«Новый Закон, направленный на упорядочение проверок и дальнейшее взаимодействие предпринимательства с государством и обществом»

Доклад начальника Управления по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры по Восточно-Казахстанской области Жандабекова Р. А. : «Новый Закон, направленный на упорядочение проверок и дальнейшее взаимодействие предпринимательства с государством и обществом».

Государство всегда придавало большое значение роли предпринимательства в экономике и оказывало содействие его развитию. Одним из препятствий в развитии бизнеса являются бесконечные проверки со стороны государственных контролирующих органов, которых по республике более 50.

Проблема назначения и проведения органами государственного контроля и надзора проверок выросла настолько, что по поручению Главы государства в Казахстане был дважды введен мораторий на их проведение, в 2008 и 1 полугодии 2009 года.

Результаты моратория показали снижение проверок малого и среднего предпринимательства в нашей области в два раза или на 50 %.

Кроме того, в ходе моратория была доказана возможность эффективной работы предпринимательства при меньшем количестве проверок, а также снижение контроля со стороны государственных органов не привело к каким-то вредным и необратимым последствиям в состоянии общества.

В целях дальнейшего совершенствования законодательства по защите прав предпринимателей, упорядочения и систематизации проверок деятельности субъектов предпринимательства, а также укрепления взаимодействия предпринимательства с государством и обществом 17 июля текущего года Президентом Республики Казахстан подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам частного предпринимательства» (далее Закон).

Принятым Законом внесены существенные изменения в Закон РК «О частном предпринимательстве» и во многие отраслевые нормативные правовые акты.

Прежде всего им определены общие понятия, стандарты, принципы, общие правила порядка проведения проверок для всех государственных органов. Их введение позволит устранить преследование узковедомственных целей и приведет к их упорядочению.

Так, в нем даются такие основные понятия как бизнес-инкубатор, социальная ответственность бизнеса, индивидуальный предприниматель, частное предпринимательство, государственный контроль за частным предпринимательством, субъекты частного предпринимательства и другие важные для нас понятия.

Деятельность государственных органов и частного предпринимательства должны основываться на принципах законности, гласности, равенства всех перед судом и законом, профессионализма и компетентности должностных лиц государства, презумпции добросовестности субъекта частного предпринимательства и других, Если ранее принцип презумпции невиновности был предусмотрен только в уголовном судопроизводстве, то похожий принцип впервые в законодательстве введен в гражданско – правовые отношения, что возможно является прецедентом в законодательстве.

Данным Законом предусмотрено создание экспертных советов по вопросам предпринимательства при центральных государственных и местных исполнительных и представительных органах для организации работы по:

На рассмотрение экспернтного совета может быть вынесен любой вопрос, затрагивающий интересы субъектов частного предпринимательства.

При этом заседания экспертного совета могут проводиться путем непосредственного созыва членов эксперного совета либо путем проведения интернет-конференции в режиме реального времени. При этом любой заинтересованный гражданин РК может принять участие в обсуждении рассматриваемого вопроса.

Кроме того, внесена норма, разграничивающая понятие проверки и иных форм государственного контроля, что позволит отличить проверку от каких-либо других полномочий должностных лиц.

Так, в частности определено, что проверка субъекта частного предпринимательства – одна из форм государственного контроля, который проводят уполномоченные на осуществление контрольных и надзорных функций государственные органы путем совершения одного из следующих действий:

  • посещения проверяемого объекта должностным лицом государственного органа;

  • запроса необходимой информации, касающейся предмета проверки, за исключением истребования необходимой информации при проведении иных форм контроля;

  • вызова субъекта частного предпринимательства с целью получения информации о соблюдении субъектом частного предпринимательства требований законов Республики Казахстан и постановлений Правительства Республики Казахстан.

Иные виды контроля проводятся без посещения объекта котроля, при этом не требуется предварительное уведомление субъекта частного предпринимательства и регистрация в органах правовой статистики. По итогам иных форм могут быть составлены итоговые документы, как справка, заключение, предписание и др.без возбуждения дела об административном правонарушении в случае выявления нарушения, но с обязательным разъяснением субъекту частного предпринимательства порядка его устранения.

