Г. Д. Адеев Г. И. Геринг (председатель)

ВЕСТНИК

ОМСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Серия

ПРАВО

1 (10)

Омск – 2007

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

ВЕСТНИК ОМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

СЕРИЯ «ПРАВО»

№ 1 (10)

Омск – 2007

ВЕСТНИК ОМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

СЕРИЯ «ПРАВО»

Ежеквартальный журнал

Редакционный совет

Г.Д. Адеев

Г.И. Геринг (председатель)

Л.А. Еловиков

А.И. Казанник

Е.И. Лавров

Б.И. Осипов

А.В. Ремнев

Р.С. Сагитуллин

В.И. Струнин, зам. председателя

Н.А. Томилов

К.Н. Югай

Редакционная коллегия

В.А.. Азаров, д-р юрид. наук, ОмГУ

С.Н. Бабурин, д-р юрид. наук, РГТЭУ (г. Москва)

А.В. Бутаков, д-р юрид. наук, ОмГУ

М.С. Гринберг, д-р юрид. наук, ОмГУ

О.В. Дмитриев, канд. юрид. наук, ОмГУ

Р.Л. Иванов, канд. юрид. наук, ОмГУ

А.И. Казанник, д-р юрид. наук, ОмГУ

М.П. Клейменов, д-р юрид. наук, ОмГУ

В.Б. Коженевский, канд. юрид. наук, ОмГУ

А.Н. Костюков, д-р юрид. наук, ОмГУ

Л.Р. Литвинцева, председатель арбитражного суда Омской области

Л.К. Меренкова, канд. юрид. наук, ОмГУ

Е.Л. Невзгодина, канд. юрид. наук, ОмГУ (гл. редактор)

В.В. Пронников, канд. юрид. наук, председатель Омского областного суда

В.Л. Слесарев, д-р юрид. наук, РАП (г. Москва)

М.Ю. Федорова, д-р юрид. наук, ОмГУ

М.С. Фокин, канд. юрид. наук, ОмГУ

А.С. Фролов, канд. юрид. наук, ОмГУ

Б.Л. Хаскельберг, д-р юрид. наук, ТГУ (г. Томск)

С.Ю. Чуча, д-р юрид. наук, ОмГУ

Адрес редакции

644077, Омск-77, пр. Мира, 55а,

ОмГУ, юридический факультет

e-mail: kmarina84@

____________________________________________________________________________________________________

ISBN © Омский госуниверситет, 2006

Содержание

Государственное, административное,

муниципальное и экологическое право

М.Ю. Дитятковский. Прекращение осуществления органами местного самоуправления

отдельных государственных полномочий

М.Ю. Дитятковский. Формы контроля за осуществлением органами местного

самоуправления отдельных государственных полномочий

С.Э. Маслей. Полномочия органов местного самоуправления по учету муниципального

жилищного фонда

Гражданское, семейное и право

К.В. Храмцов. Категория справедливости в гражданском праве (философско-правовой

анализ)

Е.Л. Невзгодина. Гражданско-правовое представительство и правовой статус органов

и работников юридического лица, руководителей представительств и филиалов

Е.А. Грызыхина. Договор возмездного оказания медицинских услуг

В.А. Цветков. Отказ от принадлежащих несовершеннолетним имущественных прав

О.Г. Ершов. Понятие и признаки договора участия в долевом строительстве

И.В. Черепанова. Правовое регулирование малого предпринимательства: политика,

ограничения, федеральный и региональный аспекты

Д.Г. Денисюк. Поручительство: обязательство акцессорное или самостоятельное?

Право социальной защиты, трудовое, медицинское правО

Н.В. Антипьева. Проблемы реформирования отношений по предоставлению отсрочек

от призыва на военную службу

Л.А. Червань. Страховой случай по договору страхования ответственности

за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта

А.А. Шкадов. Предоставление персонала: правовая природа и особенности трудовых

отношений

О.С. Курченко. Роль государства в реализации права граждан на бесплатную

медицинскую помощь

И.В. Аленина. Рабочее время и время отдыха как взаимообусловленные категории

уголовное право и криминология

И.А. Никитина. Теневая экономика: понятие и структура

В.М. Степашин. Конфискация имущества: новые проблемы

М.Г. Кальней. О некоторых тенденциях в развитии банковского контроля в целях

противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма

уголовный процесс и криминалистика

С.К. Жетписов. Судебная власть на защите права неприкосновенности частной жизни

В.Д. Лахин. О соотношении разведывательной, контрразведывательной и

оперативно-розыскной деятельности

М.А. Романенко. Судебная дигитология – современный взгляд на содержание

криминалистической техники

М.Х. Абдрахманов, М.Р. Сафаралеев. Уголовно-процессуальный статус

юридического лица: понятие и содержание

научная жизнь

И.Ю. Таричко. Рецензия на монографию Андреева О.И. Соотношение прав и

обязанностей государства и личности в правовом государстве и специфика его

проявления в сфере уголовного судопроизводства (теоретический аспект) / Под ред.

