Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии второй половины XIX начала XX века» специальность 050401 «История»

5.3 Материально – техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

  • оборудованные аудитории (специальная мебель и оргсредства);

  • технические средства обучения: видеомагнитофон, диапроектор, мультимедийный переносной проектор, мультимидийное обеспечение; настенный экран; принтер, лазерный копировальный аппарат, сканер.

VI. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ.

Агитация – распространение политических идей и лозунгов с целью воздействия на сознание широких масс. Попытка убедить в чем-то.

Альтернатива – одна из нескольких взаимоисключающих возможностей.

Анархизм – общественно-политическое течение, характерной чертой которого является отрицание всякой государственной власти, организованной политической борьбы, чьей-либо руководящей роли.

Библейское общество – общественно – религиозная организация, занимавшаяся изданием, распространением и пропагандой Священного Писания по низким ценам или бесплатно, на языках народов России, среди русского православного населения и инородцев и иноверцев Российской Империи.

Бруствер – верхняя часть крепостного вала, полевого земляного укрепления или окопа.

Буржуазия – общественный слой, владеющий капиталом, осуществляющий финансовую и торгово – предпринимательскую деятельность с использованием наемного труда. Формирование класса буржуазии связано со становлением капиталистических отношений. Значение буржуазии заметно возрастает в эпоху промышленного переворота.

Вексель – письменный долговой документ четко определенной законом формы, выдавался заемщиком кредитору. Вексель предоставлял векселедержателю безусловное обязательное право требовать с векселедателя уплаты к определенному сроку денежной суммы, которая указывалась. По форме векселя были простые и переводные.

Вицмундир – форменный, непарадный мундир для повседневного ношения в отличие от мундира с шитьём, надевавшегося в торжественных случаях.

Волость – административно – территориальная единица. С 1797 г. волость государственных крестьян включала до 3000 душ и управлялась волостным правлением. С 1837 г. волости государственных крестьян входили в округа и делились на сельские общества. В волостях были учреждены волостной сход, волостное правление и волостная расправа.

Вольнодумство – скептическое, критическое или легкомысленное отношение к господствующим идеям и верованиям, преимущественно религиозным и социальным.

Высокопревосходительство – «Ваше Высокопревосходительство», титул – обращение к военным, придворным и гражданским чинам 1 – 2-го класса Табели о рангах.

Высочайшее повеление – письменное или устное (словесное) предписание, исходившее от имени Императора. Объявлялось уполномоченными лицами: председателем общего собрания или департаментов Государственного совета, канцлером, вице-канцлером, министрами, главноуправляющими, сенаторами, членами Синода, государственным секретарем, статс-секретарями, дежурным генерал-адъютантом и др. Имело силу закона.

Губернатор – в Российской империи высший правительственный чиновник в губернии, назначаемый царем.

Догматизм – метод мышления, опирающийся на какие-либо идейные догмы, не подлежащие критике, без учета меняющихся условий.

Историография - 1) история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной эпохе, теме, проблеме; 2) отрасль исторической науки, изучающая ее становление и развитие (накопление исторических знаний и источниковой базы, борьбу и смену методологических направлений и др.). Складывалась в XVI-XIX вв.

Контрреформы – система мероприятий, осуществляемых органами государственной власти в различных сферах общественной жизни, направленных против предшествовавших преобразований и их последствий.

Крепостное право – внеэкономическое прикрепление крестьян, форма феодальной зависимости крестьян, прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. Законодательно закреплено «Соборным Уложением «1649 г.

Либеральное народничество – течение в народничестве, которое в начале 1880-х годов занимает ведущее место после разгрома «Народной воли». Сохраняло ориентацию на социализм и рассматривало крестьянскую общину как его основу, однако отказалось от революционных методов.

Манифест – документ, издаваемый от лица власти и имеющий, как правило, программный характер.

Мировой суд – были введены в России в 1864 г. и состояли из участковых мировых судей (первая инстанция) и съезда мировых судей (апелляционная инстанция для дел, рассмотренных участковыми судьями). Мировые судьи рассматривали гражданские дела по искам на сумму до 500 (позднее до 1000 руб.), а то уголовным делам могли приговаривать к аресту, штрафам и т.п. наказаниям, предусмотренным Уставом о наказаниях, налагаемых мировым судом.

Модернизация – процесс перехода от традиционного (аграрного) общества к современному (индустриальному), основу которого составляют машинное производство, рыночная экономика, гражданское общество, правовое государство, либеральные ценности.

Народничество – учение о переходе России к социализму при опоре на крестьянскую общину и об активной роли революционной интеллигенции в этом процессе, а также общественное движение, опиравшееся на данную теорию. В составе народничества выделяются революционное и либеральное направления. Революционное народничество в свою очередь включало в себя бунтарское, пропагандистское и заговорщическое течения.

