Учебно-методическое пособие по истории Отечества для студентов медицинских вузов очного отделения Курск 2010 г

Литература:

  1. Семенникова Л.И. – Россия в мировом сообществе цивилизаций – М.,1995.

  2. Павленко Н.И. и др. – История России с древнейших времен до 1861года – М.,1996.

  3. История России с древнейших времен до конца XVIII века / отв. редактор А.Н. Сахаров – М., 1996.

  4. История России: учебник для технических вузов / под ред. М.Н.Зуева, А.А. Чернобаева – 2-е изд., переработанное и доп. М., 2004.

  5. История Отечества: учебник для студентов вузов / Е.М. Скворцова, А.Н. Маркова. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 845 с. – (Серия «Cogito ergo sum»). С. 5–57.

СЕМИНАР № 2

Формирование древнерусского государства и его распад. Киевская Русь в мировой цивилизации IX - XI в.в. (2 часа).

План:

  1. Происхождение восточных славян. Сущность «норманской» теории и ее критика.

  2. Генезис древнерусской государственности. Возникновение Киевской Руси.

  3. Расцвет Киевской Руси. Принятие Русью христианства и его влияние на историческую судьбу России.

  4. Упадок Киевской Руси. Причины, предпосылки, особенности, последствия феодальной раздробленности на Руси.

  5. Культура Древнерусского государства.

Литература:

  1. Рыбаков Б.А. – Киевская Русь и Русские княжества XII – XIII в.в. – М.,1993.

  2. Гумилев Л.Н. – От Руси к России –М.,1992.

  3. История России с древнейших времен до конца XVII века (отв. редактор А.Н. Сахаров, А.П. Новосильцев – М., 1996).

  4. История России с древнейших времен до 1861 года (под ред. Н.И. Павленко – М., 1996).

  5. Каргалов В.В. и др. – История России с древнейших времен до 1917 года – М., 1998.

  6. Греков Б. – Киевская Русь (любое издание)

  7. Толочко – Киевская Русь (любое издание).

  8. Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация вехи развития // Вопросы истории. 2008. №9. С. 70–83.

  9. Гагин И.А. Волжская Булгария: от посольства багдадского халифа до походов князя Святослава (X в.) // Вопросы истории. 2008. №3. С. 131–143.

  10. Омельянчук С. «… И долголетен будеши на земли» // Родина. 2008. №9. С. 41-43.

  11. История России: учебник для технических вузов / под ред. М.Н.Зуева, А.А. Чернобаева – 2-е изд., переработанное и доп. М., 2004.

  12. История Отечества: учебник для студентов вузов / Е.М. Скворцова, А.Н. Маркова. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 845 с. – (Серия «Cogito ergo sum»). С. 57–137.

СЕМИНАР №3

Русь между Востоком и Западом XIIIXV в.в (2часа).

План:

  1. Монголо-татарское нашествие и его последствия на Руси.

  2. Причины возвышения Москвы. Образование централизованного Московского государства.

  3. Куликовская битва и начало формирования великорусского национального сознания.

  4. Образование единого русского государства. Роль Ивана III в его создании.

  5. Культура, быт, традиции Руси в средние века. Зачатки медицинских знаний в Московском княжестве.

Литература:

  1. История России с древнейших времен до 1861 года / под ред. Н.И. Павленко – М.,1996.

  2. Платонов С.Ф. – Лекции по русской истории – М., 1993.

  3. История России. В двух томах / под ред. С.В. Котова – М., 1997.

  4. Рене Груссе – Чингисхан – М., 2000 «ЖЗЛ».

  5. Гумилев Л.Н. – В поисках вымышленного царства – М., 1992.

  6. Хоанг М. – Чингисхан – Ростов-на-Дону, 1997.

  7. Татаро-монголы в Азии и Европе – М., 1970.

  8. Греков И.Б. Мир истории: русские земли в XIII – XV в.в. – Москва: Молодая гвардия, 1988.

  9. Тарасов А.Е. Церковь и подчинение великого княжества Тверского // Вопросы истории. 2008. №5. С. 127–136.

  10. История России: учебник для технических вузов / под ред. М.Н.Зуева, А.А. Чернобаева – 2-е изд., переработанное и доп. М., 2004.

  11. История Отечества: учебник для студентов вузов / Е.М. Скворцова, А.Н. Маркова. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 845 с. – (Серия «Cogito ergo sum»). С.147–186.

СЕМИНАР №4

Формирование и укрепление централизованного государства на Руси XVXVI в.в.(2часа).

