Программа курса для государственных университетов Специальность 070200 История

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Якутский государственный университет

им. М.К. Аммосова

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

программа курса

для государственных университетов

Специальность 070200 - История

Якутск

2003

Составители:С.В. Атласов,Елизавета Валерьевна Саввина

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры всеобщей истории и этнографии

от «___»_____________ 2003 г., протокол №

Зав. кафедрой, проф.: А.И. Гоголев

Рабочая программа одобрена Методическим Советом ИФ

от «___»_____________ 2003 г., протокол №

Председатель МС ИФ, доц.: О.А. Парфенова

Рабочая программа утверждена на заседании научно- методического Совета ЯГУ

от «___»_____________ 2003 г., протокол №

Председатель научно-методического Совета ЯГУ:

А.Н. Яковлева

 Якутский государственный

университет, 2003

Выписка из учебного плана

ОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Специальность - история

Факультет - исторический

Кафедра - всеобщей истории и этнографии

Курс - II

Семестр - III, IV

Всего аудиторных часов - 210 ч.

Лекций - 108 ч.

Практических занятий - 102 ч.

Индивидуальных занятий - 21 ч.

СРС - 90 ч.

Зачет - III семестр

Экзамен - IV семестр

Всего часов - 321 ч.

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Специальность - история

Факультет - исторический

Кафедра - всеобщей истории и этнографии

Курс - II и III

Семестр - IV и V

Всего аудиторных часов -

Лекций - 50

Практических занятий - 50

Индивидуальных занятий - 17

СРС - 110

Зачет - IV семестр

Экзамен - V семестр

Всего часов -

ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0702 - ИСТОРИЯ

Практическая и исследовательская деятельностьспециалиста по курсу направлена на изучение мировых цивилизаций, зарубежной и отечественной историографии, теории и методологии исторической науки с целью углубления понимания социально-политических условий развития современного мира, прогнозирования будущего.

Специалист должен быть подготовлен:

1)к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой.

2)к освоению профессиональных образовательных программ по специальности: 020700 - "История";

3)к обучению в аспирантуре, магистратуре.

Требования, предъявляемые специалисту:

-хорошо подготовлен в области всеобщей и отечественной истории и умеет применять свои знания в практической деятельности;

-знаком с основными и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

-имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций;

-владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно и логично оформить его результаты;

-свободно владеет государственным языком Российской Федерации - русским языком;

-способен читать и использовать научную литературу на иностранном языке (языках);

-знает и умеет грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

-умеет на научной основе организовать свой труд, владеет методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности, знает и использует достижения информатики в своей области;

-способен, учитывая современное состояние науки и изменяющуюся социальную практику, к переоценке накопленного опыта, умеет приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии;

-понимает сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

-способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

-способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;

-знаком с методами управления, умеет организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;

-методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами;

-владеет общей и частной методиками в профессиональной сфере;

-умеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в специальной литературе;

-обладает необходимыми знаниями в области библиографии;

-умеет применять и использует сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства ЭВМ для подготовки методических материалов;

-обладает углубленными знаниями в сфере профессиональной специализации, владеет современной методологией и методикой решения профессиональных задач;

-способен формировать собственные исследовательские программы в сфере профессиональной специализации.

ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ КУРСА

Принципы построения курса

"История средних веков

Дисциплина "История средних веков" преподается как обязательная историческая дисциплина, изучающая часть мировой цивилизации, т.е. всемирно-исторический процесс.

Основание для чтения курса

Настоящий курс разработан для студентов II курса очного отделения исторического факультета и студентов II и III курсов заочного отделения исторического факультета в соответствии с Государственным образовательным стандартом и на основе типовой программы курса "История средних веков".

Адресат курса

Студенты II курса очной, II и III курсов заочной форм обучения исторического факультета

Ядро курса

Курс охватывает историю стран Западной Европы и Византии со второй половины V века до середины XVII века.

Курс лекций представляет собой систематическое изложение основных фактов социально-экономической, политической и культурной истории стран Запада, основанное на проблемно-хронологическом принципе с включением основных сведений об истории отдельных стран.

Основные разделы курса:

I. Введение в курс "История средних веков".

II. Раннее средневековье - раннефеодальный период с конца V в. до середины XI в., когда феодализм только складывался как господствующий способ производства.

III. Период классического, развитого феодализма - с середины XI в. по XV век, когда феодальный строй достиг своего наивысшего расцвета.

IV. Позднее средневековье - с XVI в. до первой половины XVII века - период разложения феодализма, когда в недрах феодального общества зарождаются и начинают складываться капиталистические отношения.

