Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации

Портрет выпускника

Проведенные социологические исследования позволяют представить основные черты портрета выпускника школы – гражданина России, который соответствует названным выше и одобряемым обществом ценностным ориентирам и установкам.

Такой выпускник школы должен быть:

– патриотом, носителем ценностей гражданского общества, осознающим свою сопричастность с судьбой Родины;

– человеком, уважающим ценности иных культур, религий и мировоззрений, осознающим проблемы современности, свою возможную роль в их решении;

– креативным человеком, мотивированным к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;

– человеком, уважающим других людей, готовым к сотрудничеству с ними для достижения совместного позитивного результата;

– человеком, осознающим себя личностью, способным принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Миссия среднего образования

По мнению ряда ведущих ученых психологов и педагогов, миссия общего образования как ведущей социальной деятельности общества заключается в формировании гражданской идентичности в качестве базовой предпосылки укрепления российской государственности и консолидации общества в процессе социокультурной модернизации России.

Постановка задачи формирования гражданской идентичности как ключевой задачи общего образования стало ответом на вызовы времени.

Эта задача приобрела особую актуальность в условиях кризиса гражданской идентичности после распада Советского Союза, возникновения рисков распада России на отдельные территории по этническим, конфессиональным и региональным параметрам, роста неопределенности ценностных ориентаций подрастающих поколений.

Система образования, которая формируется в России, должна обеспечить условия для гармонизации общечеловеческой, гражданской и этнической идентичности в процессе становления человека.

Ценностные ориентиры образования как приоритетной сферы и ведущей социальной деятельности общества реализуются в процессе проектирования стандартов второго поколения, разработка которых направлена на обеспечение условий для достижения названной выше цели.

Успешность процесса формирования гражданской идентичности личности выпускников школ во многом зависит от эффективности изучения истории России, обществознания, гражданского образования.

Формирование этнической идентичности, восприятие своей «малой Родины» (село, город, регион) как органичной части Российской Федерации во многом определяется эффективностью изучения национальной культуры, истории родного края (краеведения), национального (родного) языка, национальной литературы.

Формирование общечеловеческой идентичности, которая выражается в приобщении к достижениям мировой культуры, понимании всеобщей истории как истории человечества, истории цивилизаций, истории науки и техники во многом определяется эффективностью изучения таких предметов, как всеобщая история, экономика и право, мировая художественная культура, мировая литература (литература народов мира), математика и информатика как универсальный язык общения, религии мира и др.

Формирование ценностных нормативных характеристик личности как идеального представителя гражданского общества обеспечивается изучением учебных предметов, содержания которых наиболее значимо для формирования гражданской, этнической и общечеловеческой идентичности.

Успешность этого процесса во многом определяется эффективностью социально-гуманитарного образования, изучения родного, русского и иностранных языков, литературы народов мира, истории религий, восприятием ведущих ценностей отечественной и мировой культуры.

Стратегическая задача системы образования в современном понимании – создание педагогических условий для овладения школьниками универсальными способами познания мира, формирование у молодых людей готовности к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий, толерантности к иному мнению.

Успешность процесса формирования гражданской идентичности школьников в системе общего образования обеспечит достижение следующих результатов:

– осознание учащимися себя в качестве граждан России;

– укрепление Российской государственности,

– повышению эффективности российского общества и его институтов;

– уменьшение рисков распада России на отдельные территории.

1.3. Формирование гуманитарной культуры учителя в условиях

новой системы повышения квалификации

В Федеральной целевой программе развития образования на 2006 – 2010 годы отмечено, что роль образования в решении социально-экономического развития России заключается в создании условий для повышения конкурентоспособности личности, в развитии инновационной сферы, в формировании кадровой элиты общества, основанном на свободном развитии личности. Логичен вывод: кадровую элиту общества, свободную, конкурентоспособную, творческую личность должны воспитывать те люди, которые сами являются "элитой общества". Одной из стратегических целей принятой программы признана цель обновления и качественного совершенствования кадрового состава системы образования. Такое "качественное совершенствование" непременно должно быть связано, по нашему мнению, с формированием гуманитарной культуры учителя как базовой составляющей его профессионализма и мастерства.

