Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии второй половины XIX начала XX века» специальность 050401 «История»

IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И

ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

В .практике изучения истории России часто встречается выполнение такого вида самостоятельной работы студентов как написание задания – эссе, которое по форме близко к жанру письменного изложения, так как требует развернутого ответа. Ответ к заданию – эссе должен отражать индивидуальное понимание студентом этого задания. Кроме того, ответ на задание – эссе должен быть написан или в краткой повествовательной форме (по типу изложения), или в форме тезисов в последовательном порядке изложения.

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы: представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; раскрытие проблемы на теоретическом уровне, с корректным использованием исторических понятий в контексте ответа; аргументация своей позиции с опорой на факты истории, концепции исторического развития и т.д.

Важно настроить студентов на то, что при раскрытии темы целесообразно обратиться к различным точкам зрения на проблему или различным подходам к ее решению, показать многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе.

В процессе самостоятельной работы по истории России практикуются задания на дом в виде сочинения-эссе с последующим обсуждением этих заданий на семинарском занятии. На работу по каждой теме эссе предполагается затратить около 3 часов.

Контрольные работы, выполняемые студентами дневного отделения второго курса исторического факультета по курсу «История России второй половины XIX – начала ХХ вв.», являясь важной формой контроля самостоятельного изучения материала, способствуют углублению знаний студентов – историков по отдельным вопросам истории Отечества указанного периода, помогают овладеть основами современной научно – исторической методологии, прививают им навыки научного, творческого подхода к освещаемой проблеме, а также способствуют формированию методики независимой самооценки. Контрольные вопросы являются одной из форм самопроверки знаний и дают студенту возможность оперативной оценки своей подготовленности по данной теме и определения готовности к изучению следующей темы. Кроме того, контрольные вопросы для экзамена составлены таким образом, что решают задачи проверки понимания понятийного аппарата учебной дисциплины, фактического материала, причинно-следственных, временных и других связей, умения выделять главное, сравнивать, конкретизировать и доказывать свое мнение с помощью аргументов, обобщать и систематизировать знания. На выполнение таких заданий планируется около 2 часов.

4.1 Творческие задания (тематика эссе)

  1. В середине XIX в. перед правительством России возникла «женская» проблема. С одной стороны, оно .не хотело организовывать высшие учебные заведения для женщин, считая это делом ненужным. С другой же стороны, .оно столкнулось с тем, что женщины, распространяли их в России. Нашло ли правительство выход из создавшегося положения?

  1. Принято считать, что отмена крепостного права в России 1861 г. явилась началом капиталистического развития страны. А вот автор «Истории Советского государства» Н. Верт считает, что отмене крепостного права «вовсе не способствовала развитию капитализма, а скорее укрепляла архаичные, можно сказать феодальные, экономические структуры». Кто прав? Если Верт, то какой исторический рубеж можно брать за начало эпохи капитализма в России?

  1. Ликвидация рабства произошла в России и США почти одно и то же время. В России большинство крестьян освобождалось землей, а рабы США были освобождены без земли. Казалось бы, «карты в руки» русскому аграрному капитализму! Тем не менее более быстрое развитие аграрный капитализм получил в США. Почему?

  1. В 1878 г. Вера Засулич была привлечена к уголовной ответственности за покушение на жизнь петербургского градоначальника Ф. Трепова. На основе закона и с учетом мнения правящих кругов террористку должны были подвергнуть суровой каре. Однако Вере Засулич был вынесен оправдательный приговор и она была выпущена на свободу. Почему?

  1. Некоторые историки и политики любят часто повторять стереотип о поведении России как типичной колониальной, имперское державы. Свидетельствует ли о «колониальном аппетите» России уступка в 1867 г. за семь миллионов долларов русской территории Аляски — Америке, хотя «имперское» мышление должно было бы заставить Петербург удерживать это владение в своих руках?

