Лексико грамматический тест; письменная речь говорение. Результаты сдачи егэ по английскому языку. Заключение

Учебник как средство формирования критического мышления на социокультурном материале.

Содержание:

  1. Необходимость формирования и развития у учащихся толерантного отношения к своей и иноязычной культуре.

  2. Задания, способствующие развитию критического мышления.

  3. Заключение

В связи с интенсивными процессами социокультурной интеграции в современном мире возникает актуальная необходимость формировать и развивать у учащихся толерантное отношение к межкультурным формирующийся в процессе изучения системы ценностей

различиям посредством их критического осмысления.

У большинства школьников, изучающих английский язык, знание социокультурных особенностей страны изучаемого языка ограничивается общей страноведческой информацией о праздниках и традициях, первичных

Представлениях повседневной жизни. Проблема заключается в том, что учащиеся не способны критически воспринимать и осмысливать как свою, так и изучаемую культуру.

Важным представляется развитие восприимчивости учащихся к иноязычной культуре, формирующейся в процессе изучения системы ценностей культур стран, где говорят по- английски. Помимо восприятия новой информации о культуре другой страны, необходимо обучить школьников рассуждать, высказывать свое отношение к изучаемому материалу.

Следует отметить, что критическое мышление представляет собой сознательный, спланированный процесс интерпретации, анализа и оценивания социокультурной информации, основанный на имеющихся знаниях и проверке мнений по тому или иному вопросу и ведущий к формированию и утверждению собственного отношения, которое направляет процесс принятия решений для преодоления социокультурных конфликтов. Конечным результатом развития критического мышления является критическое понимание культуры другой страны.

С точки зрения формирования критического осмысления своей и изучаемой культуры, в достаточной степени продуманным и спланированным на мой взгляд, является учебник “New Millennium English”

для 11класса общеобразовательных школ.

Учебник готовит Единому государственному экзамену и позволяет овладеть английским языком на уровне, соответствующим современным

требованиям. Тематика заданий и текстов отвечает потребностям и интересам учащихся.

Социокультурный компонент обучения английскому языку, включенный в содержание учебника “New Millennium English 11”- совокупность общепринятых норм, традиций, стереотипов поведения людей страны изучаемого языка, то есть как среда, в которой происходит самоопределение личности.

Задания, способствующие развитию критического мышления на социокультурном материале.

Большое внимание в данном учебнике уделяется формированию критического мышления посредством выполнения таких заданий как ролевая игра, разработка проекта, интервьюирование, ток шоу, дискуссия, участие в дебатах, организация мини- конференции и т.д. Все предложенные задания построены по трехфазовой структуре, включающей подготовительный, исполнительный и заключительный этапы.

Важно отметить, что во многих разделах учебника представлен материал (тексты, упражнения, диалоги), на базе которого могут быть разработаны задания на критическое осмысление культурных фактов.

В первом разделе предложены задания, имеющие проблемный характер (Do you agree that language diversity is “key to our survival”?, комментирование информации, представленной в диаграмме о популярности использования того или иного языка.

В нашей республике данная тема является также очень актуальной. Некоторые исследователи якутского языка обеспокоены тем, что через 100 лет носителей этого языка может и не быть. В данное время мы наблюдаем

тенденцию не в пользу якутского языка, особенно в городах, поселках городского типа. Поэтому эта тема близка и понятна нашим учащимся.

В данном учебнике социокультурный компонент ролевой игры, обобщающей материал раздела, представлен в виде основного вопроса обсуждения- возможного выбора между английским языком и родным языком малочисленного африканского племени. На подготовительном этапе

Участники выбирают роли, изучают информацию по ним, готовят выступления по определенной структуре, включающей их личные мнения по обсуждаемой проблеме на основе ранее изученного материала. Непосредственно во время обсуждения учащиеся делятся своими идеями, выслушивают и оценивают мнения других участников, отвечают на вопросы товарищей и задают свои вопросы. В результате учащиеся делают свой выбор в пользу принятия одного из языков и обосновывают свою точку зрения. В большинстве случаев учащиеся выбирают родной язык африканского племени как необходимый для данных условий, считают актуальным сохранить его, чтобы язык не стал мертвым. На заключительном этапе выполнения задания учащимся предлагается определить, как изменилось их отношение к рассматриваемому вопросу в ходе обсуждения. Учащиеся делают самостоятельные выводы через восприятие и интерпретацию имеющихся доказательств.