Понятие культуры исторически связано с представлениями об определенном уровне развития общества, творческих сил и способностей человека, об определенной результативности, достижениях человеческой деятельности. Оно включает в себя смыслы воспитания, образования, развития. Как писал П.А. Флоренский, культура есть среда, растящая и питающая личность. Ядро культуры, как известно, составляют общечеловеческие цели и ценности. Достижения современного педагога не могут не включать гуманитарную составляющую его профессионализма. Имеется в виду то, что деятельность педагога так или иначе предполагает выход на гуманитарные технологии как специфическую антропо-практику, которая, по словам В.И. Слободчикова, есть практика культивирования базовых, родовых способностей человека. Гуманитарная культура педагога – это совокупность черт и характеристик, способностей и достижений, которые определяют целостность его личности как носителя высших ценностей и смыслов. Она предполагает "человечность" как индикатор всего того, что есть в личности, поведении, общении и деятельности учителя. Его способы взаимодействия с другими людьми и с самим собой, способы деятельности, формы самопредъявления, речь, поведение, стиль жизни отличаются именно этой "человеческой" характеристикой, которая, в свою очередь, предполагает способность понимать субъективную реальность и содействовать становлению целостности растущего человека. Сегодня очевидно, что общество нуждается именно в "гуманитарном педагоге"     педагоге как носителе гуманитарной культуры, интегрирующем в себе роли методолога, исследователя, менеджера, психолога, Мастера, Мудреца. Такого педагога ждет российская школа, которая переживает сегодня кризис и нуждается в серьезной модернизации, направленной на новый уровень решения вопроса о качестве образования.

Кризис школьного образования   это кризис гуманитарности, называемый многими исследователями кризисом рациональности и целостности. В центре традиционной модели педагогического процесса находятся передаваемые в инструктивно-нормирующей форме предметные знания, а не целостная личность ребенка. Несовершенство такой модели сегодня очевидно: ученик получает фрагментарное и одностороннее образование. Попытки улучшить качество образования, модернизировать школьную систему не меняют сути вещей, если они не касаются принципиальных изменений, связанных с возможностью включения в содержание образования "живого знания", знания об индивидуальных (субъективных) способах добывания знаний, знания личности о собственном внутреннем мире. Противоречие между знанием о содержании объективных ценностей культуры и пониманием субъективных механизмов его освоения (присвоения) существенно затрудняет решение вопроса о качестве образования. Данное противоречие разрешено в текстуально-диалогической модели образования, которая разработана нами на основе интеграции идей гуманитарного, антропологического, личностного подходов, а также синергетики, герменевтики, феноменологии, семиотики, психолингвистики.

Сущность данного принципа состоит в том, что: а) предметной образовательной областью выступает не учебный материал как информация, выхваченная из контекста отношений между участниками образовательного процесса, а текст как результат общения ученика и учителя с предметом, как субъективная реальность, как система знаков (вербальных, невербальных), отражающая личностные смыслы его автора; б) ведущим методом познания текста (гуманитарного познания) выступает диалог как форма открытого, эмпатического, конструктивного взаимодействия с Другим.

Текстуально-диалогический принцип позволяет осуществлять образовательный процесс с учетом субъективного компонента, на основе целостного представления о субъекте образования. Реализация регулируемой данным принципом новой модели в педагогической практике - прорыв в образовании. Эта текстуально-диалогическая модель позволяет преодолеть предметоцентрированность, фрагментарность, односторонность, излишний рационализм и обеспечить целостное становление личности в образовании. Она предполагает нового учителя, которого отличают: а) гуманитарная компетентность как способность конструктивного решения проблем, связанных с "человеческим фактором"; б) гуманитарная культура как свидетельство "человеческого" уровня бытия в профессии; в) авторская позиция; г) диалогичность.

В реальном педагогическом процессе учитель имеет дело с конкретной личностью, обладающей своими уникальными способностями воспринимать и познавать мир и себя. Знания педагога о "личности вообще" и о "вообще" психике ребенка - внимании, памяти, мышлении и т.п. оказываются недейственными, если он не понимает специфику существования субъективной реальности и не умеет адекватно взаимодействовать с внутренним миром того, кто каждый раз оказывается перед ним "впервые". Субъективная реальность как множественный мир переживаний, смыслов, отношений, оценок, суждений объективно присутствует в педагогической реальности, и не учитывать ее невозможно, если мы ведем речь о "человекоформирующем" (целостноформирующем) образовании.

К сожалению, как показывает анализ современной ситуации в системе образования, школьные учителя, в подавляющем большинстве, не включают эту самую субъективную реальность в содержание образования и порой игнорируют ее. Они выступают в роли предметников (урокодателей). Наличие компьютеров и интернет-технологий резко уменьшает значимость такой функции учителя. Мы видим сегодня парадоксальную картину: с одной стороны, снижение потребности в учителе-предметнике; с другой стороны, нерешенность проблем воспитания школьников. Ставить перед учителем задачу превращения из предметника в воспитателя (педагога в подлинном смысле слова) бессмысленно, так как у него не хватает ресурсов для перехода в новую позицию. Ни в вузе, ни на курсах повышения квалификации его этому не учат. Напрашивается вывод: поставленные перед российским учительством задачи повышения качества образования, не смогут быть выполнены, если не решится сначала задача повышения качества повышения квалификации педагогических кадров.

Актуален вопрос о профессиональной самоидентификации учителя, о новом типе сознания педагога - о так называемом "ноэтическом педагоге" - личности профессионала, постоянно расширяющей свое сознание, гармонизирующей свой внутренний мир во "множественную разумность" и создающей условия для освоения ребенком опыта его целостного саморазвития.

