Данная работа представляет собой систематический обзор истории Древней Церкви, Поместных Православных Церквей, «нехалкидонских» Церквей, Римо-Католической Церкв

489

Дмитрий Васильевич

ВОЛКОВ

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

С а н к т - П е т е р б у р г

2011

ОТ АВТОРА

Данная работа представляет собой систематический обзор истории Древней Церкви, Поместных Православных Церквей, «нехалкидонских» Церквей, Римо-Католической Церкви и основных протестантских деноминаций, а также Священной истории Ветхого и Нового Заветов, православного Богослужения и вероучения и соотнесенных с ним инославных вероучений. Два параграфа посвящены краткому изложению истории иудаизма и более подробному - ислама, учение которых рассматривается с христианских позиций. «История христианства» может служить в качестве учебного пособия и справочного материала для тех, кто желает расширить или систематизировать свои познания в области православного Предания и религиоведения. Значительную часть книги составляет конспективное изложение фрагментов текста, взятых из многих источников. Отсутствие точных и правильно оформленных ссылок на использованную литературу объясняется тем, что автор первоначально не ставил перед собой цели публиковать эту работу и лишь намеревался с ее помощью проводить лекции и катехизические беседы, но по объему привлеченного материала, который собирался в течение четырнадцати лет, книга давно уже вышла за рамки конспекта. Не претендуя на строгую научность формы и оригинальность содержания книги, автор хотел бы поделиться с читателем результатами своего труда, в надежде на то, что он не останется бесполезным. В отличие от первоначального текста «Истории христианства», опубликованного в 2010 г., версия 2011 г. содержит существенные исправления и дополнения.

СОДЕРЖАНИЕ

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОУЧЕНИЯ

№1. Божественное Откровение: Св.Предание и

Св.Писание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

№2. Символ веры. 1 – 3 главы Книги Бытия. . . . . . 8

СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ

I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

№1. История праотцев. Всемирный Потоп.

Вавилонское столпотворение. . . . . . . . . . . . . . 24

№2. История патриархов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

№3. Книга Исход. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34

№4. Книги Левит, Чисел и Второзакония. . . . . . . . .40

№5. Книги Иисуса Навина, Судей и Руфи. . . . . . . . 44

№6. Становление и расцвет Израильского Царства.

Пророки Ветхого Завета. «Мудрые Израиля».

Книги: 1-ая, 2-ая и 3-я Царств, Псалтирь,

Притчей Соломона, Екклесиаста

или Проповедника, Песни Песней Соломона,

Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса,

Сына Сирахова и Иова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47

№7. История разделенного царства. Книги: 3-я и 4-ая

Царств, Товита, Пророков Амоса, Осии, Ионы,

Иоиля, Исаии, Михея, Софонии, Наума,

Аввакума и Иеремии, Плач Иеремии и

Послание Иеремии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53

№8. Вавилонский плен. Эпоха Второго Храма.

Книги Пророков Варуха, Иезекииля, Даниила,

Авдия, Аггея, Захарии и Малахии,

1-ая, 2-ая и 3-я Ездры, Неемии, 1-ая и 2-ая

Паралипоменон, Есфири, Иудифи, 1-ая, 2-ая и

3-я Маккавейские. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61

№9. Краткая история иудаизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . 69

II. НОВЫЙ ЗАВЕТ

№1. Книги Нового Завета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .76

№2. Боговоплощение. Святоотеческое учение о

спасении и обожении. Латинская концепция

Искупления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78

№3. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во

Храм. Благовещение. Успение. Латинский догмат

о «непорочном зачатии» Девы Марии. . . . . . . . .80

№4. Рождество Христово. Сретение Господне.

Бегство Святого Семейства в Египет. Детство

Спасителя. Иоанн Креститель. Крещение

Господне (Богоявление). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .82

№5. Искушение в пустыне. Первые полтора года

служения Христа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87

№6. Нагорная проповедь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90

№7. Последние два года служения Христа. . . . . . . . . .95

№8. События Страстной Седмицы. . . . . . . . . . . . . . . . 98

№9. Воскресение и Вознесение Христа.

Сошествие Святого Духа на апостолов. . . . . . . . 104

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

№1. Таинства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .107

№2. Православное Богослужение. . . . . . . . . . . . . . . . . 117

№3. Аскетическая и молитвенная практика. . . . . . . . .145

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

I. ДРЕВНЯЯ ЦЕРКОВЬ

№1. Первохристианская община в Иерусалиме.

Распространение христианства среди иудеев и

язычников. Книга Деяний Святых Апостолов.

Послания Апостола Павла. Соборные Послания

Апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды.

