10. 01. 08 теория литературы. Текстология Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 31 марта 2008 г. №77

10.01.08 – теория литературы. Текстология


Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 31 марта 2008 г. № 77

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ-МИНИМУМА

Данная программа имеет своей целью обеспечить фундаментальную подготовку научного работника в области теоретического литературоведения. При этом не имеется в виду специализация в одной из областей этой чрезвычайно широкой научной дисциплины, например стиховедения или генологии, нарратологии или теории литературных стилей, что должно являться целью соответствующих спецкурсов.

Не входит в круг поставленных в программу задач и специальное изучение методологии литературоведения, поскольку на базе каждого научного метода основывается специфическая теория литературы со своей аксиоматикой, проблематикой, категориальным и терминологическим аппаратом, как, например, в структурализме или в рецептивной эстетике. Отдельные научные положения этих и других методологических школ рассматриваются в связи с совокупностью тематики, проблематики и концепцией теоретического литературоведения, как она сложилась в практике изучения этой дисциплины в ведущих вузах Республики Беларусь и Российской Федерации, а также отразились в академических «Теориях литературы». В связи с этими задачами в программу включен систематизированный перечень основных тем и проблем, выделены ключевые термины, понятия и определения современного теоретического литературоведения и предложена библиография учебной, справочной и научной литературы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ АСПИРАНТА

Аспирант (соискатель) должен продемонстрировать знание основных терминов и понятий теоретического литературоведения в их эволюции – от возникновения до современного истолкования и в их трактовке в работах представителей различных научных школ. Кроме того, необходимо продемонстрировать понимание наиболее существенных закономерностей литературно-художественного творчества как в собственно теоретическом, так и в историко-теоретическом планах. Наконец, круг терминологических, понятийных, концептуальных представлений экзаменуемого должен быть аргументирован конкретным текстологическим анализом.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Теория литературы как научная дисциплина. Место теории литературы в системе филологических наук. Теория литературы и методология литературоведения. Литературоведение и эстетика. Теория литературы в связи с системой гуманитарных наук – культурологией, семиотикой, психологией, социологией, лингвистикой.

Социальная функция литературы.

Гносеология художественного творчества. Специфика художественного познания. Категория «мимесис» в античной эстетике: Платон и Аристотель. «Парадокс об актере» Д.Дидро и диалектика художественной правды и правдоподобия. Проблема художественной условности: первичная и вторичная формы условности в искусстве. Немиметические концепции художественного творчества: Платон, неоплатонизм в эстетике символистов; постмодернизм и нереферентность художественного текста.

Аксиология художественного творчества. Художественное творчество и эстетический идеал. Типы эстетической оценки: прекрасное и его формы (героическое, возвышенное, идиллическое), безобразное и его формы (низменное, ужасное), трагическое и комическое как типы эстетического освоения мира. Катарсис как психологическая и эстетическая проблема. Трагедийная и комедийная формы катарсиса.

Коммуникативная функция художественного творчества. Проблема адресата в искусстве, «горизонт читательских ожиданий» (Яусс) и творческая история художественных произведений. Адресат в структуре художественного текста. Адресат-современник и адресат-потомок в творческой установке автора. О.Мандельштам о провиденциальном собеседнике. Т.С.Элиот и Х.Ортега-и-Гассет об элитарном и массовом искусстве. А.А.Потебня о проблеме понимания в искусстве. Проблема сотворчества автора и адресата художественного произведения. Концепция автора и адресата в эстетике У.Эко. Анализ и интерпретация художественного произведения. Литературоведческая и творческая интерпретация текста. Герменевтика и рецептивная эстетика. Диалогическая природа художественного творчества.

Искусство и игра. Шиллер и Й.Хейзинга о роли игрового поведения в культуре и в художественном творчестве. Игровой компонент искусства и специфика художественного познания. Игра и гедонистическая функция искусства.

Литература как вид искусства.