В данном случае Законом по каждому государственному органу с учетом специфики не определены иные виды контроля, что вызывает сложности на практике. Мы же можем только рекомендовать ориентироваться на общие формулировки,которые мною приведены выше.

Изменения и дополнения в пункты 3 и 4 статьи 38 Закона «О частном предпринимательстве» предусматривают проведение проверки на основании акта о назначении проверки с обязательной регистрацией его в территориальном органе правовой статистики.Сроки проведения проверки не должены превышать 30 рабочих дней, для органов санитарно-эпидемиологического надзора -15 дней с продлением на 15 дней, в области ветеринарии,карантина и защиты растений,семеноводства,зернового и хлопкового рынка – не более 5 рабочих дней с продлением до 5 рабочих дней. О приостановлении или возобновлении проверки за день до этого должен быть уведомлен субъект частного предпринмательства.

Кроме того, в соответствии с общим порядком, государственные органы обязаны уведомлять в письменном виде субъекта частного предпринимательства о начале проведения плановой проверки не менее чем за тридцать календарных дней, о внеплановой проверке не менее чем за сутки до начала самой проверки с указанием срока и предмета проведения проверки. Уведомление субъекта частного предпринимательства о приостановлении и возобновлении проверки производится за один день до приостановления либо возобновления проверки с уведомлением органа по правовой статистике.

Со стороны государственных органов поступали вопросы о форме письменного уведомления. Какой – то установленной законодательством формы не имеется, но мы предлагаем указать в нем правильное наименование государственного органа, назначившего проверку, проверяемый субъект, его РНН, предмет, сроки проверки. Кроме того, при письменной форме уведомления по плановым проверкам полагаем необходимо ознакомить субъекта частного предпринимательства под роспись, а по внеплановой проверке достаточно направление уведомления по телефаксу.

Также, от государственных контролирующих органов поступали следующие вопросы: достаточно ли указание в уведомлении количества рабочих дней и месяца, когда будет проводиться проверка. Необходимо ли соблюдать сроки проверки, указанные в уведомлении или достаточно того, чтобы они не превышали 30 рабочих дней? На данный вопрос хотелось бы сказать, что Законом конкретно предусмотрена необходимость указания сроков проверки в уведомлении, который согласно статьи 124 Гражданского Кодекса РК определяется точной календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом времени, который исчисляется годами, месяцами или днями.

Поэтому в уведомлении необходимо указывать точные календарные даты, которые подлежат соблюдению. Если должностные лица государственного органа не приступили к проверке в сроки, указанные в уведомлении по определенным причинам, то необходимо направление повторного уведомления.

Закон устанавливает проведение конкретных видов проверок как плановые и внеплановые, которые в свою очередь могут быть комплексными и тематическими. В данном случае как видим исключено проведение государственными органами рейдовых проверок, и в том числе налоговыми органами. Поэтому, данный вид проверки не подлежит проведению всеми государственными органами, а при их назначении вопреки требованиям данного Закона Управлением будет отказано в регистрации акта о назначении проверки. Исключение рейдоых проверок влечет вынесение акта о назначении проверки в отношении каждого субъекта частного предпринимательства.

Также, налоговыми органами был направлен запрос в отношении уведомления и регистрации такого вида проверки, как хронометражное обследование субъекта частного предпринимательства. Однако, Законом предусмотрены в отношении налоговых органов исключения только по встречным проверкам, которые могут проводиться без предварительного уведомления и регистрации в оргнанах правовой статистики. Поэтому хронометражные проверки, которые в соответсвии с нормами налогового Кодекса должны быть только внеплановыми, подлежат регистрации на общих основаниях, но без предварительного уведомления проверяемого субъекта.

В соответствии с требованиями вновь принятого Закона установлена система управления рисками, в соответствии с которыми объекты контроля должны быть разделены по степеням риска и соответственно предприниматели, в деятельности которых нет риска для населения и окружающей среды будут проверяться реже.

В зависимости от степени риска определяется периодичность проведения плановых проверок и представляет следующее – не чаще:

- одного раза в год – при высокой степени риска;

- одного раза в три года – при средней степени риска;

- одного раза в пять лет – при незначительной степени риска.

