Программа курса для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии торговли и общественного питания»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

Мерчандайзинг

Программа курса для студентов

специальности 060800

«Экономика и управление на предприятии торговли и общественного питания»

Екатеринбург

2007

Составитель доцент Костылева Н.В.

© Н.В.Костылева, составление, 2007

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «мерчандайзинг» дает общее представление о современных подходах к организации торговли, учитывающих основные целевые установки как ритейлоров и поставщиков/производителей, так и покупателей, рассматривает формирование стратегий мерчандайзинга розничного торгового предприятия с учетом особенностей поведения потребителей.

Курс рассчитан для студентов ВУЗов, профилирующихся в области управления на предприятии торговли и общественного питания. Программа может быть интересна для специалистов в области организации торговли, торгового менеджмента, организации работы с потребителями, маркетологов, рекламистов и пр.

Задача курса – подробно проанализировать подходы к внедрению мерчандайзинга, рассмотреть технологии и правила мерчандайзинга, современные методы продажи товаров, традиционные и новые принципы планировки торгового зала и выкладки товаров, дать обзор основных маркетинговых инструментов оптимизации работы ритейлора в современных условиях.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

По результатам освоения материала слушатели должны иметь представление:

- о мерчандайзинге – как технологии оптимизации работы ритейлора и поставщика, наборе маркетинговых инструментов;

- об области применения мерчандайзинга и основных правилах;

- о маркетинговых компонентах в деятельности ритейлора;

- о покупательских установках, методах исследования покупательского поведения, факторах, влияющих на принятие решения о покупке;

- о правилах мерчандайзинга, базирующихся на понимании психологии поведения покупателя, знании маркетинга и особенностей восприятия отдельных товаров.

По результатам практической и самостоятельной работы должны уметь:

- провести системный анализ ритейлора с точки зрения основных правил мерчандайзинга, разработать рекомендации по оптимизации торгового пространства;

- адаптировать правила мерчандайзинга к задачам торгового предприятия;

- разработать проекты планировочных решений и торгового оборудования для магазинов, проконтролировать создание «продающей атмосферы», составить планограммы для товаров.

  1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Количество часов

Курс рассчитан на 18 часа аудиторных занятий, из которых 10 часов – теоретических, 8 часов практических.

Вид итогового контроля

Отчетность по курсу (зачет) – письменная работа представляющая проект анализа и оптимизации условий работы ритейлора с учетом правил мерчандайзинга (предприятие - по выбору слушателей).

Допуск к зачету осуществляется по результатам участия студентов в практических занятиях и посещаемости лекций.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

    2. 1. Дневное отделение

N

п/п

Название разделов и тем

Лекции,

час.

Практи-ческие занятия, час.

Всего часов

1

Понятие и функции мерчандайзинга.

4

-

4

2

Цели мерчандайзинга поставщика/производителя и ритейлора.

6

4

10

3

Роль мерчандайзинга в формировании потребительской лояльности.

4

4

8

4

Технологии мерчандайзинга.

4

-

4

5.

Планирование мерчандайзинга на предприятиях розничной торговли.

2

6

8

Всего:

Аудиторных занятий

20

14

34

4.2.2.Очно-заочное отделение

N

п/п

Название разделов и тем

Лекции,

час.

Практи-ческие занятия, час.

Всего часов

1

Понятие и функции мерчандайзинга.

2

-

2

2

Цели мерчандайзинга поставщика/производителя и ритейлора.

4

-

4

3

Роль мерчандайзинга в формировании потребительской лояльности.

2

4

6

4

Технологии мерчандайзинга.

2

-

4

5.

Планирование мерчандайзинга на предприятиях розничной торговли.

-

4

4

Всего:

Аудиторных занятий

10

8

18

4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Понятие и функции мерчандайзинга

1.1. Предпосылки возникновения мерчандайзинга. Индустриализация торговли. Эволюция мерчандайзинга.Роль мерчандайзинга в современной торговле.

1.2.Понятие и функции мерчандайзинга. Область применения мерчандайзинга: основные направления. «Оси» мерчандайзинга. Значение мерчандайзинга для производителя, ритейлора, потребителя.

1.3. Мерчандайзинг как реализация маркетинговых технологий в деятельности ритейлора. Логика мерчандайзинга.

1.4. Планирование маркетинга на предприятии розничной торговли/общественного питания.

Тема 2. Цели мерчандайзинга поставщика/производителя и ритейлора

2.1. Специфика традиционной торговли, традиционная продажа. Организация продажи с позиций мерчандайзинга. Эффект двухстороннего движения (push – pull).