На основе социокультурной информации текстов во втором разделе рассматриваются проблемы крупных исторических центров туризма -

Лондон, Санкт- Петербург, Лос- Анжелес, в сравнении с малыми провинциальными городами, Суздалем, Торрингтоном.

Основным заданием на формирование и развитие критического мышления на моих уроках выступает создание проекта превращению города Якутска в центр туризма. По мнению учащихся, наш Якутск также является привлекательным местом для туристов. В работе над проектом на подготовительном этапе учащиеся:

- знакомятся с опытом организации туризма в малых городах

Великобритании и выделяют аспекты, применимые для благоустройства родного города, с учетом особенностей родной социокультуры;

- описывают родной город как потенциальный центр;

- критически оценивают стороны жизни родного города, требующие изменения;

- предлагают последовательность шагов для проведения планируемых изменений, обосновывая цель каждого шага и их возможные варианты;

- оформляют свой проект.

Каким образом привлечь туристов в нашу республику? Опишу один проект детей. Учащиеся считают необходимым:

  1. Недалеко от города построить селения, показывающие быт и нравы якутян в 17 веке.

  2. На берегу реки построить привлекательный туристический центр, где отдыхающие могли бы кататься на лодках, катерах, ловили бы рыбу, охотились.

  3. В сосновом бору создать международный детский лагерь.

Нужно принять меры, чтобы изменить существующее положение дел:

- благоустройство города;

- построение скверов, парков, мест для отдыха, детских площадок;

- снос старых деревянных домов;

- посадка деревьев;

- расширение Старого города, реконструкция зданий, имеющих историческую ценность;

- строительство привлекательных центров с необходимыми условиями проживания туристов;

- подготовка кадров туристического бизнеса в центральных городах России и за рубежом.

После презентации проектов учащиеся задают вопросы и выделяют наиболее перспективные проекты, руководствуясь определенными параметрами оценки, которые представлены в учебнике (финансовые затраты, трудоемкость, привлекательность для туристов и т.д.). На заключительном этапе, обобщая все предложения, в малых группах выделяют основные направления по благоустройству своего города.

В 5 разделе о роли телевидения (Unit 5, Lesson 8) на основе статистических данных, иллюстраций и текстов учащиеся обсуждают и обосновывают свою точку зрения по проблемам адекватных мер против насилия на телеэкранах, выбора передач для определенной зрительской аудитории.

Критическое рассмотрение вопроса о влиянии телевидения на жизнь подростков в странах изучаемого языка приобретает в 5 разделе форму дебатов о значимости данных проблем для российских школьников, что отражает социокультурную направленность задания.

Подготовительный этап включает разделение учащихся на 2 команды участников и группу зрителей, формулирование аргументов в соответствии с заданием для каждой команды.

Подробно опишу порядок выступлений:

  1. Первый спикер утверждающей команды (Р1) – 4 мин.

- представляет утверждающую команду

- формулирует тему дебатов;

- объясняет ключевые понятия;

- заявляет позицию своей команды;

- представляет все аргументы команды;

- заканчивает четкой формулировкой общей линии.

2. Третий спикер отрицающей команды (О3) задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (Р1) – 1 раунд вопросов- 1,5 мин.

О3 задает перекрестные вопросы с целью принизить значение аргументов Р1; Р1 отвечает.

3.Первый спикер отрицающей команды (О1)- 4 мин.

- представляет команду;

- отрицает тему, формулирует тезис отрицания;

- принимает определение, предложенное утверждающей командой;

- опровергает аргументы и выдвигает контраргументы;

- заканчивает четкой формулировкой общей линии команды.

4. Третий спикер утверждающей команды (Р3) задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1) – 2 раунд вопросов- 1,5 мин.

5. Второй спикер утверждающей команды (Р2)- 3 мин.

- опровергает аргументы, выдвинутые О1;

- приводит новые доказательства в защиту аргументов команды (новых аргументов не приводит).

6. Первый спикер отрицающей команды (О1) задает вопросы второму спикеру утверждающей команды (Р2)- 3 раунд вопросов – 1,5 мин.

-О1 задает перекрестные вопросы Р2 с целью принизить значение аргументов и доказательств Р2; Р2 отвечает на вопросы.

7. Второй спикер отрицающей команды (О2) – 3 мин.

