Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека

ДОКЛАД

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ В 2002 - 2006 ГОДЫ

ВВЕДЕНИЕ

"Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Конституцией Республики Коми, законодательством Республики Коми", - с этими словами присяги пять лет назад Уполномоченный по правам человека в Республике Коми вступил в свою должность.

Что изменилось за это время в правовом поле Республики Коми? Как изменилось отношение властных структур к человеку? Каковы тенденции соблюдения прав и свобод человека и гражданина в республике? Эти и многие другие вопросы, подводя итоги пятилетия, сегодня более чем актуальны.

Вся деятельность Уполномоченного по правам человека была направлена на создание таких политических, социально-экономических, нравственных условий, которые бы способствовали обеспечению конституционного права каждого жителя республики на достойную жизнь. Основными направлениями деятельности Уполномоченного за этот период стали:

- содействие сохранению стабильной социально-политической обстановки, экономическому развитию Республики Коми;

- защита и восстановление прав граждан, закрепленных в общепризнанных международных правовых актах, Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Коми;

- совершенствование законодательства Республики Коми о защите прав и свобод человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

- развитие элементов гражданского общества и создание в республике системы внесудебной защиты прав человека;

- содействие правовому просвещению граждан;

- развитие межрегионального и международного сотрудничества в области прав и свобод человека и гражданина.

Базисом настоящего доклада является анализ ситуации в области прав человека в Республике Коми за прошедшие 5 лет, основанной на:

- фактах, изложенных в жалобах и обращениях граждан;

- сведениях, полученных Уполномоченным и сотрудниками его аппарата в ходе рабочих поездок, посещения органов государственной власти и муниципальных образований, учреждений исполнения наказаний;

- материалах проверок обращений, проведенных как непосредственно Уполномоченным и сотрудниками его аппарата, так и органами государственной власти, местного самоуправления, правоохранительными органами;

- информации, полученной из других источников, в том числе из общественных организаций, средств массовой информации.

Пять лет существует институт Уполномоченного в республике, осуществляющий посредническую деятельность между органами власти и населением, способствующий укреплению роста доверия гражданина к органам власти. Не вторгаясь в порядок организации и деятельности властных структур, на основе толерантности Уполномоченный своими рекомендациями, заключениями вправе давать оценку правомерности их действий, побуждая тем самым к неукоснительному соблюдению требований Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Коми в сфере соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. При этом, решая вопрос конкретного человека, изучалась проблема в целом, чтобы исключить возможность появления аналогичных ситуаций в будущем. Иными словами, задача Уполномоченного - донести информацию о нарушениях прав человека до государственных органов и должностных лиц и способствовать восстановлению прав граждан. Хотелось бы особо подчеркнуть, что обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина - задача не только Уполномоченного, но и всех государственных органов, что обуславливает необходимость постоянного взаимодействия с органами исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления, правоохранительными органами.

1. Взаимодействие с органами государственной власти

республики и органами местного самоуправления

За пять лет работы института Уполномоченного по правам человека в Республике Коми сложились деловые, конструктивные отношения со многими государственными органами, муниципальными образованиями и различными службами республики. Кроме участия в работе сессий Государственного Совета Республики Коми, заседаниях Правительства, Уполномоченный регулярно и активно работал с Комитетами Госсовета, принимал участие в работе коллегий министерств и ведомств, координационных совещаниях руководителей органов государственной власти республики.

Учитывая, что главным гарантом соблюдения прав человека на территории региона является Глава Республики Коми, Уполномоченный в необходимых случаях встречался с ним, направлял ему письма, информировал об актуальных вопросах защиты прав и свобод граждан. Так, в адрес Главы республики за период с 2002 по 2006 годы было направлено 57 и его заместителям - 77 обращений о фактах нарушений прав граждан и рекомендациями по их восстановлению. В подавляющем большинстве случаев данные обращения находили активный отклик и конструктивное решение. Многие вопросы мы сдвинули сообща с органами власти республики. Например, в связи с реформой предоставления социальных льгот гражданам Российской Федерации Федеральный закон N 122-ФЗ, прозванный в народе "законом о монетизации", существенно трансформировал действующую долгое время систему льгот. Замена натуральных преимуществ денежными компенсациями - одно из самых болезненных новаторств прошедшего периода. Под каток закона о монетизации попали наиболее социально не защищенные слои населения - ветераны, инвалиды, пенсионеры. Возникли серьезные вопросы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, реализацией права на социальное обеспечение и медицинскую помощь, жилищных и трудовых прав. Поток жалоб жителей республики наглядно подтверждал "пробуксовку" организационных мероприятий со стороны властей по реформированию предоставления льгот. Сконцентрировав все жалобы и обращения, Уполномоченный обратился в адрес Главы республики. К чести республиканских органов власти достаточно оперативно были внесены изменения и дополнения в Закон Республики Коми "О социальной поддержке населения Республики Коми", принят Порядок обеспечения транспортных услуг и реализации социальных проездных билетов на территории Республики Коми, ряд других нормативных правовых актов, устанавливающих дополнительные меры социальной поддержки категориям льготников. Таким образом, социальное напряжение было снято.

