Учебно-методическое пособие по истории Отечества для студентов медицинских вузов очного отделения Курск 2010 г

СЕМИНАР №11

Царизм и модернизация России (2 часа).

План:

  1. Россия и мир на рубеже XIX – XX веков: противоречивость развития.

  2. Особенности экономического развития Российской империи в конце XIX – начале XX вв. Реформы Витте.

  3. Внешняя политика России на рубеже XIX – XX вв. Влияние русско-японской войны на внутреннее положение в стране.

  4. Первая русская революция: причины, этапы, результаты.

  5. Столыпинская политика модернизации; отношение российского общества к ее результатам.

  6. Влияние Первой мировой войны на общественно-политический процесс в России.

Литература:

  1. Аврех А.Я. – Царизм на кануне свержения. – М., 1989.

  2. Аврех А.Я. – Столыпин П.А. и судьба реформ в России – М., 1991.

  3. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России XIX – XX в.в./ Состав. Е. Мироненко – М., 1991.

  4. История России XX века / отв. ред. Дмитренко В.П./ – М., 1996.

  5. Ключевский В.О. – Курс русской истории / Соч. в 9 т. – М., 1987-1989г.г.

  6. Политическая история России. – СССР – Российская Федерация. В 2-х т. – М., 1996.

  7. Историки в раздумьях о судьбах России / под ред. Проф. А.Ю. Друговской / - Курск, 1999.

  8. Нефедов С.А. Истоки 1905 года: «Революция извне»? // Вопросы истории. 2008. №1. С. 47–61.

  9. Егоров А.Н.Выборгское воззвание 1906 г. в отечественной историографии // Вопросы истории. 2008. №8. С. 100–111.

  10. Любичанковскиц С. Ремонтируемая вертикаль: Губернская реформа в панах правимтельства Николая II // Родина. 2008. №7. С. 76-80.

  11. История России: учебник для технических вузов / под ред. М.Н.Зуева, А.А. Чернобаева – 2-е изд., переработанное и доп. М., 2004.

  12. История Отечества: учебник для студентов вузов / Е.М. Скворцова, А.Н. Маркова. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 845 с. – (Серия «Cogito ergo sum»). С.521–569, с.594–600.

СЕМИНАР №12

Выбор пути России в 1917 году (2часа).

План:

  1. Падение самодержавия и проблемы исторического выбора в феврале 1917 года. Временное правительство и его деятельность. Плюсы и минусы.

  2. Особенности социальной психологии и политических предпочтений масс. Формирование революционных правительств.

  3. Поиск выхода из кризиса. Демократическое совещание и предпарламент.

  4. Феномен большевизма. Октябрьский переворот 1917 года.

  5. Формирование органов Советской власти.

Литература:

  1. Рабинович А. – Большевики приходят к власти – М., 1999.

  2. Спирин Л.М. – Россия в 1917 году. Из истории борьбы политических партий – М., 1987.

  3. Троцкий Л. – К истории русской революции – М., 1990.

  4. Ленин В.И. – О задачах пролетариата в нашей революции (Полн. собр. соч., т.31).

  5. Ферро М. – Николай II – М., 1991.

  6. Октябрьский переворот: революция 1917 года глазами ее руководителей – М., 1991.

  7. Политическая история России – СССР – Российская Федерация. В 2-х т. – М., 1996.

  8. Историки в раздумьях о судьбах России. / Под ред. проф. А.Ю. Друговской./ - Курск, 1999.

  9. Макаренко П.В. Германский фактор в Октябрьской революции 1917 г. // Вопросы истории. 2008. №5. С.30–46.

  10. Медушевский А.Н. Учредительное собрание как политический институт революционного периода // Отечественная история. 2008. №2. С. 3–29.

  11. История России: учебник для технических вузов / под ред. М.Н.Зуева, А.А. Чернобаева – 2-е изд., переработанное и доп. М., 2004.

  12. История Отечества: учебник для студентов вузов / Е.М. Скворцова, А.Н. Маркова. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 845 с. – (Серия «Cogito ergo sum»). С.570–606.

СЕМИНАР №13

Социально-экономическое и политическое развитие Советского государства в 30-е годы (2 часа).

План:

  1. Гражданская война: причины, основные события, итоги, уроки. Политика «военного коммунизма» большевиков.

