Реферат Изучение аспектов влияния Интернета на пользователей, включает в себя и исследование половых различий, которые проявляются при Интернет-зависимости и Интернет-общении

Интернет-зависимость 1

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ

Зависимость от Интернет-общения: гендерные различия, особенности, последствия.

Иванова Вера Владимировна

Тернопольский национальный педагогический университет им. В. Гнатюка

канд. психол. наук, доцент Дидора Мария Ильивна

Интернет-зависимость 2

Реферат

Изучение аспектов влияния Интернета на пользователей, включает в себя и исследование половых различий, которые проявляются при Интернет-зависимости и Интернет-общении.

Целью эксперимента было исследование особенностей и последствий виртуального общения студентов разных полов. Он проводился среди студентов города Тернополя, Украина. Использовалась Шкалу Интернет-зависимости из вопросника «Поведение в Интернете» Анастасии Жичкиной и анкету, созданную мною на основе модификации теста Интернет-зависимости Кимберли Янг.

В результате проведенного эксперимента оказалось, что зависимость от Интернет-общения чаще встречается среди девушек. Анализ результатов по анкете подтверждает теории о негативном влиянии Интернет-зависимости на межличностное общение, академическую успешность, жизнедеятельность студентов. Результаты можно использовать при дальнейшем изучении проблемы, для разработки учебных курсов по психологии Интернета, гендерной психологии.

Интернет-зависимость 3

Зависимость от Интернет-общения: гендерные различия, особенности, последствия.

Возможности Интернета, такие, как оперативность, скорость и наличие связи между пользователями на далеких и близких расстояниях, позволяют использовать его как инструмент не только для познания, но и для общения.

В середине 90-х прошлого века Д. Семпси высказывает мысль о необходимости формирования новой области социальных наук – так называемой псибернетической психологии, или киберологии. Она занимается изучением психологических и социальных феноменов, которые возникают при взаимодействии в многопользовательских средах.

В 1996 году Дж.Сулер описывает процесс того, почему люди могут становиться зависимыми от общения в виртуальной среде. Данное описание он сделал категориях того, как Интернет-коммуникация удовлетворяет потребности человека в соответствии с иерархией потребностей А. Маслоу. На нижайшем уровне пирамиды потребностей А. Маслоу, как известно, существуют базовые потребности, такие как, например, потребность в воспроизведении. Сулер указывает на высокую частоту случаев флирта в коммуникативных средах, с дополнительной опцией смены пола и анонимностью, которыми невозможно располагать в

Интернет-зависимость 4

елей любой другой группы» (А.Жыезу исследования.реальной жизни. На втором уровне иерархии потребностей Маслоу находятся: потребность в интерперсональных контактах, социальном признании и чувстве принадлежности. Сулер говорит о привычном участии в разных виртуальных средах, в которых люди чувствуют себя объединенными с сообществом. Существуют такие участники, которые приходят и покидают сообщество, однако всегда остаются такие, которые не уходят и знают друг друга по имени. Эта связь с другими для них является достаточно важной. Другие в Интернете являются для них настоящими друзьями, с которыми можно хорошо проводить время. Именно поэтому может возникать игнорирование возможности осознать потребность в принятии в реальной жизни. Дальше, согласно с анализом Дж. Сулера, идет потребность в обучении, самооценке, которая повышается с достижениями. Исследование компьютера, Интернета, создание виртуального окружения в интерактивных средах, все это требует тренировки, обучения, приобретения некоторого опыта. Общение с другими в киберпространстве, демонстрация своих достижений в создании аватаров (визуальных образов себя), окружение – все это может повысить рейтинг пользователя среди участников интерактивных сред, дает возможность стать известным. Самые разные возможности деятельности в виртуальном мире помогают личности реализовать свои сокровенные

Интернет-зависимость 5

мечты, развиваться согласно с интересами и вкусами, собственными особенностями, что не так легко сделать в реальном мире (Suler, 96).

