Закон об адвокатуре к полномочиям субъектов Российской Федерации в сфере адвокатуры относит: внесение представления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации об учреждении юридической консультации в случае,

5. Реализация полномочий в сфере адвокатуры органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа

Закон об адвокатуре к полномочиям субъектов Российской Федерации в сфере адвокатуры относит:

  1. внесение представления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации об учреждении юридической консультации в случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью (п.1 ст.24 Закона об адвокатуре);

  2. материально-техническое и финансовое обеспечение оказания юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях (абзац первый п.9 ст.25 Закона об адвокатуре);

  3. определение порядка компенсации расходов адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в порядке, установленном ст.26 Закона об адвокатуре (абзац второй п.9 ст.25 Закона об адвокатуре); перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п.2 ст.26 Закона об адвокатуре);

4) в соответствии с пп.3 п.2 ст.33 Закона об адвокатуре в состав квалификационной комиссии входят два представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации; порядок избрания указанных представителей и требования, предъявляемые к ним, определяются законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пп.27 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится материально-техническое и финансовое обеспечение оказания адвокатской помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях, определение порядка предоставления компенсаций расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации в порядке, установленном ст.26 Закона об адвокатуре.

В соответствии с п.3 ст.26.6 Федерального закона №184-ФЗ полномочия, предусмотренные пп.27 п.2 ст.26.3 Федерального закона №184-ФЗ, с учетом статьи 23.1 областного закона от 12.12.2007 №467-23-ОЗ (ред. от 26.11.2008) «Об осуществлении органами государственной власти Архангельской области на территории Ненецкого автономного округа отдельных государственных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» осуществляются органами государственной власти Архангельской области на территории Ненецкого автономного округа.

С целью реализации полномочий органов государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа в сфере адвокатуры приняты соответствующие нормативные правовые акты:

областной закон от 04.06.2003 №176-22-ОЗ «О представителях Архангельского областного Собрания депутатов в квалификационной комиссии Адвокатской палаты Архангельской области»;

постановление Архангельского областного Собрания депутатов от 10.12.2003 №678 «Об избрании представителя в квалификационную комиссию Адвокатской палаты Архангельской области от Архангельского областного собрания депутатов»;

областной закон от 26.11.2008 №615-31-ОЗ «Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа» (далее – областной закон №615-31-ОЗ);

закон Ненецкого автономного округа от 21.11.2007 №152-ОЗ «О порядке избрания представителей от собрания депутатов Ненецкого автономного округа в квалификационную комиссию Адвокатской палаты Ненецкого автономного округа»;

постановление собрания депутатов Ненецкого автономного округа от 12.03.2008 №51-сд «Об избрании представителя от Собрания депутатов Ненецкого автономного округа в квалификационную комиссию Адвокатской палаты Ненецкого автономного округа»;

постановление администрации Архангельской области от 16.02.2009 №44-па/6 «Об утверждении Порядка компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь, и ее размеров»;

распоряжение департамента социальной защиты населения Архангельской области от 22.12.2009 №223-р «Об утверждении административного регламентапо предоставлению государственной услуги «Компенсация расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь».

Таким образом, в настоящее время органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа не реализуются следующие полномочия в сфере адвокатуры:

материально-техническое и финансовое обеспечение оказания адвокатской помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях;

инициирование учреждения, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности юридической консультации в случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью.

Вместе с тем, согласно положениям областного закона от 09.09.2004 №249-32-ОЗ «О перечне труднодоступных местностей на территории Архангельской области» значительная часть территории Архангельской области и вся территория Ненецкого автономного округа относится к труднодоступным местностям.

В 2010 г. в Архангельской области в среднем на одного федерального судью приходилось 1,4 адвоката. При этом, с учетом территориальной протяженности области и плотности населения в различных муниципальных образованиях (судебных районах), данное соотношение значительно отклоняется от среднего: в областном центре – г.Архангельске – количество адвокатов, приходящихся на одного федерального судью, составляет 2,0; в ряде судебных районов (Коношский, Коряжемский, Лешуконский, Онежский, Плесецкий, Холмогорский и др.) данное соотношение составляет менее 1.

