«о состоянии законодательства самарской области в 2009 году»

САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

ДОКЛАД

САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМЫ

«О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
в 2009 году»

САМАРА

2010 г.

РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ

Самарской Губернской Думы

Председатель совета – Мусаткин Н.Ф.

Заместитель председателя – Потякин В.В.

Члены редакционного совета:

Анищенко Д.А., Голикова Л.Н., Гонтарь А.В., Дурова Л.И.,
Камынин В.А., Ляпорова Н.Н., Мокштадт В.Ю., Ненашев В.Н.,
Пикалов В.В., Панкратов В.Г., Славецкий Д.В., Таргонская Н.А.

Секретарь совета – Ляпорова А.М.

Доклад Самарской Губернской Думы подготовлен
отделом законодательства в сфере государственного
строительства и общественной безопасности
правового управления
аппарата Самарской Губернской Думы

Оригинал-макет и печать выполнены издательским центром
отдела компьютерных технологий
организационно-информационного управления
аппарата Самарской Губернской Думы

Тираж 50 экз.

443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская,187

e-mail: samgd@

СОДЕРЖАНИЕ

О докладе Самарской Губернской Думы
«О состоянии законодательства Самарской области в 2009 году»4
Часть 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМЫ В 2009 ГОДУ
6
1. Законодательство о государственном устройстве
Самарской области 8
2. Законодательство о местном самоуправлении 12
3. Законодательство о государственной гражданской службе,
административное законодательство 15
4. Законодательство в сфере антикоррупционной политики,
законодательство о судебной системе, безопасности
и охране правопорядка 16
5. Законодательство о бюджетном устройстве и бюджетном
процессе, налогах и экономической политике 18
6. Жилищное законодательство 23
7. Законодательство в сфере социальной и демографической
политики, образования и культуры 25
8. Законодательство о хозяйственной деятельности,
законодательство в области охраны окружающей среды,
земельное законодательство 28
Часть 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМЫ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В 2009 ГОДУ32
1. Деятельность Самарской Губернской Думы по проведению
анализа реализации законодательства в 2009 году 32
2. Деятельность Самарской Губернской Думы
по проведению антикоррупционной экспертизы в 2009 году 44
3. Деятельность Самарской Губернской Думы
по развитию общественной экспертизы в 2009 году 45
4. Деятельность Самарской Губернской Думы
по систематизации законодательства в 2009 году 47
Часть 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
49
I. Предложения по совершенствованию федерального
законодательства
50
II. Предложения по совершенствованию законодательства
Самарской области
82
Постановление Самарской Губернской Думы
№ 1400 от 25 февраля 2010 г.
«О Докладе Самарской Губернской Думы
«О состоянии законодательства Самарской области в 2009 году»92

О Докладе Самарской Губернской Думы
«О состоянии законодательства Самарской области
в 2009 году»

Современный этап правового развития российского общества предъявляет повышенные требования к мониторингу законодательства,
как системе постоянного анализа и контроля за процессом законотворчества и правоприменения.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в этом году представил шестой Доклад «О состоянии законодательства
в Российской Федерации». Особенностью данного Доклада стал новый качественный подход к формированию раздела, посвященного работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации по проведению мониторинга законодательства и их предложениям по совершенствованию законодательства.

Усилиями Центра мониторинга законодательства и правоприменительной практики (Центр мониторинга права) при Совете Федерации мониторинг становится обязательной функцией законодательных органов государственной власти страны. Авторами собственных докладов
о состоянии регионального законодательства (по состоянию на декабрь
2009 года) стали 27 законодательных и 2 исполнительных органа государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для Самарской Губернской Думы четвертого созыва мониторинг законодательства является одним из важнейших направлений работы.
При этом ее составной частью является подготовка ежегодных докладов
о состоянии областного законодательства с 2005 года.

Четвертый Доклад Самарской Губернской Думы «О состоянии законодательства Самарской области в 2008 году», как и предыдущие доклады, получил высокую оценку. Он признан лауреатом III Всероссийского конкурса на лучший доклад о состоянии законодательства (среди субъектов Российской Федерации), проведенного Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в июне 2009 года.

Следует особо отметить, что Самарская Губернская Дума признана лауреатом того же конкурса в другой важной номинации – «Лучшее концептуальное обеспечение мониторинга законодательства
и правоприменительной практики».

Данная результативность была достигнута благодаря расширению сферы мониторинга законодательства. Каждый закон рассматривается,
в первую очередь, через призму его социальной направленности и повышения уровня жизни граждан. Поэтому к мониторингу законодательства привлекаются депутаты всех уровней публичной власти, представители отраслевых органов государственной власти и местного самоуправления, правоприменители и специалисты, и, что самое важное, самые широкие слои общественности.

Эта работа обеспечивает обратную связь между властью и обществом, способствует повышению качества законов, а, в конечном счете, помогает достичь того, чтобы закон и его применение были понятны и полезны каждому человеку.

* * *

Пятый Доклад Самарской Губернской Думы «О состоянии законодательства Самарской области в 2009 году» является комплексным изложением итогов ее законотворческой деятельности, основных результатов проведенного ей мониторинга законодательства в прошлом году, тенденций и перспектив развития областного законодательства
и его реализации в 2010 году.

