Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации

1.1. Гуманитарные приоритеты развития

среднего образования в начале XXI века

В начале XXI века мир вступил в период громадных цивилизационных изменений общепланетарного масштаба, охватывающих по существу все страны. Переход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию и разделение труда. Новым императивом становится готовность молодых людей к жизни в условиях поликультурного общества, что предполагает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и к толерантности его членов.

Существенным ускорителем этих глубинных общественных процессов стала информационная революция, принципиально меняющая возможности коммуникации, условия доступа к информации и возможности принятия решений.

Изменился и характер общественного труда. Бурное развитие новых технологий, увеличение наукоемкой составляющей производства, необходимость перехода к инновационной экономике, потребовали, с одной стороны, подготовки компетентных, высокопрофессиональных кадров. С другой стороны, в условиях новых технологий все больший объем общественного производства выполняет все меньшее число людей, обладающих необходимой квалификацией. В результате изменяется социальная структура общества, обостряются проблемы занятости населения, ситуация на рынке труда, стремительно увеличивается доля населения, занятого в сфере обслуживания.

Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. Это приводит к тому, что на смену базового приоритета ХХ в. - «образование для жизни» в качестве ведущего ориентира при построении и развитии современных образовательных систем приходит концепция непрерывного образования ЮНЕСКО - «образование через всю жизнь». С другой стороны, частая смена сфер деятельности и профессий порождает маргинализацию части населения, не подготовленного к новым условиям жизни и труда, чувства неудовлетворенности и социального протеста.

Описанные выше процессы характерны и для современной России. В нашей стране они протекают на фоне революционных по своим масштабам политических, экономических и социальных преобразований последнего времени, разрушивших сложившуюся в ХХ в. систему общественных отношений и привычный социальный уклад.

Российское общество, встав на путь построения демократического общества и современной рыночной экономики, выдвинуло новые требования к выпускникам образовательных учреждений. Эти требования можно выразить словами В.В.Путина: «Свободный человек в свободной стране». В 1990-е годы в системе образования накопились кризисные явления, преодоление которых потребовало осуществления продуманных мер по развитию потенциала российского образования на основе эффективной и прагматической государственной образовательной политики.

В советской системе школьного образования был накоплен значительный потенциал, в первую очередь в области социальных гарантий на получение образования, который и сегодня не утерял своего значения. Вместе с тем императивом системы образования в современной России является концепция непрерывного образования («Образование на протяжении всей жизни»), что предполагает иные акценты и подходы, переход к развивающему характеру образования.

В Российской Федерации формируются ориентиры развития, определяющие ценностные и целевые установки развития системы общего образования. Принятые на рубеже ХХ и ХХI вв. документы государственной образовательной политики («Национальная доктрина образования», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года») сегодня уже не являются стратегическим ориентиром для развития российской системы общего образования. К настоящему времени произошло определенное переосмысление приоритетов развития российской системы общего образования, её ценностно-целевых основ, информационной среды, структурных и процессуальных компонентов.

В начале ХХI века в мире произошли огромные изменения геополитического, информационного, социально-культурного, цивилизационного характера. Эти изменения в мировой динамике общественных процессов (переход к информационному обществу, вызовы глобализации, усиление геополитической конкуренции на мировой арене и др.) обусловили особенности современного этапа развития образования, актуализировали новые ценностно-целевые основы образовательной политики, выдвинули в качестве приоритета развития системы образования реализацию концепции непрерывного образования («Образование через всю жизнь»).

Вызовы глобального информационного общества актуализируют необходимость проведения модернизации всех уровней российской системы образования (общего, профессионального, дополнительного). Эта тенденция имеет общемировой характер. Подобные реформы осуществляются сегодня во многих странах мира.

Вызовы информационного общества порождают новые требования к системе образования, к качеству общего и профессионального образования, стимулируют разработку нового поколения государственных образовательных стандартов.

Образовательные стандарты нового поколения призваны стать основой процесса модернизации общего образования, а модернизация образования должна обеспечить конкурентные преимущества российской школы в условиях вызовов информационной эпохи XXI века1.

1.2. Ценностные ориентиры среднего образования как ведущего института социализации личности в российском обществе

Трансформация российского общества и государства в условиях государственного суверенитета Российской Федерации, новые социально-экономические, политические и духовно-нравственные условия развития российского общества обусловили необходимость существенного изменения, модернизации всей системы исторического и социально-гуманитарного образования. Инструментами реализации этой задачи стало формирование новой информационно-образовательной среды, подготовка нового поколения учебников по истории и обществознанию как ядра новых инновационных УМК, развитие информационных ресурсов, повышение квалификации педагогов, подготовка тьюторов.

Под влиянием процессов укрепления государственного суверенитета Российской Федерации, в соответствии с общественными ожиданиями и запросами граждан в системе общего образования в постсоветский период были проведены существенные реформы, которые затронули весь спектр образовательной политики и практики. Подсистема социально-гуманитарного образования претерпела существенную трансформацию модернизационного характера.