На 31.12.2010 в реестре адвокатов Ненецкого автономного округа состоит 14 адвокатов, в настоящее время соотношение адвокатов на одного федерального судью в Ненецком автономном округе составляет 0,8.

В связи с изложенным Управлением в 2009 г. направлены обращения в органы государственной власти Архангельской области о необходимости разработки и принятия закона Архангельской области в части реализации органами государственной власти Архангельской области полномочий по материально-техническому и финансовому обеспечению оказания адвокатской помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа, созданию и материально-техническому обеспечению деятельности юридических консультаций в Архангельской области.

В связи с поступившим обращением Совета судей Ненецкого автономного округа по вопросам обеспечения участия адвокатов Ненецкого автономного округа в уголовном судопроизводстве, обозначившим острую проблему ненадлежащего обеспечения конституционного права граждан, проживающих на территории Ненецкого автономного округа, на квалифицированную юридическую помощь, Управлением инициировано проведение совместного совещания с органами государственной власти и представителями судейского сообщества Ненецкого автономного округа, иными заинтересованными структурами, по результатам которого принято решение о необходимости учреждения на территории Ненецкого автономного округа юридической консультации и о разработке окружного закона по вопросам государственной поддержки указанной юридической консультации.

По результатам мониторинга исполнения областного закона №615-31-ОЗ направлены обращения в органы государственной власти Архангельской области по вопросу о выделении необходимых денежных средств на финансирование указанного закона Архангельской области.

По информации, представленной Правительством Архангельской области и Архангельским областным Собранием депутатов, негативное влияние мировых финансово-экономических процессов обусловило необходимость корректировки прогноза социально-экономического развития Архангельской области на 2009 г.: областным законом от 15.04.2009 №6-2-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в областной закон «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» утверждено общее сокращение расходов областного бюджета в размере 11 млрд. рублей (в том числе и на оказание бесплатной юридической помощи в полном объеме).

Тем не менее, с учетом необходимости реализации законодательно закрепленного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи бесплатно, в соответствии с п.2 ст.8 закона Архангельской области от 15.12.2009 №118-9-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» на компенсацию расходов адвокатов, оказывающих юридическую помощь бесплатно, предусмотрены денежные средства в размере 424,9 тысяч рублей.

В соответствии с законом Архангельской области от 21.12.2010 №243-18-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» в областном бюджете на 2011 г. на указанные цели также предусмотрены денежные средства в размере 424,9 тыс. рублей.

Кроме того, постановлением администрации Архангельской области от 16.02.2009 №44-па/6 утверждены Порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь, и размеры компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь. Распоряжением департамента социальной защиты населения Архангельской области от 22.12.2009 №223-р утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги «Компенсация расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь».

В соответствии с п.2 постановления Правительства Архангельской области от 18.12.2009 №204-пп, пп.55 п.8 Положения о министерстве здравоохранения и социального развития Архангельской области, утвержденного указанным постановлением, министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области осуществляет функции главного распорядителя средств, предусмотренных в областном бюджете на компенсацию расходов адвокату за оказание бесплатной юридической помощи.

Согласно п.3 ст.2 областного закона №615-31-ОЗ организация оказания гражданам квалифицированной юридической помощи бесплатно на территории Архангельской области и возложена на Адвокатскую палату Архангельской области, на территории Ненецкого автономного округа – на Адвокатскую палату Ненецкого автономного округа.

В связи с этим, решением Совета Адвокатской палаты Архангельской области от 15.12.2009 утвержден график дежурств адвокатов – членов Адвокатской палаты Архангельской области по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам в соответствии со ст.26 Федерального закона на 2010 год. Решением Совета Адвокатской палаты Ненецкого автономного округа от 29.01.2010 утверждено Положение об оказании юридической помощи бесплатно на основании ст.26 Закона об адвокатуре адвокатами Ненецкого автономного округа, согласно которому адвокаты – члены Адвокатской палаты Ненецкого автономного округа обязываются оказывать юридическую помощь бесплатно гражданам Российской Федерации на всей территории Ненецкого автономного округа, информировать граждан о порядке и основаниях обращения за указанной помощью.

