Учебное пособие Издательство тпу томск 2006

Главными принципами государственной деятельности объявляются такие общечеловеческие ценности, как демократия, справедливость, свобода, равноправие, обеспечение национального согласия, уважение к закону.

  • Вся полнота власти принадлежит народу.

  • Охраняется право частной собственности.

  • Право частной собственности на землю может принадлежать только монгольским гражданам.

  • Экономика имеет многоукладный характер.

  • Скот является национальным достоянием и охраняется государством.

    Конституция Монголии подробно регулирует основные права исвободы человека. Ею закрепляются такие основополагающие права, как:

    • право на жизнь (не попавшее вконституции обновляющихся Китая и Вьетнама), в том числе на жизнь в экологически чистой, безопасной внешней среде;

    • право на свободу убеждений, свободу слова, печати;

    • право на выезд за границу и возвращение на родину;

    • право на свободу совести; право на петиции;

    • право на медицинскую помощь, социальную помощь в старости.

    Следует отметить, что конституционное регулирование прав и свобод в Монголии, несмотря на свою лаконичность, отвечает современным мировым стандартам.

    Высшими государственными органами Монголии являются парламент – Великий государственный хурал, президент, правительство, Верховный суд.

    Великий государственный хурал (парламент Монголии), состоящий из 76 депутатов, непосредственно избирается гражданами Монголии на 4-летний срок.

    Великий государственный хурал занимает центральное место среди органов государственной власти Монголии. Он обладает широкими полномочиями, главными из которых являются принятие законов, формирова­ние иных государственных органов и осуществление контроля за их деятельностью.

    Президент Монголии осуществляет функции главы государства. Он избирается путем всенародных выборов по 2-туровой системе абсолютного большинства. Президент совместно с парламентом формирует правительство.

    Несмотря на избрание всем народом, президент подотчетен в своей деятельности парламенту. Он может быть смещен с должности Великим государственным хуралом простым большинством голосов от числа присутствующих (!). Правительство и иные государственные органы также ответственны перед Великим государственным хуралом – высшим органом государственной власти.

    В Монголии, в отличие от многих азиатских стран, предусмотрен высший специальный орган конституционной юстиции – Суд конституционного надзора. Суд конституционного надзора состоит из 9 судей, достигших 40 лет и обладающих высокой юридической и политической квалификацией. Они избираются Великим государственным хуралом на 6-летний срок: 3 судей выдвигает сам хурал, 3 – президент, 3 – Верховный суд с правом переизб­рания еще на один срок.

    Конституция Монголии может быть измененаВеликим государствен­ным хуралом большинством в3/4 голосов. Если какая-либо поправка отклоняется, она может быть вновь принята только Великим государственным хуралом следующего созыва.

    4.2.5. Основы конституционного права Японии

    Конституционное развитие Японии началось в 1889 г., когда была принята первая японская конституция. Данная конституция закрепила результатыпобедившей буржуазно-демократической революции (революции Мэйдзи). Несмотря на свой консерватизм и архаичность (закрепление сословных различий и привилегий, большие полномочия императора, наличие особой наследственной палаты в парламенте для аристократии – палаты пэров), Конституция 1889 г. дала мощный толчок экономическому и политическому развитию страны.

    После поражения Японии во Второй мировой войне и ее оккупации американскими войсками началась разработка новой конституции. Важной особенностью новой конституции было то, что она разрабатывалась при активном участии и под давлением Дальневосточной комиссии – оккупационного органа, который имел полномочия на коренную реформу японской конституции.

    Ведущую роль в деятельности Дальневосточной комиссии играли ученые и генералы США. Фактически послевоенная конституция Японии была написана для этой страны США и их союзниками.

    Окончательно новая конституция Японии была принята парламентом в октябре 1946 г. и вступила в силу 3 марта 1947 года. Данная конституция действует по сей день, и в силу своей «жесткости» она осталась в неизменном виде. Можно выделить следующие особенности действующей конституции 1947 г. (и ее отличия от прежней Конституции 1889 г.):

    • закреплен принцип народного суверенитета (власть исходит от народа, а не от императора);

    • сохранена конституционная монархия во главе с императором, однако полномочия императора существенно ограниченны;

    • высшим органом государственной власти объявлен парламент;

    • ликвидирована наследственная палата пэров парламента;

    • предусмотрена двухпалатная структура парламента, состоящего из двух выборных палат – палаты представителей и палаты советников;

    • парламенту предоставлено право формировать правительство;

    • правительство стало ответственным перед парламентом, а не перед императором;

    • ликвидированы сословия (пэры, князья и т. д.); закреплены основополагающие права и свободы человека;

    • конституционно закреплен принцип-обязательство об отказе Японии от войны и от вооруженных сил (ст. 9: «Японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров»);

    • на основании данной нормы конституции (принятой подпрямым давлением США) Япония до настоящего времени официально не имеет своей армии (кроме немногочисленных сил самообороны).

