Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации

Понятно, что следует искать новые формы и новые виды содержания профессионального развития педагога. Они связаны с постижением человека как сложнейшего феномена, с поиском индивидуальных способов существования учителя в профессии, с накоплением его опыта самоинтеграции. Учителю нужна профессиональная подготовка и переподготовка как антропо-практическая работа над собой. Это практика "работы" с чувственной сферой, практика самоисследования. В связи с этим целесообразно изучить опыт театральной педагогики, позволяющий глубже понять психофизиологическую систему человека и совершенствовать навыки эмоциональной выразительности, что очень важно для "гуманитарного педагога". Очевидна также необходимость обращения в процессе повышения квалификации педагогов к психотехнике и психотерапии, раскрывающим пути развития сознания (самосознания) и становления человеческой целостности. Только изучив в полной мере себя как "инструмент" организации педагогического процесса, учитель способен будет овладеть гуманитарными технологиями, в которых нуждается современная школа, и реально решать задачу повышения качества образования.

Итак, говоря об актуальности формирования гуманитарной культуры учителя, следует подчеркнуть важность следующих задач: 1) помочь учителю выйти за рамки предметной парадигмы в решении более широких педагогических проблем и выстроить свою деятельность с ориентацией на становление целостности ребенка; 2) способствовать формированию диалогичности и профессиональной самоидентификации учителя; 3) обеспечить становление мастерства и авторства педагога в профессии; 4) научить учителя использовать в своей профессиональной деятельности собственный психофизический аппарат ("воспитывать собой"); 5) способствовать профессионально-личностному саморазвитию педагогов и формированию его гуманитарной культуры в контексте профессиональной информационно-насыщенной, научно-творческой среды; 6) развитие творческой инициативы в условиях создания в школах саморазвивающихся, творческих педагогических команд.

Именно такие задачи были поставлены в проекте "Повышение профессионального мастерства и гуманитарной культуры педагогов", имеющем статус московского регионального эксперимента и выходящем на уровень общероссийского значения. Цель проекта: разработка гуманитарно-антропологической модели повышения квалификации учителя в условиях муниципального управления образованием. Предлагаемая в проекте модель корпоративного образования педагогов ориентирована на:

1) формирование диалогичности учителя как специфического личностного качества, как характеристики профессионального мастерства и как показателя гуманитарной культуры;

2) становление авторской позиции учителя в профессии в условиях реализации им принципов гуманитарности и целостности образования;

3) освоение учителем гуманитарных педагогических технологий.

Предполагается создание специфической профессиональной среды, в которой происходит естественная эволюция сознания (самосознания) педагога, рост профессионализма и мастерства. Это среда "живых" сетевых связей, в которой отдельные системы (системы школы, учителя) не замкнуты в самих себе, а сосуществуют в широком образовательном пространстве.

Основу проекта составляет идея становления "гуманитарного" педагога - педагога-мастера, педагога-творца, педагога-исследователя, "ноэтического педагога" - личности с пробужденным состоянием сознания, осознающего все аспекты педагогической реальности, умеющего в полной мере брать ответственность за отношения с другим человеком, способного предвидеть результаты своей деятельности и гармонизировать в себе все свои "я" с целью адекватного влияния на ценностно-смысловую, духовно-нравственную сферу растущего человека.

Стратегия развертывания проекта отражает процесс теоретического и практического освоения учителем гуманитарно-антропологической модели образования, гуманитарных педагогических технологий. Собственно-человеческое (подлинно гуманитарное) образование может быть обеспечено посредством особого типа деятельности - диалога с субъективной реальностью, в результате которого личность накапливает опыт целостного восприятия и понимания ценностей и смыслов, опыт самоосознавания, культуротворчества. Это опыт распознавания личностью себя и научения себя через понимание индивидуального языка самовыражения. Личность (ученика, учителя) в образовательном процессе выступает как автор своего образования и соавтор в организации педагогического процесса. Урок, образовательный процесс, продукты деятельности рассматриваются с этих позиций как "авторское (соавторское) произведение".