Вместе с тем, по информации, представленной адвокатскими палатами Архангельской области и Ненецкого автономного округа, в 2010 г., первом полугодии 2011 г. обращений по вопросам бесплатной юридической помощи, отвечающих требованиям ст.26 Закона об адвокатуре, п.1 ст.2 областного закона №615-31-ОЗ, в соответствующие адвокатские образования не поступало. Поступающие обращения граждан по вопросам бесплатной юридической помощи, не отвечали указанным требованиям в связи с:

- превышением размера среднедушевого дохода величины прожиточного минимума, установленного в Архангельской области и Ненецком автономном округе в соответствии с федеральным законодательством;

- необходимостью получения бесплатной юридической помощи в рамках категорий дел, не предусмотренных указанным законодательством.

По мнению Управления, причинами того, что в целом сформированный на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа механизм реализации отдельными категориями граждан права на бесплатную юридическую помощь не функционирует, в том числе являются следующие факторы:

- узкий перечень категорий граждан, имеющих право на получение указанной помощи, и вопросов, по которым им может оказываться юридическая помощь бесплатно;

- длительность процедуры проверки и удостоверения права гражданина на получение бесплатной юридической помощи;

- отсутствие в законодательстве Архангельской области положений, стимулирующих адвокатов оказывать юридическую помощь бесплатно (вследствие низких размеров ставок оплаты за оказываемые услуги и достаточно сложного для адвокатов механизма получения компенсаций; необходимости получения, проверки и хранения адвокатами большого объема документов; необходимости обслуживания адвокатскими палатами архивов, связанных с оказанием юридической помощи бесплатно) и др.

В связи с этим в отчетном периоде Управлением направлены обращения в Правительство Архангельской области, Архангельское областное Собрание депутатов с предложением рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Архангельской области в части финансирования за счет средств бюджета Архангельской области услуг адвокатов по оказанию юридической помощи бесплатно отдельным категориям граждан, не включенным в перечень субъектов, имеющих право на получение юридической помощи бесплатно согласно ст.26 Закона об адвокатуре. Архангельское областное Собрание депутатов письмом от 05.05.2011 уведомило Управление, что, расширив перечень граждан Российской Федерации, которым юридическая помощь оказывается бесплатно, субъект Российской Федерации выйдет за пределы полномочий, предоставленных ему законодательством Российской Федерации.

Во исполнение решения Координационного Совета при Управлении от 23.12.2010 Адвокатской палатой Архангельской области в Правительство Архангельской области направлено обращение по вопросу увеличения размера компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь в порядке, предусмотренном областным законом от 26.11.2008 №615-31-ОЗ «Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа». Согласно сообщению Правительства Архангельской области, поступившему в Управление в отчетном периоде, планируется пересмотреть и повысить размеры компенсаций расходов адвокатам, оказывающим юридическую помощь бесплатно.

Кроме того, в Правительство Архангельской области Управлением направлено обращение с предложением рассмотреть вопрос о необходимости принятия нормативных правовых актов по вопросам материально-технического и финансового обеспечения оказания юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях Архангельской области и Ненецкого автономного округа. По сообщению Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области, в настоящее время рассматриваются вопросы установления перечня труднодоступных и малонаселенных местностей Архангельской области; вопросы финансового обеспечения деятельности адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи гражданам Архангельской области.