Синкретизм ранних форм художественного творчества. Дифференциация художественного творчества и античные теории видов искусства. Лессинг о пространственных и временных видах искусства. Языки искусств как формы художественного освоения действительности. Знаковая природа языка и искусства. Эстетический знак и художественный образ. Гегель о соотношении знака и художественного образа в аспекте формы и содержания, общего и конкретного, преднамеренного и случайного. Теория знака и образа в семиотике ХХ века. Специфика художественного образа в литературе: слово и образ в эстетике Потебни, в концепциях русских формалистов, в филологических исследованиях Г.О.Винокура, В.В.Виноградова, А.В.Чичерина.

Художественное произведение.

Художественный образ и художественное произведение. Аристотель и Л.Толстой о целостности художественного произведения. Целостность художественного произведения в трактовке структуралистов. Художественное произведение как высказывание. Художественное время и пространство. Д.С.Лихачев о внутреннем мире литературного произведения.

Проблема автора в литературоведении. М.М.Бахтин об эстетической функции автора. Автор как демиург художественного мира произведения; понятия «вненаходимости» и «избытка видения и знания» в авторской деятельности. Автор и герой в эстетическом событии художественного произведения. Теории «кризиса авторства» М.Бахтина и «смерти автора» Р.Барта. Автор, герой, читатель и «большой диалог» в художественном произведении. Монологическая и полифоническая формы такого диалога.

Форма и содержание художественного произведения. Р.Ингарден об уровнях его организации – словесно-речевом, сюжетно-тематическом и идейно-эстетическом. Специфика формы и содержания литературного произведения в трактовке формалистов (В.Шкловский, Р.Якобсон) и структуралистов (Ц.Тодоров).

Стиль литературного произведения – культурологическое, общеэстетическое, лингвистическое и литературоведческое понимание стиля. Компоненты литературного стиля. Стиль и художественное единство произведения. Стиль как позиция писателя и как форма проявления его творческой индивидуальности. Гёте о подражании, манере, стиле. Соотношение понятий «форма и содержание» и «стиль литературного произведения».

Литературный язык и язык литературного произведения. Художественная речь. Субъектная организация литературного произведения: точка зрения как конструктивный элемент субъектной организации художественного текста. Состав художественной речи: авторское слово и чужое слово. Стилизация, пародия, сказ. Стих и проза как типы художественной речи.

Текст в лингвистическом, семиотическом, культурологическом и литературоведческом аспектах. Текст, контекст, интертекст. Структуралистская (Ю.Лотман) и постструктуралистская (Ю.Кристева) трактовки текста и интертекста. Механизм образования литературных контекстов и интертекстов: цитаты, реминисценции, аллюзии. Формы существования литературных контекстов: цикл, творчество писателя; историко-литературный и культурно-исторический контексты.

Литературные роды.

Античные теории литературных родов. Теория литературных родов Гегеля и Веселовского. Гете и Шиллер об эпической и драматической литературе. Лирика в ее отношении к драме и эпосу. Литературные роды как содержательные художественные формы.

Литературные жанры.

Жанр и литературный род. Жанровая форма и жанровое содержание. Жанры эпоса: эпопея, роман, новелла, повесть, рассказ. Теория романа А.Н.Веселовского и М.М.Бахтина. Жанры драмы: трагедия, комедия, драма. Проблема жанров в лирике. Межродовые и межжанровые формы: лиро-эпос, эпическая и лирическая драма, трагикомедия, роман-эпопея. Синтез художественных и нехудожественных жанров. Документ и художественная литература. Литературный жанр и литературный процесс: «память жанра» (М.Бахтин) в истории литературы, канонические и неканонические жанры.

Закономерности развития литературы.

Имманентные и социально-исторические теории литературного процесса: Гегель и И.Тэн. Теория литературного развития в трудах русских формалистов (В.Б.Шкловский, Ю.Н.Тынянов). Диалектика художественного процесса: единство имманентных и культурно-исторических факторов. Традиции и новаторство в истории литературы.

Стадиальность литературного процесса. Теория литературной эволюции Ю.Тынянова и теория «взрыва» Ю.Лотмана. А.Веселовский и Э.Курциус о трех стадиях истории литературы – синкретической, эйдетической (риторической) и индивидуально-творческой. Общая характеристика этих эпох в современном литературоведении (С.Аверинцев, Ю.Лотман, А.Михайлов). Литературные эпохи, творческие методы и литературные стили. Типологическая общность и национальное своеобразие в развитии литературы. Н.И.Конрад и В.М.Жирмунский о типологической общности и литературных влияниях. Историческое, национальное, социальное и общечеловеческое в художественной литературе.

