Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации

1.6. Информационно- технологическое обеспечение дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями в средней школе

1.6.1. Опыт применения информационных технологий в организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями

Для организации дистанционного обучения в школе учитель может использовать интернет-ресурсы, предоставляющие достаточно широкий выбор цифровых дидактических материалов для проведения уроков по истории, обществознанию, основам экономических знаний. Среди ресурсов, созданных специально для получения среднего образования в дистанционной форме можно назвать Интернет-школу «Просвещение.ru» (/), известную также под названием ТЕЛЕШКОЛА <http://www.teleschool.ru >Это одно из немногих (если не единственное) учебное заведение ДО, обеспечивающее государственный аттестат об общем среднем (полном) образовании:

Телешкола- это образовательное учреждение нового типа, созданное при поддержке Министерства образования Российской Федерации в 90-е годы ХХ в., осуществляющее учебный процесс в форме дистанционного образования на базе Интернет-технологий (/).

В настоящее время приоритетным направлением деятельности Телешколы является открытое образование, развитие системы дистанционного образования, разработка специализированных сетевых учебных курсов и их использование в учебном процессе в образовательных учреждениях и, в том числе, в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников. Организация учебного процесса базируется на использовании образовательного ресурса открытой образовательной платформы «Интернет-школа «Просвещение.ru» (далее – Интернет-школа), разработанной специалистами Телешколы по модульному принципу. В состав образовательной платформы включены следующие программные модули: модуль регистрации и авторизации участников образовательного процесса, модуль поиска по базе данных, модуль для автоматического отображения результатов учебной деятельности, модуль для тестов и тренажеров, проверяемых в автоматическом режиме, модуль для создания статистических отчетов и пошагового обновления программ, а также модуль для лабораторного практикума удаленного доступа. Интернет-школа является комплексной открытой информационно-образовательной системой, предназначенной для реализации программ дистанционного образования. Сегодня образовательный ресурс Интернет-школы представлен разработанными и внедренными в систему специальными сетевыми учебными курсами по предметам базисного учебного плана для учащихся III ступени общеобразовательных учреждений, банками разноуровневых тестов и заданий тренажера, контрольных и домашних работ, лабораторным практикум удаленного доступа, различными творческими заданиями и проектами. Наряду с этим, для системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников разработан учебный курс, направленный на подготовку учителей к работе с использованием телекоммуникационных технологий.

«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» < /vschool/ > предлагает мультимедиа уроки и репетиторы по предметам школьной программы: русский язык, химия, биология, физика, алгебра и т.д. . Однако, никаких документов о прохождении курса или курсов Школа не выдает.

Некоторые наиболее продвинутые школы уже предлагают своим ученикам дистанционную форму обучения. Например, московская школа №174 с углубленным изучением химии совместно с РХТУ им. Д.И. Менделеева и Академией труда и социальных отношений проводит набор учащихся на дистанционную форму обучения: «Обучение в дистанционной форме осуществляется как по отдельным предметам и курсам, включенным в учебный план школы, так и по всему комплексу предметов учебного плана, по программам дополнительного образования, специальным, профильным и развивающим курсам.

При успешном изучении одного или нескольких курсов предметов, учащиеся получают справку установленного образца с указанием предмета (предметов), соответствующего года (класса) обучения и итоговой оценки. При успешном изучении всех предметов учебного плана II и (или) III ступени обучения и прохождении государственной итоговой аттестации учащиеся получают документ об образовании (аттестат) государственного образца. (http://www.174.ru/page.php?fold=REMOTE).