Откровение Апостола Иоанна Богослова. . . . . . . .156

№2. Духовное состояние греко-римского мира

в начале христианской эры. Жизнь и устройство

Церкви первых веков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .172

№3. Гонения на христиан со стороны язычников.

Мученичество. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .176

№4. Возникновение христианского Богослужения и

иконописи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .179

№5. Начало формирования канона Св.Писания

Нового Завета в полемике Церкви с

псевдохристианскими учениями. Гностицизм.

Манихейство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182

№6. Монтанизм. Монархианские ереси. Ослабление

гонений с конца II до середины III вв. Раскол

новациан. Гонения III – начала IV вв. . . . . . . . . . . . .187

№7. Ранние Отцы Церкви. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191

№8. Обращение императора Константина.

Воздвижение Креста Господня.

Раскол донатистов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .196

№9. Арианство. I Вселенский Собор. Попытка

восстановления язычества при императоре

Иулиане Отступнике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198

№10. Провозглашение христианства государственной

религией Римской империи при Феодосии

Великом. II Вселенский Собор. Отцы Церкви

IV – начала V вв. Блаж.Августин.

Пелагианство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .202

№11. Возникновение христианского монашества.

Богослужение в IV – V вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .213

№12. Несторианство. Свт.Кирилл

Александрийский. Блаж.Феодорит Кирский.

III Вселенский Собор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .227

№13. Монофизитство. IV Вселенский Собор.

Усиление папства. «Акакиевская» схизма.

Святые подвижники V – VI вв.

«Corpus Areopagiticum». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233

№14. Падение Рима. Император Иустиниан Великий.

Теория «симфонии» во взаимоотношениях

Церкви и государства. «Нехалкидонские»

Церкви в Армении, Кавказской Албании, Сирии,

Индии, Египте и Эфиопии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242

№15. Оригенизм. Спор о «Трех главах».

V Вселенский Собор. Окончание

царствования Иустиниана. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .257

№16. Император Ираклий и патриарх Сергий.

Монофелитство. Преп.Максим Исповедник.

VI Вселенский Собор. Трулльский Собор.

Положение в Константинопольской Церкви.

Святые подвижники VI – VII вв. Богослужение

в VI – VIII вв. Православие на Ближнем

Востоке в VII – XVI вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260

№17. Возникновение, распространение и развитие

ислама. Вероучение и культ. Исламский

мистицизм (суфизм). Нетрадиционный

ислам (салафизм). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270

№18. Первая волна иконоборчества. Преп.Иоанн

Дамаскин. VII Вселенский Собор. Вторая

волна иконоборчества. Преп.Феодор Студит.

«Торжество Православия». Обновление

монашества. Перемены в характере теократии в

Византии. Павликианство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .290

№19. Христианизация народов Западной Европы.

Появление учения о «Filioque».

Подвижники веры и благочестия на

христианском Западе в V – VIII вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .297

№20. Усиление светской власти пап. Император

Карл Великий. Схизма при папе Николае I и

патриархе Фотии. Упадок папства. Создание

Священной Римской Империи. Монашество и

распространение христианства

на Западе в IX – XI вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .303

№21. Византия в X – XI вв.

«Разделение Церквей». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308

II. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ

№1. Захват Константинополя крестоносцами.

Лионская и Флорентийская унии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .311

№2. Византийское Православие после

Вселенских Соборов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314

№3. Положение христиан в Османской империи.

Константинопольская, Элладская,

Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская

и Кипрская Православные Церкви в XIX – XX вв.

Обособление Поместных Церквей.

«Новый стиль». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323

№4. Начало христианства у славян. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .332

№5. Болгарская, Сербская, Албанская и Румынская

Православные Церкви. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 334

№6. Грузинская, Польская, Чехословацкая и

Американская Православные Церкви. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350

III. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

№1. Язычество у восточных славян. Христианизация

Киевской Руси. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 362

№2. Владимиро-Суздальская Русь. Татаро-

монгольское нашествие. Латинская экспансия.

Великое Княжество Литовское. Возвышение

Москвы. Автокефалия Русской Церкви.

Преп.Сергий Радонежский и расцвет

русского монашества в XIV – XV вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367

№3. Становление Московского царства.

Западные влияния на русское православие

в XV – XVI вв. Ереси стригольников и

жидовствующих. «Иосифляне» и «нестяжатели».

Эпоха Иоанна Грозного. Учреждение

Московского Патриархата. «Смутное время».

Христианское подвижничество в XVI в. . . . . . . . . . . . . . . . . .379

№4. Брестская уния. Реформа патриарха Никона.

Старообрядчество. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .390

№5. Церковные реформы Петра I и Екатерины II.

Русское сектантство: хлысты, скопцы,

духоборцы, молокане и др. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 406

№6. Синодальный период. Старчество.

