«Как всё начиналось…»

Тема: Кубань – моя, степная дочь России.

урок гражданственности и патриотизма, посвященный 70- летию со дня образования Краснодарского края и 215- летию со дня освоения казаками кубанских земель.

« Как всё начиналось…»

Цель урока:привитие любви к малой Родине и сопричастности к истории Краснодарского края.

Задачи:

  1. Развивать духовные качества, направленные на сохранение исторических памятников, традиций, преемственности поколений. Познакомить учащихся с отдельными страницами по истории освоения Кубани.

  2. Познакомить учащихся с отдельными персонажами данного периода.

  3. Продолжить работу по формированию навыков “осмысленной” работы с получаемой информацией.

  4. Мотивировать учащихся на дальнейший самостоятельный поиск дополнительной информации.

  5. Способствовать формированию культуры человеческих отношений в коллективе учащихся.

  6. Воспитывать в учащихся бережное отношение к памятникам истории и культуры.

Состав учащихся: урок предназначен учащимся 5-9 классов.

Оборудование урока.

1.Мультимедийная установка.

2. Атлас История Кубани под редакцией В.П. Кваша.- Москва-Краснодар,2001.

Литература к уроку.

1.Власов В.Г. Славянская азбука и славянские просветители. – М. , 1989.

2.Трехбратов Б.А. История Кубани с древнейших времен до начала XX в. Краснодар,2000.

3. «60 лет Краснодарскому краю (1937-1997) Юбилейный статистический сборник. Краснодар, 1997.

4.Леонтьева Г.А., Шорин П.А., КобринВ.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2003

Предполагаемый урок строится на основе технологии развития критического мышления (ТРКМ),адаптированной к задачам предметов гуманитарного цикла.

Эффективность подобного урока определяется:

-достижением активной мыслительной деятельности каждого ученика;

-обеспечением эмоциональной сопричастности каждого ученика;

-четкой мотивацией познавательной деятельности ученика на уроке;

-обеспечением рефлексии и самостоятельной деятельности.

Форма урока: беседа учителя с учениками, основанная на новых фактах и уже имеющейся информации.

План урока:

  1. Тмутараканский камень и его загадка.

  2. Екатерина II, А. Суворов, князь Потёмкин, А. Головатый – что их связывает с нашей Кубанью?

  3. Кто они , первые атаманы?

  4. Трудный выбор.

  5. Итог урока.

1.

Вопрос классу: Что это такое? (демонстрируется Тмутараканский камень)

История Кубани как «степной дочери России» начинается в X веке, когда киевский князь Святослав одержал победу над войсками кочевников. Земли Таманского полуострова вошли в

состав Киевской Руси. По свидетельству древней русской летописи «Повесть временных лет»

здесь существовало Тмутараканское княжество.

Подтверждением этому является Тмутараканский камень – мраморная плита с высеченной на ней русской надписью 1068 года, найденная в 1792 году на Таманском полуострове. Текст надписи гласит: «В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен». В начале этого текста изображены православный крест и четыре вертикальные черточки, которые окружают горизонтальную черточку. Надпись была впервые опубликована А.И. Мусиным –Пушкиным в 1794 году. Эта публикация и последующие исследования А.Н.Оленина положили начало русской эпиграфике и палеографии. Уникальность надписи послужила причиной сомнений в её подлинности .Наиболее веским доказательством подлинности Тмутараканского камня является то, что на месте находки камня были открыты остатки летописной Тмутаракани.

С находки этого камня на территории Краснодарского края зарождается наука палеография.

( слайд 1.)

2.

Вопрос классу: назовите имена исторических личностей , чьи государственные дела были связаны с Кубанью.

Шли годы, столетия…Эпохи сменялись эпохами, наша малая Родина – Кубань оставалась «дорогой жизни» и местом обитания многих племен и народов. Меоты и сарматы, скифы и греки, итальянцы и половцы, ногайцы и адыги, запорожские казаки и русские крестьяне – кто только не оставил след на этой благодатной земле.

После присоединения Прикубанья сюда в 1778 г. направляется для командования кубанским корпусом А.В.Суворов. Проведя рекогносцировку и заведя знакомства среди местных ногайских феодалов, он принимает решение о строительстве Азово-Моздокской линии. Для обживания новых земель на Кубань было решено переселить черноморских казаков.

Переселившиеся в 1792-1793 гг. на Кубань черноморские казаки ведут свое происхождение от одного из главных центров российского и украинского казачества – Запорожской Сечи. Запорожское казачье войско просуществовало с XVI по последнюю четверть XVIII в. В 1775 году Запорожская Сечь была уничтожена, так как во-первых после окончание русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Россия приобрела выход к берегам Черного моря и в результате Запорожская Сечь потеряла для России значение пограничного Форпоста в борьбе с Крымом и Турцией.