Доклад включает в себя три части.

В первой части Доклада приведен детальный анализ деятельности Самарской Губернской Думы по разработке и принятию областных законов
в 2009 году, разработке проектов федеральных законов в рамках реализации права законодательной инициативы.

Законодательная деятельность Самарской Губернской Думы четвертого созыва в 2009 году охватывает такие векторы развития российской политики, как:

социальная политика, направленная на повышение качества жизни граждан;

реализация программы мер по снижению негативного воздействия мирового финансово–экономического кризиса;

антикоррупционная политика;

молодежная политика в рамках объявления 2009 года Годом молодежи в России;

реализация Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2009 года;

конструктивное сотрудничество с органами публичной власти федерального, областного и местного уровней, институтами гражданского общества в процессе законотворческой деятельности и реализации законодательства;

правовое просвещение населения, обеспечение гражданам доступа
к необходимой информации, расширение системы оказания бесплатной юридической помощи населению;

финансирование передаваемых органам местного самоуправления полномочий, выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований и др.

Во второй части Доклада содержится подробная информация
о системной работе Самарской Губернской Думы по проведению мониторинга законодательства в 2009 году, включающего анализ практики реализации законодательства, антикоррупционную экспертизу, общественную экспертизу, систематизацию законодательства. Данная часть является новеллой пятого Доклада.

Третья часть Доклада содержит анализ проблем правового регулирования, а также пути их решения – предложения
по совершенствованию федерального законодательства и нормативных правовых актов Самарской области. Данные предложения являются результатом активизации деятельности Думы по привлечению к участию
в правотворческом процессе и мониторинге законодательства самых широких слоев общественности и институтов гражданского общества.

Данные предложения будут учтены в планах работы Самарской Губернской Думы по подготовке проектов федеральных законов и законов Самарской области.

Председатель
Самарской Губернской Думы В.Ф. Сазонов

ЧАСТЬ 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМЫ В 2009 ГОДУ

В 2009 году Самарская Губернская Дума провела 14 заседаний,
на которых принято 159 законов Самарской области и 419 постановлений Самарской Губернской Думы.

Из принятых законов Самарской области 29 базовых, 123 – о внесении изменений в действующее законодательство, 7 – о признании утратившими силу отдельных статей законов Самарской области и законов Самарской области.

Законы Самарской области, принятые в 2009 году, распределились
по следующим сферам правового регулирования:

Законодательство о государственном устройстве Самарской области –
35 законов Самарской области;

Законодательство о местном самоуправлении – 27 законов Самарской области;

Законодательство об основах государственного управления – 14 законов Самарской области;

Законодательство о судебной системе, безопасности, охране правопорядка – 4 закона Самарской области;

Общие вопросы законодательного регулирования в сфере экономики –
5 законов Самарской области;

Законодательство о бюджетном устройстве, бюджетном процессе, налогах, экономической и инвестиционной политике – 28 законов Самарской области;

Законодательство о хозяйственной деятельности – 4 закона Самарской области;

Жилищное законодательство – 11 законов Самарской области;

Законодательство в области охраны окружающей среды, земельное законодательство – 12 законов Самарской области;

Законодательство в сфере социальной и демографической политики, здравоохранения – 19 законов Самарской области.

В 2009 году в порядке законодательной инициативы Самарской Губернской Думой направлено в Государственную Думу Федерального Собрания РФ
9 проектов федеральных законов:

– проект федерального закона №  215340–5 «О внесении изменений
в Федеральный закон «О связи» – в части уточнения понятия «использование радиочастотного спектра» (постановление Самарской Губернской Думы
от 28 апреля 2009 года №  1083). Находится на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. Включен в Календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой на 24 февраля 2010 года;

– проект федерального закона №  204735–5 «О внесении изменений
в Федеральный закон «О лотереях» – о дополнении перечня документов, прилагаемых к уведомлению о проведении стимулирующей лотереи (постановление Самарской Губернской Думы от 28 апреля 2009 года № 1084). Находится на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по бюджету и налогам;

– проект федерального закона № 215348–5 «О внесении изменения в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» – в части уточнения перечня документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении ребенка отчимом (мачехой) (постановление Самарской Губернской Думы от 26 мая 2009 года № . 1122). Находится на рассмотрении в Комитете Государственной Думы
по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;

– проект федерального закона «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» – об исключении лакокрасочной продукции для специальных видов печати, спиртосодержащего компонента автомобильного бензина и спиртосодержащих моющих и чистящих средств
из перечня подакцизных товаров, и об установлении на них нулевых ставок акциза (постановление Самарской Губернской Думы от 3 июля 2009 года № 1170). Поступило заключение Правительства Российской Федерации (2.5–13.02/4492
от 04 декабря 2009 года) – предлагаемое законопроектом внесение изменений
в статью 1 Федерального закона может повлечь ослабление государственного контроля над деятельностью производителей спиртосодержащей непищевой продукции. Принятие предложения о введении нулевой ставки и налоговых вычетов по этим товарам приведет к потерям доходов федерального бюджета
и бюджетов субъектов Российской Федерации. Представленный законопроект Правительством Российской Федерации не поддерживается;