    Первые статьи конституции Японии посвящены регулированию статусаиполномочий императора. Согласно ст. 1 конституции император является символом государства и единства народа, статус которого определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть.

    Император Японии:

    • является сугубо церемониальной фигурой (представительство Японии внутри страны и за рубежом, причем сама деятельность и поведение, одежда императора жестко регламентированы и обставлены сложными и таинственными церемониями, уходящими корнями в средневековье);

    • не имеет самостоятельных полномочий по управлению государством (все действия императора носят характер «освящения», придания дополнительной силы решениям других государственных органов);

    • император, в частности, промульгирует законы и правительственные указы, созывает парламент, издает акт о роспуске парламента, на основании соответствующего решения подтверждает назначение министров, принимает верительные грамоты от иностранных послов.

    Императорский трон передается по наследству, как правило, от отца к старшему сыну. Императором может быть только мужчина. Восшествие на престол нового императора олицетворяет собой начало новой «эры», которая имеет собственное летоисчисление. Так, в 1989 г. после смерти императора Хирохито, правившего в 1926–1989 гг., на престол взошел его сын – император Акихито. С этого же года началась эра Хээнсэй (процветание).

    Организационным обеспечением деятельности императора занимается особый орган – Совет императорского дома.

    Высшим органом государственной власти Японии и единственным законодательным органом государства является парламент,состоящий из двух палат: палаты представителей и палаты советников.

    Палата представителей(нижняя палата) состоит из 500 депутатов, которые избираются на 4 года по системе единственного непередаваемого голоса. (Вся страна делится на 129 многомандатных округов, в каждом из которых борьба идет за 3–5 мандатов. Избиратель в многомандатных округах голосует только за одного кандидата, и депутатами становятся кандидаты, занявшие в округе с 1 по 3 (по 4, 5) места. Таким образом, в парламенте представлена воля почти всех избирателей).

    Палата советников (верхняя палата) состоит из 252 депутатов (советников):

    • 152 советника избираются в многомандатных округах, совпадающих с границами префектур, по системе единственного непередаваемого голоса;

    • 100 советников избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам) в масштабе общенационального округа;

    • срок полномочий палаты советников – 6 лет;

    • каждые три года переизбирается половина советников.

    Можно выделить следующие особенности избирательного процесса в Японии:

    • правом голоса обладают подданные, достигшие 20 лет;

    • право быть избранным в палату представителей наступает с 25 лет, а в палату советников – с 30 лет;

    • кандидаты должны внести избирательный залог в размере 3 млн йен (палата представителей) и 2 млн йен (палата советников). Залог не возвращается, если кандидат не набрал числа голосов, получающегося при делении числа избирателей в округе на число мандатов;

    • избирательная кампания длится 2 недели;

    • в ходе избирательной кампании запрещено агитировать против других кандидатов, ходить по квартирам и использовать телевидение больше 3 минут;

    • наиболее распространенная форма агитации – выступление в округе и встречи с избирателями;

    • как правило, сама по себе избирательная кампания (особенно для нового кандидата) не приносит пользы, так как на практике выборы в Японии – это конкуренция уже сложившихся репутаций;

    • распространена семейственность и клановость: около четверти депутатов – дети, жены и иные родственники прежних депутатов.

    Главные функции парламента – принятие законов, бюджета, формирование правительства. Верхняя палата советников более стабильна. Она имеет длительный срок полномочий – 6 лет, каждые 3 года обновляется наполовину, но может быть распущена.

    Нижняя палата представителей, наоборот, может быть досрочно распущена императором по решению правительства (что часто имеет место на практике). Поэтому выборы в палату представителей происходят гораздо чаще, чем 1 раз в 4 года (реально – раз в 2 года).

    Высшим органом исполнительной власти Японии является правительство – Кабинет министров. В него входят: премьер-министр, 12 министров, 8 государственных министров (заместителей премьер-министра и министров без портфеля).

