Основная образовательная программа начального общего образования на период 2010-2015 годы

Государственное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1133

Структурное подразделение школы

Экспериментальный учебный комплекс «Школа развития»

«Утверждаю»

Директор школы № _____

___________________

«___» ____________ 2010 года

Рассмотрено и принято

на общешкольной конференции

___________________

«______» ____________ 2010 года


Основная образовательная программа

начального общего образования

на период 2010-2015 годы

Москва, 2010

Оглавление

Пояснительная записка …………………………………………………………………… 4

Раздел 1

Термины и понятия основной образовательной

программы …………………………………………………………………………………… 8

    1. Качество образования …………………………………………………………………… 8

1.2. Результаты образования (образовательные результаты) ……………………………. 9

1.3. Обеспечение результативности и качества образования …………………………….. 9

1.4. Объекты системы оценки результатов и качества образования …………………….. 10

1.5. Показатели оценки результатов и качества образовательной программы ………… 12

1.6. Показатели оценки результатов и качества индивидуальных

образовательных достижений обучающихся ……………………………………………… 12

1.7. Показатели оценки условий реализации образовательных программ …………….. 13

1.8. Субъекты и инструменты оценивания результатов образования ………………….. 13

1.9. Субъекты и инструменты оценивания качества образования ………………………. 14

Раздел 2.

Цели образования первой (начальной ступени) ступени общего

образования, планируемые образовательные результаты и

система оценки их достижения …………………………………………………………….15

2.1. Цели начального этапа общего образования …………………………………………15

2.2. Планируемые результаты начального образования ……………………………….15

2.3. Детские и педагогические задачи достижения запланированных
образовательных результатов ………………………………………………………………36

2.4. Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и

Педагогов ………………………………………………………………………………………37

2.5. Итоговое оценивание и формы сохранения результатов

учебной и внеучебной деятельности учащегося ……………………………………………39

Раздел 3.

Характеристика содержания образования как путь достижения

планируемых образовательных результатов ……………………………………………41

3.1. Формирование учебной деятельности младших школьников …………………….. 41

3.2. Формирования ИКТ - компетентности младших школьников ……………………… 44

3.3. Освоение культурных предметных способов действий/средств …………………….48

3.4. Образовательные пространства начальной школы

как место для реализации ООП ………………………………………………………………78

3.5. Образовательные модули как место координации учебных предметов ……………84

3.6. Формирование у младших школьников культуры здорового

и безопасного образа жизни ………………………………………………………………….87

Раздел 4.

Рабочий учебный (образовательный) план реализации основной

образовательной программы………………………………………………………………90

4.1. Пояснительная записка ………………………………………………………………….90

4.2. Рабочий (пилотный) учебный план начальной школы ………………………………93

Раздел 5.

Этапы и фазы реализации основной образовательной программы……………….95

5.1. Возрастные этапы построения ООП ступени школьного образования ……….95

5.2.Основные фазы учебного года …………………………………………………….96

Раздел 6

Условия реализации Основной образовательной программы…………………….98

6.1. Общая характеристика условий реализации ООП ……………………………… 99

6.2. Кадровое обеспечение реализации ООП …………………………………………. 110

6.3. Финансовое обеспечение реализации ООП ………………………………………. 111

6.4. Учебно-методическое, информационно-техническое

обеспечение реализации ООП ……………………………………………………………. 116

6.5. Материально-техническое обеспечение реализации ООП ………………………. 119

6.6. Правовое обеспечение реализации ООП ………………………………………….. 119

Раздел 7

Организация внеучебной деятельности младших

школьников Комплекса ………………………………………………………………… 119

7.1. Результаты и эффекты внеучебной деятельности учащихся ……………………… 120

7.2. Общая программа организации внеучебной деятельности

младших школьников ……………………………………………………………………… 122

7.3 Предполагаемые результаты внеучебной деятельности …………………………… 124

7.4. Мониторинг эффективности внеучебной деятельности

школьников …………………………………………………………………………………. 124

7.5. Взаимосвязь учебной и внеучебных видов деятельности

младших школьников. Учет и оценка внеучебных достижений ………………………. 125

Раздел 8

Мониторинг реализации основной образовательной программы ……………… 128

Раздел 9

Программа действий педагогического коллектива по годам обучения ………. 134

Приложения

Приложение 1. Рабочие учебные программы по предметным областям

учебного плана

Приложение 2. Рабочие программы образовательных модулей

Приложение 3. Рабочие программы социальной практики

младших школьников

Приложение 4. Рабочие программы внеучебной деятельности

младших школьников.