Кимберли С. Янг была среди первых, кто провел исследование Интернет-зависимости. Оно осуществлялось методом телефонного и электронного опроса. Для этого использовались закрытые и открытые вопросы, которые характеризовали 8 критериев Интернет-зависимости. По результатам исследований из всего количества его участников 396 человек оказались Интернет-зависимыми, и 100 – нет. Среди зависимых было выявлено 157 мужчин и 239 женщин. Кимберли Янг обнаружила, что самыми популярными среди зависимых пользователей Интернета являются чаты и так называемые MUDs (Multi-User Dimensions). В них можно создавать собственный образ, общаться с другими участниками, играть с

ними. Таким образом, возникает возможность почувствовать социальную поддержку и социальное приятие со стороны виртуальной группы. Также Кимберли Янг отметила, что Интернет-зависимость содействует развитию других проблем для личности, среди которых: проблемы в учебе, со здоровьем, в отношениях с близкими людьми, материальные проблемы, нехватка времени (Young, 1996).

В своей работе «Исследование половых отличий при работе с Интернетом на примере российских пользователей» О.Н.Арестова и А.Н.Войскунский указывают на то, что женщины чаще, чем мужчины,

Интернет-зависимость 6

находят с помощью Интернета друзей для общения, интересных людей. То есть они оценивают коммуникативные последствия использования Сети как более полезные для себя. Вместе с тем, Янг отмечает, что в Интернете мужчины ищут доминацию в отношениях и сексуальные фантазии, в то время как женщины предпочитают общение ради близкой дружбы, романтического партнерства и отдают предпочтение коммуникации, в которой можно скрыть внешность. Мужчины более склонны к зависимости от он-лайн игр, киберпорнографии, в то время как женщины, скорее, становятся зависимыми от общения в чатах, осуществления покупок в Интернете. Таким образом, исследовательница допускает, что в Интернете женщины и мужчины проигрывают роли, параллельные к стереотипным ролям, тех, которые присущи им в реальной жизни (Young, 1996).

А.Жичкина в работе «Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста» отмечает следующее: «Количество юношей-пользователей (лица от 18 до 24 лет) Интернета все время увеличивается и растет быстрее, чем количество пользователей любой другой группы» (А.Жичкина, 2001). В общем, молодежь довольно часто пользуется услугами виртуального мира. Это обусловлено выполнением различных учебных заданий, желанием пообщаться, поиграть в игры. Основываясь на всех вышеупомянутых експериментах и теориях, мы определили предмет, цель и гипотезу исследования.

Интернет-зависимость 7

Предметом исследования является общение в Интернете. Целью этого эксперимента было исследование особенностей и последствий виртуального общения студенческой молодежи. Гипотеза исследования – девушки больше, чем юноши, склонны к зависимости от Интернет-общения.

Метод

Участники

Наше исследование было проведено среди студентов Центра Европейских и Международных Студий Института Международного Бизнеса и Менеджмента Тернопольской академии народного хозяйства, Тернопольского технического университета им. И.Пулюя и Тернопольского национального педагогического университета им. Гнатюка на протяжении 2004-2005 годов. В нем принимали участие слушатели магистратуры двух групп института «Международная экономика», юноши и девушки ІІІ-ІV курсов факультета Электронных аппаратов и компьютерных систем, студенты ІV курса и магистранты психолого-педагогического факультета. Всего в исследовании участвовали 29 юношей и 19 девушек возрастом от 19 до 21 года. Подбирались студенты, которые располагают ежедневным доступом к Интернету, опрос проводился по их согласию и без оплаты.

Интернет-зависимость 8

Материалы

Для первой части исследования мы использовали шкалу Интернет-зависимости из вопросника «Поведение в Интернете» Анастасии Жичкиной. Методика разработана, апробирована и стандартизирована учеными кафедры социальной психологии факультета МГУ в 1999 году. Шкала Интернет-зависимости включает семь утверждений, участник исследования должен выбрать тот вариант ответа, наиболее подходящий для описания его поведения в Интернете. Например:

«1. А. Когда мне грустно или одиноко, я обычно выхожу в Интернет.