С другой стороны, Запорожье, наряду с другими казачьими районами, продолжало оставаться очагом антифеодальной борьбы. Во время крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева здесь оживилось гайдамацкое движение, на территории Сечи искали спасения отряды пугачевских повстанцев.

Однако екатерининское правительство не учло отрицательных последствий уничтожения Запорожья. Одним из них стало бегство части запорожцев за пределы России и образование на территории враждебной Османской империи Задунайской Сечи. Надвигавшаяся новая война с Турцией остро поставила вопрос об увеличении воинских сил. Во время путешествия Екатерины II по Новороссии в 1787 г. депутация бывших запорожских старшин в г. Кременчуге ходатайствовала о разрешении учредить новое казачье войско. В правительственном документе от 22 января 1788 г. сообщалось об организации Войска верных казаков. В 1788 г. оно было переименовано в Черноморское казачье войско.

14 января 1788 г. Екатерина II поручила князю Г.А. Потемкину-Таврическому, главному администратору страны и своему фавориту, решить вопрос о войсковой территории по его собственному усмотрению, но с учетом желаний казаков, хотевших поселиться в «Керченском Куту или на Тамани». (слайд2)

3.

Вопрос классу: помните ли вы имена знаменитых казаков?

В конце февраля 1792 г. в Петербург во главе с войсковым судьей А. Головатым была отправлена специальная депутация с целью получения жалованной грамоты на право владения будущими казачьими землями.( слайд3)

30 июня 1792 г. особой грамотой Екатерина II пожаловала Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани от Тамани до устья Лабы. Черноморцам были подарены войсковое знамя и литавры и подтверждено право на собственные казачьи регалии (булаву, перначи) и войсковую печать.( слайд4)

Казакам подписывалось охранять кубанские рубежи России. 25 августа 1792 г. первая партия черноморцев (около 4 тыс. человек) во главе с полковником Саввой Белым на 51 лодке и одной яхте морем прибыла в Тамань (5 октября 1911 г. на месте высадки казаков был открыт памятник в честь этого знаменательного события). (слайд 5)

Вслед за С. Белым через Крым в октябре 1792 года прибыл к Темрюку полковник Кордовский с двумя пешими полками и частью казачьих семей. В начале сентября 1792 года из Слободзеи выступил на Кубань сам кошевой атаман З. Чепега с конницей, пехотой и войсковым обозом. Отряду З. Чепеги пришлось пройти длинный путь, переправляясь через Южный Буг, Днепр, Дон и массу других рек и речушек. Только 23 октября 1792 г. он подошел к р.Ее, к так называемому Ханскому городку – бывшей резиденции Шагин-Гирея на Кубани. Перезимовав, отряд двинулся к Карасунскому Куту, где вскоре был основан г. Екатеринодар. Всю осень и зиму 1792 г. А.Головатый готовил остальные партии черноморцев к переходу на Кубань, и весной 1793 г. они двинулись в путь. 15 июня с остальным войском и оставшейся частью имущества на Кубань отправился и сам А. Головатый. Последнюю партию из 700 человек, заработавших себе средства к жизни на строительстве порта Хаджибее (будущая Одесса) привел на Кубань есаул Черненко. Всего из-за Буга на Кубань переселилось около 17 тыс. казаков. Вместе с женщинами и другими переселенцами первых жителей Черномории насчитывалось до 25 тыс. человек.

В январе 1794 г. на общем собрании руководителей войска и куренных атаманов был принят своеобразный законодательный документ «Порядок общей пользы», который определял структуру управления Черноморским войском в новых условиях.

Заселение и освоение Кубани состоялось благодаря дальновидной и героической деятельности многих выдающихся людей. Екатерина II проводила, мудрую внешнюю политику, именно она подписала «Жалованную грамоту» черноморским казакам на владение кубанскими землями. Г.А.Потёмкин ходатайствовал об образовании «войска верных казаков». А.В. Суворов строил оборонительные крепости, возглавлял многие военные походы против турок. Атаманы - казаки, такие как Савва Белый, Захарий Чепега, Антон Головатый, Константин Кордовский начинали осваивать благодатный Кубанский край. (слайд6)

4.

Вопрос классу: как выглядит кубанский флаг и что означают его цвета?

В 1860 году кавказские и черноморские казаки были разделены на Кубанское и Терское казачьи воиска. Тогда же для Кубанского войска были выделены земли- область Кубанского казачьего войска. В 1917 году в апреле в Екатеринодаре была создана Кубанская краевая войсковая Рада.

В начале 1918 г. Рада Кубани провозгласила независимость Кубанской Народной Республики.

После того, как в марте 1918 года большевики заняли Екатеринодар, Рада заключила соглашение с Деникиным по борьбе с большевизмом.