    Правительство Японии формируется парламентом и ответственно перед ним.

    Премьер-министр Японии – ключевая фигура Кабинета министров. Он фактически является действующим руководителем страны. Формирование Кабинета министров начинается с избрания парламентом из числа своих членов премьер-министра. Пока парламент (особенно только что избранный) не избрал премьер-министра, он не может решать другие вопросы.

    Можно выделить следующие особенности формирования и функционирования Кабинета министров Японии:

    1. Согласно традиции премьер-министром избирается лидер партии, победившей на выборах.

    2. Половина министров обязательно должны быть депутатами парламента (как и сам премьер-министр).

    3. Назначение на министерский пост не влечет за собой утраты депутатского мандата; на практике почти все члены правительства – депутаты, причем продолжающие одновременно исполнять депутатские функции и не теряющие связи с избирателями.

    4. Кабинет министров, как правило, заседает тайно.

    5. Решения принимаются только консенсусом – единогласно.

    6. За работу ответственно только все правительство в целом, вынесение вотума недоверия премьер-министру влечет за собой отставку всего правительства.

    7. При вынесении парламентом вотума недоверия, правительство либо целиком уходит в отставку, либо остается у власти и премьер-министр в 10-дневный срок распускает нижнюю палату парламента; на практике правительство, получившее вотум недоверия, чаще предпочитает распускать парламент, чем уходить в отставку.

    8. Кабинет министров Японии – недолговечное образование в лучшем случае он остается у власти не более 2 лет.

    9. Согласно японским традициям и менталитету, во-первых, одни люди не могут быть главнее и авторитетнее других, во-вторых, на государственных постах нельзя быть слишком долго и партии должны постоянно выдвигать новых людей, в силу чего премьер-министры и министры должны постоянно меняться: министры – каждый год, премьер-министры – каждые два года.

    10. Министры (в первую очередь являются представителями парламента 9 правящих партий) в министерствах, которые они возглавляют, и, как правило, не являются специалистами в соответствующих отраслях.

    11. Это обусловливает особую структуру японских министерств: во главе каждого министерства стоит сам министр и два его заместителя – политический и административный; политический заместитель, как и министр, – представитель партии в министерстве, он уходит в отставку одновременно с министром, а административный заместитель министра – профессиональный чиновник со специальным образованием, как правило, работавший всю жизнь в данной сфере и долгие годы в министерстве; административный заместитель министра годами профессионально руководит министерством, а министры и их политические заместители каждый год приходят и уходят, не успев детально вникнуть в дела министерства.

    Состав парламента и формирование правительства всецело зависят от результатов выборов, в ходе которых соперничают политические партии и их кандидаты. В этой связи актуален вопрос о партийной системе Японии.

    Длительное время, в течение 38 лет (1955–1993 гг.), в Японии существовала многопартийная система с единственной доминирующей партией, каковой являлась Либерально-демократическая партия. Именно ее представители 38 лет подряд становились премьер-министрами, занимали большую часть министерских постов, определяли внутреннюю и внешнюю политику страны.

    ЛДПЯ – партия крупного бизнеса, высшей бюрократии, предпринимателей. Будучи долгое время единственно правящей партией, ЛДПЯ, тем не менее, имела множество течений по своему составу: в партии насчитывалось 6 фракций, которые вели постоянную борьбу за влияние в партии.

    В 1993 г. ЛДПЯ проиграла выборы и потеряла монопольное право на власть. Это объясняется, во-первых, усталостью японских избирателей от одной и той же правящей партии, снижением авторитета ЛДПЯ в связи с громкими скандалами, разоблачающими коррупцию в ее высших эшелонах, постоянными расколами в партии и выходом из ее состава мелких группировок; во-вторых, выросли и окрепли другие политические партии и движения:

    • социал-демократическая партия Японии (создана в 1945 г.), в 1945–1991 гг. носила название Социалистическая партия, поддерживала тесные связи с КПСС; после 1991 г. значительно «поправела», что вывело ее в число ведущих партий Японии;

    • партия «Комэйто» (чистой политики) – основана на буддистских идеях;

    • партия демократического социализма;

    • Коммунистическая партия (маловлиятельна как в прошлом, так и в настоящее время);

    • партия «Сакигакэ» – отколовшаяся часть ЛДПЯ.

