Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Р. 01 Антикризисное управление (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

5.5 ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

Теоретические:

  • Экономические кризисы в социально-экономических системах

  • Антикризисное управление в условиях банкротства предприятий

  • Опыт использования закона о несостоятельности (банкротстве)

на промышленных предприятиях России

  • Эффективность внешнего управления на промышленных предприятиях

  • Кадровая политика в условиях антикризисного управления

  • Создания холдингов как одно из направлений реструктуризации предприятий

  • Способы восстановления платежеспособности предприятий

  • Реструктуризация предприятий в условиях антикризисного управления

  • Инвестиционная политика предприятий в условиях антикризисного управления

  • Механизм создания дочерних предприятий в рамках холдинга

  • Способы продвижения продукции предприятия на рынки в условиях антикризисного управления

  • Оценка признаков банкротства предприятий

  • Несостоятельность и банкротство

  • Способы количественной оценки платежеспособности

  • Система управления платежеспособностью: назначение, структура, функции, задачи

  • Количественная оценка глубины кризиса

  • Механизм антикризисного управления

  • Стратегия и тактика антикризисного управления

Прикладные:

  • Реорганизация системы управления в условиях антикризисного управления (на примере……)

  • Социальные проблемы в условиях банкротства предприятий и пути их решения (на примере……)

  • Пути повышения конкурентоспособности предприятия в условиях антикризисного управления (на примере……)

  • Диверсификация на промышленных предприятиях в условиях антикризисного управления (на примере……)

  • Диагностика финансово-экономического состояния предприятия (на примере……)

  • Формирование правил поведения предприятия на рынках в условиях антикризисного управления (на примере……)

Список рекомендуемой для выполнения курсовой работы литературы приводится в настоящем УМК в разделах 1,4.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ГРАФИК

ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

студентом_____________________________________________________

гр.___________________________________________________________

на тему_______________________________________________________

по дисциплине_________________________________________________

Пример заполнения

этапа

Название

этапа

Контрольные точки

Дата защиты работы

Дата

% выполнения

работы

План

Факт

План

Факт

1

Теоретический раздел

10.03

30

20

15.05

28.05

2

Аналитический раздел

10.04

70

40

3

Проектный раздел

10.05

100

65

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ (ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МАРКЕТИНГ»)

6.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа - внеаудиторная самостоятельная творческая работа студента. Её целями являются:

- cистематизация, закрепление и расширение теоретических знаний студентов по избранной специальности;

- развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования;

- определение уровня теоретических знаний студентов, а также умения применять их для решения конкретных задач антикризисного управления.

В соответствии с поставленными целями студент в процессе выполнения контрольной работы должен решить следующие задачи:

- обосновать актуальность темы;

- изучить теоретические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме;

- изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме;

- оформить работу в соответствии с нормативными требованиями.

6.2 ВЫБОР ТЕМЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Выбор темы осуществляется по следующему правилу:

номер контрольной работы (перечень контрольных работ приводится в настоящих Указаниях) должен соответствовать порядковому номеру фамилии студента в списке группы. Студент вправе предложить другую тему и при согласии руководителя выполнять работу по этой теме.

6.3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Необходимо придерживаться следующей структуры:

Введение, основная часть, заключение, список используемой литературы. Основная часть, как правило, должна включать два раздела:

  1. Теоретические основы изучаемой проблемы.

  2. Прикладной аспект изучаемой проблемы.

ВВЕДЕНИЕ содержит обоснование актуальности темы исследования, постановку задачи исследования, цель работы и решаемые задачи. Объем – 1-2 страницы.

РАЗДЕЛ 1 – «Теоретические основы изучаемой проблемы» включает аналитический обзор теоретических и методических положений по теме контрольной работы, оценку студентом степени изученности проблемы и его позицию по дискуссионным вопросам.

РАЗДЕЛ 2 – «Прикладной аспект изучаемой проблемы» включает краткий анализ практического решения рассмотренных в предыдущем разделе вопросов в организации, где работает студент, и его рекомендации по улучшению состояния дела. Общий объем основной части – 12-15 страниц.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ приводятся выводы по проведенному исследованию. Объем – 1 страница.

В СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ включаются только те литературные источники, которые использовались при выполнении контрольной работы и на которые есть ссылки в тексте работы.

Общий объем контрольной работы 15-20 страниц.

6.4 ОФОРМЛЕНИЕ И ПОРЯДОК СДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа должна быть оформлена согласно Правилам оформления студенческих (курсовых и дипломных) работ.

Срок сдачи контрольной работы преподавателю на проверку (через лаборанта кафедры или заочное отделение деканата) не менее чем за две недели до экзамена по данной дисциплине.

