Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации

1.5. Новые подходы к историческому образованию школьников

в XXI веке

Вступившая в новый этап исторического развития Россия нуждается в образовании, оперативно откликающемся на магистральные задачи современности. Исторические знания, получаемые в школе, должны быть открыты перспективному видению будущего, стать действенной частью подготовки молодого поколения к включению его в жизнь и разнообразные формы деятельности, имеющие позитивное общественное значение. Учащемуся надо дать не только определенный объем знаний, замкнутых на определенных исторических периодах и цивилизациях, но важнее выявить основные линии исторического движения к современному миру; объяснить, как разные исторические события связаны с современностью, обнажить корни современных процессов и явлений; показать, что современный мир стоит на фундаменте исторического наследия. Очень важно сделать исторический опыт частью личностного опыта молодых людей, чтобы они ощутили неразрывную связь поколений.

Изучение истории в школе предусматривает решение следующих задач:

  формирование у молодого поколения исторические ориентиры самоидентификации в современном мире;

  обучение на историческом опыте находить свою позицию в мире мультикультурности и поликонфессиональности, быть толерантным и открытым к социальным коммуникациям;

  вырабывание основ исторического сознания, гражданской позиции и патриотизма;

  формирование системы позитивных гуманистических ценностей, гуманитарной культуры с помощью анализа исторического опыта человечества.

  усвоение интегративной системы знания об истории человечества особым вниманием к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;

   развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.

Реализация исторического образования в школе осуществляется в двух курсах «История России» и «Всемирная история». Сегодня очевидно, что для повышения эффективности изучения истории в школе необходима более интенсивная их интеграция, а также координирование их со всеми предметами гуманитарного цикла.

Школьное историческое образование представляет собой социально-педагогический феномен, многоуровневое социокультурное явление, целостную открытую многофакторную и многоуровневую образовательную систему, включающую ценности, традиции, нормы, принципы, механизмы воспроизводства и реализации компонентов системы, критерии эффективности и др.

Систему школьного исторического образования можно представить как сочетание трех подсистем, для каждой из которых характерны свои приоритетные цели и задачи (схема 1).

Схема №1

Структура системы школьного исторического образования


Первый уровень – предметный (история как школьный учебный предмет), представляет собой «ядро» системы школьного исторического образования, его дидактико-методическую подсистему.

Второй уровень – институционально-образовательная среда исторического образования, динамичная подсистема, определяющая взаимосвязи и взаимовлияния на систему школьного исторического образования «внутренних» по отношению к системе образования факторов.

Третий уровень – «внешняя» по отношению к историческому образованию среда, подсистема условий и факторов внешнего образовательного контекста, являющихся важным ресурсом непрерывного исторического образования. Эта подсистема определяет воздействия на систему исторического образования внешних факторов, которые по своему характеру подразделяются на факторы российские и международные.2

В структурно-содержательном плане система школьного исторического образования включает в себя следующие компоненты:

1) комплекс социально обусловленных целей – функций школьного исторического образования – образовательных, воспитательных и развивающих, формируемых с учетом возрастных познавательных возможностей учащихся (вместе с тем возрастные познавательные возможности учащихся являются относительно самостоятельным фактором процесса обучения и могут быть названы в качестве компонента системы);

2) содержание обучения истории, которое является основой для усвоения учащимися общегражданских и общечеловеческих исторических идей и ценностей;

3) формы, методы, приемы и средства (способы) преподавания и изучения истории (совместной учебной работы учителя и учащихся);

4) результаты обучения, воспитания и развития учащихся и критерии их диагностики, позволяющие судить об эффективности всей системы

Система школьного исторического образования как органичная и значимая часть системы общего образования призвана обеспечить:

  • историческую преемственность поколений;

  • сохранение, распространение и развитие российской культуры и культуры народов России;

  • воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

  • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, национальной и религиозной терпимостью, уважительным отношением к культуре своего и других народов.

Система школьного исторического образования в условиях ХХI века должна существенно измениться в соответствии с новыми вызовами. Эти вызовы формируются под влиянием процессов глобализации, социальной модернизации, интеграции российского образования в мировое образовательное пространство.

Основными направлениями социальной модернизации мы считаем создание мирового рынка, интернационализацию национальных экономик и их взаимосвязь в рамках мирового сообщества, формирование открытого информационного и образовательного пространства наднационального характера.

В настоящее время отечественная система образования столкнулась с новыми вызовами, которые обусловлены глобализацией, интеграцией российской системы образования в мировое образовательное пространство, новой геополитической ситуацией в мире.

В новых условиях возросли и содержательно изменились социальные требования и запросы общества к системе образования. Приоритетным требованием к системе социально-гуманитарного образования стала его направленность на формировании гражданской идентичности молодых россиян (миссия образования).

Система образования должна соответствовать критериям качества, требованиям инновационной экономики, обеспечивать конкурентоспособность России в глобальном мире. Относительно новым фактором стало изменение статуса семьи, которая сегодня все более приобретает статус субъекта образовательного процесса, что предполагает возможность влияния на организацию и содержание образования.