План:

  1. Становление самодержавия как специфической формы государственного устройства России. Особенности правления Василия III и Елены Глинской.

  2. Иван IV – первый русский царь. Реформы Избранной Рады и их значения.

  3. Опричнина, ее причины и последствия.

  4. Внешняя политика Ивана Грозного.

  5. Культура Московской Руси.

Литература:

  1. Н. Борисов – Иван III – М., 2000.

  2. Б. Фиоря – Иван Грозный – М., 1999.

  3. Черепнин Л.В. – Образование Русского централизованного государства – М., 1960.

  4. Скрынников Р.Г. – Царство террора – 1992.

  5. Скрынников Р.Г. – Россия после опричнины – Л., 1975.

  6. Смирнов И.И. – Очерки политической истории Русского государства 30-х - 50-х годов – М., 1958.

  7. Кобрин В.Б. – Иван Грозный – М., 1989.

  8. Политическая история России – СССР – РФ в двух т. – М., 1996.

  9. Орлов А.С. и др., – Хрестоматия по истории России – М., 1999.

  10. Зимин А.А. – Витязь на распутье. Феодальная война в России XV век – М., 1999.

  11. Алексеев Ю.Г. – Государь всея Руси – Новосибирск, 1991.

  12. Бачинин В.А. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский // Вопросы истории. 2008. №10. С. 3–14.

  13. История России: учебник для технических вузов / под ред. М.Н.Зуева, А.А. Чернобаева – 2-е изд., переработанное и доп. М., 2004.

  14. История Отечества: учебник для студентов вузов / Е.М. Скворцова, А.Н. Маркова. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 845 с. – (Серия «Cogito ergo sum»). С.186–251.

СЕМИНАР №5

От средневековья к эпохе нового времени. XVII век.(2 часа)

План:

  1. Причины возвышения Западного мира XV – XVI в.в. Развитие рыночных отношений на Западе и их влияние на мировые процессы.

  2. Характерные черты новой эпохи в России. «Смутное время», его причины, сущность, проявления.

  3. Приход к власти Михаила Романова, усиление централизации государства.

  4. Основные направления внутренней и внешней политике Алексея Михайловича. Церковный раскол в России и его влияние на национальный характер и политическую культуру.

Литература:

  1. История Отечества. Люди, идеи, решения – М., 1991.

  2. Милюков М.Н. – Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. – М., 1993.

  3. Платонов С.Ф. – Очерки по истории. Смуты в Московском государстве – М., 1995.

  4. Политическая история России – СССР – в 2-х т. – М., 1996.

  5. Павленко Н.И. и др. – История России с древнейших времен до 1861 года – М., 1996.

  6. Коргалов В.В. и др. – История России с древнейших времен до 1917 года – М., 1998.

  7. Наше Отечество: опыт политической истории. В 2-х т. – М. 1991.

  8. Орлов А.С. и др., – Хрестоматия по истории России – М., 1999.

  9. Лабутина Т.Л. Допетровская Россия глазами британцев // Вопросы истории. 2009. №5. С. 24–38.

  10. Лисейцев Д.В., Рогожин Н.М. Россия после Смуты – время выбора // Отечественная история. 2008. №5. С. 39–51.

  11. История России: учебник для технических вузов / под ред. М.Н.Зуева, А.А. Чернобаева – 2-е изд., переработанное и доп. М., 2004.

  12. История Отечества: учебник для студентов вузов / Е.М. Скворцова, А.Н. Маркова. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 845 с. – (Серия «Cogito ergo sum»). С.252–304.

СЕМИНАР №6

Образование Российской империи. Петр I.

Дворцовые перевороты XVIII век. (2 часа).

План:

  1. Эпоха Петра I – начало модернизации и европеизации России.

  2. Российская империя: государственное устройство, характер и специфика развития.

  3. Петр I его реформы в области медицины.

  4. Внешняя политика России первой четверти XVIII в.

  5. Эпоха «дворцовых переворотов». Рост привилегий гвардии в политической жизни страны.

Литература:

  1. Заучник И.К. и др. – Русская история: от Екатерины Великой до

Александр II – М., 1994.

  1. Платонов С.Ф. – Лекции по русской истории – М.. 1993.

  2. Ключевский В. И. – Курс русской истории – Сочинение в 2-х томах М.,1987 – 1989.

  3. Орлов А.С. и др., - Хрестоматия по истории России - М., 1999.

  4. Лазарев А. – Петр Великий – М., 1998.