  1. Велики заслуги Александра II перед Отечеством. При нем было отменено крепостное право, началось строительство броненосного флота, широко отмечалось тысячелетие России, освобождались братья-единоверцы от мусульманского ига, проводились прогрессивные судебная и земская реформы, присоединились Казахстан и Средняя Азия, в стране ежегодно проводилось 18 000 ярмарок, в десятки раз была увеличена протяженность железных дорог. Именно в царствование Александра II пишут свои лучшие произведения Л. Толстой, Некрасов, Тургенев, Чайковский, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Аксаков, Перов, Крамской, Фет, Стасов, Островский, Васнецов, Менделеев создает периодическую систему, достраивается храм Христа Спасителя, в Крыму расцветает русское виноделие... Возникает вопрос: если Россия при Александре II благоденствует и бурно развивается, то почему же на государя совершается несколько покушений, и в конце концов он становится жертвой террористов?

  1. XIX в. ознаменовался для России началом установления дипломатических отношений со странами Латинской Америки. Первой из них была Бразилия. Произошло это в 1828 г., спустя три года после того, как Португалия признала ее независимость. Между тем, были страны, получившие самостоятельность гораздо раньше (Аргентина, Колумбия, Мексика, Чили стали независимыми еще в 1810 г.), а дипломатическое признание России получили, к примеру, Аргентина, лишь в 1885 г., Мексика — в 1890 г. Почему?

  1. Русский путешественник Миклухо - Маклай в 1885 г. предложил Александру III основать русскую колонию в Тихом океане на открытых им землях в Новой Гвинее. После детального обсуждения в российских инстанциях пришли к заключению, что такая акция нежелательна. Почему? Ведь все без исключения страны, открыв новые земли тут же объявляли их своими территориями или колониями.

  1. В пореформенный период в Россию усиленно привлекался иностранный капитал. Так, только в 1893 г. он составил 2 951 млн. рублей. Такая практика не была особенностью России. С 1860 по 1900 г. капитал, поступивший, например, в США, увеличился с 400 млн. до 3 300 млн. долларов (6 600 млн. рублей). Почему при значительном ввозе иностранного капитала в Россию и США последняя заметно опережала нашу страну в экономическом развитии? Что дает России ввоз иностранных капиталов в современных условиях?

  1. 167. Г. В. Плеханов в статье «С. Каронин» писал: «Нигде, за исключением Германии, не читают Маркса больше, чем в России. А между тем в России его хуже всего понимают». Что позволило Плеханову высказать такое предположение?

  1. 168. В конце XIX в. Россия ввозила, наряду с другими товарами, уголь и металл. Это в страну, где запасы первого и сырьевые ресурсы для производства второго были по тем временам неограниченными. Почему правительство шло на импорт данной продукции, если своей было «хоть завались»?

  1. К концу XIX в. купечество оставалось единственным сословием, для вступления в которое необходимо было уплатить денежный взнос. Почему? Кроме того, только купцы освобождались от паспортной прописки. Почему?

  1. В условиях реформы 60—70-х гг. XIX в. в России аграрный капитализм мог развиваться по «прусскому» пути (крестьяне освобождаются без земли или с малыми наделами, могут избавиться от Нее и уйти в наемные работники, помещики получают от государства значительные суммы и кредиты для перевода своих хозяйств на капиталистические рельсы) или по «американскому» пути (помещичье землевладение отсутствует, крестьяне получают крупные участки земли и свободно ею распоряжаются). Оба пути представляли значительный прогресс в сравнении с прежними аграрными отношениями. Однако после отмены крепостного права ни один из этих путей заметного развития не получил, в России по-прежнему сохранялось общинное землевладение. Почему Россия, получив все возможности для капитализации сельского хозяйства, не использовала столь прогрессивные и уже проверенные в других странах способы их осуществления?

  1. «К счастью, — заявил С. Витте в 1895 г., — в России не существует, в отличие от Западной Европы, ни рабочего класса, ни рабочего вопроса». А что, в таком случае, если не рабочее движение, означают «Южнороссийский союз рабочих» (1875 г.), «Северный союз русских рабочих» (1878 г.), Морозовская стачка (1885 г.), создание по инициативе В. И. Ленина «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» (1895 г.) и т.п.? И еще: если к концу XIX в. в России не существовало рабочего класса, следовательно, не существовало и капитализма?

