельность, факторы рентабельности. Получение чистой прибыли. Использование и распределение чистой прибыли.

17 лекция. Анализ эффективности коммерческой деятельности.

Цели анализа эффективности коммерческой деятельности. Система показателей, используемых торговым предприятием для анализа эффективности коммерческой деятельности. Прибыль. Операционная, балансовая прибыль. Рентабельность торговли. Издержки обращения. Уровень издержек обращения. Товарооборачиваемость, два метода расчета. Стоимость реализованных товаров и услуг. Обобщающий показатель эффективности коммерческой деятельности.

  1. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

  1. Понятие и сущность коммерческой работы.

  1. Психология и этика коммерческой деятельности.

  1. Торговые коммерческие предприятия.

  1. Защита коммерческой информации.

  1. Договорные отношения в торговле.

  1. Контрольная работа.

7. Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров.

8. Приемка и хранение товаров на складе.

9. Коммерческая работа по оптовой продаже товаров.

10. Организация ярмарочной и аукционной торговли.

11. Контрольная работа.

12. Коммерческая работа по розничной продаже товаров.

13. Формирование ассортимента торгового предприятия.

14. Управление товарными запасами торгового предприятия.

15. Управление финансами торгового предприятия.

16. Анализ эффективности коммерческой деятельности.

17. Контрольная работа.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

  1. ДашковА.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. Учебник для вузов.-М.:Маркетинг,1999.

  2. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. Учебник для высших и ср. спец. завед. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996.

  3. Продажа: Пер. с англ. М.:ИКК «Дека»: Ассоциация «Форум-90»,1993.

  4. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности. Учебник. М.: Юристъ,1998.

  5. Синяева И.М. Паблик рилейшенз в коммерческой деятельности. / Под ред. Васильева Г.А. М.: ЮНИТИ,1998.

  6. Торговое дело: экономика и организация. Учебник для студентов, обучающихся по спец. «Экономика и управление предприятиями торговли»./(Под ред. Брагина Л.А.)- М.: ИНФРА-М,1997.

  7. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. Учебник для эконом. спец. вузов /(Под ред. Соломатина А.Н) – М.:Инфра-М,2000

  8. Экономика торгового предприятия. Учебник для торговых вузов./ (Гребнев А.И. и др.) М.: Экономика, 1996.

Дополнительная литература

  1. Антипов К.В., Баженов Ю.К. Паблик рилейшенз для коммерсантов. Уч. Пос. М.: Изд. Дом «Дашков и Компания», 2000.

  2. Артеменко В.Г. Реклама в торговле. Учебное пособие./ новосибирская гос. академия эк-ки и управления. – Новосибирск: Издательство НГАЭиУ, 1996.

  3. Баженов Ю.К., Васькин Е.В. Организация рекламы в магазине. Учебно-практическое пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998.

  4. Документы в торговых операциях. Практич. Пособие. / Иванов Г.Г. и др. – М.: Моствест: Стрикс,1994.

  5. Ильянкова Н.Д. Спрос: анализ и управление./ Под ред. Белявского И.К. М.: Финансы и статистика, 1997.

  6. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке. Учебное пособие. / Под общ. ред. Зырянова А.В. – Екатеринбург: РИФ «Солярис», 1995.

  7. Коммерческое товароведение и экспертиза. Учебное пособие для студентов эк-ких спец. вузов./(Васильев Г.А. и др.) Под ред Васильева Г.А., Нагатетьянца Н.А. – М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997.

  8. Контроль запасов. Учебное пособие: Пер. с англ. – М.:ИКК «Дека», 1993.

  9. Организация розничной торговли. Учебное пособие: Пер. с англ. – М.:ИКК «Дека», 1994.

  10. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Практикум. Учебное пособие для студентов вузов, обуч. По спец.: «Маркетинг» и «Коммерция». М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997.

  11. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Практикум. Учебное пособие для студентов вузов, обуч. По спец.: «Маркетинг» и «Коммерция». – 2-ое изд., перераб. и допол. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2000.

  12. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. М.: Финансы и статистика, 1999.

13. Потребительский рынок России. Сборник нормативных документов. / Сост. Лупей и др. Гл. ред. Полежаева Н.И. – М., 1995.