Основные понятия курса

Цивилизация, историческая эпоха, родовой строй, рабовладение, феодализм, войны, варвары, общинные отношения, социальная дифференциация, расслоение общества, социальные слои, эксплуатация, производительные силы, производственные отношения, религия, язычество, христианство, реформация, мелкое крестьянское хозяйство, натуральное хозяйство, аграрные отношения, феодальная вотчина, феодальная иерархия, государство, королевство, империя, ремесло, средневековый город, товарное производство, цехи, мануфактура, промышленность, технический прогресс, культура, искусство, научная мысль, предпролетариат, буржуазия, классовые противоречия, абсолютизм, социальный переворот, буржуазная революция, начало развития капиталистических отношений и т.д.

Цели курса

После изучения курса "История средних веков" студент будет:

1) иметь представление:

1.1.О месте средневековья во всемирно-историческом процессе, его хронологических рамках и периодизации;

1.2.О западно- и восточноевропейских вариантах средневекового исторического развития;

1.3.О функциях исторической науки как составной части научной мысли и духовной культуры общества;

1.4.О роли науки в развитии человечества, об общем содержании и главных достижениях основных этапов развития науки, об основных методах изучения истории как науки.

2) знать:

2.1.Основные эпохи истории мировых цивилизаций, их хронологию, конкретную историю отдельных стран, регионов и всего человечества в целом, факты, события, имена исторических деятелей эпохи средневековья;

2.2.Этапы исторического развития Западной Европы, ее место в системе мировых цивилизаций, общее и особенное в развитии цивилизационного процесса в Европе;

2.3.Основные компоненты исторических источников, владеть необходимыми навыками их научного анализа;

2.4.Содержание и основные этапы формирования исторических знаний, превращение их в науку;

2.5.Исторические формы и типы культур, основные культурно- исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития;

2.6.Основные концепции культурно-исторических эпох и типов мировой культуры;

2.7.Основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;

2.8.Основные понятия, определения, термины курса "Истории средних веков";

2.9.Основные компоненты исторических источников по "Истории средних веков".

3) уметь:

3.1.Владеть навыками историографического и библиографического анализа;

3.2.Решать исследовательские задачи, опираясь на принципы циви-лизационного, культурологического и формационного подхода к анализу исторического процесса;

3.3.Выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

3.4.Конспектировать предлагаемые научные или научно-популярные монографии, статьи;

3.5.Подготовить сообщение или доклад на выбранную тему или оппонировать его на одном из семинарских занятий.

  1. Программа курса для государственных университетов Специальность 070200 История (2)

    Программа курса
    Практическая и исследовательская деятельность специалиста по курсу направлена на изучение мировых цивилизаций, зарубежной и отечественной историографии, теории и методологии исторической науки с целью углубления понимания социально-политических
  2. Мифология народов евразии

    Рабочая программа
    Практическая и исследовательская деятельность специалиста по курсу направлена на изучение мировых цивилизаций, зарубежной и отечественной историографии, теории и методологии исторической науки с целью углубления понимания социально-политических
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 510100 Математика (1)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра математики по направлению 510100 – Математика при очной форме обучения – 4 года.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 510100 Математика (2)

    Образовательный стандарт
    Бакалавр математики подготовлен преимущественно к выполнению исследовательской деятельности в областях, использующих математические методы и компьютерные технологии; созданию и использованию математических моделей процессов и объектов;
  5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 510100 Математика (3)

    Образовательный стандарт
    Бакалавр математики подготовлен преимущественно к выполнению исследовательской деятельности в областях, использующих математические методы и компьютерные технологии; созданию и использованию математических моделей процессов и объектов;
  6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 511800 Математика. Компьютерные науки (1)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной прог-раммы подготовки бакалавра математики по направлению 511800 – Математика. Компьютерные науки при очной форме обучения – 4 года.
  7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 511800 Математика. Компьютерные науки (2)

    Образовательный стандарт
    Бакалавр математики по направлению 511800 – Математика. Компьютерные науки подготовлен преимущественно к выполнению исследовательской деятельности, в областях, использующих математические методы и компьютерные технологии; созданию
  8. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 511800 Математика. Компьютерные науки (3)

    Образовательный стандарт
    Бакалавр математики по направлению 511800 – Математика. Компьютерные науки подготовлен преимущественно к выполнению исследовательской деятельности, в областях, использующих математические методы и компьютерные технологии; созданию
  9. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 511800 Математика. Компьютерные науки (4)

    Образовательный стандарт
    Бакалавр математики по направлению 511800 – Математика. Компьютерные науки подготовлен преимущественно к выполнению исследовательской деятельности, в областях, использующих математические методы и компьютерные технологии; созданию

Другие похожие документы..