  1. Опыт России конца XIX — начала XX вв. показал, что развитие реформ в условиях царской власти было практически невозможно. А почему тогда реформы получили развитие в условиях королевской власти, например, в Англии, Швеции и др. странах?

  1. К концу XIX в. иностранные капитальные вложения в экономику России приняли массовый характер, заняли главенствующее положение в основных отраслях промышленности. Исследователь Лященко приводит следующие цифры: сумма иностранных капиталовложений в угольную промышленность достигла к 1900 г. 70 процентов всех капиталовложений, а в металлургии — 42 процента. Почему русское правительство шло на такие меры? Ведь было ясно, что кризисы, довольно часто охватывавшие Западный мир, неизбежно будут переноситься и на Россию. Так, стоило в последние месяцы 1899 г. произойти свертыванию европейского финансового рынка, как тут же наступил кризис в горнодобывающей, металлургической и машиностроительной промышленностях России, контролируемых в значительной степени иностранным капиталом. И все-таки правительство шло навстречу иностранным инвеститорам. Почему?

  1. Министр внутренних дел России В. К. Плеве накануне русско-японских событий 1904 г. заявил: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война». Русско-японская война (1904 г.) обернулась поражением для России. Явилось ли это причиной первой революции в стране (1905— 1907 гг.) ? А если бы в войне победила Россия, революции бы не произошло? Произошли бы Февральская и Октябрьская революции (1917 г.), если бы Россия победила в первой мировой войне?

  1. Считалось, что наиболее развитой капиталистической страной является та, где в наибольшей мере проявляется концентрация рабочей силы. Российская промышленность на рубеже XIX—XX вв. имела самую высокую в мире степень концентрации рабочей силы — на 5 процентах всех предприятий работало 54 процента всех промышленных рабочих. Но Россия не являлась самой мощной державой мира. В чем смысл противоречия? Или оно только кажущееся?

  1. Председатель Совета Министров С. Ю. Витте писал в воспоминаниях, что «социализм приносит положительную пользу». Получалось, что царский министр выступал за социалистическую революцию?

  1. Правительство России на начало 1905 г. скупило акции пошатнувшихся предприятий на сумму 6,5 млн. рублей и списало задолженность на 33 млн. рублей. При выкупе Московско-Курской железной дороги промышленники и банкиры получили из казны 55 Млн. рублей, в то время как сами затратили на нее только 18 млн. Рублей. Почему правительство шло на явно некапиталистический шаг в условиях углубления капиталистических отношений в России?

  1. По существующим представлениям священник Г. Гапон был весьма одиозной фигурой, провокатором, агентом царской охранки «зубатовцем» и т.д. Если это так, то почему после расстрела демонстрации в Петербурге 9 января 1905 г. его укрыл у себя от полиции, а затем помог перебраться за границу М. Горький? Почему после «кровавого» воскресенья Гапон русской церковью был лишен священного сана и исключен из духовного звания? Почему с ним уже за границей встречался Г. Плеханов, который в № 93 «Искры» писал, что Гапона надо благодарить за сочувствие рабочему классу? Почему его принимали известные руководители Французской социалистической партии Ж. Жорес и Э. Вальян? Почему, наконец, с ним встречался В. Ленин? А посмотрите, что он писал: «...Письма Гапона, написанные им после бойни 9 января о том, что «у нас нет царя», призыв его к борьбе за свободу и т.д., — все эти факты, говорящие в пользу его честности и искренности...» Как понимать данную ситуацию?

  1. 6 августа 1905 г. издается высочайший манифест об учреждении Государственной Думы — первого парламента в России. Шаг, казалось бы, явно прогрессивный. Однако значительная часть сторонников либерального и революционного лагеря высказалась за бойкот этой Думы. Почему?

  1. О нежелательности для России большой войны предостерегали многие деятели страны, в том числе занимающие верхние ступени правительственной лестницы. Так, С. Витте говорил, что война кончится крахом для самодержавия. П. Столыпин провозгласил лозунг: "Мир во что бы то ни стало". Однако, первая мировая война втянула в бойню и Россию. Почему?