Президентом Адвокатской палаты Ненецкого автономного округа в первом полугодии 2010 г. было предложено внести изменения в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы оказания бесплатной юридической помощи на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа, с учетом территориальных особенностей Ненецкого автономного округа:

1) на заседании Постоянной комиссии по общественной безопасности и противодействию коррупции Собрания депутатов Ненецкого автономного округа, состоявшемся 11.02.2010, предложено рассмотреть возможность создания в округе юридической консультации, подготовить предложения по внесению изменений в нормативные акты Архангельской области в части установления размера компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь, в процентном соотношении от установленного минимального размера оплаты труда;

2) ввиду труднодоступности большинства сельских поселений округа, в связи с поступлением в указанную адвокатскую палату обращений малоимущих граждан, которые не могут лично явиться в адвокатское образование для подачи документов с целью получения бесплатной юридической помощи (все адвокаты Ненецкого автономного округа осуществляют адвокатскую деятельность в адвокатских кабинетах в г.Нарьян-Маре), предложено внести изменения в соответствующие нормативные акты, предусматривающие возможность письменного обращения граждан за получением бесплатной юридической помощи;

3) учитывая, что большинство населения округа, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, проживает в отдаленных труднодоступных местностях и в связи с невозможностью адвокатов округа систематически выезжать в служебные командировки в указанные районы за свой счет, ожидая возмещения указанных расходов в течение 3 месяцев, предложено внести изменения в соответствующие нормативные акты в части предварительного выделения денежных средств на оплату командировочных расходов адвокатам округа (до выезда в командировку).

Решением Совета Адвокатской палаты Ненецкого автономного округа от 25.06.2010 (протокол заседания Совета Адвокатской палаты Ненецкого автономного округа №7) действие решения Совета указанной адвокатской палаты от 29.01.2010 об оказании юридической помощи бесплатно в порядке, предусмотренном ст.26 Закона об адвокатуре, приостановлено до создания необходимых условий для адвокатов по исполнению своих обязанностей и устранению нарушения прав адвокатов на своевременную оплату труда.

Указанное решение мотивировано тем, что отсутствие государственной помощи в предоставлении дополнительных помещений, наличие сложной процедуры компенсации труда адвокату нарушают права адвокатов на своевременную и полную оплату труда, что непосредственно вытекает из статьи 37 Конституции Российской Федерации, а также тем, что основная масса населения Ненецкого автономного округа проживает в труднодоступных и малонаселенных местностях, удаленных от г.Нарьян-Мара, где можно получить документ, подтверждающий статус малоимущего и бесплатную юридическую помощь.

Учитывая, что положения Закона об оказании бесплатной юридической помощи не реализуются на практике, Управлением совместно с адвокатским и нотариальным сообществами региона создаются дополнительные механизмы реализации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи бесплатно, в том числе в рамках государственно-частного партнерства:

1) сотрудниками Управления совместно с Адвокатской и Нотариальной палатами Архангельской области оказывается бесплатная юридическая помощь в общественной приемной партии «Единая Россия»,

2) руководством Управления проводится прием и консультирование граждан в приемной Президента Российской Федерации Д.А.Медведева;

3) сотрудниками Управления совместно с Адвокатской и Нотариальной палатами Архангельской области оказывается бесплатная юридическая помощь в рамках проведения «Дней юстиции», которые уже состоялись на территории муниципальных образований «Виноградовский муниципальный район», «Котласский муниципальный район», «Плесецкий муниципальный район», «Приморский муниципальный район», «Холмогорский муниципальный район», «Северодвинск» Архангельской области и на территории Ненецкого автономного округа;

4) в первом полугодии 2011 г. сотрудниками Управления совместно с Адвокатской и Нотариальной палатами Архангельской области оказывалась бесплатная юридическая помощь в рамках Дня бесплатной юридической помощи в г.Архангельске, организованного Управлением по инициативе Ассоциации юристов России;

5) в мае – июне 2010 г. Управлением совместно с Адвокатской палатой Архангельской области и Нотариальной палатой Архангельской области проведена акция по оказанию бесплатной юридической помощи ветеранам Великой Отечественной войны и членам их семей в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне (в Управлении в течение 6 приемных дней более чем 80 ветеранам Великой Отечественной войны и членам их семей оказана бесплатная юридическая помощь 3 нотариусами, занимающимися частной практикой в Архангельском нотариальном округе, 4 стажерами нотариусов, 6 адвокатами Архангельской области, 2 специалистами министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области);

