Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии второй половины XIX начала XX века» специальность 050401 «История»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. З. БИИШЕВОЙ

Кафедра истории Отечества и МПИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«ИСТОРИЯ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ

XIX – НАЧАЛА XXВЕКА»

специальность 050401 «История»

Учебно-методический комплекс Составитель: к.и.н., доцент

обсужден и утвержден Павлова О.С.

на заседании кафедры

«_____»____________200__г.

Заведующий кафедрой _____________ профессор Самородов Д.П.

Стерлитамак 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Учебная программа

Пояснительная записка……………………………………………………..3

I. Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………5

II. Содержание дисциплины

2.1. Разделы дисциплины и виды занятий………………………………..5

2.2. Содержание разделов дисциплины…………………………………..6..

III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.12

IV. Содержание промежуточного и итогового контроля

4.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов…………………………………………14

4.2. Примерный перечень вопросов к экзамену………………………..14

4.3. Примерная тематика курсовых работ………………………………15

4.4. Примерный перечень вопросов, вынесенных на

государственный итоговый междисциплинарный экзамен по истории……..16

V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1. Рекомендуемая литература………………………………………….16

5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины……………………..18

5.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………….19

VI. Словарь основных терминов…………………………………………….19

Рабочая программа

Пояснительная записка…………………………………………………...21

I. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план)…………….23

II. Содержание разделов дисциплины и тем

2.1.Тематика лекций………………………………………………………24

2.2. Тематика семинарских занятий……………………………………..31

III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

3.1. Методические указания для преподавателей ……………………..46

3.2. Методические указания для студентов……………………………46

IV. Содержание итогового и промежуточного контроля

4.1.Творческие задания (тематика эссе)………………………………..48

4.2. Вопросы контрольных работ ………………………………………52

4.3. Тематика коллоквиумов……………………………………………65

4.4. Тематика курсовых работ…………………………………………..66

4.5. Контрольные тесты для внутрисеместровой проверки…………...67

4.6. Контрольные задания для проверки остаточных знаний…………76

4.7. Перечень вопросов к курсовым экзаменам………………………..86

V. Материалы государственного итогового междисциплинарного

экзамена по истории………………………………………………………….87

VI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1.Рекомендуемая литература……………………………………88

6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины………………90

VII. Словарь основных терминов……………………………………………91

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный курс «История России второй половины XIX – начала XX вв.» является необходимой частью системы подготовки профессиональных историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.

Данный курс «История России второй половины XIX – начала XX вв.» относится к циклу дисциплин предметной подготовки и проводится в рамках дисциплин федерального компонента ГОС ВПО по специальности 050401 (032600) «История». Особое место данного курса в профессиональной подготовке обусловлено значительным учебным временем, которое выделяется на его освоение.

Учебная программа курса построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050401 (032600) «История» и примерной программой изучения дисциплины.

Междисциплинарные связи.Изучение данного учебного курса связано с такими дисциплинами, как вспомогательные исторические дисциплины, источниковедение истории России, история древнего мира, история средних веков, историография истории России и др.

Целью курса «История России второй половины XIX – начала XX вв.» является изучение совокупности фактов, событий и явлений истории России на основе анализа источников и исследовательской литературы. Содержание дисциплины позволяет решить следующие задачи:

  • проанализировать основные этапы и важнейшие события отечественной истории,

  • раскрыть взаимосвязь экономической, политической и культурной истории России,

  • показать место России в мировом историческом процессе,

  • представить состояние источников по данному периоду российской истории и перспективы расширения источниковой базы,

  • дать анализ историографии дискуссионных проблем истории Отечества второй половины XIX – начала XX вв.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:

  • учебно-воспитательная,

  • научно-методическая,

  • культурно-просветительная.

Изучение дисциплины «История России второй половины XIX – начала XX вв.» способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области учебно-воспитательной деятельности:

  • осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой,

  • планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы в соответствии с учебным планом,

  • использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения,

  • воспитание у студентов уважительного отношения к культурно - историческому наследию,

в области научно-методической деятельности:

  • анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования,

в области культурно-просветительской деятельности:

  • формирование общей культуры студентов.

В программе нашли отражение наиболее важные темы, характеризующие процессы экономического, политического, социального, культурного порядков в истории нашего государства. Изложение материала в программе дается по проблемно-хронологическому принципу. Отработка основных понятий рассматривается как важная часть методологической подготовки будущих учителей. В целях гуманизации исторического образования в программу включена характеристика исторических деятелей, военачальников. Для самостоятельной работы студентов предлагается подготовка необходимых материалов, профессионально ориентированных на последующее использование в школе. Среди них могут быть материалы, раскрывающие личность и деятельность людей, вошедших в историю, а также материалы по наиболее сложным и важным проблемам вузовского и школьного курса отечественной истории.

Специфика изучения данной учебной дисциплины связана с последовательным осуществлением следующих принципов:

  • историографичность в изложении всех крупных проблем, в оценках исторических событий и личностей;

  • опора на анализ источников при освещении каждого вопроса, проблемы;

  • рассмотрение истории России через призму всемирно-исторического процесса, в связи с историей других государств;

  • отказ от ориентации на одну универсальную теорию, которая выступает в качестве всеобъемлющей методологии и использование разнообразных концепций истории: цивилизационной, культурологической, стадиальной, историософской и т.п.;

  • отказ от политизации исторической науки;

  • следование объективности, историчности, системности в освещении и оценках исторических событий;

  • использование новейших достижений и открытий исторической науки в процессе преподавания истории России;

  • опора на современные методы исторических исследований;

  • гуманизации исторического образования;

  • формирование у студентов интереса к самостоятельной исследовательской работе;

  • использование межпредметных связей;

  • использование материала по истории России для воспитания патриотизма и чувства любви к своей родине.

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий, выполнение контрольных работ, сдача Государственного экзамена.

Освоение курса предполагает, помимо посещения лекций и практических занятий, сдачу коллоквиумов, монографий, подготовку сообщений, докладов по предлагаемым темам.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии»

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ при очной форме обучения – 4 года.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России первой половины XIX века» является необходимой частью системы подготовки профессиональных историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  3. Учебно-методический комплекс по специальности 050401 (032600) «История» Составитель: д и. н., профессор кафедры истории Отечества и мпи

    Учебно-методический комплекс
    Данный курс относится к циклу дисциплин предметной подготовки и проводится в рамках федерального компонента ГОС ВПО по специальности «050401 (032600) - История».
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «историография истории россии» специальность 050401 «История» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Историография истории России является одной из базовых дисциплин в системе профессиональной подготовки студентов исторического факультета и относится к циклу дисциплин предметной подготовки и проводится в рамках дисциплин федерального
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «историография истории россии» специальность 050401 «История» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Историография истории России является одной из базовых дисциплин в системе профессиональной подготовки студентов исторического факультета и относится к циклу дисциплин предметной подготовки и проводится в рамках дисциплин федерального
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история башкортостана» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Пояснительная записка 101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История нефтяной промышленности на Сахалине (1879-1945 гг.)» Специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по «Истории нефтяной промышленности на Сахалине (1879-1945 гг.)» составлен в соответствии с требованием Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования /Основной образовательной
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине Новая и новейшая история зарубежных стран Специальность: 032600 (050401. 65) «история» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Новая и новейшая история зарубежных стран» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования поспециальности 032600 (050401.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине Новая и новейшая история зарубежных стран Специальность: 032600 (050401. 65) «история» (2)

    Учебно-методический комплекс

Другие похожие документы..