Направление эволюции системы социально-гуманитарного образования в 1990-е годы в нашей стране во многом совпало с аналогичными процессами в системах образовании в странах Центральной, Восточной Европы, которые также прошли этап глубоких социальных преобразований.

В России подсистема социально-гуманитарного образования по многом параметрам приобрела новое качество. Принципиально изменилась концептуальная база социально-гуманитарного образования, система ценностей и целей образования, образовательные технологии, формы оценки образовательных достижений. Ушел в прошлое формационный подход. Новым фактором стала гражданско-патриотическая направленность исторического и социально-гуманитарного образования. В настоящее время в системе исторического и социально-гуманитарного образования происходит осмысление путей реализации нового стратегического курса России.

Можно назвать ключевые направления и тенденции трансформации системы социально-гуманитарного образования в Российской Федерации, которые в своей совокупности обозначают формирование новой парадигмы развивающего личностно-деятельностного образования, которая постепенно формируется в России:

– тенденция к построению образовательного процесса, направленного на реализацию ценностей гражданско-патриотического воспитания молодежи;

– тенденция к построению гуманистической, личностно-ориентированной образовательной системы, учитывающей многообразие человеческой индивидуальности;

– тенденция к формированию образовательной системы, прагматически направленной, ориентированной на тесную связь процесса обучения с потребностями и образовательными запросами обучающихся;

– тенденция к становлению диалогичного по характеру учебного процесса, имеющего деятельностный характер, стимулирующего индивидуальную и групповую учебную деятельность, способствующего демократическому воспитанию школьников, формированию гражданской культуры, приобретению ими опыта критического мышления и межкультурной коммуникации;

– тенденция к освоению образовательных технологий, основанных на ресурсах новой информационно-образовательной среды;

– тенденция к освоению ресурсов компетентностного подхода, который дополняет и взаимодействует с классическим «знаниевым» подходом.

В настоящее время в лучших образовательных учреждениях России происходит формирование личностно-деятельностной образовательной парадигмы, которая постепенно приходит на смену классической «знаниевой» парадигме образования.

В основе личностно-деятельностной парадигмы образования, которая постепенно укрепляется в системе образования, новое место и роль человека в обществе в целом и в системе образования - в частности.

Научно-педагогические основы новой системы исторического и социально-гуманитарного образования базируются на межкультурной коммуникации, теории продуктивной деятельности учащихся в ходе решения учебных проблем, имеющих практический характер.

Целью и содержанием образования в мировой педагогической практике становится не овладение определенным набором информации, а освоение способов мышления и деятельности, формирование ценностных ориентиров, позволяющих человеку проектировать свою образовательную программу. Соответствующие процессы можно отметить и в Российской Федерации, которая постепенно интегрируется в мировое образовательное пространство. Вместе с тем в отечественной системе социально-гуманитарного образования по-прежнему приоритетом является ориентация на знаниевый подход. Поэтому преждевременно считать, что классическая знаниевая парадигма образования уходит в прошлое.

В соответствии с современными психолого-педагогическими представлениями социально-гуманитарное, в том числе историческое образование в первую очередь должно способствовать формированию базовых, в том числе нравственных качеств человека, его способности жить в изменяющемся мире, формированию толерантности, способности воспринимать свою культуру и культуры «других».

В соответствии с демократической культурной традицией школьное образование должно подготовить человека к частной, социальной и деловой жизни в обществе. Эта подготовка может выражаться в овладении социальными, учебными, методологическими и другими компетенциями. Эти компетенции подразумевают способность и готовность человека конструировать новое знание, его нравственную, информационную и коммуникативную культуру, толерантность, способность находить решения проблем путем освоения и анализа разноплановой информации.

Анализ названных выше тенденций развития российской системы образования показывает, что она за годы становления Российской государственности прошла несколько этапов эволюции и в значительной мере отличается от советской системы образования. Причем различия уже приобрели сущностный характер и дистанция между системами образования продолжает увеличиваться.

Применительно к современной России, учитывая её культурно-историческое наследие и духовную традицию, есть необходимость подчеркнуть и акцентировать внимание на значимости гражданско-патриотической составляющей системы образования и актуальности задачи воспитания гражданственности и патриотизма молодого поколения как ценности образования.

Если мы хотим сохранить духовную и культурную традицию нашей страны (а эта задача, как показывают данные социологов, в условиях вызовов глобализации становится все более актуальной) образование в современной России не может и не должно ограничиваться названными выше общемировыми ценностями и приоритетами, стимулирующими процесс интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство. Вместе с тем отечественная система образования не может игнорировать мировые тенденции развития образования, обусловленные необходимостью найти ответы на вызовы глобального мира.