Община – форма объединения людей, характеризующаяся коллективным владением средствами производства, полным или частичным самоуправлением.

Правовое государство – тип государства, в котором сохраняется режим конституционного правления, существует развитая правовая систем и эффективная судебная власть, вместе с реальным разделением властей, с развитым социальным контролем политики и власти, равенством всех граждан перед законом.

Пролетариат – слой наемных работников, лишенных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу владельцу капитала. Численность и общественное значение пролетариата возрастают в эпоху промышленного переворота.

Уезд – территориально-административная единица.

Фаворит – человек, находящийся в особой милости у монарха и оказывающий на него особое влияние.

Фракция – 1) часть депутатов законодательных органов власти, представляющих одну партию или политическую силу; 2) часть политической партии (или ее руководства), имеющая свои собственные взгляды и оценки чего-либо и собственную структуру.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный курс «История России второй половины XIX – начала XX вв.» является необходимой частью системы подготовки профессиональных историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.

Данный курс «История России второй половины XIX – начала XX вв.» относится к циклу дисциплин предметной подготовки и проводится в рамках дисциплин федерального компонента ГОС ВПО по специальности 050401 (032600) «История». Особое место данного курса в профессиональной подготовке обусловлено значительным учебным временем, которое выделяется на его освоение.

Учебная программа курса построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050401 (032600) «История» и примерной программой изучения дисциплины.

Междисциплинарные связи.Изучение данного учебного курса связано с такими дисциплинами, как вспомогательные исторические дисциплины, источниковедение истории России, история древнего мира, история средних веков, историография истории России и др.

Целью курса «История России второй половины XIX – начала XX вв.» является изучение совокупности фактов, событий и явлений истории России на основе анализа источников и исследовательской литературы. Содержание дисциплины позволяет решить следующие задачи:

  • проанализировать основные этапы и важнейшие события отечественной истории,

  • раскрыть взаимосвязь экономической, политической и культурной истории России,

  • показать место России в мировом историческом процессе,

  • представить состояние источников по данному периоду российской истории и перспективы расширения источниковой базы,

  • дать анализ историографии дискуссионных проблем истории Отечества второй половины XIX – начала XX вв.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:

  • учебно-воспитательная,

  • научно-методическая,

  • культурно-просветительная.

Изучение дисциплины «История России второй половины XIX – начала XX вв.» способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области учебно-воспитательной деятельности:

  • осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой,

  • планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы в соответствии с учебным планом,

  • использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения,

  • воспитание у студентов уважительного отношения к культурно - историческому наследию,

в области научно-методической деятельности:

  • анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования,

в области культурно-просветительской деятельности:

  • формирование общей культуры студентов.

В программе нашли отражение наиболее важные темы, характеризующие процессы экономического, политического, социального, культурного порядков в истории нашего государства. Изложение материала в программе дается по проблемно-хронологическому принципу. Отработка основных понятий рассматривается как важная часть методологической подготовки будущих учителей. В целях гуманизации исторического образования в программу включена характеристика исторических деятелей, военачальников. Для самостоятельной работы студентов предлагается подготовка необходимых материалов, профессионально ориентированных на последующее использование в школе. Среди них могут быть материалы, раскрывающие личность и деятельность людей, вошедших в историю, а также материалы по наиболее сложным и важным проблемам вузовского и школьного курса отечественной истории.

Специфика изучения данной учебной дисциплины связана с последовательным осуществлением следующих принципов:

  • историографичность в изложении всех крупных проблем, в оценках исторических событий и личностей;

  • опора на анализ источников при освещении каждого вопроса, проблемы;

  • рассмотрение истории России через призму всемирно-исторического процесса, в связи с историей других государств;

  • отказ от ориентации на одну универсальную теорию, которая выступает в качестве всеобъемлющей методологии и использование разнообразных концепций истории: цивилизационной, культурологической, стадиальной, историософской и т.п.;

  • отказ от политизации исторической науки;

  • следование объективности, историчности, системности в освещении и оценках исторических событий;

  • использование новейших достижений и открытий исторической науки в процессе преподавания истории России;

  • опора на современные методы исторических исследований;

  • гуманизации исторического образования;

  • формирование у студентов интереса к самостоятельной исследовательской работе;

  • использование межпредметных связей;

  • использование материала по истории России для воспитания патриотизма и чувства любви к своей родине.

