Положение об учебно-методическом обеспечении дисциплин и издании учебно-методической литературы в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования

ПРИЛОЖЕНИЕ

УТВЕРЖДЕНО

приказом ректора ФГОУ ВПО

«Северо-Кавказская академия

государственной службы»

от ____________2010 года № ____

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН

И ИЗДАНИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение «Об учебно-методическом обеспечении дисциплин и издании учебно-методической литературы в Северо-Кавказской академии государственной службы» (далее – Положение) разработано в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 года № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 года № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 сентября 2005 года № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений», приказом Министерства образования и науки РФ от 06 мая 2005 года № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», приказом Министерства образования и науки РФ от 11 апреля 2001 года № 1623 «Об утверждении минимальных нормативов обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов», письмом Министерства образования и науки РФ от 19 мая 2000 года № 14-52-357ин/13 «О порядке формировании основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов», письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17 апреля 2006 года № 02-55-77ин/ак «О новых критериях показателя государственной аккредитации высших учебных заведений», Уставом Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказская академия государственной службы» (далее – СКАГС).

1.2. Положение предназначено для утверждения единых требований к учебно-методическому обеспечению всех дисциплин, реализуемых в СКАГС. Положение определяет основные требования к содержанию и оформлению учебно-методической литературы; устанавливает порядок издания и обеспечения учебно-методической литературой структурных подразделений СКАГС.

1.3. Проректор по учебной и воспитательной работе организует и координирует работу кафедр по методическому обеспечению учебного процесса, планированию и подготовке к изданию учебно-методической литературы в СКАГС.

1.4. Заведующий кафедрой руководит разработкой учебных программ по дисциплинам кафедры, подготовкой к изданию учебно-методических комплексов (пособий), контролирует выполнение плана издания учебно-методической литературы, обеспечивает составление отчета об издании учебно-методической литературы кафедры.

II. Основные нормативные требования к содержанию

учебно-методической литературы

2.1. СКАГС обеспечивает студентов основной учебной и учебно-методической литературой, методическими пособиями, необходимыми для организации образовательного процесса по всем дисциплинам реализуемых образовательных программ в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего профессионального образования.

2.2. Объем фонда основной учебной литературы (с грифом Минобразования России, других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, имеющих в ведении высшие учебные заведения, и учебно-методических объединений вузов России) должен составлять по количеству названий не менее 60% от всего библиотечного фонда.

2.3. С учетом степени старения литературы библиотечный фонд СКАГС в обязательном порядке должен быть укомплектован изданиями основной учебной литературы по дисциплинам общегуманитарного и социально - экономического профиля, изданными в последние 5 лет (за объективно необходимым исключением), по естественнонаучным и математическим дисциплинам - в последние 10 лет, по общепрофессиональным дисциплинам - за последние 10 лет, по специальным - в последние 5 лет.

2.4. Учебно-методический комплекс дисциплины является частью основной образовательной программы и разрабатывается по каждому направлению или специальности подготовки. Он включает в себя:

а) учебную программу дисциплины, содержащую:

- цели изучения дисциплины, в том числе имеющие междисциплинарный характер или связанные с задачами воспитания;

- содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов;

- учебно-методическое обеспечение дисциплины, включая перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю и методические указания студентам;

- требования к уровню освоения программы и формы текущего промежуточного и итогового контроля;

б) рекомендации по порядку проведения промежуточных и итоговых аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации, установленными образовательным стандартом высшего профессионального образования);

в) опорные тезисы лекций.

Методические рекомендации (материалы) для преподавателя могут оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны указывать на средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем и разделов наиболее эффективно.

Методические указания для студентов могут оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны раскрывать рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы, а также выполнение самостоятельной работы, в том числе курсовых работ.

2.5. Учебные программы (программы курса) разрабатываются кафедрами по всем дисциплинам учебного плана федерального, регионального (вузовского) компонентов, а также и цикла дисциплин по выбору студентов. По дисциплинам федерального компонента учебные программы разрабатываются с учетом требований образовательного стандарта высшего профессионального образования. По дисциплинам регионального (вузовского) компонента и дисциплинам по выбору студентов учебные программы разрабатываются самостоятельно по решению кафедр и должны быть утверждены Учебно-методической комиссией Ученого совета СКАГС.

2.6. Учебная программа в области целейизучения дисциплины, требованийк знаниям, умениям, а также содержаниядисциплины для конкретной специальности является единым документом для всех форм обучения (очная, очно-заочная, заочная и обучение по сокращенной образовательной программе).