В рамках проекта апробируется разработанная на основе текстуально-диалогического принципа модель управления гуманитарными системами, способствующая профессионально-личностному саморазвитию педагогов в условиях формирования педагогических команд как творческих сообществ профессионалов. Учителям предоставляется возможность широкого проявления инициатив и участия в управлении инновационными процессами в своих школах.

Структура реализации проекта состоит из структурного и процессуального планов. Первый содержит так называемые рабочие пакеты, составленные на основе объединения подзадач в отдельные группы. Второй отображает логическую последовательность отдельных действий и мероприятий на протяжении всего срока проектной деятельности. Структурный план проектапредставлен системой задач и соответствующих им пакетов работ (действий, мероприятий). Поставлены следующие задачи:

1) разработать систему управления проектной деятельностью педагогов;

2) обеспечить научно-методическую и управленческую поддержку профессионального роста учителей;

3) стимулирование учителей к участию в управлении развитием своих школ;

4) создать базу ресурсного обеспечения процесса повышения педмастерства и гуманитарной культуры учителя;

5) организовать систему мониторинга результатов повышения педагогического мастерства и гуманитарной культуры учителя в условиях проектной деятельности.

Ключевые идеи проекта связаны с экспериментальной отработкой систем деятельности, направленных на формирование нового типа педагогического сознания, на обеспечение высокого уровня профессионального мастерства и гуманитарной культуры учителя, который способен реализовать концепцию гуманитарно-антропологического подхода в образовании. Пакет работ, в связи с этим, включает в себя:

  психологические тренинги в системе гештальт-терапи, телесной психотерапии и других направлений практической психологии:

  тренинги личностного роста;

  семинары и практикумы по освоению гуманитарных педагогических технологий;

  тренинги, деловые игры и семинары по командообразованию в школьном коллективе;

  консультации учителей у других педагогов-мастеров, изучение опыта лучших образовательных учреждений страны;

  исследовательская и проектная деятельность учителей;

  прохождение программ повышения квалификации, имеющих гуманитарный компонент;

  применение художественных методов и приемов в педагогической деятельности;

  создание учителями авторских программ профессионально-личностного саморазвития;

  разработка учителями совместно с учащимися, родителями и представителями общественности совместных образовательных и социальных проектов;

  педагогическая рефлексия и обобщение материалов проектной деятельности.

1.4. Организация преподавания истории и обществознания

в средней школе

В последние годы очень остро обозначилась проблема существенного обновления школьного исторического и обществоведческого образования: изменения методологии построения предметных курсов, использования иной концептуализации философских основ и других принципов отбора содержания; разработки новых учебников и проч. Это касается таких учебных дисциплин как «Истории России» и «Обществознание». Причины такого внимания к данным предметам определяются спецификой исторического и социального образования и его влиянием на формирование мировоззрения и воспитание гражданских качеств человека. Особенно актуальным является решение этой проблемы на старшей ступени общего образования при изучении событий XX - начала XXI веков.

На необходимость обновления исторического и социального образования влияют:

  • Ускорение процессов глобализации, усиление взаимозависимости стран и культур, активизация международной кооперации и разделения труда. Нормой становится жизнь в постоянно изменяющихсяусловиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

  • Информационная революция, открывающая неограниченный доступ к информации и принципиально меняющая возможности коммуникации, что порождает иные возможности для принятия решений, требует критического восприятия информации, выработки собственной позиции. Педагоги и учащиеся сегодня могут получать и сопоставлять сведения по истории нашей страны и обществоведческие знания, почерпнутые не только из учебников, но из периодической печати, телевидения, радио, Интернета. Это, в свою очередь, требует формирования и постоянного развития информационно-образовательной среды каждого учебного предмета.

  • Изменение системы общественных отношений потребовало от россиян по-новому взглянуть на существующие реалии. Современные политические, экономические и социальные аспекты уклада жизни общества предопределяет необходимость изменения исторического и социального образования.

  • Активные процессы обновления общественных наук. В последние 10-15 лет система исторических и социальных наук в Российской Федерации вступила в новую фазу своего развития. В общественных науках произошла переоценка целого ряда ключевых событий мировой и отечественной истории. Российские историки, опираясь на множество новых документов, в том числе и архивных, постепенно подходят к выработке общей позиции по целому ряду проблем истории России в XX столетии. Следствием этого стало активное использование иных подходов при рассмотрении социальных теорий и исторических концепций. Вместе с тем, многие проблемы до сих пор остаются дискуссионными как для профессионального сообщества, так и для общественности.