Даже из этого очень краткого обзора видно, насколько разнообразны представленные ресурсы, при создании которых разработчики руководствовались теми задачами, которые определялись образовательными целями того или иного учебного заведения. Некоторые ресурсы носили чисто транспортно-информационный характер, то есть основной целью сайта было обеспечить доставку учебного материала потребителю (то есть, без обратной связи). Другие ставили своей целью выработку каких-либо навыков (виртуальные практикумы) или определение уровня сформированности ЗУН (тесты). При этом все вышеназванные ресурсы относились их создателями к дистанционному обучению. Под «дистанционным обучением»мы понимаемвзаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. «Дистанционное образование»мы понимаемкакобразование, реализуемое посредством дистанционного обучения. Система дистанционного образования -это образовательная система, обеспечивающая условия для получения образования в условиях дистанционного обучения. Как и любая другая образовательная система, система ДО включает в качестве компонентного состава цели, содержание, метода, средства и организационные формы обучения, а также взаимодействие деятельности учителя и учащихся в контексте выбранной концепции обучения7.

Система дистанционного обучения имеет свои особенности, которые определяются основополагающим отличием ДО от всех других форм обучения, коим является тот факт, что «преподаватели и обучаемые находятся на расстоянии (дистанции) друг от друга, но благодаря использованию Интернета, электронной почты, видеоконференций и т.п. обеспечивается качество и интенсивность коммуникации, сопоставимые с дневной формой обучения» (А.В. Лебедев)8. Эти особенности необходимо учитывать при разработке не только целостной системы ДО, но и отдельных дистанционных курсов.

Как было обосновано в разделе 75.2.1, основной особенностью любого курса дистанционного обучения является больший акцент на самостоятельную работу. Дистанционные курсы в Интернет включают в себя, как правило, инструкции по выполнению заданий, которые требуют от учащихся внимательного прочтения и неукоснительного следования им. Школьники, привыкшие к ежеминутной опеке в классе со стороны учителя, как правило, не прочитывают задания до конца, не видят подсказок меню, часто обращаются к куратору с вопросами технического порядка, типа "Как выполнить это упражнение?", "Что делать с текстом?"

Второй особенностью работы с дистанционными курсами является обязательная компьютерная грамотность учащихся, включая начальные навыки работы с клавиатурой, умение работать с текстовыми, звуковыми и видео-файлами. Такая подготовка не требует много времени, однако ее недостаток может резко снизить мотивацию к самостоятельной работе учащихся.

Третьей особенностью организации работы с дистанционными курсами, характерной для Интернета, является возможность выступать от имени вымышленного героя, что, по мнению многих психологов, снимает проблемы коммуникативного характера. Это также помогает преодолеть боязнь сделать ошибку. Надо сказать, что завсегдатаи различных чат-клубов, очень часто ведут беседы под вымышленными именами и с вымышленными биографиями.

Четвертой особенностью организации дистанционного обучения в киберклассе является тот факт, что местожительство каждого из учащихся, а также и преподавателя, не играет никакой роли, равно как и время занятий. Каждый учащийся может подключиться к серверу в удобное для него время. Главное, чтобы контрольные задания были присланы куратору в срок, в соответствии с учебным планом курса. Это обеспечивает комфортную возможность работы из дома, что важно для учащихся-инвалидов. Единственным ограничением по времени может быть плановая конференция с использованием таких технологий как чат, видео-конференция; IP-телефония; то есть те технологии, которые позволяют общаться в режиме реального времени, и которые позволяют проводить групповые консультации, обсуждения, презентации и т.п.

Пятой особенностью курсов, основанных на Интернет-технологиях, является высокий уровень интерактивности, которая обеспечивается вышеупомянутыми Интернет-технологиями.

Шестой особенностью можно считать мультимедийный потенциал новых информационных технологий в целом, однако стоит отметить, что это относиться не только к глобальным сетям, но и к другим компьютерным технологиям, CD-дискам, например. Следует отметить тенденцию к развитию case-технологий, сочетающих Интернет ресурсы и мультимедиа-объекты на CD.