1.Б. Я не чувствую необходимости выйти в Интернет тогда, когда у меня плохое настроение»

Во второй части исследования был использован метод анкетирования. Анкета, как известно, методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. Она являет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральным заданием исследования. Анкетирование дает возможность получить информацию о больших группах людей методом опроса их некоторой части от общей выборки. Конечно, достоверные результаты можно получить лишь при точной обработке вопросов анкеты при условии, что выборка достаточно точно отражает

Интернет-зависимость 9

популяцию в целом. Анкета должна обеспечить получение результата правдивого в отношении участника и значимого в отношении проблемы.

Я создала анкету в соответствии со всеми вышеупомянутыми требованиями и с помощью модификации Теста Интернет-зависимости, разработанного Кимберли С. Янг (InternetAddictionTest).Для того чтобы создать собственную анкету, использовались отдельные вопросы теста, которые касаются студенческого возраста. Кроме того добавились к оригинальным вариантам ответа на вопрос (1 – Редко; 2 – Иногда; 3 – Часто; 4 – Очень часто; 5 - Всегда) еще один вариант – «0 – Никогда».

Таким образом, были предложены вопросы, которые определяют особенности поведения участников в Интернете, например «Как часто Вы заводите новые дружеские отношениями с пользователями Интернет?» и о последствиях возможной Интернет-зависимости – «Как часто Вы начинаете нервничать, разговаривать на повышенных тонах, когда Вас беспокоят во время вашего пребывания он-лайн?». Всего в анкете было 17 вопросов. При проведении анкетирования перед студентами ставилось задание дать ответы на вопросы. Ответы выбирались из предложенных вариантов.

Процедура

Большая часть анкет раздавалась в Интернет-аудиториях университетов. Все инструкции были написаны на листках с заданиями, на них же и записывались ответы. Процесс выполнения участниками задания

Интернет-зависимость 10

занимал не более 15 минут. Несколько анкет были разосланы по электронной почте, то есть индивидуально к респондентам. Нами была выбрана именно эта процедура, поскольку она дала возможность исследовать студентов, которые непосредственно попадают под выборку, то есть тех, которые, безусловно, пользуются Интернетом.

Следует сказать, что были студенты (исключительно юноши), которые, после ознакомления с текстом методик, отказывались принимать участие в эксперименте.

Перед выполнением первого задания участникам давалась следующая инструкция: «Уважаемые друзья! Предлагаем Вам принять участие в исследовании общения в Интернете. Выберите один из двух вариантов (А или Б), наиболее подходящий для описания Вашего поведения в Интернете и отметьте его. В этой анкете нет правильных или неправильных ответов, для нас важно Ваше мнение».

В инструкции ко второму заданию предлагалось дать ответы на предложенные вопросы. Для этого следовало выбрать цифру, которая отвечала варианту ответа.

Из всех ответов было выбрано 48 валидных, которые мы и проанализировали.

Интернет-зависимость 11

Результаты

Анализ результатов первой части исследования, по шкале Интернет-зависимости, дает возможность говорить о том, что высокий уровень Интернет-зависимости чаще встречается среди девушек, чем среди юношей. Так, у 14% юношей по результатам эксперимента обнаружена склонность к Интернет-зависимости (три балла), а среди девушек процент такого уровня склонности составляет 5%, тем не менее, высший уровень склонности (4-5 баллов) проявился у 26% участниц. Кроме того, лишь среди девушек было обнаружено абсолютную Интернет-зависимость (семь баллов) – у 5%. В общем, склонность к Интернет-зависимости обнаружена примерно у 21% респондентов (рис. 1, 2).

Касаемо анализа результатов второй части исследования, то следует отметить, что довольно большой процент респондентов (среди них преимущественно девушки) достаточно часто заводит дружеские отношения с другими в киберпространстве (18,5%).

Сорок два процента студентов, которые участвовали в исследовании, довольно часто задерживаются в Сети дольше, чем ожидали, а значит, вследствие этого, это пренебрежение выполнением домашних дел (что отметили 27% участников), ухудшение академической успеваемости (у 12,5%), недосыпание (у 27%).

Интернет-зависимость 12

Двадцять пять процентов респондентов отметили, что они нервничают и разговаривают на повышенных тонах с теми, кто их беспокоит во время пребывания в он-лайн, и два процента предпочитает пребывание в Интернете прогулке с другими.

