Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии второй половины XIX начала XX века» специальность 050401 «История»

III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

И ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

В соответствии с задачами подготовки студентов педагогических вузов в программе по курсу «История России» раскрываются основные проблемы истории нашего государства второй половины XIX – начала XX вв.

Программа курса «История России второй половины XIX – начала XX вв.» реализуется в процессе чтения лекций, проведения практических занятий и семинаров, организации самостоятельной работы студентов, групповых, индивидуальных консультаций, собеседований в связи с подготовкой к экзамену, написанием курсовых работ, докладов для научно-методических студенческих конференций. В конце 4 семестра студенты дневного отделения сдают экзамен. В течение семестра студенты сдают коллоквиумы, монографии, пишут контрольные работы. Студенты заочного отделения также выполняют контрольные работы, сдают курсовые экзамены, пишут курсовые работы.

В программе отражены результаты современных научных исследований по основным проблемам российской истории. Рассмотрение программного материала предваряется определением его основной направленности, значения и актуальности.

В программе раскрываются:

-место и роль России во всемирно-историческом процессе,

-смысл и содержание основных событий, явлений и процессов в отечественной истории,

-взаимосвязь экономического, социального, политического и культурного развития России.

Программа нацеливает на выработку у студентов исторического мышления, на воспитание гражданской позиции в духе патриотизма и уважения к славным страницам истории своего Отечества.

Примерная тематика контрольных работ и заданий для самостоятельной работы составлена в соответствии с содержанием учебного курса. Она обеспечивает закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе самостоятельной работы студента с литературой.

Контрольные вопросы к экзамену являются одной из форм самопроверки знаний и дают студенту возможность оперативной оценки своей подготовленности по данной теме и определения готовности к изучению следующей темы. Кроме того, контрольные вопросы для экзамена составлены таким образом, что решают задачи проверки понимания понятийного аппарата учебной дисциплины, фактического материала, причинно-следственных, временных и других связей, умения выделять главное, сравнивать, конкретизировать и доказывать свое мнение с помощью аргументов, обобщать и систематизировать знания.

Рациональная организация самостоятельной работы студентов возможна только при условии наличия систематизированной информации по изучаемому учебному курсу. Поэтому в программу включен перечень основной и дополнительной литературы по «Истории России второй половины XIX – начала XX вв.». Он предполагает изучение не только монографической литературы, но и источников. Сегодня важнейшей задачей является подготовка не просто учителя истории, а учителя – исследователя, который бы в совершенстве владел основными приемами и методами научно – исследовательской работы и мог самостоятельно разбираться во всем многообразии подходов и точек зрения, имеющихся в современной науке. Важнейшим принципом подбора литературы по курсу стала попытка представить самые различные взгляды на рассматриваемые вопросы, независимо от позиции самого преподавателя. Кроме того, в перечень вошли работы наиболее крупных специалистов в той или иной области. Учитывая специфику исторической науки, перечень содержит не только новейшие исследования, но работы историков XIX-XX вв. Изучение рекомендованной литературы позволит студентам в полном объеме изучить содержание дисциплины, усвоить основные понятия, фактический материал, причинно-следственные связи, научиться работать с источниками, разбираться в вопросах историографии той или иной проблемы.

Учебная работа студентов в рамках данного курса предусматривает практические занятия с использованием как традиционных учебно-методических пособий, так и мультимедийных средств обучения.

IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И

ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

4.1Перечень примерных контрольных вопросов для

самостоятельной работы студентов

  1. Какие изменения в государственном и общественном строе России происходили после Крестьянской реформы 1861 г.? На каких началах они основывались?

  2. Могло ли быть полезным для России введение «конституционного образа правления» во второй половине XIX в.? Аргументируйте свою точку зрения.

  3. Историографическая традиция утверждает, что в годы царствования Александра III существовал триумвират К.П. Победоносцева, Д.А. Толстого и М.Н. Каткова. Какие факты свидетельствуют за это, а какие противоречат?

  4. Почему Россию рубежа Х1Х-ХХ вв. называли «тюрьмой народов»? Выскажите свою оценку этого мнения. На каких фактах оно основано? Какие факты ему противоречат?

  5. Как всероссийские промышленные выставки влияли на судьбы русской промышленности?

  6. Чем вызывалась необходимость проведения денежной реформы? Как Вы думаете: кто пострадал от введения золотого рубля и кто выиграл?

4.2 Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. Россия накануне великих реформ. Подготовка крестьянской реформы 1861 г.

  2. Крестьянская реформа 1861 г. и её итоги. Реформа удельных и государственных крестьян.

  3. Буржуазные реформы при Александре II: судебная, земская, городская.