М.К. Свиридова. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. – 138 с.

Е.Л. Невзгодина. Отзыв на автореферат диссертации Егоровой М.А. «Односторонний

отказ от исполнения договора по законодательству Российской Федерации»

В.М. Степашин. Рецензия на автореферат кандидатской диссертации

Ююкиной М.В. «Принцип гуманизма в уголовном, уголовно-исполнительном праве

и уголовной политике и его реализация при назначении наказания»

А.С. Фролов. Отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию

Блажнова А.Г. «Незаконное лишение свободы: уголовно-правовой аспект»

Сведения об авторах

Информация для авторов

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2007. № 1 (10). С.

© М.Ю. Дитятковский, 2007

УДК 342

Прекращение осуществления органами

местного самоуправления отдельных государственных полномочий [1]

М.Ю. Дитятковский

Настоящая статья посвящена проблеме прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в том числе в ней раскрываются вопросы инициаторов, порядка, форм и последствий указанного прекращения.

В соответствии с пунктом 7 части 6 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] (далее – Федеральный закон № 131) федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по общему правилу регулируются законами, предусматривающими наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Указанные положения обязательно должны быть включены в закон о соответствующем наделении. Кроме того, на практике условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий содержатся также в законах о признании утратившими силу или изменении законов о соответствующем наделении, законах субъектов Российской Федерации о порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации, законах субъектов Российской Федерации о прекращении осуществления соответствующих полномочий.

Условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий не могут регулироваться подзаконными нормативными правовыми актам. Несмотря на это в законодательстве встречаются примеры нарушения указанного правила. Например, в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [3] порядок изъятия переданных отдельных государственных полномочий на осуществление первичного воинского учета устанавливается Правительством Российской Федерации.

Под условиями прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий можно понимать основания или случаи, при наступлении которых органы местного самоуправления утрачивают обязанность по осуществлению указанных полномочий, вследствие чего органы государственной власти обязаны приступить к их осуществлению. В зависимости от наличия или отсутствия инициативы в прекращении осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий указанное прекращение может наступать:

1) вне зависимости от инициативы органов государственной власти или органов местного самоуправления;

2) по инициативе органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления.

В законах о порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, законах о соответствующем наделении, а также в юридической литературе для обозначения прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий могут использоваться различные термины: «завершение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий», «окончание осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий» - в качестве синонима общему термину «прекращение»; «изъятие отдельных государственных полномочий» [4], «отзыв отдельных государственных полномочий» [5] - для обозначения прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по инициативе органов государственной власти; «отказ органов местного самоуправления от осуществления отдельных государственных полномочий» [6], «возвращение отдельных государственных полномочий» [7] - для обозначения прекращения осуществления отдельных государственных полномочий по инициативе органов местного самоуправления и т.п.

Вне зависимости от инициативы органов государственной власти или органов местного самоуправления прекращение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий наступает по объективным, не зависящим от чьего-либо волеизъявления причинам. Ярким примером указанного прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий является истечение срока действия закона о соответствующем наделении. Законы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, имеющие определенный срок действия, могут действовать до:

1) окончания срока, на который эти полномочия были переданы (например, полгода, год, 5 лет и т.п.);

2) окончания срока действия отдельных государственных полномочий, имеющих такой срок (например, по проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи);

3) конкретной даты, указанной в законе о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (например, до 31 декабря такого-то года);

4) наступления события, указанного в законе о соответствующем наделении (например, принятие определенного федерального закона, формирование федеральных органов государственной власти по государственной регистрации актов гражданского состояния и т.п.).

Другим примером прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий вне зависимости от инициативы органов государственной власти или органов местного самоуправления является изменение федерального законодательства, в результате которого органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут утратить право наделять органы местного самоуправления соответствующими отдельными государственными полномочиями вследствие их отнесения к компетенции органов государственной власти Российской Федерации или к числу отдельных государственных полномочий субъекта Российской Федерации, которыми органы местного самоуправления не могут наделяться законом субъекта Российской Федерации.