Для органов санитарно – эпидемиологического надзора и ветеринарии периодичность проверок Законом предусмотрена иная периодичность, исходя из значимости их для населения и общества в целом.

Критерии оценки степени риска утверждаются совместным приказом уполномоченных на осуществление контрольных и (или) надзорных функций государственных органов и уполномоченного органа по предпринимательству и будут публиковаться на официальных сайтах государственных органов.

При этом статьей 2 Закона установлено, что в течение шести месяцев с момента введения в действие настоящего Закона государственные органы обязаны разработать и утвердить критерии оценки степени риска, формы обязательной ведомственной статистической отчетности и проверочных листов. Государственным органам, не исполнившим в установленный срок требования части второй настоящей статьи, проведение плановых проверок субъектов частного предпринимательства запрещается.

Также, Законом определен перечень отношений, связанных с проведением проверок, на которые действие данного Закона и общий порядок их проведения, в том числе предварительного уведомления и регистрации в органах правовой статистики не распространяется. Это отношения, связанные с:

  1. пересечением государственной границы РК;

2) государственным контролем в сфере таможенного дела, за исключением требований, предусмотренных главой 59 Таможенного кодекса РК;

-3)проведением контроля карантина растений, санитарно-карантинного контроля при пересечении таможенной границы;

4)соблюдением требований безопасности дорожного движения;

5)проездом автотранспортных средств по территории РК на постах транспортного контроля на предмет соблюдения требований безопасности на транспорте;

6)проездом автотранспортных средств по территории РК на постах транспортного контроля на предмет соблюдения безопасности на транспорте;

7)соблюдением физическими лицами требований хранения, ношения и использования гражданского оружия,

8)осуществлением государственного контроля по ветеринарии и карантину растений на рынках, в организации осуществляющей производство, заготовку (убой), хранение, переработку продуктов и сырья животного, растительного происхождения в едином техническом цикле,

9)соблюдением на особо охраняемых природных территориях и территории государственного лесного фонда требований в области особо охраняемых природных территорий, охраны защиты лесного фонда, пользования им, воспроизводства лесов и лесоразведения, а также в целях осуществления контроля за несанкционированным изъятием объектов животного и растительного мира,

10)соблюдением требований антимонопольного законодательства;

11)соблюдением требований финансового законодательства РК, а также законодательства РК, регулирующего деятельность финансовых организаций и финансового рынка,

12)соблюдением требований бюджетного законодательства РК и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы исполнения республиканского бюджета.

В этом перечне не приведены проверки, проводимые в рамках оперативно-розыскных действий, по исполнению Закона «О государственных секретах», оперативно-профилактические мероприятия, проводимые органами МВД, доследственные проверки в рамках УПК РК, следствия и дознания, вытекающие из гражданско-правовых отношений, по инициативе хозяйствующего субъекта. Соответственно отсюда надо делать вывод: проверки, не указанные в перечне, должны проводиться с предварительной регистрацией в органах правовой статистики и в соответствии с общим порядком, определенным Законом.

Также, в приведенном перечне не предусмотрены как исключение проверки в отношении собственных территориальных и структурных подразделений. В связи, с чем проверки, проводимые в порядке внутреннего контроля управлением образования, отделом здравоохранения, управлением природных ресурсов и регулирования природопользования ВКО, территориальной инспекцией лесного и охотничьего хозяйства Комитета лесного и охотничьего хозяйства МСХ РК, управлением туризма, физической культуры и спорта ВКО подлежат проведению с соблюдением общих требований, предусмотренных Законом.

В отношении проверок, проводимых областным и городскими (районными) маслихатами нами получено разъяснение Комитета Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, в котором прямо указано, что в силу требований пунктов 3 и 4 статьи 38 Закона РК « О частном предпринимательстве», с изменениями и дополнениями, внесенными Законом проверка проводится на основании акта о назначении проверки, который в обязательном порядке регистрируется в органах правовой статистики.