6) в мае 2011 г. представители адвокатского и нотариального сообществ Архангельской области приняли участие в оказании бесплатной юридической помощи гражданам в рамках организованной Управлением акции, приуроченной к 66-летию Победы в Великой Отечественной войне, проведенной на базе филиалов МУК «Централизованная библиотечная система» г.Архангельска;

7) Управлением разработан буклет «Участие адвоката в оказании бесплатной юридической помощи в Архангельской области и Ненецком автономном округе» и распространен во всех муниципальных образованиях Архангельской области, органах социальной защиты населения Архангельской области, среди должностных лиц местного самоуправления при проведении «Дней юстиции», среди учащихся общеобразовательных учреждений при проведении занятий в рамках правового просвещения, среди посетителей Управления и др.;

8) Управлением учреждена и издается газета «Вести Северной юстиции» (за второе полугодие 2010 г. – первое полугодие 2011 г. вышло 5 номеров), в которой специалисты Управления дают разъяснения по вопросам в рамках компетенции Управления.

Кроме того, по информации, представленной Адвокатской палатой Архангельской области, адвокатами Архангельской области по мере необходимости оказывается юридическая помощь бесплатно ветеранам Великой Отечественной войны на основании Резолюции №1 от 08.04.2005 г., принятой на Втором Всероссийском съезде адвокатов.

По информации, представленной Адвокатской палатой Ненецкого автономного округа, адвокатами округа еженедельно оказывается бесплатная юридическая помощь на основании Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии от 01.11.2010, заключенного между Региональным отделением Общественной приемной Председателя партии «Единая Россия» В.В.Путина в Ненецком автономном округе и Адвокатской палатой Ненецкого автономного округа, Представительством Гильдии российских адвокатов в Ненецком автономном округе, региональным отделением общественной организации «Федеральный союз адвокатов России» в Ненецком автономном округе.

  1. Учебник для юридических вузов (2)

    Список учебников
    Государственное управление интересует нас в рамках настоящего учебного курса, прежде всего, как основа предмета отрасли административного права. Все особенности административно-правового регулирования так или иначе связаны со спецификой
  2. Литература: Конституция РФ 12. 12. 1993 г. Административное право. Учебник (1)

    Литература
    Труфанов М.Е., заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского государственного технического университета, кандидат юридических наук, доцент.
  3. Литература: Конституция РФ 12. 12. 1993 г. Административное право. Учебник (2)

    Литература
    Правоисполнительные действия касаются нормативной основы административно-правового регулирования и состоят не только в распространении сходной нормы на аналогичный жизненный случай, но и в решении юридического дела в соответствии с
  4. Литература: Конституция РФ 12. 12. 1993 г. Административное право. Учебник (3)

    Литература
    Правоисполнительные действия касаются нормативной основы административно-правового регулирования и состоят не только в распространении сходной нормы на аналогичный жизненный случай, но и в решении юридического дела в соответствии с
  5. Программа курса лекций "Административное право Российской Федерации", рассматриваемо

    Программа курса
    Курс лекций содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по административному праву Российской Федерации. Устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государственного управления рассматриваются
  6. Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20 октября 2009 года А. В. Мелехин мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, профессор

    Документ
    Курс лекций содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по административному праву Российской Федерации. Устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государственного управления рассматриваются
  7. Учебник удостоен Премии Президента Российской Федерации в области образования за 2001 год

    Список учебников
    Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция".
  8. Первый конституционное право в системе права российской федерации. Наука конституционного права глава I. Общая характеристика конституционного права российской федерации

    Документ
    На предшествующих этапах развития России данная отрасль и одноименная наука обозначались термином "государственное право". В настоящей работе термины "государственное право" и "конституционное право" рассматриваются
  9. Закон омилиции

    Закон
    Федеральным законом от 31 марта 1 года N 68-ФЗ (Российская газета, N 67, 08.04.99) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 20 июля 2004 года N 69-ФЗ);

Другие похожие документы..