Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Р. 01 Антикризисное управление (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

Новокузнецкий филиал – институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Факультет ____экономический___

Кафедра ____менеджмента и маркетинга

название факультета, кафедры

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

В.С. Гершгорин

« » 2009г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ДС.Р.01 Антикризисное управление

(код и название дисциплины по учебному плану специальности)

Для специальностей____________ (080111.65) Маркетинг______

(код и название специальности)

Цикл дисциплин учебного плана: _______________ДС_____________________________

(ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС)

Компонент учебного плана: _______________Региональный___________________________

(федеральный, региональный, вузовский)

Формы обучения_______________________очная, заочная____________________________

Новокузнецк


Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Кафедра _________менеджмента и маркетинга_______

Факультет _______экономический__________________

У Т В Е Р Ж Д Е Н О:

Декан ___________________

(ф.и.о. декана)

« _20_» _января__2009 г.


_________________________

(подпись)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

____________(ДС.Р.01)­­­­_Антикризисное управление______________

( шифр и наименование дисциплины по рабочему учебному плану ООП)

для специальности _______ (080111.65) Маркетинг__________

( шифр и название специальности)

для _________дневной и заочной____ форм обучения

Составитель(и) / разработчик(и) программы

______________________________________________

(Ф.И.О., должность и степень)

__________________________________________

(Ф.И.О., должность и степень)

Новокузнецк

Рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы по специальности (080111) Маркетинг


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Менеджмента и маркетинга»

«_16_» _декабря__ 2008 г. Протокол №__5__

Заведующий кафедрой _______________ Степанов И.Г.

/подп (Ф.И.О)

Рабочая программа согласована с выпускающей кафедрой1

Кафедра

Специальность

Ф.И.О. заведующего кафедрой

Согласовано

Дата

подпись

Менеджмента и маркетинга

Маркетинг

И.Г. Степанов

13.01.09г.

Рабочая программа одобрена методической комиссии факультета

«_15_» _января__2009 г. Протокол №_4_

Председатель комиссии В.В. Черкасова

/подпись/ (Ф.И.О)

Лист - вкладка рабочей программы учебной дисциплины

_ДС.Р.01 Антикризисное управление__

название дисциплины и шифр

Дополнения и изменения в рабочей программе учебной дисциплины

на текущий учебный год

Учебный год

Группы по рабочему УП

Содержание изменений в разделах

(наименования разделов и краткое содержание изменений)

Преподаватель, ведущий дисциплину (Ф.И.О., дата, подпись)

Изменения утверждены на заседании кафедры

(дата, № протокола и подпись зав. кафедрой)

Изменения согласованы с выпускающей кафедрой

(дата и подпись зав. кафедрой)

Примечания:
  • в случае отсутствия изменений и дополнений вместо содержания изменений вносится запись «Принята без изменений»;

  • тексты изменений прилагаются к тексту рабочей программы обязательно.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Рабочая программа курса «Антикризисное управление…………………………………………………………………..4

    1. Пояснительная записка…………………………………………………………………….6

      1. Место учебной дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения дисциплины………………….6

      2. Особенности изучения дисциплины……………………………….8

      3. Требования к уровню освоения дисциплины и формы контроля..9

    2. Учебно-тематический план (очной и заочной форм обучения)…………………………………………………………………….12

    3. Содержания дисциплины…………………………………………..14

    4. Учебно-методическое обеспечение………………………………….................................................16

1.4.1 Основная литература (лист – вкладка)…………………………….16

1.4.2 Дополнительная литература………………………………………..17

1.4.3 Список нормативных документов………………………………….19

1.5 Темы (вопросы), выносимые для самостоятельного изучения (для студентов очной формы обучения)……………………………………………..20

1.6 Примерный перечень вопросов, выносимых на экзамен……………...20

1.7 Лист – вкладка рабочей программы учебной дисциплины……………22

2 Методические рекомендации студентам очной формы обучения по организации самостоятельной работы………………………………………….23

3 Методические рекомендации студентам заочной формы обучения по организации самостоятельной работы…………………………………………..27

4 Методические указания к семинарским занятиям………………….........32

4.1 Тематический план семинарских занятий…………………………........32

4.2 Рекомендации к подготовке и участию в семинарских занятиях……...32

5 Методические указания по выполнению курсовых работ……………… .39

5.1 Назначение работы……………………………………………………….39

5.2 Виды курсовых работ и их структура……………………………………39

5.3 Методические указания по выполнению отдельных частей курсовой работы……………………………………………………………………………..40

5.4 Выбор темы курсовой работы, порядок ее выполнения и защиты…...43

5.5 Примерная тематика курсовых работ…………………………………..44

6 Методические указания по выполнению контрольных работ (для студентов заочной формы обучения специальности «Маркетинг»)……………………...48

6.1 Цели и задачи контрольной работы…………………………………….48

6.2 Выбор темы контрольной работы……………………………………....48

6.3 Структура и содержание контрольной работы……………………......49

6.4 Оформление и порядок сдачи контрольной работы…………………..49

6.5 Примерная тематика контрольных работ………………………………50

7 Методические рекомендации преподавателю по организации аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов при изучении дисциплины «Антикризисное управление»…………………………………………………...52

8 Тестовые задания для проверки и самопроверки знаний по дисциплине «Антикризисное управление»

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. .1 Место учебной дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения дисциплины

Дисциплина «Антикризисное управление» является одной из базовых дисциплин в подготовке менеджеров, входит в федеральный компонент раздела СД (специальные дисциплины, СД. 04).