Прекращение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по инициативе органов государственной власти или органов местного самоуправления производится:

1) до истечения срока действия закона о соответствующем наделении в отношении отдельных государственных полномочий, переданных на определенный срок;

2) в период действия закона о соответствующем наделении в отношении отдельных государственных полномочий, переданных на неограниченный срок.

Прекращение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по инициативе органов государственной власти может производиться:

при отсутствии виновных действий (бездействия) органов местного самоуправления. Органы государственной власти могут в любое время без указания причин прекратить осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Как правило, причинами такого прекращения может быть отсутствие у органов государственной власти материальных ресурсов и финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления указанных полномочий, соображения эффективности и целесообразности осуществления отдельных государственных полномочий на уровне органов государственной власти, форс-мажорные обстоятельства (например, стихийные природные бедствия, техногенные катастрофы, чрезвычайное или военное положение) и т.п. Органы местного самоуправления до данного прекращения могут осуществлять отдельные государственные полномочия без каких-либо нарушений и претензий со стороны органов государственной власти. В указанном случае это не будет иметь никакого правового значения, поскольку у органов местного самоуправления отсутствует право возражать против прекращения осуществления ими отдельных государственных полномочий [8];

при наличии виновных действий (бездействия) органов местного самоуправления. Например, основаниями указанного прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий может являться:

нарушения органами местного самоуправления законодательства при осуществлении указанных полномочий, а также прав граждан или организаций;

неосуществление, ненадлежащее или неэффективное осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

принятие незаконных муниципальных правовых актов по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий;

  1. Г. Д. Адеев > Г. И. Геринг (председатель) > Л. А. Еловиков > А. И. Казанник > Е. И. Лавров > В. И. Матющенко > Б. И. Осипов > А. В. Ремнев > Р. С. Сагитуллин > В. И. Струнин, зам председателя

    Документ
    Е.И. Денисова. Рецензия на учебник («Правоохранительные органы Российской Федерации»/ Под ред. В.П. Божьева. 4 изд., испр.и доп. М.: Спарк. 2003. 400 с.
  2. Г. Д. Адеев Г. И. Геринг (председатель) (1)

    Документ
    Современное развитое демократическое государство - одновременно правовое и социальное, поставившее во главу угла своей деятельности заботу о реализации прав человека.
  3. Г. Д. Адеев Г. И. Геринг (председатель) (4)

    Документ
    Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти в стране [1]. Ее внешними признаками являются: порядок формирования высших органов государства, принципы взаимоотношений между ними, участие граждан
  4. Г. Д. Адеев Г. И. Геринг (председатель) (7)

    Документ
    Отческая Т.И. Правовые аспекты защиты арбитражными судами публичных интересов по экономическим спорам, стороной в которых являются органы государственного и муниципального управления
  5. Г. Д. Адеев Г. И. Геринг (председатель) (2)

    Документ
    Азаров В.А. Отзыв о докторской диссертации О.И. Андреевой «Концептуальные основы соотношения прав и обязанностей государства и личности в уголовном процессе РФ и их использование для правового регулирования деятельности по распоряжению
  6. Г. Д. Адеев Г. И. Геринг (председатель) (3)

    Документ
    Правовой (юридический) нигилизм является одним из малоразработанных понятий отечественной общей теории права, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, вплоть до конца восьмидесятых годов прошлого века отсутствовал «социальный
  7. Г. Д. Адеев Г. И. Геринг (председатель) (5)

    Документ
    The basic laws regulating the election system in the Soviet State are analyzed. Some special features of the Soviet election law are underlined. Its evolution during the period of the 20-s is described.
  8. Г. Д. Адеев Г. И. Геринг (председатель) (6)

    Документ
    Невзгодина Е.Л., Заслуженный юрист РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ, к.ю.н., профессор, зав. кафедрой Гражданского права и процесса, ОмГУ (гл. редактор)
  9. Г. Д. Адеев Г. И. Геринг (председатель) (12)

    Документ
    The article is devoted to the some problems of the organization of the ethnic interests reprezentation in the State power an and local government realm.
  10. Г. Д. Адеев Г. И. Геринг (председатель) (13)

    Документ
    Степашин В.М. Рецензия на кандидатскую диссертацию Крапивиной О.Н. «Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем: сравнительно-правовое,

Другие похожие документы..