ТЕКСТОЛОГИЯ. Текстология как самостоятельная научная дисциплина. Значение истории текста в изучении литературных памятников разных времен и народов. Области текстологии: текстология античных текстов, средневековых (медиевистических), фольклора, восточных литератур, литературы нового времени, исторических и лингвистических источников.

Место текстологии в системе филологических знаний, ее тесная связь с теорией и историей литературы. Текстология как основа литературоведения и исторического источниковедения. Пути и главные тенденции развития европейской текстологической науки (немецкая текстологическая школа; генетическая критика во Франции). Историческое развитие русской текстологии: методология, концепции, проблемы.

Изучение истории памятника на всех этапах его существования. Отражение в истории текста закономерности художественного мышления.

Принципы научной критики текста; соотношение исторического и теоретического.

Научное издание литературного памятника, основанное на предварительном всестороннем изучении истории текста – одно из практических применений текстологии.

Историческое развитие текстологии и ее связь с развитием общественной жизни, науки и культуры. Европейская текстологическая наука. Этапы ее исторического развития. Античная филология. Принципы научного анализа библейских книг в ХVII–ХІХ вв.: Б.Спиноза, И.С.Земмлер, Г.В.Ф.Гегель, Д.Ф.Штраус. Эпоха Возрождения и новое историческое сознание. Связь текстологии с науками гуманитарной сферы. Основатели текстологии Нового времени: Р.Бентли, Р.Порсон, И.Рейске, Фр.-А.Вольф, Г.Герман. Историко-филологическая школа. И.Беккер и его критический метод в подготовке изданий греко-римских классиков. Карл Лахман – основатель новейшей филологической критики текста. Теория “общих ошибок”.

Использование принципов текстологического исследования в изучении литературы нового времени.

Развитие русской текстологической науки. Петровские преобразования. Основание Академии наук. Начало систематической эдиционно-текстологической работы. Русская научная историческая критика. Первые опыты изданий.

Эдиционная культура и высокий уровень ее развития в России к середине XIX века. Роль Н.А.Полевого и В.Г.Белинского в разработке исторического взгляда на литературное наследие. Формирование традиции точных лингвистических и палеографических исследований и изданий древнерусских рукописей. Деятельность и труды И.И.Срезневского, И.В.Ягича, А.А.Шахматова, В.М.Истрина, М.Н.Сперанского. Практическое использование некоторых идей мифологической школы и теории литературного заимствования. Заслуги Ф.И.Буслаева и Н.С.Тихонравова в публикации памятников древней и новой литературы; создание образцового для своего времени типа научного издания. Сравнительно-исторический метод А.Н.Веселовского; его значение для усовершенствования методики текстологического исследования. Текстология фольклора в середине XIX века. Новаторская деятельность А.Н.Афанасьева, П.Н.Рыбникова, П.И.Якушкина.

Ранний период развития текстологической науки в отношении к новой литературе. Начало серии научно-критических изданий. Собрание сочинений А.С.Пушкина (П.В.Анненков). Основные принципы издания. Борьба критического и механического подходов в решении текстологических проблем. Академическое издание сочинений Г.Р.Державина (Я.К.Грот) как пример для последующих изданий такого типа: произведений К.М.Батюшкова (Л.Н.Майков), М.В.Ломоносова (М.И.Сухомлинов), Н.В.Гоголя (Н.С.Тихонравов). Полное собрание сочинений А.С.Грибоедова. Принцип сохранения творческой воли писателя.

Библиографическая деятельность русских ученых. Справочные издания, библиографические словари и др. Историко-фактическая школа (Л.Н.Майков, В.И.Саитов, Б.Л.Модзалевский).