Кроме того, мы зафиксировали взаимосвязь между высоким уровнем склонности к Интернет-зависимости и высокими оценками в работе с анкетой. Следует сказать, что в противном случае, то есть с уменьшением уровня Интернет-зависимости, уменьшается и проявление указанных характеристик поведения в Интернете и вне него. Проявление такой корреляции дает нам право говорить о том, что в случае склонности к Интернет-аддикции или ее наличии довольно часто проявляются такие характеристики поведения в Интернете, как задержка в киберпространстве, установление новых дружеских отношений, засиживание до ночи в виртуальном пространстве и т.д. Эти взаимосвязи изображены на рисунках 3,4.

Обсуждение

Перед проведением эксперимента мы выдвинули гипотезу о том, что девушки более, чем юноши, склонны к зависимости от Интернет-общения. Эта гипотеза была выдвинута на основании результатов экспериментов нескольких исследователей гендерных особенностей Интернет-зависимости. Так, О.Н. Арестова и А.Н. Войскунский указывают на

Интернет-зависимость 13

компенсаторный коммуникативный компонент, то есть на то, что женщины в Интернете пытаются найти возможность компетентного общения, которого им не хватает в реальной жизни. Как отмечает К.С.Янг, мужчины более склонны к он-лайн играм, в частности азартным, удовлетворению своих сексуальных фантазий. Кроме того, она утверждает, что подавляющее большинство (91%) Интернет-зависимых используют только коммуникативные возможности мировой сети, то есть такие, которые позволяют им знакомиться с новыми людьми, заводить друзей.

Эти факты дали толчок к выдвижению нами вышеупомянутой гипотезы. Вместе с тем, результаты нашего исследования не дают права категорически утверждать, что представители мужского пола в меньшей степени склонны к Интернет-аддикции (это можно иногда объяснить недостаточной честностью участников при выполнении заданий – эффект фасада). Тем не менее, высокий уровень склонности к Интернет-зависимости в нашем эксперименте чаще встречается среди опрошенных девушек, чем среди юношей, что свидетельствует о подтверждении гипотезы.

Длительное пребывание в Интернете и коммуникация с пользователями он-лайн уменьшает возможность непосредственного общения с окружающими и приводит к ухудшению отношений с ними. Это видно из того, что значительное количество респондентов отметило, что они

Интернет-зависимость 14

нервничают и разговаривают на повышенных тонах с людьми, которые беспокоят их во время пребывания он-лайн. Вместе с тем, некоторые из участников предпочитают пребывание в Интернет прогулке с другими.

Среди других симптомов и последствий Интернет-зависимости у участников можно назвать такие:

  • постоянная проверка электронной почты на случай новых поступлений;

  • принятие оборонной позиции на вопрос о предмете заинтересованности в Интернете;

  • успокоительный характер мыслей о Сети в случае неприятных переживаний;

  • постоянное ожидание времени, когда будет возможность войти в виртуальный мир;

  • неудачные попытки сокращения времени пребывания в Интернете; переживание депрессии и недовольства при невозможности доступа к всемирной сети.

Все эти симптомы связаны с высокими показателями склонности к Интернет-зависимости.

Результаты исследования могут быть использованы исследователями для дальнейшего изучения проблемы; преподавателями высшей школы при разработке учебных курсов по психологии киберпространства, гендерной

Интернет-зависимость 15

психологии, психологических последствий информатизации; а также психологами-практиками при проведении профилактической и психокоррекционной работы с Интернет-зависимыми юношами и девушками.

Результаты за данного исследования можно в дальнейшем использовать при изучении таких проблем Интернет-коммуникации как:

- Снижение возрастных рамок Интернет-зависимости;

- Виртуальное общение как способ ощутить аффилиацию в подростковом возрасте;

- Развитие интеллектуальной деятельности подростков в процессе виртуального общения;

- Влияние Интернет-зависимости на взаимоотношения в семье.

Интернет-зависимость 16

Библиография

О.Н. Арестова, А.Е. Войскунский. (1997). Мотивация пользователей Интернета. http://www.relarn.ru:8082/human/motivation.txt.

А. Жичкина. (2001). Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста. /articles/netpsy/avtoref_zhichkina.