  4. Буржуазные реформы при Александре II: военная, морская, народное образование.

  5. Капиталистическое развитие торговли.

  6. Капиталистическое развитие промышленности.

  7. Внешняя политика в эпоху Александра II. Канцлер А. Горчаков и характеристика его дипломатического курса (европейское направление).

  8. Присоединение Средней Азии.

  9. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

  10. Дальневосточная политика при Александре II. Отношения с Китаем. Продажа Аляски.

  11. Россия в эпоху Александра III. Контрреформы и их сущность.

  12. Внешняя политика Александра III. Сближение с Францией.

  13. Культура России в пореформенное время.

  14. Развитие банковской системы в пореформенный период.

  15. Переселенческое движение в пореформенное время: Восточное и южное направление (Башкирия и Средняя Азия).

  16. Сельское хозяйство в пореформенное время.

  17. Зарождение марксизма в России и его сущность.

  18. Общественный подъём в конце 50-х-60-е гг. XIX в. А. Герцен, Н. Чернышевский, организация «Земля и воля» 60-х гг. Либеральное движение.

  19. Идеология народнического движения.

  20. Основные этапы народнического движения.

  21. Общественно-политический подъём на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Цареубийство 1 марта 1881 г.

  22. Экономическое развитие России в начале XX в.

  23. Сельское хозяйство в начале XX в. Столыпинская аграрная реформа и её итоги.

  24. Внутренняя политика Николая II на рубеже XIX и XX вв.

  25. Первая русская революция 1905-1907 гг. Основные этапы.

  26. Думская монархия. Начало российского парламентаризма.

  27. Дальневосточная политика России на рубеже XIX – XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг.

  28. Внешняя политика в 1906-1914 гг.

  29. Россия в 1-ой мировой войне: начальный период войны. Компания 1914 г.

  30. Россия в 1-ой мировой войне: компания 1915 г. Поражение внутри страны. Правительственный кризис.

  31. Россия в 1-ой мировой войне: компания 1916 г. Внутреннее положение России.

  32. Развитие культуры в начале XX в.

4.3 Примерная тематика курсовых работ

  1. Отмена крепостного права в России. Историография проблемы.

  2. Русская деревня в пореформенную эпоху. Последствия крестьянской реформы 1861 г.

  3. Подготовка крестьянской реформы 1861 г.

  4. Дипломатическая деятельность А.М. Горчакова в эпоху Александра П.

  5. Возникновение и работа Крестьянского поземельного банка.

  6. Развитие банковского дела в пореформенный период (60-90 гг.XIX в.).

  7. Развитие в России потребительской кооперации.

  8. Зарождение в России стационарной торговли.

  9. Русско-японские отношения во второй пол. XIX в.

  10. «Бархатная диктатура» М.Т. Лорис-Меликова.

  11. Переселенческое движение крестьян во второй пол. XIX в.

  12. Исторический портрет Александра III.

  13. Развитие исторической науки во второй половине XIX в.

  14. Россия и Балканский вопрос в 70-80-х гг. XIX в.

  15. Промышленный переворот в России, его периодизация и социальные последствия.

  16. Экономическая деятельностьС.Ю. Витте.

  17. Аграрный вопрос на рубежеХ1Х-ХХ вв.

  18. Народничество: идеология, социальная база и развитие.

  19. Особенности российского реформаторства.

  20. Феномен российской интеллигенции. Российские предприниматели и меценаты.

  21. С.Ю. Витте во главе Особого совещания о нуждах сельско­хозяйственной промышленности.

  22. Мемуары революционных народников как исторический источник (В.И. Фигнер, Н.А. Морозов, М. Фроленко, О.В. Аптекман, И. Попов, П.А. Кропоткин, В. Дебагорий-Мокриевич) - по выбору.

  23. Воспоминания дипломатов как источник по истории внешней политике России конца XIX - начала XX века.

  24. С.В. Зубатов и политический сыск в России конца XIX -начала XX вв.

  25. Государственные финансы Российской империи конца XIX -начала XX века.

  26. Структура органов власти и управления Российской империи во второй половине XIX века.

  27. Субъективная социология П.Л. Лаврова («Исторические письма»)

  28. Мемуары как источник по истории России XIX в. (по вы­бору студента).

  29. Аграрная программа крестьянской демократии в Первой российской революции. («Проект 104-х»).

  30. Витте об истоках и причинах русско-японской войны. («Воспоминания»).

4.4 Примерный перечень вопросов по итоговому междисциплинарному комплексному экзамену по истории

  1. Великие реформы Александра II: разработка, ход, последствия. Оценка реформ в историографии и общественной мысли.

  2. Социально – политическое развитие России во второй половине XIX века. Революционное народничество, его организация, лидеры, стратегия и тактика. Зарождение марксизма.