  5. Анисимов Е.В. – Елизавета Петровна - М., 2000.

  6. Песков А.М. – Павел I – М., 2000.

  7. «Безвременье и временщики» (1720 – 1760 г.г.) – М.,1991.

  8. Павленко Н.И. – Страсти у трона – М., 1996.

  9. Павленко Н.И. – Екатерина Великая - М., 1999.

  10. Валишевский К. – Дочь Петра Великого – М., 1990.

  11. Петрухинцев Н. Полтавское зачатие: битва при Лесной и ее последствия // Родин. 2008. №8. С. 60-67.

  12. История России: учебник для технических вузов / под ред. М.Н.Зуева, А.А. Чернобаева – 2-е изд., переработанное и доп. М., 2004.

  13. История Отечества: учебник для студентов вузов / Е.М. Скворцова, А.Н. Маркова. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 845 с. – (Серия «Cogito ergo sum»). С.305–347.

СЕМИНАР №7

Начало либеральной эры в России. Екатерина II (2 часа).

План:

  1. Политика Екатерины II в области развития России.

  2. «Просвещенный абсолютизм»: его особенности, содержание, противоречия.

  3. Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.: цели, основные события, результаты.

  4. Развитие культуры в России.

Литература:

  1. Орлов А. С. и др., - Хрестоматия по истории России – М., 1999.

  2. Павленко Н.И. – Екатерина Великая – М., 2000.

  3. Каменский А.Б. – Под сенью Екатерины – статья, 1992.

  4. Милюв П.Н. – Очерки по истории русской культуры – в 3-х томах, М., 1993.

  5. Эйдельман Н.Я. – Грань веков. Политическая борьба в России к XVIII – началу XIX столетия – М.. 1986.

  6. История России: учебник для технических вузов / под ред. М.Н.Зуева, А.А. Чернобаева – 2-е изд., переработанное и доп. М., 2004.

  7. История Отечества: учебник для студентов вузов / Е.М. Скворцова, А.Н. Маркова. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 845 с. – (Серия «Cogito ergo sum»). С.348–392.

СЕМИНАР №8

Основные тенденции развития Западной Европы, Америки и России

в XIX в.(2 часа).

План:

  1. Особенности правления Павла I. Причины переворота.

  2. Россия на пороге реформ в начале XIX века. Правление Александра I. М.М.Сперанский и его реформы.

  3. Внешняя политика России первой четверти XIX в.

  4. Кризис абсолютистских (Россия, Австрия, Пруссия), проблема революции и эволюции в России.

  5. Положение крепостного крестьянства и попытки реформ.

  6. Политическая реакция и реформы при Николае I. Политика в области культуры и просвещения. Внешняя политика Николая I: цели, основные направления, результаты.

  7. Ружицкая И.В. Крестьянский вопрос в царствование императора Николая I: к вопросу о последствиях указа 1842 г. об обязанных крестьянах // Отечественная история. 2008. №4. С. 24–37.

  8. Шляпникова Е.А. Никита Петрович Панин // Вопросы истории. 2008. №3. С. 56–72.

  9. Долгих А.Н. Обсуждение в Государственном совете проблемы продажи крестьян без земли в 1820 г. // Вопросы истории. 2008. №1. С.112–120.

  10. Соловьев П.К. «Евпатория в легких». К «загадке смерти» Николая I // Вопросы истории. 2008. №9. С.109–122

  11. Савельев А.Е. Воспоминание русских военачальников о Кавказской войне 1817–1864 гг. // Вопросы истории. 2009. №5. С. 118–123.

Литература:

  1. Орлов А.С. и др., - Хрестоматия по истории России – М., 1999.

  2. Федоров В.А. – Аракчеев и Сперанский – М., 1997.

  3. Шильдер Н.К. – Император Николай I, его жизнь и царствование – т. 1,2, М.,1996.

  4. Цимбаев Н.И. – Славянофильство: из истории русской общественной мысли XIX века – М.,1986.

  5. Троицкий Н.А. – Россия в XIX веке. Курс лекций - М., 1999.

  6. История России: учебник для технических вузов / под ред. М.Н.Зуева, А.А. Чернобаева – 2-е изд., переработанное и доп. М., 2004.

  7. История Отечества: учебник для студентов вузов / Е.М. Скворцова, А.Н. Маркова. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 845 с. – (Серия «Cogito ergo sum»). С. 393–455.

СЕМИНАР №9

Великие реформы 60 – 70 г.г. XIX века и их влияние на последующие развитие страны (2 часа).