2.7. На базе минимума требований образовательного стандарта высшего профессионального образования могут разрабатываться авторскиеучебные программы. Их разработка является важным направлением создания учебно-методического обеспечения процесса обучения. Практическая ценность авторских программ состоит в возможности обобщения и распространения лучшего опыта, выявления оригинальных подходов в определении содержания, преподавания дисциплины. Автор программы вправе существенно дополнить требования образовательного стандарта, отразить свою концепцию в части теоретических и практических положений дисциплины, подчеркнуть специфику данного курса, связанную с особенностями вуза, региона его деятельности, ситуацией на рынке труда и др.

2.8. Учебная программа хранится на кафедре на бумажном и электронном носителе и обязательно включается в состав издаваемых учебно-методических комплексов (пособий) по дисциплинам, размещается на сайте СКАГС.

III. Методическое обеспечение учебного процесса

3.1. Методическому обеспечению подлежат все формы аудиторной работы студентов (аудиторные занятия): лекции, лабораторные, практические, семинарские занятия, а также внеаудиторные формы работы - самостоятельная работа студентов (СРС),все виды практик, контрольные, курсовые и дипломные работы, различные формы текущего и итогового контроля знаний, умений и навыков студентов.

3.2. Методическое обеспечение учебного процесса составляет:

1.Учебные программы по дисциплинам в т.ч. междисциплинарным госэкзаменам.

2.Программы всех видов практик.

3.Задания и методические указания по проведению практических и семинарских занятий, практикумов.

4.Сборники ситуационных заданий.

5.Деловые игры.

6.Задания для домашней контрольной работы студентов-заочников и методические указания по их выполнению.

7.Методические указания по выполнению курсовых, дипломных работ.

8.Задания для самостоятельной работы студентов по курсу и методические указания по их выполнению.

9.Фонды контрольных заданий: сборники практических задач, упражнений, тестов, экзаменационных билетов и вопросов к зачетам и др..

10.Методические рекомендации (частные методики) по обучению дисциплине для преподавателей.

11.Курс лекций преподавателей.

IV. Планирование издания учебно-методической литературы

4.1. Издание учебно-методической литературы осуществляется в соответствии с планом, ежегодно утверждаемым ректором СКАГС.

4.2. Подготовка проекта плана издания учебно-методической литературы СКАГС осуществляется на основе заявок (планов) кафедр.

4.3. План кафедры составляется исходя из потребности в литературе по дисциплинам учебного плана, с учетом требований к обеспеченности обучающихся учебной литературой и периодичности ее издания.

4.4. Подготовка, издание и тиражирование учебно-методической литературы для студентов первого курса по всем специальностям и направлениям является приоритетной.

4.5. Необходимость подготовки и издания курса лекций по всем дисциплинам является прерогативой кафедры.

4.6. Подготовка и издание программы междисциплинарного государственного экзамена по каждой специальности являются обязательными.

4.7. В план кафедры включаются следующие сведения: наименование методической литературы, вид литературы, Ф.И.О. автора, объем, срок издания, форма обучения, специальность, предполагаемый тираж.

4.8. Сведения об объеме и предполагаемом тираже учебно-методической литературы используются для определения порядка финансирования расходов на издание этой литературы.

4.9. Предполагаемый объем отдельной работы рассчитывается по формуле согласно п.6.15. Предполагаемый тираж рассчитывается: 0,5 от количества обучающихся по данной дисциплине в будущем году + восемь экземпляров (кафедра) + двенадцать экземпляров (для филиалов) + шесть экземпляров (специалисту).

4.10. План кафедры подписывает заведующий кафедрой.

4.11.Подписанный план кафедры подается в Учебно-методическое управление в срок до 1 ноября для формирования проекта плана издания учебно-методической литературы СКАГС.

4.12.План издания учебно-методической литературы СКАГС рассматривается и утверждается Учебно-методической комиссией, затем утверждается ректором в срок до первого декабря (приложение № 1).

4.13. Отчет об издании учебно-методической литературы утверждается Ученым советом в срок до первого ноября (приложение № 2).

V. Правила подготовки учебно-методической литературы

5.1. Учебно-методическая литература печатается для внутривузовского использования и включает в себя учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия, учебно-методические комплексы, учебно-практические пособия, учебно-методические разработки, учебно-методические рекомендации, лекции, программы.

Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, соответствующее учебной программе и оформлению, утвержденное в качестве данного издания официально.

Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или заменяющее (частично или полностью) учебник.

Учебно-методический комплекс включает учебно-тематический план, программу курса, план семинарских занятий, литературу, темы курсовых и дипломных работ, вопросы к зачету и экзамену, тесты, глоссарий.

Учебно-методическое пособие – учебное издание по методике преподавания учебной дисциплины. Помимо разделов, обязательных для учебно-методического комплекса, может включать краткий курс лекций, тестовые и контрольные задания.