Имяславие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .411

№7. Советский и постсоветский периоды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .425

ИСТОРИЯ ЗАПАДНЫХ ХРИСТИАНСКИХ

КОНФЕССИЙ

I. РИМО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

В XI – XVI ВВ.

№1. Церковная реформа. Крестовые походы.

Рыцарские ордена. Борьба за власть между

папами и германскими императорами.

Расцвет папства. Cредневековые ереси.

Инквизиция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .436

№2. Монашеские ордена. Схоластика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 441

№3. «Авиньонское пленение» пап. Ликвидация

ордена тамплиеров. «Великий раскол»

папства. «Соборное движение». Джон Уиклиф и

Ян Гус. Идеи эпохи Возрождения.

«Новое благочестие». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .447

II. РЕФОРМАЦИЯ

№1. Мартин Лютер. Основные идеи реформации.

Распространение лютеранства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 454

№2. Ульрих Цвингли и Жан Кальвин.

Распространение кальвинизма.

Антитринитарии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .461

№3. Реформация в Великобритании и США.

Экуменическое движение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 466

III. РИМО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

В XVI – XXI ВВ.

№1. Тридентский Собор. Контрреформация.

Орден иезуитов. Расцвет западного

мистицизма в XVI – XVII вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 473

№2. Римо-Католическая Церковь от эпохи

Просвещения до наших дней. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 477

ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .484

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОУЧЕНИЯ

№1. Божественное Откровение: Св.Предание и

Св.Писание

Православное христианское вероучение основывается на Божественном Откровении, данном человечеству через особых провозвестников – пророков и апостолов, т.к. большинство людей неспособны воспринимать его непосредственно по причине своей греховности. Начатки Откровения были возвещены пророками, а во всей своей полноте оно явлено Воплотившимся Сыном Божиим – Господом Иисусом Христом, распространено по вселенной Его апостолами и учениками и продолжает распространяться в Церкви через Св.Предание и Св.Писание.

Св.Предание – это древнейший способ распространения Откровения, т.к. от Адама до Моисея не было священных книг. Христос передал Свое учение словом и делом, а не книгой. Также и апостолы сначала распространяли веру через устное предание. В Св.Предание входят: Св.Писание, Таинства и вся Богослужебная практика, церковное искусство (иконопись, гимнография, музыка, архитектура и пр.), догматическое и аскетическое учение Отцов Церкви, постановления Вселенских и Поместных Соборов, христианское мученичество, жития святых и все то, что составляет духовный опыт Церкви, - как зафиксированный в письменном виде, так и сохраняемый в устной традиции. Св.Писание как важнейший письменный христианский источник содержит в себе всю полноту вероучения, но правильно понято оно может быть лишь в контексте Предания. По словам свт.Игнатия Брянчанинонова, Св.Писание, написанное Святым Духом, и истолковано может быть не иначе, как только Святым Духом, т.е. духоносными Отцами Церкви.

Книги Св.Писания именуются Библией («Книги», греч.) и, в отличие от всех прочих книг, обладают особой Богодухновенностью. Св.Писание дано, чтобы Божественное Откровение сохранилось в неизменности. Библия делится на Ветхий Завет – книги, написанные до Рождества Христова и Новый Завет – книги, написанные после него. Ветхий Завет (т.е. «Старый» или «Древний Союз» Бога с людьми) состоял в том, что Господь обещал людям Божественного Спасителя и приготовлял их к Его пришествию через постепенные откровения и прообразования. В Новом Завете Бог исполнил Свое обетование, даровав для спасения человечества Своего Единородного Сына Иисуса Христа.