    Постепенно вместо многопартийной системы с единственной доминирующей партией (ЛДПЯ) в Японии складывается классическая двухпартийная система (по образцу США, а больше – Великобритании), где соперничают две основные партии – правоцентристская (либеральные демократы) и левоцентристская (социал-демократы).

    Япония – унитарное государство, административно-территориаль-ными единицами которого являются: Токийский столичный округ, остров Хоккайдо, 43 префектуры.

    В префектурах (областях) избирается местный представительный орган и губернатор.

    Судебную систему Японии составляют:

      • 50 окружных судов;

      • 8 высших судов;

      • Верховный суд;

      • суды по семейным делам (в том числе рассматривают дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними до 20 лет);

      • дисциплинарные суды – рассматривают незначительные гражданские и мелкие уголовные дела.

    Особую структуру и функции имеет Верховный суд:

    • состоит из главного судьи и 14 судей, назначаемых Кабинетом министров;

    • работает либо пленарно (кворум – 9 человек), либо по отделениям (5 человек каждое, кворум – 3);

    • является высшей судебной инстанцией;

    • осуществляет конституционный контроль;

    • дает руководящие разъяснения нижестоящим судам и оказывает своими решениями большое влияние на их работу.

    Пересмотр конституции Японии осуществляется, если за него проголосуют не менее 2/3 депутатов каждой из палат, а затем данное решение будет утверждено на референдуме. Однако практика пересматривать конституцию в Японии не сложилась, и она остается в прежнем виде.

    Задания к разделу

    1. Выявите общие и особенные черты конституций ведущих стран Западной Европы.

    2. Выявите общие и особенные черты конституций стран Азии.

    3. Объясните причины, способствовавшие формированию Европейского Союза.

    4. Выявите специфику парламентаризма в странах Азии и Западной Европы.

    5. Объясните, какова особенность демократии стран Азии и Западной Европы.

    6. В чем специфика системы разделения властей в странах Азии и Западной Европы?

    Список литературы

    1. Коптюг В.А., Матросов В.М., Левашов В.К., Демьяненко Ю.Г. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России: проблемы формирования национальной стратегии. Владивосток: Дальнаука, 1997.

    2. Олех Л.Г. Философия регионализма. http: // www. philosophy. nsc. ru / life / journals / humscience / 1_97/11_olex. htm.

    3. Россия, Урал, Сибирь и Дальний Восток в ситуации геополитического, мирохозяйственного и социокультурного полицентризма. Человек, Труд, Занятость. Вып. 1. Новосибирск: Изд-во НГУ,1996.

    4. Сорокин К.Э. Геополитика современности и геостратегия России. М.: Наука, 1996.

    5. Фофанов В.П. Возможность и необходимость применения принципов устойчивого развития в современной России. Человек. Сообщество. Управление. 1999, № 1. С. 22–30.

    6. Фофанов В.П. Региональный аспект устойчивого развития. Человек. Сообщество. Управление. 1999, № 1. С. 22–30.

    7. Россия, Урал, Сибирь и Дальний Восток в ситуации геополитического, мирохозяйственного и социокультурного полицентризма. Чк.,труд, занятость. Вып. 1. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1996.

    8. Сорокин К.Э. Геополитика современности и геостратегии России. М.: Наука, 1996.

    9. Фофанов В.П., Возможность и необходимость применения принципов устойчивого развития в современной России // Человек. Сообщество. Управление. 1999, № 1. С. 22–30.

    10. Фофанов В.Б. Региональный аспект устойчивого развития // Чк. Сообщество. Управление. 2000, № 3. С. 32–41.

    11. Судаков Г. Топливно-энергетический комплекс Амурской области: налоги, тарифы, неплатежи, проблемы финансирования // Промышленность России. 1998, № 11. С. 34–41.

    12. Олех Л.Г. Философия регионализма. http: // www. philosophy. nsc. ru / life / journals / humscience / 1_97/11_olex.htm.

    13. Конституционное право зарубежных стран. М.: Изд-во МГУ, 2002.

    Марина Александровна Штанько

    Политическая регионалистика

    Учебное пособие

    Научный редактор

    профессор, д. и. н.,

    Шерстова Л. И.

    Редактор

    О.Н. Свинцова

    Подписано к печати 9.06.06.

    Формат 60х84/16. Бумага офсетная.

    Печать RISO. Усл. печ. л. 8,02. Уч. изд. л.7,26.