14. Правила торговли. (Сборник законодательных и нормативных документов)/ (Сост. Сафонов М.Н.) – 4-ое изд., исправл. и доп. – М.: ИНФРА-М,1998.

15. Продажа. Учебное пособие: Пер. с англ. – М.:ИКК «Дека», 1997.

16. Расширение ассортимента товаров и услуг. Учебное пособие: Пер. с англ. – М.:ИКК «Дека», 1994.

  1. Реклама и содержание продажи. Учебное пособие: Пер. с англ. – М.:ИКК «Дека», 1994.

  2. Рынок, коммерция, бизнес. Краткий деловой словарь. / Белов В.Г. и др. – М.: Академия общественных наук, 1991.

  3. Рынок, Предпринимательство. Коммерция. Толковый словарь-справочник: 600 понятий и терминов на рус. и англ. яз./ (Подгот. Новицкий А.Г. и др.) – М.: Журнальное агенство «Гласность»,1992.

  4. Сборник нормативных документов для торговых предприятий различных форм собственности. / Сост. Шестов Д.А. – М.: Финансы и статистика, 1995.

  5. Серегина Т.К., Титкова Л.М. Реклама в бизнесе. Учебное пособие. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996.

  6. Словарь коммерсанта. Толковый русско-английский и англо-русский. / Сост. Липсиц И.В. – М.: Машиностроение, ИНФРА-М, 1996.

  7. Федько В.П., Федько Н.Г. Инфраструктура товарного рынка. Уч. Пос. для эк-ких спец. вузов. – Ростов на Дону: Феникс,2000.

  8. Фомин Г.П. Методы и модели линейного программирования коммерческой деятельности. Уч. Пос. для эк-ких спец. вузов. – М.: Финансы и статистика, 2000.

  1. СПИСОК ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

  1. Понятие и сущность коммерческой работы.

  2. История развития коммерческой деятельности.

  3. Роль коммерческой деятельности в экономике страны.

  4. Коммерческий риск и способы его уменьшения.

  5. Личностные и профессиональные требования к коммерческому работнику.

  6. Этический кодекс предпринимателя-коммерсанта.

  7. Этикет предпринимателя-коммерсанта.

  8. Организационно-правовые формы торговых предприятий.

  9. Понятие коммерческой тайны и коммерческой информации.

  10. Обеспечение защиты коммерческой тайны.

  11. Роль товарных знаков в коммерческой деятельности.

  12. Организация хозяйственных связей в торговле.

  13. Порядок заключения и расторжения договора поставки.

  14. Типовая форма договора поставки.

  15. Выбор конфигурации торговых сбытовых каналов.

  16. Сущность закупочной работы.

  17. Основные этапы коммерческой работы по оптовым закупкам товаров.

  18. Содержание технологического процесса на складе.

  19. Организация и технология оптовой продажи товаров.

  20. Организация оптового торгового предприятия. Оптовые торговые услуги.

  21. Организация аукционной торговли.

  22. Организация ярмарочной торговли.

  23. Организация розничной торговли.

  24. Организация розничного торгового предприятия.

  25. Методы розничной продажи товаров.

  26. Формирование ассортимента торгового предприятия.

  27. Понятие капитала, его виды и состав. Анализ структуры капитала.

  28. Понятие финансов торгового предприятия, их функции, состав.

  29. Понятие издержек, их классификация. Постоянные и переменные издержки. Снижение уровня издержек на торговом предприятии.

  30. Анализ эффективности коммерческой деятельности.

  1. Методические указания по преддипломной практике, выполнению, оформлению и защите дипломной работы Для студентов специальностей

    Методические указания
    Т 76 Дипломная работа: Методические указания по преддипломной практике, выполнению, оформлению и защите дипломной работы. Для студентов специальностей 061100 «Менеджмент организации», 061400 «Коммерция».
  2. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине основы технологии, организации и

    Методические указания
    Рабочая программа составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности 351300 “Коммерция”.
  3. Экономика: отдельные и общие вопросы

    Документ
    Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С., Ростовцев П.С. Роль мобильности по доходам в изменении неравенства в распределении доходов: Учебное пособие. - Новосибирск: НГУ, 2001.

Другие похожие документы..