Надо сказать, что дистанционное обучение базируется на трех основных составляющих: технологической, содержательной и организационной. Технологическаясоставляющая немыслима без соответствующей материальной базы и программного обеспечения, что требует как единовременных капиталовложений (компьютеры, сети, программное обеспечение), так и постоянных (техническая поддержка, сопровождение программного обеспечения, апгрейд и т.д.). Содержательная часть требует не меньших затрат. Сюда входит создание информационных ресурсов в виде курсов дистанционного обучения, специализированных сайтов и порталов, методическая поддержка. Организационная часть предусматривает обучение и переподготовку преподавателей дистанционного обучения, педагогическое сопровождение студентов в процессе обучения, т.е. организацию и проведение учебного процесса. Самым видимым звеном этой цепочки является наличие (разработка, создание и поддержка) информационных ресурсов.

Учитывая, что дистанционная форма обучения – это система обучения, обеспечивающая интерактивную деятельность всех участников учебного процесса и учитывая особенности организации этого процесса, становится очевидным необходимость создания специализированной среды, где эта деятельность будет осуществляться физически. Сразу же возникает вопрос: что такое «среда дистанционного обучения» и какую функциональную нагрузку будет она нести?

Под средой дистанционного обучения мы понимаем компонент системы дистанционного обучения, обеспечивающий информационные, образовательные и коммуникативные потребности всех участников учебного процесса: администраторов, преподавателей, учащихся, работников медиацентров и тех поддержки, то есть это – информационно-образовательная среда ДО.

Глоссарий Института развития информационного общества определяет информационная среду как совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также политические, экономические и культурные условия реализации процессов информатизации9.

Ректор Самарского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования И.А. Носков10 дает следующее определение понятию информационно-образовательной среды: «Информационная образовательная среда включает в себя систему аппаратных средств, программное, обеспечение, специалистов и пользователей, базы данных, реализующих информационные процессы. Различные исследования и практические работы по созданию информационной образовательной среды наполняют понятие <информационная среда> конкретным содержанием. Например, в качестве содержания информационной образовательной среды можно рассматривать следующие элементы: медиатеки, сайты, виртуальные информационные доски, электронные учебные приложения, методические разработки, ресурсы Интернет и подсистемы, обеспечивающие реализацию функций документооборота, мониторинга и управления образованием, дистанционного обучения, информирование различных категорий, пользователей и т.д. Одним из основных свойств информационной среды является ее открытость».

Под информационно-образовательной средой ДО (как компонента системы дистанционного обучения) мы понимаем специально организованную систему образовательных ресурсов, в том числе и электронных, основными задачами которой является удовлетворение нужд и потребностей участников образовательного процесса, разнесенных географически и по времени, методической и технической поддержки этого процесса; а также аппаратных и программных средств обработки больших объемов данных (учебных материалов и административной информации), обеспечивающих доступ и доставку этой информации, а также коммуникацию студентов и преподавателей с целью достижений образовательных целей.

Функциональная структура информационно-образовательной среды ДО основывается на функциях учебной деятельности в форме ДО с учетом целей и задач учебного процесса. Эта структура может быть представлена следующими технологическими модулями:

  обеспечение доступа к электронным каталогам, мультимедийным учебникам по предметам, электронным энциклопедиям, отечественным и мировым информационным сетям, и т.д.;

  организация коммуникации (онлайн и отложенная);

  организация учебной деятельности учащихся и преподавателей (например, совместное создание презентации в сети);

  автоматизированное обучение и контроль;

  моделирование изучаемых явлений;

  администрирование учебного процесса.

Таким образом, основными функциями информационно-образовательной среды ДО являются:

  информационная;

  образовательная;

  коммуникативная.

Такая среда может быть сформирована как на базе простого набора технических и программных средств (персональный компьютер, Интернет, телефон, телевидение, радио; ПО для электронной почты, форумов и т.д.), так и на базе специально созданной программными средствами оболочке (например, VLE, Learning Space и т.д.)