  3. Капиталистическая модернизация России в 60 – 90 гг. XIX века: экономические, социальные и политические аспекты. Специфика российского капитализма в историографии.

  4. Основные тенденции и противоречия внешней политики России во второй половине XIX века: Европа, Балканы, Средняя Азия, Дальний Восток.

  5. Серебряный век русской культуры (конец XIX - начало XX вв.). Развитие русской исторической мысли: школы, направления, представители.

  6. Российская империя на рубеже XIX – XX вв.: экономика, социальная структура, политический строй. Особенности капиталистического развития России в современной исторической литературе.

  7. Основные тенденции внешней политики Российской империи в начале XX века. Русско – японская война 1904 – 1905 гг.

  8. Революционные события 1905 – 1907 гг. Формирование системы политических партий и российского парламентаризма. Третьеиюньская система.

  9. Участие России в первой мировой войне: военные кампании 1914, 1915, 1916 гг., экономика и политическое положение России.

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Рекомендуемая литература

Основная:

  1. История России в XIX -начале XX вв. / Под ред. В. А. Федорова. - М., 1998.

  2. История России. XIX век: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч./ Под ред. В.Г. Тюкавкина. - М., 2004.

  3. История России: В 2 т./А.Н. Сахаров, Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин и др. - М., 2003.

  4. История России: Вторая половина Х1Х – ХХ вв. Курс лекций / Под ред.Б. Личмана. – Екатеринбург, 1996.

  5. Корнилов А. Курс истории России XIX в. - М., 1994.

  6. Новейшая история Отечества. XX век: Учебник для студ. высш. учеб, заведений: В 2 т. / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. - М., 2002.

  7. Троицкий НА.. Россия в XIX веке. Курс лекций: Учебное пособие. - М., 2003.

  8. Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С. Ор­лов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М., 2004.

  9. Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917 гг. / Под ред. В.Г. Тюкавкина. - М., 1991.

  10. Хрестоматия по отечественной истории. 1914-1945 гг./ Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. - М., 1996.

Дополнительная:

  1. Беловинский Л.В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории. - М., 2003.

  2. Бенца А.Н. история Русской живописи в XIX века. – М, 1995.

  3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1978.

  4. Бердяев Н.А. Русская идея в России и русской философской культуре. - М.,1991.

  5. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XIX веке. М., 1973.

  6. Великие реформы в России 1856-1874 гг. - М., 1992.

  7. Верт Н. История советского государства. – М., 1992.

  8. ВолкС.С. Народная воля (1879-1882). – М.- Л., 1966.

  9. Восточный вопрос во внешней политике России (конец XVIII- начало XX вв.) - М.,1978.

  10. Высшие и центральные государственные учреждения в России: 1801-1917. – Спб.: 2002. Т.1.

  11. Государственность России: Словарь-справочник. М., 2002.

  12. Гринев А.В. Индейцы Глинкиты в период Русской Америки (1741-1867 гг). Новосибирск, 1991

  13. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2003.

  14. Данилов А.А. История России. ХХ век. Справочные материалы. – М., 1996.

  15. Дружинин М.М. Русская деревня на переломе 1861-1880 гг. - М.,1978.

  16. Дружинин М.Н. Государственные крестьяне и реформа П.Д.Киселева. Т.1-2. Л.,1946-1958.

  17. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М.,1997.

  18. Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. - М., 1968.

  19. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России. М.,1978.

  20. Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. - М., 1970.

  21. Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже Х1Х-ХХ столетий. - М, 1973.

  22. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России 1856-1861. М., 1984.

  23. Историки спорят. – М., 1988.

  24. Исторические силуэты. – М., 1991.

  25. Исторический опыт трех революций. – М., 1989.

  26. История внешней политики России в XIX в. Т.1-2. М., 1996-1997.

  27. История крестьянства России с древнейших времен до 1917 г. Т. 3. - М., 1993.

  28. История Масонства. - Смоленск, 2002.

  29. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. Кн.2. – М., 1991.

  30. История России. ХХ век / А.Н.Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и другие. – М., 1996.

  31. История русской армии. М., 2006

  32. Итенберг Б.С. Движение революционного народничества. - М., 1965.

  33. Керенский А.Ф. Воспоминания. – М., 1996.

  34. Киняпина Н.С. Внешняя политика России первой половины XX в. М., 1963.

  35. Ковалъченко И.Д., Милов Л.В. Всероссийский аграрный рынок ХХЩ - нач. XX вв. - М., 1974.

  36. Ковальченко И.Д. Русское крепостное крестьянство в первой половине XIX века. М, 1967.