- опровергает аргументы, представленные утверждающей командой:

- восстанавливает аргументы своей команды;

- представляет новые доказательства (новые аргументы не приводятся).

8. Первый спикер утверждающей команды (Р1) задает вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2)- 4 раунд вопросов, 1,5 мин.

- Р1 задает перекрестные вопросы О2 с целью принизить значение аргументов и доказательств; О2 отвечает.

9. Третий спикер утверждающей команды (Р3)- 3 мин.

- акцентирует основные моменты дебатов, следуя своим аргументам;

- проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам;

- объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны;

- не приводит новых аргументов;

- делает эффектное заключение.

10. Третий спикер отрицающей команды (О3) – 3 мин.

- акцентирует узловые моменты, следуя структуре отрицающего кейса;

- проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам;

- объясняет, почему приводимые его командой аргументы более убедительны;

делает эффектное заключение.

За соблюдением регламента игры следит !,пер (Time Keeper), который показывает спикерам, сколько времени осталось до конца ыступления или тайм аута, у него карточки: 2 min, min, 30 sec.

Дебаты судит судейская коллегия (Jury), состоящая из 3-5 человек (это учителя и учащиеся старших классов). По ходу дебатов они заполняют особые протоколы. По окончании игры судьи принимают решение какой комаде отдать предпочтение по результатам дебатов, определяют способы и доказательства были наиболее убедительными. Команда, набравшая большее количество голосов судей, побеждает. Остальные учащиеся класса в период подготовки к игре помогают составлять кейс своей команде (все материалы к игре), а во время игры – они болеют за свою команду.

Кроме дебатов я предлагаю учащимся и другие задания,

например, составить задания по говорению.

Student Card

Task 1 (3-3.5 min)

Give 2 min. talk on television.

Remember to say

  • what TV programmes you dislike, why

  • what programmes for teenagers you watch, why

  • what your parents’ favourite programmes

  • if there should be soap operas on TV, why/ why not

  • what cartoon you like/ dislike, why

You have to talk for 2,5 min. The teacher will listen until you have finished.

Then she will ask you some questions.

Task 2 (3-4 min)

You have been on a tour to Australia. You have 2,5 hours before leaving for the

airport. Discuss with your friend what TV programme to watch and choose one

programme you would both like to watch. You can choose from:

- game show - sitcom

- movie - phone – in

You begin the conversation. The teacher will play the part of your friend.

Remember to:

  • discuss all the options

  • be polite when agreeing /disagreeing with your friend

  • take an active part in the conversation

  • come to an agreement

Материалы восьмого раздела представляют социокультурные аспекты выбора мер наказания в разных странах. В ходе выполнения задания на перевод текста по сравнению степени уголовной ответственности в Британии и Сингапуре учащиеся знакомятся с социокультурными реалиями правовых систем стран, что помогает и им при подготовке

и проведении конференции по теме «Самозащита: за и против» как финальное задание раздела.

На подготовительном этапе в ходе работы по формированию и развитию навыка критического мышления перед учащимися ставится конкретная задача: в процессе обсуждения заданной ситуации найти ответы на вопросы. В каждой группе учащиеся выдвигают аргументы

«за» и «против», обмениваются мнениями. Важным моментом в организации конференции является тот факт, что учащиеся приходят к с

самостоятельным выводам. В ходе проведения конференции участники

пытаются найти единое решение проблемы. Аудитория голосованием

определяет наиболее удачную идею. На заключительном этапе подводятся

и анализируются итоги голосования, оценивается собственный вклад в

конференцию, заполняются итоговые анкеты. Социокультурный

компонент содержания задания проявляется в выборе типичных путей

решения проблемной ситуации для данной возрастной группы.

В десятом разделе обобщены материалы по вопросам

Ваимоотношений с окружающим миром, актуальные для всего мирового

сообщества, подчеркивающие идею единства различных социокультур в

решении глобальных проблем человечества. Работа по формированию

навыка критического мышления строится на основе выполнения заданий к

текстам, например, вычленение актуальной информации, логическая

расстановка абзацев текста, подбор заголовков к абзацам текста и т. д.

На уроках 3-4 финальным заданием является ролевая игра, в которой

рассматриваются проблемы взаимоотношений с соседями. На

подготовительном этапе учащиеся размышляют о возможных причинах

конфликтов между соседями. На подготовительном этапе учащиеся

размышляют о возможных причинах конфликтов между соседями и

и изучают текст о конфликтах соседствующих семей Британии.