Ветхий Завет составляют 50 книг, из которых на первом месте стоят 39, исчисляемых в иудейской традиции и у св.Отцов как 22, по количеству букв еврейского алфавита: Пятикнижие Моисеево (Книги Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие), Иисуса Навина, Судей Израилевых (вместе с ней как продолжение - Книга Руфи), 1-ая и 2-ая Книги Царств (как две части одной книги; далее – по аналогии), 3-я и 4-ая Царств, 1-ая и 2-ая Книги Паралипоменон, 1-ая Ездры и Неемии, Есфири, Иова, Псалтирь, Притчей Соломоновых, Екклесиаста, или Проповедника, Песни Песней Соломона, Пророка Исаии, Пр.Иеремии (вместе с Плачем Иеремии), Пр.Иезекииля, Пр.Даниила, Книга 12 «Малых» Пророков (Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии). У иудеев собрание данных книг принято называть аббревиатурой «Тонах» - «Тора» («Закон»), «Набиим» («Пророки») и «Кетубим» («Писания»). 11 книг не входят в Тонах (см. «Священная история», часть 1, №№7 - 9), т.к. их нет на еврейском языке, это: 2-ая и 3-я Ездры, Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Пр.Варуха, 1-ая, 2-ая и 3-я Маккавейские. Православная Церковь не ставит под сомнение Богодухновенность данных книг, которые, тем не менее, принято называть неканоническими. (Многие Отцы Церкви, признавая душеполезность чтения неканонических книг, все же не считали их равночестными прочим книгам Св.Писания.) В Римо-Католической Церкви эти книги принято называть «второканоническими», - не по их достоинству, а по времени вхождения в библейский канон (2-ая и 3-я Книги Ездры и 3-я Маккавейская на Западе не были включены в канон). Протестанты вслед за иудеями не признают их Богодухновенность и называют «апокрифами». Новый Завет содержит 27 книг: Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, Книгу Деяний Святых Апостолов, Соборные Послания Апостолов Иакова, Петра (1-ое и 2-ое), Иоанна (1-ое, 2-ое и 3-е) и Иуды, Послания Апостола Павла – к Римлянам, 1-ое и 2-ое к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, 1-ое и 2-ое к Фессалоникийцам, 1-ое и 2-ое к Тимофею, к Титу, к Филимону и к Евреям, а также Откровение (Апокалипсис) Апостола Иоанна Богослова.

Книги Св.Писания составляют единый, цельный в смысловом отношении текст, хотя и создавались разными авторами на протяжении сотен лет. Св. Писание как Слово Божие Богочеловечно по своей природе, являясь образом Воплощенного Сына и Слова Божия. Оно сочетает в себе действие Святого Духа, вдохновившего написание священного текста и живое, часто личностно окрашенное творчество библейских писателей. Согласно теориям, выдвигаемым библеистами, имена, стоящие в заглавиях большинства книг Ветхого Завета и некоторых – Нового, не свидетельствуют о непосредственном авторстве этих великих личностей, к которым обычно восходит предание, сложившееся в течение веков в результате творчества их духовных преемников. Если принять эту точку зрения, то она не будет противоречить утверждению, что подлинным автором Библии – как в новозаветную, так и в ветхозаветную эпоху является Богочеловеческий Организм – Церковь, - источник и хранитель Св.Предания.

  1. В. А. Цыпин Цыпин В. А. Церковное право. Курс лекций. М.: Круглый стол по религиозному образованию в Русской Православной церкви, 1994. Изд-во мфти. 440 с

    Реферат
    Являя собой Царство Небесное на земле, Церковь с самого своего рождения обнаружила свою Богочеловеческую природу, которой она отличается от всех иных человеческих обществ, в том числе и религиозных.
  2. Правила II вселенского Собора. Правила Ефесского Собора. IV вселенский Собор 451 г. Правила Трулльского Собора. II никейский Собор. Правила Поместных Соборов. Правила Святых Отцов

    Документ
    Каноны. Частное церковное законодательство. Статуарное право. Обычай. Мнения авторитетных канонистов. Иерархия правовых норм.
  3. История русский церкви

    Список учебников
    Оглавление: Собор 1917-18 гг. - Патриаршество Тихона, до 1924. - 1925 г., митр. Петр Полянский. - 1925-1936 гг. - Зарубежные общины в 1918-1940 гг. - МП в 1937-1943 гг.
  4. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви

    Документ
    Данная книга ни в коей мере не претендует на статус фундаментального научного исследования. Это - не более чем компиляция из ряда авторитетных современных исследований и публикаций.
  5. Правила Святых Отцов доникейской эпохи •

    Реферат
    Церковь Христова — это Царство не от мира сего (Ин. 18:36), в то же время это — Царство, видимо явленное в сем мире. С человеческой стороны она представляет собой "общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим,
  6. Эта книга предоставляет идеальную возможность познакомиться с мыслителями и писателями, которые явились выразителями христианской истории и западной культуры, а

    Книга
    Эта книга предоставляет идеальную возможность познакомиться с мыслителями и писателями, которые явились выразителями христианской истории и западной культуры, а также с книгами, документами, утверждениями и вероучениями, оставленными
  7. Дворкин Александр Леонидович (1)

    Реферат
    Набрано по: Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Курс лекций. - Нижний Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2005.
  8. Учебное пособие Москва Издательство Московского института духовной культуры 2007

    Учебное пособие
    В настоящем учебном пособии рассматривается история восточного и западного христианства с момента становления его государствообразу-ющей религией Римской империи, т.
  9. Дисциплины: каноническое и церковное пра­во. 11

    Документ
    Церковь Христова — это Царство не от мира сего (Ин. 18, 36), в то же время это — Царство, видимо явленное в сем мире. С че­ловеческой стороны она представляет собой «общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим,

Другие похожие документы..