В современном мире происходит углубление противоречий между динамичной, гибкой, в целом продуктивной экономикой и общественной нестабильностью, растущей незащищенностью личности. Образование как открытая общественная система должно реагировать на эти изменения. Одним из ответов на этот вызов в мировом масштабе стало смещение акцента с вопроса о том, чему учить, на вопрос – как учить. Мировой тенденцией в демократических странах стало повышенное внимание к вопросам методологии и методики преподавания, к процессуальному компоненту исторического образования, к новым информационным технологиям в образовании.

Одним из направлений совершенствования отечественной системы исторического образования может стать личностная ориентация образовательного процесса, индивидуализация образовательных программ и способов их реализации, включая профильное обучение.

Историческое образование в контексте разработки

государственного образовательного стандарта второго поколения

Закон «Об образовании», принятый в 1992 г., и дополненный рядом концептуальных положений (1996, 2007 г.г.), законодательно закрепил многообразие образовательных систем, право образовательных учреждений и педагогов на собственные подходы к построению образовательного процесса. Вместе с тем, произвольное в ряде случаев толкование сущности ряда положений этого закона создало в 1990-е годы условия для ослабления целостности единого образовательного пространства страны. Именно поэтому приоритетной задачей стандартов первого поколения стало сохранение инвариантного ядра общего среднего образования, единого для всех школ страны, обеспечивающего академическую мобильность учащихся, равные возможности для продолжения образования. Эту задачу стандарты первого поколения выполнили.

Функция сохранения единого образовательного пространства не утратила своего значения и поныне. Однако все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий функционирование и развитие системы образования в условиях быстро меняющейся образовательной среды.3 Российское государство и общество сегодня предъявляют к системе образования обоснованное требование усилить внимание к вопросам формирования гражданско-патриотической позиции молодежи, что признано приоритетом государственной образовательной политики.

Разработка государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения построена на основе новых принципов. Отражая социальный заказ, образовательный стандарт рассматривается как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное, в том числе социальное развитие обучающихся.4

Обобщенными критериями отбора содержания общего образования, в том числе исторического, являются цели и задачи общего среднего образования. Содержательным основанием для отбора содержания образования служат общие цели школы, а также «предметные» цели, ставящиеся при изучении той или иной области знаний.

Подчеркнем, что в концепции стандартов второго поколения констатируется, что «цель общего образования – формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач». В соответствии с этой целью основными задачами общего среднего образования являются:

  личностное развитие – развитие индивидуальных, нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств;

  социальное развитие – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик;

  общекультурное развитие – освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры;

  интеллектуальное развитие – развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования;

  коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.5

В фундаментальном ядре исторического образования сформулированы общие подходы к изучению истории в школе. Так, в частности, в этом концептуальном документе стратегического характера сказано: «Вступившая в новый этап исторического развития Россия нуждается в образовании, оперативно откликающемся на магистральные задачи современности. Исторические знания, получаемые в школе, должны быть открыты перспективному видению будущего, стать действенной частью подготовки молодого поколения к включению его в жизнь и разнообразные формы деятельности, имеющие позитивное общественное значение. Учащемуся надо дать не только определенный объем знаний, замкнутых на определенных исторических периодах и цивилизациях, но важнее выявить основные линии исторического движения к современному миру; объяснить, как разные исторические события связаны с современностью, обнажить корни современных процессов и явлений; показать, что современный мир стоит на фундаменте исторического наследия. Очень важно сделать исторический опыт частью личностного опыта молодых людей, чтобы они ощутили неразрывную связь поколений»6.

  1. Центральный федеральный округ (цфо) Белгородская область

    Документ
    Выступая 27 марта 2008 года на заседании областной Думы с отчетом «О выполнении программ социально-экономического развития области за 2007 год» губернатор Белгородской области Е.
  2. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (4)

    Документ
    Разработка и внедрение комплекса специализированных образовательных программ инженерного профиля в рамках повышения квалификации работников Московского аэроузла на основе организации системы дополнительного обучения кадров
  3. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (2)

    Документ
    Развитие учебно-образовательного и воспитательного процесса в системе «МГТУГА - средние школы САО г. Москвы», направленного на повышение качества подготовки учащихся,
  4. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (13)

    Документ
  5. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (12)

    Документ
  6. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (8)

    Документ
    Проведено совершенствование научно-методической базы проведения профильных олимпиад в соответствии с основными целями и принципами государственной научно-технической политики с учетом действующих школьных программ; разработаны новые
  7. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (11)

    Документ
    Проведено совершенствование научно-методической базы проведения профильных олимпиад в соответствии с основными целями и принципами государственной научно-технической политики с учетом действующих школьных программ; разработаны новые
  8. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (5)

    Документ
    75.1.2.1. Этап 1. Создание НОМ для проведения тестовых занятий по физике (раздел «Молекулярная физика и термодинамика») для учащихся спец. классов средних школ, гимназий и лицеев.
  9. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (10)

    Документ
    Разработаны специализированные методические материалы по подготовке к олимпиадам для лиц с ограниченными физическими возможностями с учетом возможностей дистанционного образования посредством сети Интернет.

Другие похожие документы..