Необходимость изучения данной дисциплины вызвана тем, что вступление экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных производителей поставили многие российские организации в сложное финансовое и экономическое положение и сделали их восприимчивыми к кризисным явлениям. Результатом этого явились рост неплатежеспособности и банкротства организаций.

В основе антикризисного управления лежит управление на базе постоянного мониторинга деятельности организации с целью своевременного диагностирования причин ухудшения финансового состояния и определения путей его восстановления и экономического роста.

Под антикризисным управлением понимается не только управление, направленное на вывод организации из кризиса, но и управление, призванное на основе раннего обнаружения кризиса спрогнозировать и предотвратить неплатежеспособность и несостоятельность организации.

Курс «Антикризисное управление» входит в цикл специальных дисциплин и связан с другими дисциплинами как общеэкономической, так и менеджмент – подготовки. Для более глубокого осмысления проблематики антикризисного управления необходимо иметь знания в области экономической теории, макро- и микроэкономики, бухгалтерского учета, финансов, денежного обращения и кредита, экономики организации, основ менеджмента, стратегического менеджмента, инвестиционного менеджмента.

Выписка из ГОС ВПО специальности «Менеджмент организации» №234 ГУМ СП, утвержденного 15.03.2000г.

СД.04

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

Причины возникновения кризисов и их роль в социально- экономическом развитии. Разновидности кризисов. Особенности и виды экономических кризисов. Потребность и необходимость в антикризисном управлении. Механизмы антикризисного управления. Государственное регулирование кризисных ситуаций. Банкротство предприятий и банков. Диагностика банкротства. Санация предприятий. Управление рисками. Инвестиционная политика в антикризисном управлении. Стратегия и тактика антикризисного управления. Взаимодействие с профсоюзами в процессах антикризисного управления. Инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости. Человеческий фактор антикризисного управления.

Основной целью курса является приобретение студентами комплекса экономических знаний и практических навыков о методах и механизмах антикризисного управления организацией в сложных экономических условиях.

Основными задачами дисциплины являются:

  • дать представление о закономерностях и конкретных причинах возникновения кризисных ситуаций в организациях;

  • изучение причинно-следственных связей между неплатежеспособностью и банкротством;

  • построение системы управления платежеспособностью –механизма раннего обнаружения кризиса;

  • показать роль государства в предупреждении кризисных явлений в организациях и преодоление их последствий;

  • изучение современных подходов к антикризисному управлению и последовательности его мер – от планирования, мониторинга и анализа платежеспособности, диагностики финансово-экономического состояния организации до осуществления конкретных действий, направленных на восстановление платежеспособности;

  • изучение основных положений законодательства о несостоятельности (банкротстве), обеспечивающих процедуры реабилитации и ликвидации неплатежеспособных организаций – должников;

  • понимание установленного законом круга обязанностей и прав арбитражных управляющих применительно к конкретным процедурам банкротства: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения;

  • показать роль и возможности использования компромиссных мер – досудебной санации и мирового соглашения во взаимоотношениях между должниками кредитами;

  • изучение правил формирования стратегии и тактики в антикризисном управлении.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 01 История мировой экономики (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Важной частью общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов – экономистов является изучение общественных дисциплин, поскольку оно способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 02 Управление маркетингом (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    региональный, вузовский) Формы обучения очная, заочная Новокузнецк Новокузнецкий филиал-институт государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Кафедра
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф 06 Маркетинг в отраслях и сферах деятельности (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Методические рекомендации преподавателю по организации аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов при изучении курса «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности»
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 04 Маркетинговые коммуникации (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    16 Методические рекомендации преподавателю по организации аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов при изучении курса «Маркетинговые коммуникации» 48
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 04 Антикризисное управление (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Необходимость изучения данной дисциплины вызвана тем, что вступление экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных производителей поставили многие российские организации в сложное финансовое
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 01, Сд. В. 02 Экономическая география и регионалистика (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    ОПД, СД, ДС) Компонент учебного плана: региональный (федеральный, региональный, вузовский) Формы обучения очная, заочная Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 04 Менеджмент (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта по специальности (080102.65) Мировая экономика, утвержденного 17 марта 2 г.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 03 Экономическая география и регионалистика (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Экономическая география и регионолистика» является одной из экономических наук в подготовке экономистов любой специальности. Экономическая география и регионолистика – единственная дисциплина, предметом изучения которой
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 02 Менеджмент (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта по специальности (080109.65) Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденного 17 марта 2 г.

Другие похожие документы..