По аналогии с текстом на исполнительном этапе организуется критическое

осмысление проблемы, нацеленное на разрешение данного конфликта, с

учетом образцов поведения, свойственных родной культуре учащихся. В

заключение выбирается наиболее приемлемый выход из конфликтной

ситуации, критически осмысливается собственное поведение по

отношению к соседям.

Разработка дополнительных заданий на критическое социокультурное

осмысление.

Следует отметить, что каждый раздел учебника представляет достаточный

Объем материала, который может послужить основой для разработки

заданий на социокультурное критическое осмысление. Задания, не

содержащие конкретной информации социокультурной направленности,

могут быть адаптированы и развиты в соответствии с данной

проблематикой. Например, раздел “A job for life” включает в качестве

основного задания на развитие критического мышления интервьирование

по поводу будущей работы, которому предшествуют описания правил

поведения во время подобного интервью, норм написания резю ме и другие

детали из родной культуры учащихся. Социокультурную окраску заданию

может придать сравнение образцов пов

едения во время беседы с

работодателем представителей страны изучаемого языка. Можно,

например, привести список данных образцов поведения и предложить

учащимся разделить их на 2 колонки: относящиеся к родной социокультуре

и социокультуре Великобритании и США. При этом важно, что учащиеся

подтвердили свои решения критическими рассуждениями. Так, в России

считается неправильным упоминать о желании получать высокую зарплату.

Они скорее всего назовут причиной выбора места работы возможность

совершенствовать свои профессиональные навыки. Тогда как американцы

совершенно свободно могут заявить о приоритете денежного вопроса.

По этой теме я предлагаю написать личное письмо и сочинение.

Personal letter

You have received a letter from your American pen friend Mary who writes”:

…Summer is coming. I would like to have a part-time job during my summer

vacations. Could you tell me what are you going to do during your vacations?

What part- time jobs are popular among teenagers in Russia?

As for the family news my parents are going to France in July…

Write a letter to Mary.

In your letter:

  • tell her about the two kinds which you think are the most popular in Russia

and explain why you think so;

  • ask 3 questions about her parents’ trip to France.

Write 100-140 words. Remember the rules of letter writing.

You have 40 min. to do the task.

Comment on the statement.

Some people predicted that the profession of a cosmonaut would not exist very

Long but it still exists, attracts many young people and it is not likely to

disappear.

What can you say for and against the profession of a cosmonaut?

Write 200-250 words.

Use the following plan:

  • give a general statement of the problem

  • outline the points against, for

  • draw a conclusion weighing up the points outline.

Аналогичным образом может быть разработано задание на критическое обсуждение степени распространенности и значимости проявлений феномена сверхъестесвенных возможностей человека в России и в странах изучаемого языка (Unit 4 “Mysteries”). Ученики могут говорить о всплеске популярности

данного феномена в нашей стране в угоду «западной»моде и в результате

критического оценивания рассматриваемого процесса формулировать вывод

о национальных особенностях народов России и Британии (США), восприятия и принятия всего сверзестественного. Форма организации задания- дискуссия, дебаты и ролевая игра.

В рамках раздела “World of science” возможно организовать обсуждение проблемы выбора современной молодежью В России и за рубежом карьеры научного работника. Нагрузку задания на развитие критического мышления будут проблемная ситуация, оценки обществами двух стран перспектив научной карьеры и обстоятельств, послуживших поводами для сформировавшейся оценки.

Аудирование является одним из основных видов речевой деятельности, одним из способов развития мыслительной деятельности учащихся на уроках. Я обращаю большое внимание аудированию на каждом уроке. По этой теме я учащимся предлагаю текст.

Аудпрование. Вы услышите 6 высказываний. Установите соответствие между высказываниями каждого говорящего 1-6 и утверждениями, данными в списке A-G. Используйте каждую букву, обозначающую утвеждение, только один раз. В задании есть одно лишнее утверждение. Вы услышите запись дважды. Занесите свои ответы в таблицу.