Продолжалось конструктивное сотрудничество Уполномоченного с законодательным органом власти республики. За период деятельности Уполномоченным в Государственный Совет республики Коми было направлено 13 законодательных инициатив. Вот лишь некоторые из них. По предложению Уполномоченного рабочей группой разработан и впоследствии принят Закон РК "Об обращениях граждан". Или в 2003 - 2004 годах в адрес Уполномоченного по правам человека поступало большое количество жалоб жителей сельских районов республики, в которых заявители сообщали о больших затруднениях, возникающих при обращении к нотариусам. Ранее нотариальные действия осуществляли местные органы власти, в связи с изменением законодательства эта услуга была передана исключительно нотариатам. Длительные очереди к нотариусу, которую занимали сельские граждане даже ночью, безусловно, подчеркивала, что государственная политика в этой области не учитывает интересы населения. С этой проблемой Уполномоченный обратился в адрес Председателя Госсовета республики. Государственный Совет обратился с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ. Сейчас стало известно, что депутаты Госдумы РФ приняли законодательную инициативу своих коллег из Госсовета РК и внесли изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Теперь главы местных администраций могут совершать некоторые нотариальные действия. В частности, удостоверять завещание и доверенность, принять меры по охране наследственного имущества, а также заверить копии документов и подлинность подписи на документах. Данный закон вступит в силу с 15 января 2008 года.

Проанализировав жалобы от пенсионеров по компенсации проезда к месту отдыха и обратно, Уполномоченный усмотрел нарушение прав части граждан данной категории. Обращение Уполномоченного в законодательный орган республики нашло логическое продолжение принятием Постановления Госсовета Республики Коми об обращении к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкову о необходимости внесения изменений в Постановление Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно". Вопрос пока находится в стадии разрешения.

Государственным Советом РК поддержан ряд инициатив по изменению и дополнению Закона РК "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Коми". В частности, данный Закон дополнен главой IV(1) об общественных представителях Уполномоченного в муниципальных образованиях.

Имеется немало примеров плодотворной работы с республиканскими органами государственной власти, когда вместо критики приходилось приглашать должностных лиц в союзники и разрешать проблему, так было по теплоснабжению ряда районов и с отключением электроэнергии в северных городах и по многим другим фактам, которые отражены в прошлых ежегодных докладах.

У Уполномоченного сложились тесные связи и деловое сотрудничество с Министерством сельского хозяйства и продовольствия республики. Интерес Уполномоченного к делам Министерства вызван прежде всего тем, что данная отрасль охватывает сельских жителей, а это более чем 25% населения республики, и здесь проблем более чем достаточно. Поэтому практически на каждой коллегии Министерства Уполномоченному предоставляют слово для выступления, в котором акцентируется внимание на наиболее острых жизненных ситуациях, начиная от вопросов ликвидации безработицы и до строительства, ремонта дорог и ремонта крыш школьных зданий... Продолжается совместная работа с Министерством сельского хозяйства и продовольствия по поддержке и развитию оленеводства в республике. Сегодня очень важно сохранить и постоянно поддерживать хозяйственную деятельность оленеводства, ибо это ключ к жизнедеятельности, который дает средства существования нескольким тысячам коренного населения - коми-ижемцам, ненцам, хантам, манси, то есть речь идет о праве на жизнь.

Для стабильного развития оленеводческих хозяйств необходимо принять закон об оленеводстве. Проект уже имеется, и думаю, что с Минсельхозпродом доработаем и в скором времени представим Главе Республики Коми для внесения на рассмотрение сессии Госсовета.

Активная работа велась и с другими республиканскими министерствами и ведомствами. Налажено плодотворное сотрудничество с Министерством экономического развития, Министерством образования и высшей школы, Министерством здравоохранения и социального развития и другими республиканскими ведомствами, Агентством Республики Коми по социальному развитию, Дорожным агентством и другими.

Ежемесячно большое количество обращений Уполномоченного направлялись в адрес органов местного самоуправления. За время деятельности наработаны определенные контакты с администрациями муниципальных образований. Благодаря установившимся конструктивным отношениям с главами муниципальных образований удалось решить многие проблемы на местном уровне без обращения в республиканские и федеральные инстанции. Особенно плодотворно складывалось сотрудничество Уполномоченного с руководством и службами муниципальных образований Сыктывкара, Воркуты, Сыктывдинского, Корткеросского, Сысольского районов. Все это позволило устранить многочисленные случаи нарушений прав граждан в различных сферах.

2. Взаимодействие с федеральными органами

  1. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (1)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  2. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (3)

    Доклад
    Настоящий доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Архангельской области (далее – Уполномоченный) подготовлен в соответствии с пунктом 1 статьи 29 Областного закона «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской
  3. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (4)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  4. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (6)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  5. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе в 2008 году. Часть 1

    Доклад
    2.2.1. Результаты проверки информации о нарушении прав жителей Ненецкого автономного округа – участников инициативных групп по проведению референдума на территории Ненецкого автономного округа
  6. Доклад «о деятельности уполномоченного по правам человека в новгородской области в 2009 году» (1)

    Доклад
    Кризисная ситуация не обошла стороной наших граждан: потеря работы, уменьшение заработной платы, невозможность выплаты кредитов и строительства жилья.
  7. Доклад «о деятельности уполномоченного по правам человека в новгородской области в 2009 году» (2)

    Доклад
    Поэтому на конец года безработица в области составила 2,4%, что не превышает уровень по Российской Федерации, росла в течение года среднемесячная начисленная заработная плата, производство продукции сельского хозяйства составило 118%,
  8. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека Свердловской области в 2010 году

    Доклад
    Где тонко – там и рвётся: это показал глобальный кризис 2008-2009 годов. Без серьёзных реформ стране невозможно противостоять любым рискам, которых накопилось много как внутри государства, так и в мировом пространстве.
  9. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в городе москве (1)

    Доклад
    Настоящий доклад подготовлен в соответствии с пунктом 15 части 2 статьи 8 Закона города Москвы от 15 апреля 2009 года № 6 «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве», в том числе, в целях объективной и открытой оценки ситуации

Другие похожие документы..