Пояснительная записка

Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования подразделения школы №1133 Экспериментального учебного комплекса «Школа развития», рассмотрена и принята Общешкольной конференцией подразделения (протокол № 05 от 30 августа 2010 года).

По мере введения ФГОС и накопления опыта работы в данную программу будут вноситься изменения и дополнения, поэтому программа является проектом. Данная программа начинается с сентября 2010-2011 учебного года и будет реализовываться по мере «вхождения» во ФГОС 1-х классов последующих наборов учащихся.

Основная образовательная программа начального общего образования (ООП) подразделения средней общеобразовательной школы № 1133 Западного окружного управления Департамента образования города Москвы– это программный документ, на основании которого определяется содержание и организация образовательного процесса на ступени начального общего образования. Данная программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года), а также социального заказа родителей младших школьников.

ООП начального общего образования предназначена для удовлетворения образовательных потребностей и потребностей духовного развития человека младшего школьного возраста и нацелена на:

  • подготовку учащихся к обучению в основной школе;

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;

  • овладение грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом);

  • формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем, информационно-коммуникационной, эстетико-технологической, учебной (образовательной) и компетентности взаимодействия;

  • развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка.

Достижение этих целей предполагает:

  • побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;

  • поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;

  • расширение опыта самостоятельного выбора;

  • формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, связанных с расширением границы возможностей обучающихся, в том числе – за счет использования инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное пространство).

ООП начального общего образования опирается на возрастные особенности младших школьников.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации младший школьный возраст в настоящее время охватывает период с 6,5 до 11 лет, а при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и наличии заявления родителей (законных представителей) ребенка – с более раннего возраста.

На протяжении младшего школьного возраста, в соответствии с ФГОС, достигаются:

  • смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей; на ее базе развиваются различные компетентности);

  • формирование системы учебных и познавательных мотивов и установок, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);

  • выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности, любовь к труду;

  • эмоциональность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);

  • приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;

  • усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель).

Основной психологической характеристикой, достигаемой в младшем школьном возрасте, является способность к организации своей деятельности на основе внутреннего или внешнего побуждения.

Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения. Эти характеристики к концу начальной школы должны проявляться, прежде всего, в работе класса и внеклассном учебном общении.

Для реализации ООП начальной ступени школьного образования определяется нормативный срок – 4 года (6,5 – 10,5 (11) лет), который полностью соответствует стабильному младшему школьному возрасту. Однако пятый год обучения, который соответствует критическому периоду в развитии ребенка, используя учебные предметные программы основной школы, продолжают реализовываться силами специалистов педагогов начальной школы. Это позволяет более спокойно перейти из одного возраста в другой (подростковый), преодолев критический возраст без дополнительных серьезных стрессов и негативных явлений.

ООП начальной ступени школьного образования реализуется в рамках пятидневной учебной недели. Предусматривается возможность использования шестого дня для организации внеучебных видов деятельности младших школьников, а также организации педагогической деятельности специалистов (учителей, психологов, тьюторов, воспитателей) начальной школы.

  1. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2010-2015 годы (3)

    Основная образовательная программа
    3.5. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию
  2. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2010-2015 годы (1)

    Основная образовательная программа
    3.4. Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся
  3. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2010-2015 годы (4)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373
  4. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (16)

    Основная образовательная программа
  5. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (3)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373
  6. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (6)

    Основная образовательная программа
    По мере введения ФГОС и накопления опыта работы в данную программу будут вноситься изменения и дополнения, поэтому программа является проектом. Данная программа начинается с сентября 2011-2012 учебного года и будет реализовываться
  7. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (14)

    Основная образовательная программа
    Настоящая образовательная программа определяет основные направления и системообразующие принципы функционирования и развития на период 2011-2015 годы, учитывает введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
  8. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (5)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения Ананьинской основной общеобразовательной школы разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования,
  9. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (15)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования разработана коллективом педагогов МБОУ « Анаевская СОШ» на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального

Другие похожие документы..