1920-е годы – новый этап в разработке теории текстологии. История термина “текстология”. Основание Российской Академии художественных наук. Научная деятельность Н.К.Пиксанова. “Телео-генетический” метод – новый тип литературоведческого исследования. “Творческая история” литературного произведения. “Формальная” школа, ее влияние на дальнейшее развитие текстологической науки. История, научная концепция, состав, последователи. Вклад в текстологическую науку выдающихся ученых-филологов (Б.В.Томашевский, Ю.Н.Тынянов, Г.Г.Шпет, Г.О.Винокур, С.М.Бонди, Н.К.Гудзий). Эдиционно-текстологическое дело в СССР в 1920–30-е годы. Книги издательства “Асаdemiа”, серии “Библиотека поэта”, “Литературные памятники”, “Звенья”, “Литературный архив”. Полное собрание сочинений (Юбилейное) в 90 томах Л.Н.Толстого. Полное собрание сочинений в 16 томах А.С.Пушкина.

1940–60-е годы. Вульгарно-социологические и догматические тенденции в литературоведении и их последствия. Полемика по проблемам “авторской воли” и “канонического текста”. Сектор текстологии Института мировой литературы Академии Наук; его научно-методическая деятельность. Сборники “Вопросы текстологии”, коллективный труд “Основы текстологии”. Разработка проблем издания произведений новой русской литературы в трудах русских текстологов. Книга акад. Д.С.Лихачева “Текстология. Краткий очерк” – шаг к построению общей теории текстологии.

Современные академические, научные издания русских писателей (А.И.Герцен, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, А.А.Блок, М.Горький, С.А.Есенин и др.). Практическая реализация в этих изданиях последних достижений текстологической науки, находок и открытий исследователей-текстологов.

Становление белорусской текстологической науки.. Зачатки текстологии в издательской деятельности Ф.Скорины, в творчестве С.Будного, в практике составителей и редакторов летописных сводов, Статутов Великого княжества Литовского, издателей анонимных поэм – Е.Карского, Е.Романова, сотрудников издательского товарищества “Загляне сонца і ў наша аконца” в процессе подготовки ими подписной серии “Беларускія песняры” (произведения Ф.Богушевича, В.Дунина-Марцинкевича, перевод поэмы “Пан Тадеуш” А.Мицкевича и др.).

  1. О высших учебных заведениях

    Документ
    В учебном процессе Академии управления принимают участие руководители органов государственного управления и зарубежные ученые, представители дипломатических миссий зарубежных стран, аккредитованных в Республике Беларусь.
  2. Археология и история юга Дальнего Востока России и смежных зон Азии в древности и средневековье

    Документ
    Все работы велись в соответствии с Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008 - 2012 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г.
  3. Журналистика и медиаобразование-2010 Сборник трудов IV международной научно-практической конференции Белгород, 22-24 сентября 2010 года Белгород 2010

    Документ
    Журналистика и медиаобразование-2010: Сб. тр. IV Между-Ж92 нар. науч.-практ. конф. (Белгород, 22–24 сент. 2010 г.) / под ред. проф. А.П. Короченского, проф.
  4. К особенностям ассоциатов с географическим признаком, объективирующих концепт sibirien в немецкой концептуальной картине мира

    Документ
    По мнению Ю.С. Степанова «концепт - это форма воплощения культуры в сознании человека» [2] и, таким образом, являясь концептом культуры того или иного народа и будучи всесторонне исследованным, может стать ключом к её пониманию.
  5. Н. В. Панченко, Ю. В. Трубникова, Н. Ю. Чернышева, Т. В. Чернышова

    Документ
    Университетская филология – образованию: регулятивная природа коммуникации: Материалы Второй международной научно-практической конференции «Коммуникативистика в современном мире: регулятивная природа коммуникации» (Барнаул, 14-18 апреля 2009 г.
  6. Программы вступительных испытаний в российский государственный социальный университет (2)

    Решение
    совершенствование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации,
  7. Программы вступительных испытаний в российский государственный социальный университет (3)

    Решение
    Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме).
  8. Отчет о научно-исследовательской работе за 2011 год ростов-на-Дону

    Содержательный отчет
    Психологические аспекты управления и обеспечения эффективности профессиональной деятельности сотрудников и структурных подразделений в учреждениях, организациях и на предприятиях.

Другие похожие документы..