При незачтенной работе студент к экзамену не допускается.

6.5 ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

  1. Экономический кризис в организации: сущность, признаки, причины, последствия.

  2. Антикризисное управление на предприятии: цель, содержание, этапы.

  3. Критерии и модели оценки несостоятельности.

  4. Назначение и содержание диагностики экономического состояния предприятия.

  5. Оценка платежеспособности предприятия (на примере).

  6. Причины банкротства предприятий.

  7. Процедура финансового оздоровления: порядок введения, назначение, результаты.

  8. Мировое соглашение: назначение, содержание, механизм заключения.

  9. Наблюдение: порядок введение, назначение, содержание, результаты.

  10. Внешнее управление: порядок введения, назначение, содержание, результаты.

  11. Конкурсное производство: порядок введения, назначение, содержание, результат.

  12. Роль конкурсных кредиторов при банкротстве предприятия.

  13. Особенности банкротства градообразующих и крупных предприятий.

  14. Формирование антикризисной ассортиментной политики.

  15. Формирование сбытовой политики в условиях антикризисного управления.

  16. Формирование ценовой политики в условиях антикризисного управления.

  17. Оценка конкурентоспособности продукта (на примере).

  18. Реорганизация организационной структуры управления на предприятии в условиях кризиса.

  19. Содержание кадровой политики в условиях кризиса на предприятии.

  20. Антикризисная команда: порядок и принципы ее формирования.

  21. Управление дебиторской задолженностью в условиях кризиса.

  22. Управление кредиторской задолженностью в условиях кризиса.

  23. Формирование инвестиционной стратегии в условиях кризиса.

  24. Формирование стратегии финансового оздоровления предприятия.

  25. Порядок составления бизнес-плана финансового оздоровления предприятия.

  26. Виды платежеспособности.

  27. Виды неплатежеспособности.

  28. Количественная оценка платежеспособности.

  29. Система управления платежеспособностью и ее роль в антикризисном управлении.

Список литературы, рекомендуемой для выполнения контрольных работ, приводится в разделах 1, 4 настоящего УМК.

7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

Преподаватель должен содействовать усвоению студентами новых знаний, глубоко и доступно излагая программный материал, обеспечивая его всеми необходимыми методическими рекомендациями по организации самостоятельной работы.

В обеспечении качества обучения и воспитания студентов, подготовки в конечном итоге квалифицированного специалиста многое зависит от того, как организован образовательный процесс, как он оснащен материально-технически, информационно-технологически, учебно-методически; каков сам вуз, его имидж, опыт и традиции; каков потенциал профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала, какова морально-психологическая и деловая атмосфера в нем, какие педагогические устои здесь выработаны. Среди отмеченных условий и предпосылок, необходимых для качественной подготовки менеджера и маркетолога, как и всякого иного специалиста высшей квалификации, решающее значение принадлежит научно-педагогическому составу вуза в целом и каждому преподавателю в отдельности, т.е. тем, кому дано не только учить, но и оценивать, аттестовывать студента по всем параметрам учебы и практики, тем самым оценивать и самого себя.

Грамотное и продуманное учебно-методическое обеспечение процесса преподавания является важным компонентом успешного изучения любой учебной дисциплины.

Антикризисное управление является комплексной наукой и учебной дисциплиной, включающей в себя научные предметы, знания и методы других общественных, исторических, экономических и юридических наук. Поэтому для повышения эффективности процесса обучения преподавателю очень важно использовать возможности межпредметных связей антикризисного управления с другими дисциплинами.

Преподавателю, читающему курс антикризисного управления, необходимо включать в процесс занятий материал из практической деятельности, ориентировать студентов на теоретическое осмысление вопросов банкротства. При преподавании учебной дисциплины важнейшей задачей является формирование у студентов понятийного и категориального аппарата антикризисного управления.

Обучение студентов осуществляется по традиционной технологии (лекции, семинары) с включением инновационных элементов – проблемных лекций, разработку групповых проектов, дискуссии, применение тестирующих программ в текущей и итоговой аттестации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛЕКЦИЙ

Традиционно подготовка вузовской лекции предполагает определение цели изучения материала по данной теме; составления плана изложения материала; определение основных понятий темы; подбор основной литературы к теме.

При подготовке лекции важно временное планирование, определение четко по времени каждой структурной части лекции и строгое выполнение этого времени в аудитории. Чтобы загруженность материалов вопросов плана лекции была более-менее равномерной, необходимо уже при этой работе определять места с отсылкой к самостоятельному изучению студентами части материала или повторения проблемы, вынесенной в лекцию.