Учебно-практическое пособие – учебное издание, содержащее задания, деловые игры, тесты, задачи дисциплины или отдельной темы дисциплины в целях проведения практических занятий или для самостоятельного изучения.

Учебно-методическая разработка – учебное издание, включающее новые, разработанные автором методические материалы по изучению дисциплины, курса.

Учебно-методические рекомендации – краткое учебное издание, содержащее советы методического плана по выполнению заданий изучения курса.

Лекции – курс лекций по отдельной дисциплине.

Программа – учебное издание, содержащее программу курса, литературу и вопросы для итогового контроля.

5.2. Подготовка к изданию осуществляется в соответствии с утвержденным на заседании Учебно-методической комиссии планом издания учебно-методической литературы в СКАГС календарном году. Отступление от плана допускается только в случае внесения изменений согласованных решением Учебно-методической комиссии, утвержденных приказом ректора.

5.3. Срок актуальности методической литературы дисциплины не более пяти лет. Содержание учебно-методической литературы может ежегодно обновляться с учетом изменения законодательства, развития науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

5.4. Подготовленная автором работа обсуждается на заседании кафедры, проходит внутреннее рецензирование.

5.5. На титульном листе заведующий кафедрой подписывает материал с резолюцией «Прошу издать в количестве N экземпляров». К учебно-методическому комплексу (пособию) прилагаются выписка из протокола заседания кафедры, внутренняя рецензия (или внешняя). В выписке из протокола указывается ответственный редактор данной работы.

5.6. Оформленная работа (бумажный и электронный вариант), выписка из протокола и рецензия передаются специалисту Учебно-методического управления для проверки соответствия Положению об УМК и регистрации в Журнале учета методической литературы. Далее работа проверяется редактором. В случае обнаружения большого количества орфографических ошибок или несоответствия требованиям настоящего Положения работа возвращается автору для исправления замечаний.

5.7. После исправления новый и старый варианты работы возвращаются специалисту Учебно-методического управления для регистрации, проверки и уточнения тиража.

5.8. Подготовленные к печати учебно-методические комплексы (пособия) рассматриваются и утверждаются на очередном заседании Учебно-методической комиссии. По поручению Председателя Учебно-методической комиссии учебно-методические комплексы (пособия) могут быть переданы для дополнительного рецензирования преподавателям других кафедр, вузов.

5.9. После подписания работы проректором для тиражирования в службу оперативной полиграфии ее электронный вариант лаборант (специалист по учебно-методической работе) кафедры передает в отдел АУКК для презентации на сайте вуза (приложение № 3).

5.10. После утверждения на заседании Учебно-методической комиссии специалист Учебно-методического управления передает подготовленную к печати работу проректору по науке, послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию на согласование, которое включает в себя формулировку «В печать (количество) экземпляров», подпись и дату. После согласования с проректором работа передается в множительную службу.

5.11. После издания учебно-методическая литература поступает на склад. Восемь экземпляров получает лаборант кафедры, на которой был подготовлен учебно-методический комплекс (пособие), оставшийся тираж распределяется между библиотекой и книжным лотком в соотношении 50:50. Филиалы СКАГС получают экземпляры нового учебно-методического комплекса (пособия) у специалиста Учебно-методического управления.

  1. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (2)

    Документ
    Развитие учебно-образовательного и воспитательного процесса в системе «МГТУГА - средние школы САО г. Москвы», направленного на повышение качества подготовки учащихся,
  2. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (4)

    Документ
    Разработка и внедрение комплекса специализированных образовательных программ инженерного профиля в рамках повышения квалификации работников Московского аэроузла на основе организации системы дополнительного обучения кадров
  3. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (13)

    Документ
  4. Положение об организации образовательного процесса в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования

    Документ
    1. Организация образовательного процесса в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»1 осуществляется в соответствии
  5. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (1)

    Документ
    Разработка научно-методического обеспечения для дополнительного обучения лиц с ограниченными возможностями с целью получения ими сертификата специалиста по проведению социологических исследований.
  6. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (3)

    Документ
    К выполнению организационной работы (сбор информационной информации, подбор литературы, оформительская работа, расчет заработной платы и т.д.) привлекались также
  7. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (6)

    Документ
    Разработка научно-методического обеспечения развития педагогического потенциала специализированных школ для детей с ограниченными возможностями на основе повышения квалификации учителей по циклу социогуманитарных дисциплин с включением
  8. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (8)

    Документ
    Проведено совершенствование научно-методической базы проведения профильных олимпиад в соответствии с основными целями и принципами государственной научно-технической политики с учетом действующих школьных программ; разработаны новые
  9. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (11)

    Документ
    Проведено совершенствование научно-методической базы проведения профильных олимпиад в соответствии с основными целями и принципами государственной научно-технической политики с учетом действующих школьных программ; разработаны новые

Другие похожие документы..