Требования к оболочке для дистанционной формы обучения также основываются на функциях учебной деятельности с учетом целей и задач учебного процесса в форме ДО каждого конкретного учебного заведения. Мы можем сформулировать лишь наиболее общие требования, исходя из особенностей дистанционной формы обучения и в контексте концепции обучения, изложенной в нормативных документах Министерства образования РФ. Оболочка должна:

  быть комплексной, т.е. обеспечивать ведение единой базы школьных учебных и административных данных. Доступ разграничен, информация – хорошо структурирована;

  осуществлять компьютерную поддержку, как процесса управления, так и процесса обучения в школе (компьютеризированный классный журнал, электронные учебные материалы, конструкторы и плейеры уроков, панели управления громкой связью, цифровыми досками объявлений, ученическими портфолио, и т.д.);

  осуществлять обработку данных: отчеты, справки, запросы; поддерживать и обрабатывать данные об учебно-воспитательном процессе (сведения о сотрудниках и учениках, учебные планы, методические материалы, нормативные документы, доску объявлений, архивы);

  оболочка должна иметь возможность наращивания и создание информационных и образовательных ресурсов: мультимедийных учебных приложений, методических разработок, ресурсов Интернет и др;

  обеспечивать электронное общение (по крайней мере, электронную почту и форум) между всеми пользователями и группами пользователей информационного пространства;

  быть открытой для интеграции других ПП образовательного назначения;

  должна иметь инструменты для саморазвития (наращивание новых рубрик, структурирование информации, формирование запросов);

  работать в школах с различным уровнем оснащения компьютерной техникой.

С технологической точки зрения наиболее полным перечнем требований к оболочке ДО нам видится разработка Пермского Областного (Регионального) Института Повышения квалификации работников образования:

Требования к ПО по созданию ДО11:

  1. Простота и удобство интерфейса

  2. Простота в освоении ПО, требующая знаний и умений на уровне пользователя компьютера среднего уровня.

  3. Открытость программного кода

  4. Отсутствие необходимости установки дополнительных программ для функционирования созданного продукта

  5. WEB-совместимость ( совместимость с различными браузерами)

  6. Универсальность ( возможность совмещения с различными обучающими системами)

  7. Незначительный объем ( компактность)

  8. Возможность создания сетевых вариантов продукта без значительных изменений и высокой скоростью работы в сетевых вариантах ( Интернет)

  9. Обеспечение автоматизации всех процессов структурирования учебного материала.

  10. Обеспечение полного цикла самостоятельной работы с создаваемым КДО

  11. Обеспечение «на выходе» готового продукта, не требующего специальной доработки и пригодного к включению в образовательный процесс».

Надо сказать, что многие современные оболочки ДО, в общем и целом соответствуют вышеперечисленным требованиям. Описание некоторых, наиболее популярных программных продуктов, приведено далее.

  1. Центральный федеральный округ (цфо) Белгородская область

    Документ
    Выступая 27 марта 2008 года на заседании областной Думы с отчетом «О выполнении программ социально-экономического развития области за 2007 год» губернатор Белгородской области Е.
  2. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (4)

    Документ
    Разработка и внедрение комплекса специализированных образовательных программ инженерного профиля в рамках повышения квалификации работников Московского аэроузла на основе организации системы дополнительного обучения кадров
  3. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (2)

    Документ
    Развитие учебно-образовательного и воспитательного процесса в системе «МГТУГА - средние школы САО г. Москвы», направленного на повышение качества подготовки учащихся,
  4. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (13)

    Документ
  5. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (12)

    Документ
  6. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (8)

    Документ
    Проведено совершенствование научно-методической базы проведения профильных олимпиад в соответствии с основными целями и принципами государственной научно-технической политики с учетом действующих школьных программ; разработаны новые
  7. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (11)

    Документ
    Проведено совершенствование научно-методической базы проведения профильных олимпиад в соответствии с основными целями и принципами государственной научно-технической политики с учетом действующих школьных программ; разработаны новые
  8. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (5)

    Документ
    75.1.2.1. Этап 1. Создание НОМ для проведения тестовых занятий по физике (раздел «Молекулярная физика и термодинамика») для учащихся спец. классов средних школ, гимназий и лицеев.
  9. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (10)

    Документ
    Разработаны специализированные методические материалы по подготовке к олимпиадам для лиц с ограниченными физическими возможностями с учетом возможностей дистанционного образования посредством сети Интернет.

Другие похожие документы..