Аналогичное разъяснение получено нами в отношении проверок, проводимых Национальным банком РК и его филиалами, органов Комитета по регулированию финансового рынка и деятельности финансовых организации. В разъяснении прямо указано, что они должны проводить проверки с регистрацией в органах правовой статистики и с обязательным уведомлением субъекта частного предпринимательства в порядке, установленном Законом. Но в отношении Нацбанка и Комитета по регулированию и надзору финансового рынка не распространяется действие статьи 2 Закона в части, обязывающей государственные органы в течение 6 месяцев с момента введения в действие Закона разработать и утвердить критерии оценки степени риска, формы обязательной ведомственной отчетности и проверочных листов.

В Законах Республики Казахстан «О ветеринарии», «О карантине растений» исключена возможность проведения проверок уполномоченными органами без вынсения акта о назначении проверки. Но в то же время в Законе «О частном предпринимательстве ( с учетом изменений и дополнеий по состоянию на 17.07.09 г.) в пункте 4 ст.33 предусмотрено, что «действие данного нормативного правового акта не распространяется на отношения, связанные с осуществлением государственного контроля по ветеринарии и карантину растений на рынках, в организации, осуществляющей производство, заготовку (убой), хранение, переработку продуктов и сырья животного, растительного происхождения в едином технологическом цикле». При этом в Законе «О ветеринарии» понятие рынки заменено на «объекты внутренней торговли», т.е торговые объекты и объекты общественного питания. Соответственно проверки вышеуказанных объектов по соблюдению законодательства о ветеринарии не подлежат регистрации. В иных случаях, в том числе для согласования при размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатациюобъектов ветеринарно-санитарного контроля необходимо руководствоваться ст.38 Закона, регламентирующей общий порядок проведения проверок субъектов частного предпринимательства.

Органы финансового контроля ранее регистрировали проверки только в отношении государственных учреждений, тогда как в соответствии с требованиями Закона в настоящее время сотрудники данного органа долны регистрировать акты о назначении проверок субъектов частного предпринимательства с соблюдением общего порядка проведения проверок.

Законом предусмотрены контрольные полномочия государственных органов, которые ранее ими не обладали. Так, изменения в статью 52 Закона «О правах ребенка в Республике Казахстан» предусматривают, что видом контроля являются проверки, которые должны проводиться в соответствии с требованиями Закона «О частном предпринимательстве».На основании этого дополнения Департамент по защите прав детей по ВКО, если ранее он таких полномочий не имел, то теперь правомочен проводить проверки субъектов независимо от форм собственности с предварительной регистрацией их в органе по правовой статистике.

Кроме того, Законом предусмотрено, что в срок до 10 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок уполномоченные государственные органы направляют ежегодные планы проведения проверок в орган по правовой статистике для формирования Генеральной прокуратурой Республики Казахстан ежегодного плана проведения плановых проверок.

Генеральная прокуратура Республики Казахстан размещает ежегодный сводный план проведения плановых проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры Республики Казахстан в срок до 25 декабря текущего календарного года.

Изменения в ежегодные планы проведения проверок не допускаются.

Также, Законом расширены права субъектов частного предпринимательства. В частности изменения и дополнения в статью 40 Закона РК «О частном предпринимательстве» предусматривают не допуск к проверке в случае назначения государственным органом повторной проверки по одному и тому же вопросу, за один и тот же период, отсутствия оснований для проведения проверки, не соблюдения временных интервалов по отношению к предшествующей проверке, возможность фиксировать процесс осуществления проверки, а также отдельные действия должностного лица, проводимые им в рамках проверки с помощью средств аудио-видеотехники, не создавая препятствий деятельности должностного лица. Привлекать третьих лиц в целях представления своих интересов и прав и другие.

Проверка, проведенная с грубым нарушением требований Закона считается недействительной.

К грубым нарушениям относятся:

1) отсутствие оснований проведения проверки,

2) отсутствие акта о назначении проверки,

4) несоблюдение сроков уведомления о проведении проврки,

5) нарушение временного интервала по отношению к предшествующей проверке при назначении плановой проверки.

:6) непредоставление проверяемому субъекту акта проверки.

В случаях несогласия с результатами проверки частные предприниматели могут обжаловать акт по результатам проверки вышестоящий орган государственного органа, осуществившего проверку.