5 декабря 1918 г. Кубанская область стала называться Кубанским краем. Кубань пыталась вступить в Лигу Наций в качестве независимого государства. 10 февраля 1919 г. в газете «Вольная

Кубань» было сообщено об утверждении Кубанской законодательной радой флага Кубани: трёхполостное сине- малиново- зелёное полотнище. Малиновая полоса в два раза шире остальных. Цвета традиционно объясняют так:

* синий-инородное славянское население;

*малиновый- казаки;

*зелёный – черкесы и др. мусульмане.(слайд7)

5.Итог урока

То,что произойдет дальше- это уже другая история .Она требует иного осмысления . Другое государство-другие нравы. Об этом мы поговорим тогда , когда познакомимся с истортей нового советского государства.Скажу только , что нельзя предавать забвению историю, какой бы она не была.

8 октября 2006 г. в г. Краснодаре был торжественно открыт восстановленный памятник императрице Екатерине II. Эта скульптура работы известного скульптора М.О. Микешина (автора памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде) была установлена в Екатеринодаре в 1907 г.(слайд 8)

На высоком постаменте возвышалась бронзовая фигура императрицы, изображенной в царственной порфире и атрибутами монаршей власти в руках, а композиция нижней части памятника рассказывала историю войска. Здесь на белом никеле золочеными буквами был дан полный текст дарственной грамоты, полученной депутатами войска от императрицы в Царском Селе 30 июня 1792 года, и изображены все те исторические личности, которые имели прямое отношение к образованию войска и переселению его на Кубань: князь Потемкин, войсковой судья А.Головатый, первый атаман войска Сидор Белый с символом атаманской власти в руках, второй атаман Захарий Чепега, осуществивший переселение войска на Кубань.

Осенью 1930 года по постановлению Совета народных комиссаров памятник Екатерине II был снят с постамента, разобран, сдан на хранение в исторический музей и…не сохранился.

Сейчас он восстановлен одним из самых известных скульпторов Кубани А.Аполлоновым.

Мы с вами являемся очевидцами новых вех истории Кубани…

  1. ВСё это и сейчас

    Документ
    Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. Выпуск произведения без разрешения Автора В.
  2. Как закалялись яппи лидеры иммунопрофицитного поколения

    Документ
    - Глеб! Родной, чего ты тут в нашей дыре делать будешь? Ты же умрешь от скуки! Будешь разжевывать юношам суть понятий и уворачиваться от узды тех, кому разжевывать бесполезно.
  3. Представьте, что ваш мозг функционирует на такой высокой мощности, о какой вы даже мечтать не могли, высасывая базисные ресурсы вашего интеллекта и энергии. Моз

    Документ
    Моё чувство времени теперь притупилось, но я знаю, что сейчас больше одиннадцати, может, дело идет к двенадцати. На часы смотреть решительно лень - только лишний раз вспоминать, как мало времени мне осталось.
  4. Хоккей с шайбой оформился как спортивная игра в Канаде, но его “прародителями” были игры с мячом и клюшками на льду, популярные в Голландии в xyi-xyii веках. Хо

    Документ
    Хоккей с шайбой оформился как спортивная игра в Канаде, но его “прародителями” были игры с мячом и клюшками на льду, популярные в Голландии в XYI-XYII веках.
  5. Как всегда, в первую очередь и всегда, благодарю Творца и Блюстителя Вселенной, Альфу и Омегу, Начало и Конец, Иегову, Саваофа, Всевышнего, Учителя Жизни, Спа

    Документ
    - Как всегда, в первую очередь и всегда, благодарю Творца и Блюстителя Вселенной, Альфу и Омегу, Начало и Конец, Иегову, Саваофа, Всевышнего, Учителя Жизни, Спасителя мира, Иисуса Христа, СЛОВО, Господствующего Бога - Господа за Жизнь,
  6. "Как размножаются ежики" 5

    Документ
    - Жуков покорно вздохнул, достал из правого кармана коробку "Казбека" и протянул Сталину. покрошив несколько папирос в трубку, главнокомандующий задумчиво прикурил от протянутой спички.
  7. Как стать оратором

    Документ
    Демагогия, софистика, эклектика и прямая ложь были и есть основными принципами агитации – пропаганды политиков всех времён, а, следовательно, и все годы строительства социализма в нашей стране, в СССР.
  8. Как «интернатцы» стали виияйцами

    Документ
    Нам с Карлом Кондратьевым предложили поступать в Военный иняз. Согласились. Прошли комиссию. Поболтали с подполковником из этого института. Звонили в Москву, в институт.
  9. 0. Откуда всё начинается: нейробиология Фрейд лукавил, когда говорил "Всё начинается тут" и показывал на ширинку. На самом деле, всё начинается в мозгу, или

    Документ
    0. Откуда всё начинается: нейробиология Фрейд лукавил, когда говорил "Всё начинается тут" - и показывал на ширинку. На самом деле, всё начинается в мозгу, или в "мозге" - кто как привык склонять этот орган.

Другие похожие документы..