2.2. Значение и цели мерчандайзинга для поставщика/производителя. Мерчандайзинг в структуре торгового аппарата поставщика. Методы мерчандайзинга поставщика. Значение мерчандайзинга для анализа и планирования продаж поставщика/проиводителя. Инструменты мерчандайзинга.

2.3. Значение и цели мерчандайзинга для ритейлора. Продвижение товара через предприятие розничной торговли. Методы мерчандайзинга ритейлора. Значение мерчандайзинга для анализа и планирования продаж ритейлора. Управление товарными категориями. Этапы управления товарными категориями. Организация обратной связи. Структуры управления. Анализ торговой и общей рентабельности. Кадры и организационная структура.

2.4. Различия в целях поставщика и ритейлора.

Практическое занятие

Защита аналитических докладов

по анализу программ мерчандайзинга дистрибьюторов

Задача - проанализировать программы дистрибьюторов, предлагающих продукцию в городских торговых предприятиях. По результатам анализа подготовить аналитический доклад.

Для этого необходимо:

  1. Определить дистрибьютора (компанию производителя, компанию-поставщика), представляющего продукцию в торговых предприятиях города.

  2. Выделить основные компоненты стратегии компании (на основании данных открытых источников).

  3. Рассмотреть основные особенности представления компании в торговых предприятиях (на основании собственных наблюдений).

Тема 3. Роль мерчандайзинга в формировании

потребительской лояльности

3.1. Значение потребительской лояльности для формирования конкурентных преимуществ поставщика/производителя и ритейлора.

3.2. Процесс принятия потребителем решения о покупке. Основные факторы, объективирующие покупательский выбор. Намерения покупателя. Мотивация потребителей. Влияние сенсорных компонентов на принятие решения о покупке.

3.3. Типология покупательского поведения. Особые типы покупательского поведения.

3.4. Методы изучения покупательского поведения. Количественные и качественные методологии. Опросы, наблюдения, эксперименты. Подготовка программы исследования.

Практическое занятие

Разработка программы исследования покупателей

Задача - разработать программу по исследованию покупателей предприятия розничной торговли/общественного питания1.

Для этого необходимо:

  1. Определить и обосновать цель, основные задачи исследования, методы.

  2. Выделить целевые группы покупателей, обосновать выборку.

  3. Разработать инструмент для исследования.

  1. Программа преддипломной практики для студентов 5 курса специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях торговли» всех форм обучения

    Программа
    Программа преддипломной практики для студентов 5 курса специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях торговли» всех форм обучения / Сост.
  2. Методические указания по дипломному проектированию для студентов специальности 0608 «Экономика и управление на предприятии сферы сервиса» по специализации «Организация деятельности предприятия» Санкт-Петербург 2004 г

    Методические указания
    Настоящие методические рекомендации содержат изложение основных положений и требований по дипломному проектированию, выполняемому студентами специальности 06.
  3. Рабочая программа дисциплины сд. 02 «Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли» для специальности 080502. 65 «Экономика и управление на предприятиях торговли и общественного питания».

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по специальности 060800 – «Экономика и управление на предприятиях (по отраслям)»
  4. Рабочая программа по дисциплине «безопасность жизнедеятельности» по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии» Факультет здо (1)

    Рабочая программа
    Программа курса "Безопасность жизнедеятельности" предусматривает формирование у студентов знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, по ликвидации негативных последствий и оказание
  5. Рабочая программа по дисциплине «безопасность жизнедеятельности» по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии» Факультет здо (2)

    Рабочая программа
    Программа курса "Безопасность жизнедеятельности" предусматривает формирование у студентов знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, по ликвидации негативных последствий и оказание
  6. Учебно-методический комплекс Специальность: 080502 Экономика и управление на предприятии (ресторанно-гостиничного бизнеса, туризма) Москва 2009 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Экономика предприятия» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине по специальности 080502 «Экономика и управление
  7. Учебно-методический комплекс Для специальности: 080502 Экономика и управление на предприятии (2)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Примерной программой  по дисциплине по специальности 080502 Экономика и управление на предприятии
  8. Учебно-методический комплекс Специальности: 080502 Экономика и управление на предприятии (ресторанно-гостиничного бизнеса)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Экономика отрасли» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Примерной программой  080502 «Экономика и управление на предприятии
  9. Факультет экономики и бизнеса

    Методические рекомендации
    Одним из важнейших этапов в процессе подготовки ЭКОНОМИСТА – МЕНЕДЖЕРА является выполнение студентом выпускной квалификационной работы. Это его крупная самостоятельная работа , в основу которой положены знания , опыт и навыки , приобретенные

Другие похожие документы..