John Suler, Ph.D. (1996). Why is This Thing Eating My Life? Computer and Cyberspace Addiction at the "Palace". http://www.rider.edu/~suler/psycyber/eatlife.html.

Kimberly S. Young. (1996). Internet Addiction:the Emergence of a New Clinical Disorder. CyberPsychology and Behavior, Vol. 1 No. 3., 237-244.

Kimberly S. Young. Internet Addiction Test (IAT). /resources/internet_addiction_test.htm.

Интернет-зависимость 17
Назвния рисунков
Рисунок 1.Показатели Интернет-зависимости у юношей
Рисунок 2.Показатели Интернет-зависимости у девушек
Рисунок 3. Сравнительный анализ высоких результатов исследования Интернет-зависимости и особенностей поведения студентов
Рисунок 4. Сравнительный анализ низких результатов исследования Интернет-зависимости и особенностей поведения студентов
Интернет-зависимость 18
Рисунок 1
Интернет-зависимость 19
Рисунок 2
Интернет-зависимость 20
Рисунок 3
1. Голубым цветом обозначен уровень склонности к Интернет-зависимости
2. Синим цветом обозначены показатели по анкете
Интернет-зависимость 21
Рисунок 4
1. Голубым цветом обозначен уровень склонности к Интернет-зависимости
2. Красным цветом обозначены показатели по анкете
  1. На развитие общественных отношений в современной россии

    Учебное пособие
    Представленное учебное пособие является концептуальным произведением, отражающим многие, исследуемые российской общественной наукой проблемы, а так же подтвержденные фактическими доказательствами субъективные мысли и взгляды автора
  2. В. Г. Марача Образование на рубеже веков: методологические соображения 95 петров александр Евгеньевич Критическое мышление, постмодернизм и информатика 104

    Документ
    Вячеслав Марача. Образовательное пространство-время, освоение интеллектуальных функций и образовательные институты в контексте индивидуализации образования 231
  3. К особенностям ассоциатов с географическим признаком, объективирующих концепт sibirien в немецкой концептуальной картине мира

    Документ
    По мнению Ю.С. Степанова «концепт - это форма воплощения культуры в сознании человека» [2] и, таким образом, являясь концептом культуры того или иного народа и будучи всесторонне исследованным, может стать ключом к её пониманию.
  4. Исходя из безусловного права личности на собственную безопасность, авторы предоставляют право свободного копирования, распространения и издания этих материалов, как в полном объеме, так и по частям в любых комбинациях для всех желающих!

    Реферат
    Авторы раскрывают практические сведения по безопасности в самом широком смысле этого слова - информационная и компьютерная безопасность, упреждающая разведывательная деятельность, партизанская борьба как средство защиты своего отечества,
  5. А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения (1)

    Реферат
    Аменд, А.Ф. Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения [Текст]: избранные статьи: в 2 т. / А.Ф. Аменд; под общ. ред. А.А. Саламатова, А.
  6. А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения (3)

    Реферат
    Сборник предназначен для учителей общеобразовательных учреждений, преподавателей вузов, аспирантов и соискателей, ученых и всех интересующихся проблемами образования.
  7. Монография написана при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда (ргнф), грант №01-06-00027а

    Монография
    В обширном приложении содержатся: основные даты развития медиаобразования в России; краткий словарь медиаобразовательных терминов; текст программы спецкурса «История и теория медиаобразования в России»; самые полные на сегодняшний
  8. Ременных исследований сборник научных статей Под редакцией доктора филологических наук, профессора А. Э. Еремеева Омск ноу впо «ОмГА» 2012

    Документ
    В сборник включены статьи участников VI Международной научно-практиче­ской конференции «Наука и общество: проблемы современных исследований», состо­явшейся 25 апреля 2011 года на базе НОУ ВПО «ОмГА».
  9. Примерные ответы на профильные билеты Е. А. Еремин, А. П. Шестаков

    Документ
    Уважаемые читатели! Предлагаемые вашему вниманию материалы предназначены прежде всего в помощь учителю при подготовке, организации и проведении “экзамена по выбору выпускникам XI (XII) классов общеобразовательных учреждений РФ”1 .

Другие похожие документы..