Рассмотрение вышестоящим государственным органом заявления субъекта частного предпринимательства в связи с недействительностью проверки осуществляется в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления.

В случае нарушения установленного срока рассмотрения такого заявления, считается что решение принято в пользу субъекта частного предпринимательства.

Кроме того, субъект предпринимательства вправе обжаловать результаты проверки в суд по месту проживания или нахождения его имущества и потребовать возмещения морального и материального вреда, как убытки, упущенная выгода, причиненного незаконными действиями должностных лиц государственных контролирующих органов

Законом ужесточена ответственность должностных лиц государственных органов путем внесения изменеий и дополнений в статью 153 административнго кодекса Республики Казахстан.Если раньше часть первая статьи содержала общую формулировку как нарушение порядка проведения проверок, то сейчас она конкретизирована и предусматривает 12 пунктов, в которых дается перечень нарушении при назначении и проведении проверок за которые возможна административная ответственность должностных лиц государственных органов .Так, например на должностное лицо государственного органа, осуществившего проверку без наличия основания для проведения проверки, без акта о назначении проверки, при несоблюдении сроков уведомления о предстоящей проверке, разглашение сведений или информации, полученной в результате проверки и др.основаниям подвергается штрафу в размере от 10 до 20 МРП. За повторное совершение их в течение года этим же лицом влечет наложение штрафа в размере от 20 до 25 МРП.

Поэтому руководителям государственных органов перед назначением проверки необходимо хорошо знать требования данного Закона и требовать их соблюдения от своих подчиненных сотрудников.

Комитетом с учетом изменеий и дополнений в нормативные правовые акты разрабатывается новая Инструкции о ведении единой государственной регистрации, статистического учета и контроля проверок, осуществляемых государственными органами Республики Казахстан. По получении которой мы незамедилетльно направим ее всем государственным органам и опубликуем в средствах массовой информации для ознакомления с ней предпринимателей области.

  1. Справка о состоянии государственной регистрации актов о назначении проверок, осуществляемых уполномоченными государственными органами Восточно-Казахстанской области по итогам первого полугодия 2010 года

    Документ
    о состоянии государственной регистрации актов о назначении проверок, осуществляемых уполномоченными государственными органами Восточно-Казахстанской области по итогам первого полугодия 2010 года
  2. Вотчетный период был разработан и реализован комплекс мероприятий, направленных на поддержание тесного взаимодействия и сотрудничества с федеральными структурами и,

    Содержательный отчет
    Деятельность Ассоциации сибирских и дальневосточных городов в 2004 г. основывалась на «Основных направлениях работы и задачах АСДГ на 2004 г.», принятых на XX Общем Собрании АСДГ 14 мая 2004 г.
  3. Доклад на тему: «Закон Республики Казахстан «О частном предпринимательстве»

    Доклад
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история государства и права зарубежных стран»

    Учебно-методический комплекс
    - объективно анализировать и оценивать формы организации и эволюцию государственного и правового устройства зарубежных стран на различных этапах их развития;
  5. Закон томской области об утверждении областной целевой программы «Проведение административной реформы в Томской области в 2008 - 2010 годах» Принят Государственной Думой 29 мая 2008 года Томской области (постановление №1283)

    Закон
    Приложение к Закону Томской области «Об утверждении областной целевой программы «Проведение административной реформы в Томской области в 2008-2010 годах»
  6. 1. сми в информационном обществе

    Документ
    Т. н. информационное общество сменило постиндустриальное. Сегодня СМИ нестабильны, они находятся в переходном периоде. В мире происходит радикальное изменение структуры СМИ в связи с тем.
  7. Закону от 6 октября 2003 г. N 131-фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

    Закон
    "Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
  8. Закон и право • Москва • 2000 для студентов высших учебных заведений

    Закон
    На основе новейшего федерального и регионального законодательства, обобщения практики работы органов местного самоуправления раскрываются теоретические, правовые, организационные и финансово-экономические основы местного самоуправления,
  9. Юридическая безопасность субъектов российского права (вопросы теории и практики) 12. 00. 01 теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «26» февраля 2008 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д-212.239.02 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовская государственная академия права» по адресу: 410056, г.

Другие похожие документы..