  37. Лаверычев В.Я. Крупная буржуазия в пореформенной России. 1861-1900. - М.,1974.

  38. ЛандаС.С. Дух революционных преобразований... Из истории формирования идеологии и политической организации декабристов. 1816-1825. - М., 1975.

  39. Леонтович В.В. История либерализма в России. - М., 1995.

  40. Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. - М., 1994.

  41. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

  42. ЛященкоЛ.М. Царь-освободитель. - М., 1994.

  43. Лященко П.М. История народного хозяйства СССР. - М.,1956. - Т.1.

  44. Масоны: история, идеология, тайный культ. - М., 2005.

  45. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. - М.,1998.

  46. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. - М., 1989.

  47. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. - М., 1990.

  48. Наше Отечество. Опыт политической истории. – М., 1991.

  49. Никольский Н.М. История Русской церкви. - М., 1983.

  50. Петров В. Русские в истории Америки. М., 1991.

  51. Пирумова Н.М. Александр Герцен: революционер, мыслитель, человек. М., 1989.

  52. Российское законодательство Х-ХХ веков: В 9 т. - М., 1984 - 1994.

  53. Российское самодержавие 1801-1917 г.: Сб статей. - М., 1997.

  54. Россия на рубеже веков: исторические портреты. – М., 1991.

  55. Рудницкая Е.Л. Русский бланкизм. Петр Ткачев. - М., 1992.

  56. Русские самодержцы. 1801-1917. - М., 1994.

  57. Рындзюнский П.Г. Утверждение капитализма в России. 1850-1880. - М., 1978.

  58. Самородов Д.П. Введение в историю и в основы научно-исторической методологии. Уфа, 2005.

  59. Самородов Д.П. Русское крестьянское переселение в Башкирию в пореформенный период 60-90 гг. XIX в. - Стерлитамак, 1996.

  60. Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII – XIX вв. - Л., 1988.

  61. Седов М.Г. Предшественники русской социал-демократии. - М., 1990.

  62. Соловьева А.М. Промышленная революция в России в XIX в. – М., 1990.

  63. Ткаченко П.С. Революционная народническая организация «Земля и воля». 1876-1879. - М.,1961.

  64. Троицкий Н.А. Самодержавие и реформы. – М., 1994.

  65. Фатеев П.С. Первые российские марксисты. – М., 1983.

  66. Федоров В. А. Падение крепостного права в России: Документы и материалы. – М., 1966 - 1968. - Вып. 1-3.

  67. Чернуха В.Г. Правительственная политика в отношении печати в 60-70 гг. XIX в. – Л., 1989.

  68. Чулков Г. Императоры России. М., 2003.

  69. Шепелев Л.Е.Чиновничий мир России: XVIII-ХХ вв. - Спб.,1999.

  70. Экономическая история России XIX в.: современный взгляд на проблему (Колл. мон.) - М., 2001.

5.2 Средства обеспечения освоения дисциплины

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

  • мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса «История России» (мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов);

  • электронные библиотеки по курсу «История России»;

  • электронная база данных для создания тематических итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы со студентами;

  • слайды (диапозитивы), видеофильмы по истории России

  • учебно-наглядные пособия, карты.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии»

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ при очной форме обучения – 4 года.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России первой половины XIX века» является необходимой частью системы подготовки профессиональных историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  3. Учебно-методический комплекс по специальности 050401 (032600) «История» Составитель: д и. н., профессор кафедры истории Отечества и мпи

    Учебно-методический комплекс
    Данный курс относится к циклу дисциплин предметной подготовки и проводится в рамках федерального компонента ГОС ВПО по специальности «050401 (032600) - История».
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «историография истории россии» специальность 050401 «История» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Историография истории России является одной из базовых дисциплин в системе профессиональной подготовки студентов исторического факультета и относится к циклу дисциплин предметной подготовки и проводится в рамках дисциплин федерального
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «историография истории россии» специальность 050401 «История» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Историография истории России является одной из базовых дисциплин в системе профессиональной подготовки студентов исторического факультета и относится к циклу дисциплин предметной подготовки и проводится в рамках дисциплин федерального
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история башкортостана» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Пояснительная записка 101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История нефтяной промышленности на Сахалине (1879-1945 гг.)» Специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по «Истории нефтяной промышленности на Сахалине (1879-1945 гг.)» составлен в соответствии с требованием Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования /Основной образовательной
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине Новая и новейшая история зарубежных стран Специальность: 032600 (050401. 65) «история» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Новая и новейшая история зарубежных стран» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования поспециальности 032600 (050401.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине Новая и новейшая история зарубежных стран Специальность: 032600 (050401. 65) «история» (2)

    Учебно-методический комплекс

Другие похожие документы..