  1. He studies a lot of problems in the world today.

  2. He finds out that Science is an opportunity for the freedom.

  3. He thinks that scientists are people who curious about the world and life.

  4. She enjoys findings connections between separate natural events.

  5. He is interested in natural world and how things work.

  6. He finds out that science is like a puzzle, it is exciting.

  7. The answers on Science and Mathematics are based on fact, not intuition.

Говорящий

1

2

3

4

5

6

Утверждение

Особенности интерпретации и понимания произведений искусства представителями разных социокультур также могут послужить основой разработки задания на критическое осмысление. Выполняя проект по образному описанию картины (Unit 7 “Understanding art”) учашиеся определяют, наскодько их видение находится под воздействием родной социокультуры, а также выдвигают предположения о примерах интерпретации той же картины представителями страны изучаемого языка. Свои суждения учащиеся основывают на имеющихся знаниях зарубежной социокультуры и конкретных примерах из текстов учебника.

Девятый раздел “The way we live” содержит задания на критическое рассмотрение, сравнение и оценку разных образов жизни представителей нашей страны. Но данное задание может быть без труда трансформировано в

критический сравнительный анализ основных образов жизни населения

родной страны и стран изучаемого языка. Группа “Alternative ways of living” будет включать уникальные примеры из жизни наших зарубежныЭ соседей критическую направленность заданию придаст необходимость комментирования каждого примера, выделения его положительных и отрицательных сторон.

Я считаю, что задания учебника требуют определенной речевой и языковой подготовки учащихся, поэтому некоторые задания учебника следует адаптировать.

В заключение следует отметить, что учебник “New Millennium English 11” предлагает богатейший материал по всем разделам, который может быть использован педагогом для разработки заданий на формирование и развитие у учащихся навыка критического восприятия интерпретации информации социокультурного содержания. Темы, предлагаемые авторами учебника, являются актуальными, интересными соответствуют возрастным особенностям учащихся. Учебник дает возможность использовать на уроке и вне урока разнообразные методы, приемы.

Удачный выбор учебника имеет огромное стратегическое значение как для ученика, так и для учителя. Учебник является другом ученика, ведь он является главным помощником в овладении иностранным языком.

  1. Методические рекомендации подготовки к егэ по английскому языку 1 Основные проблемы при сдаче экзамена

    Методические рекомендации
    2.3 Анализ форума официального информационного портала ЕГЭ и анкетирования, проведенного среди учителей английского гимназии №3 города Архангельска .30
  2. Отчет подготовила: В. И. Кошелева, заместитель председателя предметной комиссии по английскому языку, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания вгапк ро

    Содержательный отчет
    В.И.Кошелева, заместитель председателя предметной комиссии по английскому языку, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания ВГАПК РО
  3. Государственная итоговая аттестация школьников по английскому языку

    Документ
    В связи с тем, что ЕГЭ становится единственной формой итоговой аттестации в 9 и 11 классах на первый план выдвигается задача подготовки учащихся к экзамену по иностранным языкам: английскому, французскому, немецкому.
  4. Государственная итоговая аттестация по английскому языку обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования

    Документ
    по проблеме: «Государственная итоговая аттестация по английскому языку обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования».
  5. 3 Характеристика заданий единого государственного экзамена по русскому языку в 2009 году

    Документ
    По тематике и уровню сложности все задания ЕГЭ соответст­вуют требованиям "Обязательного минимума содержания основного общего образования по русскому (родно­му) языку".
  6. Рабочая программа по английскому языку для 2 класса. Пояснительная записка (2)

    Рабочая программа
    Статус рабочей программы. Рабочая программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по английскому языку с учетом авторской программы
  7. Подготовительные курсы к егэ по математике, русскому и английскому языкам, информатике. Тел.: 448-55-11, www spbapo ru (1)

    Документ
    В письменных разделах проверялись умения в аудировании, чтении и письме, а также лексико-грамматические навыки. В устном разделе - умения в говорении на английском языке.
  8. Анализ работы гоу сош с углубленным изучением английского языка №1246 в 2010/2011 учебном год

    Документ
    Принципы и концепция осуществления воспитательной работы и дополнительного образования в образовательном учреждении, наличие планов, программ и локальных актов, регламентирующих воспитательную деятельность.
  9. Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании биологии в средней школе» (2)

    Методическое письмо
    Развитие системы общего образования в целом, в том числе и биологического, в настоящее время зависит от ряда факторов, среди которых особое место занимает потребность общества в образованных, нравственных, предприимчивых людях, способных

Другие похожие документы..