План:

  1. Реформы 60 –70 г.г. в России. Историческая роль Александра II и демократизация страны.

  2. Эпоха великих реформ в России в сравнении с европейскими революциями и общественным движением 40 гг.

  3. Александр III и контрреформы 80 – 90 гг.

  4. Культура России XIX века.

Литература:

  1. Орлов А.С. и др. – Хрестоматия по истории России – М., 1999.

  2. Дудзинская Е.А. – Славянофилы в пореформенной России – М., 1994.

  3. Пресняков А.Е. – Российские самодержцы - М., 1990.

  4. Пресняков А.Е. – Российские консерваторы – М., 1997.

  5. Пресняков А.Е. – Российские реформисты - М.. 1995.

  6. Троицкий Н.А. – Россия в XIX веке. Курс лекций – М., 1999.

  7. Историки в раздумьях о судьбах России (под ред. Проф. А.Ю. Друговской) – Курск 1999.

  8. История России: учебник для технических вузов / под ред. М.Н.Зуева, А.А. Чернобаева – 2-е изд., переработанное и доп. М., 2004.

  9. История Отечества: учебник для студентов вузов / Е.М. Скворцова, А.Н. Маркова. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 845 с. – (Серия «Cogito ergo sum»). С.456–520.

СЕМИНАР №10

Общественно – политические течения и движения в XIX веке (2 часа).

План:

  1. Зарождение революционных движений в начале XIX века. Декабристы – революционеры в военных мундирах.

  2. Общественная мысль в 30 – 50 –х годах XIX века. О путях развития России.

  3. Роль леворадикальной интеллигенции в политической борьбе 70 – 80–х годов.

  4. Народничество 70 –80 – х годов. Появление марксизма как идеологии леворадикальной интеллигенции и его влияние на рабочее движение.

Литература:

  1. Орлов А.С. и др., - Хрестоматия по истории России - М., 1999.

  2. Гордин Я.М. – Мятеж реформаторов 14/XII 1825год – Л.,1989.

  3. Дудзинская Е.А. – Славянофилы в пореформенной России – М., 1994.

  4. Секиринский С.С.,Филатова Т.А. – Родословная Российской свободы – М.. 1993.

  5. Секиринский С.С., Шелохаев В.В. – Либерализм в России – М., 1995.

  6. Твардовская В.А. – Социалистическая мысль в России на рубеже 1870 – 1880 годов – М., 1969.

  7. Пирумова Н.М. – Социальная доктрина М.А. Бакунина - М., 1990.

  8. Шелохаев В.В. – Либеральная модель трудоустройства России - М., 1996.

  9. ТютюкинС.В. – Плеханов – судьба русского марксиста – М.,1996.

  10. Троицкий Н.А.- Россия в XIX веке. Курс лекций – М., 1999.

  11. Вопросы истории и краеведения (под ред. Проф. А.Ю. Друговской) – Курск, 1999.

  12. История России: учебник для технических вузов / под ред. М.Н.Зуева, А.А. Чернобаева – 2-е изд., переработанное и доп. М., 2004.

  13. История Отечества: учебник для студентов вузов / Е.М. Скворцова, А.Н. Маркова. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 845 с. – (Серия «Cogito ergo sum»). С.407–417.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине История (название)

    Учебно-методический комплекс
    4. Просмотреть лекционные материалы и проставить название СВОЕЙ истории «История» или «История России», или «История Отечества», или «Отечественная история»
  2. Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта.

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опытавысших учебных заведений,представленных на XIV Республиканской выставке «Гражданско-патриотическое воспитание: опыт и перспективы»:
  3. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по направлению подготовки 030300. 62 «Бакалавр психологии» n п/п

    Документ
    Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности /Бейниш Хаймович Ланда. – Москва: Сов. спорт, 2004. - 192с.
  4. Учебно-методический комплекс по направлению «Новейшая политическая история России»

    Учебно-методический комплекс
    Основной целью курса раздела является новейшего периода истории России, основных политических, социальных, экономических и культурных тенденций её развития.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02 Новейшая история России

    Учебно-методический комплекс
    …. Россия в Новое время, глобальные проблемы общественно-исторического развития и способы их решения. Советское государство, противоречия общественного и духовного развития; характер взаимодействия власти и общества, причины кризиса тоталитаризма.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии»

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ при очной форме обучения – 4 года.
  7. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  8. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии дневного отделения

    Учебно-методический комплекс
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  9. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.

Другие похожие документы..