  2. НЭП: сущность, итоги, причины свертывания.

  3. Индустриализация и коллективизация в 30-е годы в СССР.

  4. Складывание тоталитарной системы в СССР. Сталинизм.

Литература:

  1. Борисов Ю.С., Курицын Б.М., Хван Ю.С. – Политическая система 20-30-х – М., 1989.

  2. Боффа Д. – История Советского Союза. В 2-х т. – т.1 М., 1990.

  3. Страницы истории Советского общества – М., 1989.

  4. Зевелев А.И. – Истоки сталинизма – М., 1990.

  5. История России XX века /отв. ред. Дмитренко В.П./ – М., 1996.

  6. Историки в раздумьях о судьбах России. / Под ред. проф. А.Ю. Друговской./ - Курск, 1999.

  7. Владимирский М.В. К истории финансирования белого Юга (1918–1920) // Отечественная история. 2008. №3. С. 37–52.

  8. Скорик А.П., Бондарев В.А. Расказачивание на Юге России в 1930-х гг.исторические мифы и реальность // Отечественная история. 2008. №5. С. 97–108.

  9. Шишкин В.И. 1918 г.: от Директории к военной диктатуре // Вопросы истории. 2008. №10. С. 42–62.

  10. Сахаров А.Н. 1930: год «коренного перелома» и начало Большого террора // Вопросы истории. 2008. №9. С. 40–70.

  11. Арзаканян М.Ц. Шарль де Голь и Михаил Тухачевский // Вопросы истории. 2008. №3. С.44–56.

  12. Ильин А. «А если придет человек без мандата, или даже хроменький?»: Избирательная кампания 1937 года // Родина. 2008. №8. С.101-108.

  13. История России: учебник для технических вузов / под ред. М.Н.Зуева, А.А. Чернобаева – 2-е изд., переработанное и доп. М., 2004.

  14. История Отечества: учебник для студентов вузов / Е.М. Скворцова, А.Н. Маркова. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 845 с. – (Серия «Cogito ergo sum»). С. 607–722.

СЕМИНАР №14

Советское государство и общество в годы Второй мировой войны (2 часа).

План:

  1. Фашизм и складывание тоталитарных режимов на Западе. Причины и характер Второй мировой войны.

  2. Нападение фашистской Германии на СССР. Цели и характер Великой Отечественной войны. Мобилизация всех сил страны на отпор врагу. Битва под Москвой.

  3. Коренной перелом в войне (Ноябрь1942 – конец 1943г).

  4. Изгнание фашистских оккупантов с территории СССР. Освободительная миссия Красной Армии.

  5. Капитуляция фашистской Германии и милитаристской Японии.

  6. Решающий вклад Советского союза в спасение мировой цивилизации. Источники победы советского народа, ее уроки и международное значение.

Литература:

  1. Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. Энциклопедия – М., 1985.

  2. Вторая мировая война. Краткая история – М., 1985.

  3. Гриф секретности снят. Потери вооруженных сил СССР в войнах, боевых, военных конфликтах: статистическое исследование. – М., 1993.

  4. Жуков Г.К. – Воспоминания и размышления – М., 1977.

  5. История России и мировые цивилизации – М., 1997.

  6. История России с древнейших времен до конца XX века – М., «Дрофа», 2000.

  7. Историки в раздумьях о судьбах России. / Под ред. проф. А.Ю. Друговской./ - Курск, 1999.

  8. Курляндский И.А. О мнимом перевороте Сталина к православной церкви // Вопросы истории. 2008. №9. С. 3–17.

  9. Ильмярв М. Был ли выбор? Балтийские страны и трехсторонние переговоры 1939 г. // Отечественная история. 2008. №4. С. 47–66.

  10. Журавлёв Е.И. Оккупационная политика Германии на Юге СССР. 1941–1943 гг. // вопросы истории. 2009. №5. С. 76–87.

  11. Замулин В. Прохоровка // Родина. 2008. № 7. С. 28-33. № 8. С. 20-24.

  12. История России: учебник для технических вузов / под ред. М.Н.Зуева, А.А. Чернобаева – 2-е изд., переработанное и доп. М., 2004.

  13. История Отечества: учебник для студентов вузов / Е.М. Скворцова, А.Н. Маркова. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 845 с. – (Серия «Cogito ergo sum»). С.723–776.