– проект федерального закона № 264403–5 «О внесении изменения в статью 23 Жилищного кодекса Российской Федерации» – по вопросу дополнения перечня документов, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое и нежилого в жилое (постановление Самарской Губернской Думы от 22 сентября 2009 года № 1207). Находится на рассмотрении в Комитете Государственной Думы
по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;

– проект федерального закона № 262440–5 «О внесении изменения в статью 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» –
об установлении административной ответственности за нарушение правил охоты (постановление Самарской Губернской Думы от 22 сентября 2009 года № 1208). Находится на рассмотрении в Комитете Государственной Думы
по конституционному законодательству и государственному строительству. Поступило письмо от депутата Государственной Думы Пепеляева Л.В. (зам. пред. Экспертно–консультативного совета) (№ 1–12.04/52 от 13 января 2010 года). Проект федерального закона № 262440–5 был рассмотрен 11 декабря 2009 года
на заседании Экспертно–консультативного совета фракции «Единая Россия»
в Государственной Думе. Совет пришел к заключению, что целесообразность
и актуальность внесения в Государственную Думу предлагаемого проекта федерального закона нуждается в дополнительном обосновании;

– проект федерального закона № 294933–5 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» – о дополнении перечня доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, (постановление Самарской Губернской Думы от 29 октября 2009 года № 1252). Получено положительное заключение Правительства Российской Федерации – поддержать представленный законопроект при условии его доработки
в соответствии с указанными замечаниями. Направлен аппаратом Правительства РФ
в Минсельхоз России, Минэкономразвития России, Минюст России для подготовки проекта заключения (№ 2.1–10.04/196 от 21 января 2010 года).

1 проект федерального закона – № 176899–5 «О внесении изменений
в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление Самарской Губернской Думы от 24 февраля 2009 года № 995) отклонен(постановлениеГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от14 октября 2009 года № 2631–5 ГД).

1 проект федерального закона – № 226771–5 «Об упразднении некоторых районных судов Самарской области» принят в первом чтении (постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
от 3 ноября 2009 года № 2727–5 ГД), внесенный Самарской Губернской Думой
в порядке законодательной инициативы в 2009 году (постановление Самарской Губернской Думы от 23 июня 2009 года № 1147).

3 проекта федеральных законов, внесенных Самарской Губернской Думой
в 2006–2008 годах, в 2009 году стали федеральными законами:

  1. «о состоянии законодательства самарской области в 2007 году»

    Закон
    Совет Федерации Федерального Собрания страны ежегодно готовит Доклад «О состоянии законодательства в Российской Федерации», активно внедряет мониторинг законодательства и правоприменительной практики – как на федеральном уровне, так
  2. «россия 443100, Самара ул. Молодогвардейская, 187 о состоянии законодательства самарской области в 2006 году»

    Закон
    Для сравнения: в первом созыве принято 413 постановлений и 46 законов, во втором - 721 постановление и закона Самарской области. Таким образом, можно говорить о резко возросшей интенсивности работы Думы третьего созыва по сравнению
  3. «о состоянии законодательства самарской области в 2010 году» (1)

    Закон
    Анищенко Д.А., Голикова Л.Н., Гонтарь А.В., Дурова Л.И., Камынин В.А., Ляпорова Н.Н., Мокштадт В.Ю., Ненашев В.Н., Пикалов В.В., Панкратов В.Г., Славецкий Д.
  4. «о состоянии законодательства самарской области в 2010 году» (2)

    Закон
    Доклад Самарской Губернской Думы «О состоянии законодательства Самарской области в 2010 году» подготовлен правовым управлением аппарата Самарской Губернской Думы
  5. О состоянии законодательства ульяновской области в 2010 году

    Закон
    Законодательный процесс в Ульяновской области в 2010 году осуществлялся в соответствии с государственной стратегией Российской Федерации, задачами социально-экономического развития региона и с учётом особенностей посткризисной ситуации.
  6. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в 2009 году

    Доклад
    Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в 2009 году (далее – Доклад) подготовлен с целью развития системы программно-целевого управления,
  7. Думы «О состоянии законодательства Самарской области» Самара, 2006 (1)

    Закон
    1994-й год вошел в летопись современной политической истории Самарской области как начало деятельности Самарской Губернской Думы, исторической правопреемницы представительных органов власти нашего края – Земских губернских собраний
  8. Думы «О состоянии законодательства Самарской области» Самара, 2006 (2)

    Закон
    1994-й год вошел в летопись современной политической истории Самарской области как начало деятельности Самарской Губернской Думы, исторической правопреемницы представительных органов власти нашего края – Земских губернских собраний
  9. «О состоянии законодательства Республики Бурятия в 2008 году»

    Закон
    Народный Хурал Республики Бурятия четвертого созыва подготовил доклад «О состоянии законодательства Республики Бурятия в 2008 году», который является отчетом республиканской законодательной власти перед общественностью и избирателями

Другие похожие документы..