    Тираж 100. Заказ…..Цена свободная.

    Издательство ТПУ. 634050, Томск, пр. Ленина, 30.

    1 См. подробнее Suisheng Zhao. Soft Versus Structured Regionalism: Organisational Forms of Cooperation in Asia-Pacific. The Journal of East Asian Affairs. October 1999. P. 96–134.

    2 Intereconomics. July – August 1998. p.169.

    3 Некоторые исследователи помимо СВА называют в качестве самостоятельного субрегиона и Северную часть Тихого океана. Это определение, пожалуй, делает роль России, хотя бы в географическом отношении, более выпуклой.

    4 Pacific Review, vol.11, №1, 1998. p. 21.

    5 Bon Ho Koo. Cross border co-operation. (North Pacific International Forum. The Fifth Hokkaido Conference For North Pacific Issues -NorPac Regions). October 1993. p.8384.

    6 Цит по: Время. 28.05.1999.

    7 Оrbis. Summer 1997. p. 405.

    8 Orbis. Summer 1999. p. 455.

    9 Судаков Г. Топливно-энергетический комплекс Амурской области: налоги, тарифы, неплатежи, проблемы финансирования (Промышленность России. октябрь–ноябрь 1998. с.37–40).

    10 Коммерсант-Dailly. 20.01.1999.

    11 Japan Times. 25.12.98.

    12 Независимая газета. 23.02.1999.

    13 Независимая газета. 03.12.1999.

    14 Эксперт. 21.02.2000. С. 40.

    15 Ведомости. 14.12.2000.

    16 Олех Л.Г. Философия регионализма. – /life/journals/humscience/1_97/11_olex.htm

    17 Там же.

    18 Там же.

    19 Там же.

    20 Там же.

    21 Там же.

    22 Фофанов В.П. Возможность и необходимость применения принципов устойчивого развития в современной России.

    23 Там же.

    24 Там же.

    25 Там же.

    26 Фофанов В.П. Региональный аспект устойчивого развития.

    27 Там же.

    28 Олех Л.Г. Философия регионализма. – /life/journals/humscience/1_97/11_olex.htm

    29 Там же.

    30 Там же.

    31 Фофанов В.П. Региональный аспект устойчивого развития.

    32 Олех Л.Г. Философия регионализма. – /life/journals/humscience/1_97/11_olex.htm.

    137


    1. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (1)

      Учебное пособие
      В пособии рассматривается организационная структура советского востоковедения, раскрывается процесс утверждения партийного идеологического диктата и насаждения формационного методологического монизма в этой области обществоведения,
    2. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (3)

      Учебное пособие
      В учебном пособии рассматриваются современные модели представления знаний в информационных системах и принципы построения экспертных систем; обсуждаются проблемы применения нечеткой логики, генетических алгоритмов и нейронных сетей
    3. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (2)

      Учебное пособие
      В учебном пособии в краткой форме изложены основные подходы к проблеме сохранения здоровья, молодости и красоты. Валеологическое образование актуально не только для студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм», хотя
    4. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (4)

      Учебное пособие
      В учебном пособии в краткой форме изложены основы отраслевой экономики предприятий электроэнергетики. Показаны место и роль отрасли в национальной экономике, её состав, структура, особенности функционирования и реформирования.
    5. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (6)

      Учебное пособие
      Учебное пособие представляет собой систематическое исследование конфликта. Сформулированы методология и главные утверждения единой теории конфликта. Представлены специальные методы анализа конфликтных ситуаций.
    6. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (5)

      Учебное пособие
      В пособии в краткой форме изложены теоретические и практические вопросы законодательства в сфере международного и отечественного социально–культурного сервиса и туризма, выделены важнейшие положения современной нормотворческой практики
    7. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (2)

      Учебное пособие
      Психолого–акмеологическое знание в системе высшего профессионального образования. Учебное пособие для слушателей дополнительной профессиональной образовательной программы получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей
    8. Элективный курс по философии Учебное пособие

      Элективный курс
      Учебное пособие содержит материал, дающий представление о сущности предмета философии и её истории, предметном самоопределении философии в процессе развития; знакомит с историей становления и развития философских воззрений, основными
    9. Учебное пособие Издательство Томского политехнического университета 2009

      Учебное пособие
      Х 55 История русской живописи: учебное пособие / Автор- составитель: Л.А.Хлабутина. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 166 с.

    Другие похожие документы..