При планировании лекционных вопросов необходимо хорошо продумать и четко обозначить связки между излагаемым в них материалом, чтобы лекция получилась логически выстроенной и органичной. Часть материала рационально давать через схемы с использованием мультимедийного оборудовании.

При этом нужно помнить, что схема несет большую смысловую нагрузку и выстраивать ее необходимо продуманно и четко.

Наиболее приемлемой манерой изложения материала лекции является, как правило, академический стиль, для которого характерны четкость и ясность формулировок, хорошая литературная форма, владение голосом, хорошая дикция, умение держаться перед аудиторией и устанавливать с ней контакт, поддержание дисциплины. Средний темп изложения материала – 45-50 слов в минуту, что, с одной стороны, позволяет студенту вести конспект, а, с другой стороны, не допускать диктовки (темп последней составляет 20-25 слов в минуту). Вполне допустимо повторение наиболее важных элементов, формулировок. Нельзя считать приемлемым изложение материала в положении сидя, не отрываясь от конспекта.

Следует поддерживать обратную связь с аудиторией, периодически обращаясь с вопросами по предыдущему материалу дисциплины и другим дисциплинам, связанным с излагаемым на занятии материалом.

Целесообразно приводить примеры из современной практики, зарубежного опыта. Такого рода примеры вносят аритмию в учебный процесс, нарушая монотонность и снижая утомляемость студентов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Целью семинарских (практических) занятий является закрепление теоретического материала, формирования навыков и умений посредством применения теоретических знаний для решения практических задач.

Занятия следует проводить по следующей схеме:

  • контрольная работа (15-20 мин.) – по завершении каждой темы;

  • устный опрос;

  • разбор конкретных производственных ситуаций;

  • тестовые опросы - по завершении каждой темы;

Вне зависимости от опыта преподаватель должен готовиться к каждому занятию, формулируя вопросы контрольной работы (в случае ее проведения) и для устного опроса, постановку задачи и содержание производственной ситуации, разбор которой будет осуществляться на занятии.

При проведении занятий настраивать студентов на то, чтобы они отвечали по существу, грамотно формулировали и излагали ответ, который должен быть аргументированным, лаконичным и в то же время подробным. Приучать к тому, чтобы студенты овладевали важнейшим для руководителя качеством - системно

мыслить.

Проводя занятие, преподаватель должен обеспечить равномерное участие студентов в обсуждении поставленных вопросов. В ходе обсуждения следует давать краткие комментарии каждого выступления студентов, делая при этом упор на сильные его стороны. Воздерживаться от резкой критики, находить в каждом, даже слабом, выступлении положительные моменты, не жалеть поощрительных слов в адрес выступившего, способствуя тем самым его активному участию в следующих семинарах. В то же время не следует поощрять пустые разглагольствования, тактично, но твердо их пресекать, направляя обсуждение в нужное русло.

При разработке групповых проектов преподавателю следует правильно определить тему проекта. С одной стороны, она не должна быть очень сложной и соответственно неподъемной, с другой, она должна быть комплексной, чтобы студенты могли использовать весь багаж знаний, полученных при изучении курса. Академическая группа разбивается преподавателем на подгруппы (бригады) по 4-5 человек, примерно равные по творческому потенциалу.

Тема проекта «Разработка программы раннего обнаружения кризиса и антикризисных мер на предприятии» является общий для всех бригад, но каждая из них самостоятельно выбирает конкретное предприятие. После того, как преподаватель дал вводную и объявил регламент работы, избранный членами бригады бригадир распределяет задания между членами бригады.

Преподаватель выполняет роли консультанта и арбитра. Так как проект выполняется в течение трех двухчасовых занятий, между отдельными занятиями работа над проектом продолжает выполняться во внеаудиторное время. По окончании проекта состоится публичная его защита. При этом любой вопрос может быть адресован любому члену бригады.

Каждое семинарское занятие завершается подведением итогов и объявления оценок, полученных студентами за устные ответы (оценки за контрольные работы и ответы на тесты объявляются на следующем занятии).

Чтобы полученные студентами оценки (баллы) играли стимулирующую роль, они должны накапливаться преподавателем в течение семестра. Их целесообразно дополнить баллами, учитывающими посещение занятий.

Исходя из суммарного количества набранных баллов за семестр, преподаватель принимает решение по каждому студенту: от «автомата» за экзамен до дифференцированного количества дополнительных вопросов на экзамене каждому студенту.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕСТИРОВАНИЯ

В современном гуманитарном, в том числе и экономическом образовании тестирование используется в качестве наиболее эффективной формы контроля полученных знаний по соответствующим темам учебной дисциплины.