СЕМИНАР №15

Авторитарный режим в СССР в послевоенные годы. Попытки либерализации (2 часа).

План:

  1. Советское общество в условиях послевоенной разрухи.

  2. Тоталитарно-бюрократические черты в общественной и культурной жизни страны во второй половине 40-х – начале 50-х годов.

  3. Участие СССР в решении основных международных вопросов. «Холодная война».

  4. Хрущевская «оттепель». Попытки либерализации советского общества.

Литература:

  1. Боффа Д. История Советского Союза – М., 1990.

  2. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства – состав. Е. Мироненко, М., 1991.

  3. Трудные вопросы истории. Поиски. Размышления… - М., 1991.

  4. Политическая история: Россия – СССР. В 2-х т. – М., 1996.

  5. История России XX в. /отв. ред. Дмитренко В.П./ - М., 1996.

  6. Коваленко С.Г. Реформы управления народным хозяйством СССР середины 1950-х – 1970-х годов // Вопросы истории. 2008. №6. С. 37–48.

  7. Скутнев А.В. «Доктрина Хрущева» против «доктрины Эйзенхауэра» (весна–лето 1960 г.) // Вопросы истории. 2008. №3. С. 143–148.

  8. История России: учебник для технических вузов / под ред. М.Н.Зуева, А.А. Чернобаева – 2-е изд., переработанное и доп. М., 2004.

  9. История Отечества: учебник для студентов вузов / Е.М. Скворцова, А.Н. Маркова. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 845 с. – (Серия «Cogito ergo sum»). С. 746–807.

СЕМИНАР №16

Основные тенденции в социально-экономическом развитии в 70-е – 90-е годы XX века (2 часа).

План:

  1. Противоречия социально-экономического развития советского общества (1964-1985г.г.).

  2. «Перестройка» в СССР и ее крушение.

  3. Россия на пути суверенитетного развития.

  4. Распад СССР: причины, итоги, уроки.

Литература:

  1. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России XIX-XX в.в. /состав. Е. Мироненко/ - М., 1991.

  2. История России XX века /отв. ред. Дмитренко В.П./ - М., 1996.

  3. Политическая история: Россия – СССР – РФ. В 2-х т. – т.2 – М., 1996.

  4. Трудные вопросы истории. Поиски. Размышления… - М., 1991.

  5. Историки в раздумьях о судьбах России. / Под ред. проф. А.Ю. Друговской./ - Курск, 1999.

  6. История России: учебник для технических вузов / под ред. М.Н.Зуева, А.А. Чернобаева – 2-е изд., переработанное и доп. М., 2004.

  7. История Отечества: учебник для студентов вузов / Е.М. Скворцова, А.Н. Маркова. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 845 с. – (Серия «Cogito ergo sum»). С. 808–837.

Список литературы:

  1. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России 1938-2002. Учебное пособие. М., 2003.

  2. Дворниченко А. Ю., Кривошеев Ю.В., Том Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. СПб., 1998.

  3. История России в новейшее время (1945 – 2001). Учебник для вузов / под ред. А.Б. Безобразова. М., 2001.

  4. История России ХIХ – начала ХХ в.в. Учебник для вузов / под ред. В.А. Федорова. М., 2000.

  5. История Отечества. Люди, идеи, решения. Очерки истории России XIX нач. XX века. М. 1991.

  6. История России. XX век (Отв. ред. В.П.Дмитренко). М., 1996.

  7. История России ХХ век / Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2001.

  8. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М., 2000.

  9. Наше Отечество: опыт политической истории. В 2-х т. М., 1991.

  10. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник для вузов. М., 2000.

  11. История России: учебник для технических вузов / под ред. М.Н.Зуева, А.А. Чернобаева – 2-е изд., переработанное и доп. М., 2004.

  12. История Отечества: учебник для студентов вузов / Е.М. Скворцова, А.Н. Маркова. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 845 с. – (Серия «Cogito ergo sum»).

Вопросы для зачета по Отечественной истории

  1. История Российского государства как объект изучения.

  2. Типы и особенности цивилизаций. Споры о Российской цивилизации.

  3. Влияние геополитических факторов на историю.

  4. Происхождение славян. Сущность «норманской» теории и ее критика.

  5. Генезис древнерусской государственности. Возникновение Киевской Руси.