  1. В ходе столыпинской аграрной реформы многие крестьяне сопротивлялись ее проведению, даже зажиточные крестьяне не торопились выйти из общины. Почему? Ведь община связывала каждого крестьянина, что называется, по рукам и ногам? Почему в начале 90-х гг. XX в. в условиях предоставленной возможности каждому крестьянину стать фермером-хозяином большинство селян не торопятся расстаться с колхозами и совхозами?

  1. Оценивая первую Государственную Думу в России, В. И. Ленин назвал ее «самым революционным и самым бессильным в мире парламентом». Разве могут ужиться два таких противоречивых явления в одной сущности?

  1. Отношение к первой мировой войне часто определялось национальными интересами России. Но что нужно понимать под национальными интересами? Могут ли совпадать национальные интересы у скажем, кадетов и большевиков, эсеров и монархистов? Видимо, Нет. Тогда какой смысл вкладывался в понятие «национальные интересы»?

  1. С началом первой мировой войны массовое сознание россиян находилось на высочайшем уровне: в столице 96 процентов подлежащих призыву явились на призывные пункты; в армии не хватало вакансий, и офицеры - добровольцы зачислялись рядовыми и т.д. Почему ? Ведь на Россию никто не нападал, война велась на чужих территориях. Когда же война перекинулась на земли Российской империи, возникла антивоенная кампания, которая вскоре набрала полные обороты: шли забастовки; проводились демонстрации; нарастал политический кризис и т.д. Почему? Ведь именно в этих условиях россияне должны были бы проникнуться потребностью освободить свои земли от врага.

  1. Накануне первой мировой войны на Германию приходилась почти половина российского импорта. Почему же Россия стала воевать с Германией, ведь ей эта война экономически была абсолютно невыгодна?

  1. Многие известные люди России связывали деятельность Г. Распутина с неудачами в мировой войне и сложным положением в стране. В декабре 1916 г. Распутин был убит, однако это не спасло монархию, не остановило войну. Получается, что Распутин не играл такой уж большой роли, которую ему часто приписывали и приписывают в том числе и некоторые историки?

  1. Г. В. Плеханов был свидетелем двух войн, в которых участвовала Россия. Обе войны носили примерно одинаковый характер. Позицию своей страны в Русско-японской войне (1904 г.), начатую Россией, он безоговорочно осуждал. Россию же в первой мировой войне (нач. в 1914 г.) он поддержал. Почему оценки Плеханова двум сходным войнам оказались столь полярными?

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии»

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ при очной форме обучения – 4 года.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России первой половины XIX века» является необходимой частью системы подготовки профессиональных историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  3. Учебно-методический комплекс по специальности 050401 (032600) «История» Составитель: д и. н., профессор кафедры истории Отечества и мпи

    Учебно-методический комплекс
    Данный курс относится к циклу дисциплин предметной подготовки и проводится в рамках федерального компонента ГОС ВПО по специальности «050401 (032600) - История».
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «историография истории россии» специальность 050401 «История» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Историография истории России является одной из базовых дисциплин в системе профессиональной подготовки студентов исторического факультета и относится к циклу дисциплин предметной подготовки и проводится в рамках дисциплин федерального
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «историография истории россии» специальность 050401 «История» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Историография истории России является одной из базовых дисциплин в системе профессиональной подготовки студентов исторического факультета и относится к циклу дисциплин предметной подготовки и проводится в рамках дисциплин федерального
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история башкортостана» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Пояснительная записка 101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История нефтяной промышленности на Сахалине (1879-1945 гг.)» Специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по «Истории нефтяной промышленности на Сахалине (1879-1945 гг.)» составлен в соответствии с требованием Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования /Основной образовательной
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине Новая и новейшая история зарубежных стран Специальность: 032600 (050401. 65) «история» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Новая и новейшая история зарубежных стран» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования поспециальности 032600 (050401.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине Новая и новейшая история зарубежных стран Специальность: 032600 (050401. 65) «история» (2)

    Учебно-методический комплекс

Другие похожие документы..