Поэтому при определении направления развития социально-гуманитарного образования очень важно соотнести мировые тенденции развития образования и богатейший российский историко-культурный контекст, выявить и определить, как именно адаптировать мировой педагогический опыт к условиям Российской Федерации.

Особенности развития общества, обусловленные ими приоритеты модернизации образования предполагают оптимизацию образовательного процесса с целью:

– сохранения психического, физического и духовно-нравственного здоровья обучающихся;

– формирования гражданского самосознания молодых граждан России, формирования гражданской идентичности молодых россиян, соответствующих ценностей и гражданских качеств;

– обеспечение личностно ориентированного характера образования, индивидуализации обучения в соответствии с интересами и запросами учащихся;

– усиление роли истории и социально-гуманитарных дисциплин в целом как фактора, обеспечивающего социализацию и гражданскую позицию учащихся.

Одной из важнейших задач модернизации образования является формирование условий для его качественного обновления. Под качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые позволят им реализовать себя в разных сферах деятельности в условиях становления в России многокультурного демократического общества с рыночной экономикой.

Мировой педагогический опыт позволяет нам получить представление о стратегии компетентностного подхода как перспективного направления модернизации образования. В документах Совета Европы сформулированы ключевые компетенции, формирование которых рассматривается в качестве целей образования. Речь в частности идет о:

1) политических и социальных компетенциях (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем и др.;

2) компетенциях, касающихся жизни в многокультурном обществе;

3) компетенциях в области коммуникаций;

4) компетенциях, связанных с информацией;

5) компетенциях, связанных со способностью к самообразованию.

Применительно к Российской Федерации названный выше перечень необходимо дополнить и подчеркнуть актуальность формирования компетенции российского гражданина. Образование и воспитание школьников в качестве граждан России, формирование российской идентичности, воспитание у учащихся гражданского патриотизма и гражданской культуры является приоритетной задачей системы социально-гуманитарного, в том числе исторического образования.

В каждом обществе имеются представления об идеальном типе личности, которые отражают ценностные характеристики, доминирующие в общественном сознании.

В российском обществе к ведущим социальным установкам, которые задаются политикой государства и одобряются разыми социальными группами, относятся социальные установки, обеспечивающие формирование личности как идеального представителя гражданского общества.

К этим установкам можно отнести:

– приобщение детей, подростков и молодежи к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры;

– формирование гражданской идентичности личности, осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире;

– готовность содействовать росту конкурентоспособности и процветания своей Родины - Российской Федерации;

– понимание и принятие ценностей иных культур, мировоззрений и цивилизаций;

– осознание человеком своей сопричастности с судьбой своей страны, человечеством;

– формирование у молодежи способности к восприятию идей диалога культур, способствующих формированию толерантного сознания, солидарности, взаимопонимания между людьми разных убеждений, национальных культур, религий;

– формирование мотивации к познанию и творчеству, любознательности, готовности к самообучению в течение всей жизни;

– готовность к сотрудничеству с другими людьми, социальным коммуникациям на основе восприятия позитивных ценностей;

– уважение других людей как условие развития самоуважения человека, возможность и готовность человека быть самим собой, принимать самостоятельные решения в разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях;

– готовность и способность человека принимать ответственность за собственные решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми;

– готовность содействовать росту конкурентоспособности и процветания своей Родины – Российской Федерации.

  1. Центральный федеральный округ (цфо) Белгородская область

    Документ
    Выступая 27 марта 2008 года на заседании областной Думы с отчетом «О выполнении программ социально-экономического развития области за 2007 год» губернатор Белгородской области Е.
  2. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (4)

    Документ
    Разработка и внедрение комплекса специализированных образовательных программ инженерного профиля в рамках повышения квалификации работников Московского аэроузла на основе организации системы дополнительного обучения кадров
  3. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (2)

    Документ
    Развитие учебно-образовательного и воспитательного процесса в системе «МГТУГА - средние школы САО г. Москвы», направленного на повышение качества подготовки учащихся,
  4. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (13)

    Документ
  5. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (12)

    Документ
  6. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (8)

    Документ
    Проведено совершенствование научно-методической базы проведения профильных олимпиад в соответствии с основными целями и принципами государственной научно-технической политики с учетом действующих школьных программ; разработаны новые
  7. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (11)

    Документ
    Проведено совершенствование научно-методической базы проведения профильных олимпиад в соответствии с основными целями и принципами государственной научно-технической политики с учетом действующих школьных программ; разработаны новые
  8. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (5)

    Документ
    75.1.2.1. Этап 1. Создание НОМ для проведения тестовых занятий по физике (раздел «Молекулярная физика и термодинамика») для учащихся спец. классов средних школ, гимназий и лицеев.
  9. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (10)

    Документ
    Разработаны специализированные методические материалы по подготовке к олимпиадам для лиц с ограниченными физическими возможностями с учетом возможностей дистанционного образования посредством сети Интернет.

Другие похожие документы..