  6. Особенности общественно – политического устройства государства Киевская Русь.

  7. Культура древнерусского государства.

  8. Монголо-татарское нашествие и его последствие для Руси.

  9. Причины возвышения Москвы. Образование централизованного Московского государства.

  10. Культура, быт и традиции Руси в средние века.

  11. Первые медицинские школы, в Западной Европе.

  12. Формирование и укрепление централизованного государства на Руси. (XV – XVI вв.).

  13. «Смутное время»: его причины, сущность, итоги.

  14. Первые Романовы: основные направления деятельности.

  15. Внешняя политика в России в первой четверти XVIII в: основные вехи.

  16. Внешняя политика России во второй четверти XVIII в: основные направления.

  17. Начало либеральной эры в России. Екатерина II.

  18. Политика Екатерины II в области экономического развития России.

  19. Европейское просвещение – основа модернизации. Развитие культуры России, ее науки и медицины во 2-й половине XVIII в.

  20. Внутренняя и внешняя политика Александра I.

  21. Политическая реакция и реформы при Николае I. Внешняя политика России: удачи и провалы.

  22. Реформы 60-70-х гг. XIX в. в России: успехи и противоречия либеральных преобразований.

  23. Историческая роль Александра II.

  24. Зарождение революционных движений в Западной Европе и в России в XIX веке.

  25. Россия и мир на рубеже веков: (XVIII – XIX вв.) – противоречивость развития. Кризис самодержавия.

  26. Николай II – политический портрет.

  27. Первая русская революция: причины, этапы, результаты.

  28. Столыпинская политика модернизации.

  29. Первая мировая война: причины, основные события, результаты.

  30. Выбор пути России в 1917 году. Проблема самодержавия и проблема исторического выбора – парламентская республика или республика Советов.

  31. Установление Советской власти. Феномен большевизма.

  32. Политическая и идейная борьба в 20-е годы XX в. по проблеме путей развития страны.

  33. Индустриализация и коллективизация в 30-е гг. в СССР.

  34. Складывание тоталитарной системы в СССР. Массовый террор и политические процессы 30-х годов XX в. Победа сторонников Сталина.

  35. Сталин – политический портрет.

  36. Советское общество в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945): основные этапы, великие битвы.

  37. Складывание антигитлеровской коалиции.

  38. Роль СССР в победе над фашистской Германией, и милитаристской Японией.

  39. Авторитарный режим в СССР в послевоенные годы.

  40. Восстановление экономики и культуры.

  41. Роль СССР в послевоенном устройстве мира. «Холодная война»

  42. Хрущевская «оттепель». Попытки либерализации Советского общества.

  43. Реформы 60-х годов XX в. и их неудача.

  44. Противоречия в социально-экономическом развитии Советского общества. (1964 – 1985).

  45. Перестройка в СССР и ее крушение.

  46. Феномен М. Горбачева.

  47. Распад СССР. Россия на пути суверенного развития.

  48. Посткоммунистическая Россия: противоречия и трудности развития.

  49. Отечество на грани веков.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине История (название)

    Учебно-методический комплекс
    4. Просмотреть лекционные материалы и проставить название СВОЕЙ истории «История» или «История России», или «История Отечества», или «Отечественная история»
  2. Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта.

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опытавысших учебных заведений,представленных на XIV Республиканской выставке «Гражданско-патриотическое воспитание: опыт и перспективы»:
  3. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по направлению подготовки 030300. 62 «Бакалавр психологии» n п/п

    Документ
    Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности /Бейниш Хаймович Ланда. – Москва: Сов. спорт, 2004. - 192с.
  4. Учебно-методический комплекс по направлению «Новейшая политическая история России»

    Учебно-методический комплекс
    Основной целью курса раздела является новейшего периода истории России, основных политических, социальных, экономических и культурных тенденций её развития.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02 Новейшая история России

    Учебно-методический комплекс
    …. Россия в Новое время, глобальные проблемы общественно-исторического развития и способы их решения. Советское государство, противоречия общественного и духовного развития; характер взаимодействия власти и общества, причины кризиса тоталитаризма.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии»

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ при очной форме обучения – 4 года.
  7. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  8. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии дневного отделения

    Учебно-методический комплекс
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  9. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.

Другие похожие документы..