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий, выполнение контрольных работ, сдача итогового междисциплинарного комплексного экзамена.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения курса студент должен знать:

  • основные эпохи и важнейшие события российской истории;

  • место и роль России во всемирном историческом процессе;

  • основные комплексы источников по истории России;

  • важнейшие историографические проблемы отечественной истории;

  • аспекты всех сторон исторического развития страны;

уметь:

  • решать исследовательские задачи с различных теоретико-методологических позиций;

владеть:

  • приемами и методами научного анализа и критики источников по истории России.

Формы текущего, промежуточного и итогового контроля. Курс «История России второй половины XIX – начала XX вв.» общим объемом 169 часов изучается в течение 4 семестра. Он завершается экзаменом в конце четвертого семестра. При этом курсовой экзамен включает проверку знаний причинно-следственных связей, дат, событий, терминов и понятий. Важным показателем является умение экзаменуемого оперировать в своем ответе ссылками на соответствующие положения в учебной и научной литературе; раскрывать суть концепции того или иного историка; проводить анализ источников. В целом программа нацеливает студентов на самостоятельное осмысление общего и особенного в истории России и других стран, выявление основных закономерностей и направлений исторического развития.

Формами промежуточного контроля знаний студентов являются коллоквиумы, контрольные работы, задания по конспектированию монографий и другой научной литературы.

Курс «История России второй половины XIX – начала XX вв.» имеет тесную связь с итоговым междисциплинарным комплексным экзаменом, поскольку является одним из важных этапов изучения общего курса «Истории России». Особенностью итогового междисциплинарного экзамена является проверка не только конкретно-исторических знаний студентов по ключевым вопросам данного периода, но и знаний в области источниковедения, историографии, методики исторического исследования.

I. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

Тематический план

п/п

Тематика занятий

Часы

лекции

семинары

Самостоятельная работа

1

Отмена крепостного права

4

2

6

2

Великие реформы 60 – 70-х гг. XIX века

6

6

3

Сельское хозяйство России в 60 – 90-е гг. XIX века

4

4

6

4

Развитие промышленности, финансов, кредита в 60 – 90-е гг. XIX века

4

4

8

5

Общественное движение в России в 60 – 70-е гг. XIX века

4

4

4

6

Внешняя политика России в 1856 – 1881 гг.

2

-

4

7

Присоединение Средней Азии

2

-

4

8

Внутренняя политика Александра III

4

-

6

9

Внешняя политика Александра III

2

-

2

10

Общественно-политическая мысль и политические движения России (1881-1904 гг.).

4

-

6

11

Развитие культуры во второй половине XIX в.

2

-

4

12

Экономическое развитие России в конце XIX начале XX вв.

4

-

2

13

Внутренняя политика России в 1894-1904 гг.

2

-

2

14

Внешняя политика России в конце XIX - начале XX вв.

4

-

4

15

Первая российская революция (1905-1907 гг.).

2

-

4

16

Формирование системы политических партий России (1905-1907 гг.). Начало российского парламентаризма.

4

-

6

17

Внутренняя политика самодержавия в 1907 – 1914 гг. Столыпинская аграрная реформа.

4

2

6

18

Внешняя политика России в 1906-1914 гг.

4

-

6

19

Российская империя в Первой мировой войне (лето 1914 – февраль 1917 гг.)

6

2

6

20

Культура России конца XIX – начала XX вв.

2

2

4

ВСЕГО

70

20

96

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии»

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ при очной форме обучения – 4 года.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России первой половины XIX века» является необходимой частью системы подготовки профессиональных историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  3. Учебно-методический комплекс по специальности 050401 (032600) «История» Составитель: д и. н., профессор кафедры истории Отечества и мпи

    Учебно-методический комплекс
    Данный курс относится к циклу дисциплин предметной подготовки и проводится в рамках федерального компонента ГОС ВПО по специальности «050401 (032600) - История».
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «историография истории россии» специальность 050401 «История» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Историография истории России является одной из базовых дисциплин в системе профессиональной подготовки студентов исторического факультета и относится к циклу дисциплин предметной подготовки и проводится в рамках дисциплин федерального
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «историография истории россии» специальность 050401 «История» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Историография истории России является одной из базовых дисциплин в системе профессиональной подготовки студентов исторического факультета и относится к циклу дисциплин предметной подготовки и проводится в рамках дисциплин федерального
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история башкортостана» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Пояснительная записка 101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История нефтяной промышленности на Сахалине (1879-1945 гг.)» Специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по «Истории нефтяной промышленности на Сахалине (1879-1945 гг.)» составлен в соответствии с требованием Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования /Основной образовательной
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине Новая и новейшая история зарубежных стран Специальность: 032600 (050401. 65) «история» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Новая и новейшая история зарубежных стран» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования поспециальности 032600 (050401.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине Новая и новейшая история зарубежных стран Специальность: 032600 (050401. 65) «история» (2)

    Учебно-методический комплекс

Другие похожие документы..