"Массовый учитель" переживает, говоря словами В.И. Слободчикова, противоречие между своим педагогическим знанием и педагогическим умением. Он не обладает достаточной способностью работать с конкретным ребенком в условиях невторжения в его внутренний мир и одновременного влияния на его ценностно-смысловую сферу. Как показывают исследования, среди педагогов нередки примеры: низкого уровня интереса к своей профессии; невладения гуманитарными педагогическими технологиями; конфликтности и агрессивности; отсутствия знаний о психологическом развитии человека; эмоционального и профессионального выгорания; неумения выстроить программу своего профессионально-личностного саморазвития; неуверенности в себе и своей деятельности; отсутствия концептуальности в профессиональной работе; ригидности к инновациям.

Следует заметить, что многие нововведения в школах "пробуксовывают" и остаются на уровне деклараций, так как учителя внутреннне не готовы к изменениям. Массовое увлечение школ инновациями, интерактивными методами и информационными технологиями зачастую носит поверхностный характер, выглядит как погоня за модой. В условиях тотальной компьютеризации и технократизации необходимо усиление гуманитарной составляющей образования, которая отвечает за собственно-человеческую культуру личности, за ее духовно-нравственное саморазвитие. Уровень подготовки подавляющего большинства педагогов в настоящее время, к сожалению, не соответствует требованиям, предъявляемым к ним современной социокультурной ситуацией.

Сложившиеся системы вузовской подготовки учителя и повышения квалификации работников образования по-прежнему ориентированы на учителя как транслятора предметных знаний. Содержание вузовской и постдипломной подготовки не включают субъективный компонент - опыт самосознания личности учителя. Исключена проблематика его жизни и развития. Подготовка учителя, которая включает главным образом знание о "мертвой" педагогике, не позволяет в должной мере формировать умения профессиональной и личностной рефлексии, способности саморегуляции и самоуправления. Психологические знания, которые получают обычно студенты педвузов и учителя на курсах повышения квалификации, - это знания о "психологии психики", а не о психологии человека.

Переходу учителя на новый уровень бытия в профессии мешают устойчивые штампы в СМИ и в обыденном сознании, что он неудачник. Существует общественное мнение о том, что учитель "отстает от жизни". Оценка его труда отражает определенное отношение государства и общества к его статусу. Профессию учителя представители молодежи и многие родители, как показывает опрос, относят к числу непрестижных.

Нетрудно понять, что простыми лозунгами, повышением зарплаты, грантами невозможно привести учителя в новое состояние психологической готовности к работе. Нужны дополнительные усилия, связанные с прохождением через систему психолого-педагогических тренингов и через установление новых творческо-деловых контактов, что позволит менять личностное самосознание учителя и осваивать новые способы профессиональной деятельности. Необходимо помогать педагогам менять представления о себе на ценностно-смысловом уровне и способствовать формированию умений организовывать собственную жизнедеятельность в соответствии с новыми представлениями о себе. Учителю важна не односторонняя подготовка - либо внутренние изменения, либо овладение техниками и технологиями, а система работы, включающая и то, и другое. Надо также подчеркнуть, что появление в школе одного учителя-мастера не решает проблемы. Нужны такие изменения, которые способствуют тому, что большая часть коллектива становятся единомышленниками.

  1. Центральный федеральный округ (цфо) Белгородская область

    Документ
    Выступая 27 марта 2008 года на заседании областной Думы с отчетом «О выполнении программ социально-экономического развития области за 2007 год» губернатор Белгородской области Е.
  2. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (4)

    Документ
    Разработка и внедрение комплекса специализированных образовательных программ инженерного профиля в рамках повышения квалификации работников Московского аэроузла на основе организации системы дополнительного обучения кадров
  3. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (2)

    Документ
    Развитие учебно-образовательного и воспитательного процесса в системе «МГТУГА - средние школы САО г. Москвы», направленного на повышение качества подготовки учащихся,
  4. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (13)

    Документ
  5. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (12)

    Документ
  6. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (8)

    Документ
    Проведено совершенствование научно-методической базы проведения профильных олимпиад в соответствии с основными целями и принципами государственной научно-технической политики с учетом действующих школьных программ; разработаны новые
  7. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (11)

    Документ
    Проведено совершенствование научно-методической базы проведения профильных олимпиад в соответствии с основными целями и принципами государственной научно-технической политики с учетом действующих школьных программ; разработаны новые
  8. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (5)

    Документ
    75.1.2.1. Этап 1. Создание НОМ для проведения тестовых занятий по физике (раздел «Молекулярная физика и термодинамика») для учащихся спец. классов средних школ, гимназий и лицеев.
  9. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (10)

    Документ
    Разработаны специализированные методические материалы по подготовке к олимпиадам для лиц с ограниченными физическими возможностями с учетом возможностей дистанционного образования посредством сети Интернет.

Другие похожие документы..