  • Новые требования государства к выпускникам системы образования, к важнейшим из которых следует отнести: усвоение ценностных идеалов демократического общества - социальной справедливости, равенства, благосостояния, безопасности; личностное самоопределение– формирование нравственной гражданской позиции, правовое сознание, выявление и развитие творческих способностей, профессиональный выбор, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.

  • Система требований, определяемых стандартом общего образования третьего поколения. В основу разработки стандарта положены новые принципы его построения. Отражая социальный заказ, образовательный стандарт рассматривается как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.

В этих условиях школьной практике должен был быть предложен ориентир, который определяет пути и способы овладения содержанием образования, целесообразные уровни его изложения и усвоения, а также оптимальный состав учебно-методического и информационного сопровождения.

Ведущую роль в качестве такого ориентира должны сыграть новые учебно-методические комплекты, в которых воплощены не только современные научные представления о содержании общего среднего обществоведческого образования, представлены основные события и факты новейшей российской истории, но и предоставлены возможности и созданы условия для формирования к ним собственного отношения и анализа основных тенденций развития общества, а также предусмотрено овладение школьниками базовыми социальными, интеллектуальными и коммуникативными умениями на уровне функциональной грамотности в рамках специально организованной деятельности.

В отечественной системе образования постепенно формируются новые требования к работе учителя истории и обществознания, которые обуславливают необходимость качественного обновления подготовки и повышения квалификации учителей истории и обществознания. Актуальной задачей является подготовка педагогических кадров, которые смогут осуществить преподавание исторического и социально-гуманитарного образования на современном уровне.

Одним из путей решения проблемы подготовки учителя, способного решать задачи современного исторического и обществоведческого образования является организация повышения квалификации учителей с использованием специально разработанных программ и учебно-методических материалов, отражающих современные подходы в преподавании каждого предмета, технологии использования в учебном процессе УМК нового поколения.

Программы повышения квалификации учителей средних школ в области социогуманитарного знания способствуют:

  • актуализации научных знаний в области истории и обществознания;

  • формированию представления о многообразии и взаимодействии элементов современной информационно-образовательной среды, относящихся к области исторического и социального образования, и понимания роли учителя при организации целенаправленной деятельности учащихся в рамках ее функционирования;

  • активному овладению современными педагогическими и информационными технологиями.

Методические рекомендации по преподаванию курсов

истории и обществознания в средней школе

  1. Центральный федеральный округ (цфо) Белгородская область

    Документ
    Выступая 27 марта 2008 года на заседании областной Думы с отчетом «О выполнении программ социально-экономического развития области за 2007 год» губернатор Белгородской области Е.
  2. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (4)

    Документ
    Разработка и внедрение комплекса специализированных образовательных программ инженерного профиля в рамках повышения квалификации работников Московского аэроузла на основе организации системы дополнительного обучения кадров
  3. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (2)

    Документ
    Развитие учебно-образовательного и воспитательного процесса в системе «МГТУГА - средние школы САО г. Москвы», направленного на повышение качества подготовки учащихся,
  4. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (13)

    Документ
  5. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (12)

    Документ
  6. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (8)

    Документ
    Проведено совершенствование научно-методической базы проведения профильных олимпиад в соответствии с основными целями и принципами государственной научно-технической политики с учетом действующих школьных программ; разработаны новые
  7. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (11)

    Документ
    Проведено совершенствование научно-методической базы проведения профильных олимпиад в соответствии с основными целями и принципами государственной научно-технической политики с учетом действующих школьных программ; разработаны новые
  8. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (5)

    Документ
    75.1.2.1. Этап 1. Создание НОМ для проведения тестовых занятий по физике (раздел «Молекулярная физика и термодинамика») для учащихся спец. классов средних школ, гимназий и лицеев.
  9. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (10)

    Документ
    Разработаны специализированные методические материалы по подготовке к олимпиадам для лиц с ограниченными физическими возможностями с учетом возможностей дистанционного образования посредством сети Интернет.

Другие похожие документы..