Тестовые задания предназначены для усвоения основных положений дисциплины, для закрепления знаний, полученных в процессе лекционного курса, семинарской и самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой.

Проведение тестирования целесообразно и на дневном, и на заочном отделении.

Тестирование имеет ряд несомненных достоинств. Во–первых, при его использовании существенно экономится учебное время аудиторных занятий. Во–вторых, данным способом можно опросить достаточно большое количество студентов за ограниченное время. В–третьих, данная форма контроля, как правило, дает достаточно надежный результат, поскольку опрос проводится по большому числу вопросов и «элемент угадывания» не имеет существенного значения.

В то же время, думается, что полностью переходить на тестовый контроль знаний студентов, не совсем целесообразно. Как будущие менеджеры и маркетологи студенты должны не только получать определенный набор знаний по специальности, но и приобретать определенные навыки, важнейшим из которых является навык грамотной устной речи. Поэтому проведение итоговых экзаменов представляется более целесообразным в традиционной устной форме, так как тесты не позволяют оценить такие важные качества, как умение грамотно излагать свои мысли, отстаивать определенные точки зрения, аргументировать их и пр.

Кроме того, далеко не по каждой теме курса антикризисного управления могут быть сформулированы корректные вопросы для тестовых заданий. Это объясняется тем обстоятельством, что по ряду вопросов в современной теории антикризисного управления не имеется единого подхода, существуют различные точки зрения. Поэтому только общение со студентами в устной форме позволит выявит его уровень знаний по тем или иным дискуссионным вопросам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКЗАМЕНА КАК ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Преподавателю следует четко продумать организационное начало экзамена, а также обеспечить наличие и заполнение экзаменационной документации (ведомости, зачетных книжек присутствующих на экзаменах студентов).

На предэкзаменационной консультации студентов обязательно следует ознакомить с требованиями, предъявляемыми к продолжительности подготовки ответа (30 мин, тезисный ответ в письменном виде) и непосредственно ответа (10 мин., полное содержание вопроса, раскрытие его, т.е. знание основных терминов, понятий и наличие выводов), а также с критериями оценки ответа. Последние могут быть сформулированы следующим образом:

Отлично: раскрытый вопрос, четкая логика изложения, доказательность, исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы, эрудиция, культура речи.

Хорошо: не совсем полный ответ, не в полной мере доказательный, но четкие ответы на дополнительные вопросы, культура речи.

Удовлетворительно: слабый ответ, недостаточное знание материала, мало необходимых выводов, нечеткое знание терминологии.

Неудовлетворительно: незнание материала, содержания основных понятий, отсутствие логики изложения, связанного рассказа. А также отказ отвечать на вопросы билета.

Важно, чтобы преподаватель мог создать на экзамене атмосферу высокой требовательности и одновременно доброжелательности. Поставленные оценки необходимо комментировать, чтобы студент знал просчеты своего ответа и мог учесть ошибки в дальнейшей работе.

На экзамене необходимо наличие Программы учебной дисциплины, которой студенты могут пользоваться при подготовке к ответам.

1 Заполняется по всем выпускающим кафедрам, для ООП которых ведется данная дисциплина

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 01 История мировой экономики (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Важной частью общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов – экономистов является изучение общественных дисциплин, поскольку оно способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 02 Управление маркетингом (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    региональный, вузовский) Формы обучения очная, заочная Новокузнецк Новокузнецкий филиал-институт государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Кафедра
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф 06 Маркетинг в отраслях и сферах деятельности (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Методические рекомендации преподавателю по организации аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов при изучении курса «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности»
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 04 Маркетинговые коммуникации (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    16 Методические рекомендации преподавателю по организации аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов при изучении курса «Маркетинговые коммуникации» 48
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 04 Антикризисное управление (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Необходимость изучения данной дисциплины вызвана тем, что вступление экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных производителей поставили многие российские организации в сложное финансовое
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 01, Сд. В. 02 Экономическая география и регионалистика (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    ОПД, СД, ДС) Компонент учебного плана: региональный (федеральный, региональный, вузовский) Формы обучения очная, заочная Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 04 Менеджмент (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта по специальности (080102.65) Мировая экономика, утвержденного 17 марта 2 г.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 03 Экономическая география и регионалистика (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Экономическая география и регионолистика» является одной из экономических наук в подготовке экономистов любой специальности. Экономическая география и регионолистика – единственная дисциплина, предметом изучения которой
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 02 Менеджмент (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта по специальности (080109.65) Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденного 17 марта 2 г.

Другие похожие документы..