Книга продолжает издание избранных произведений выдающегося нидерландского историка и культуролога. Классическая работа Homo ludens [Человек играющий] посвящена всеобъемлющей сущности феномена игры и универсальному значению ее в человеческой цивилизации.

Йохан Хейзинга. Homo Ludens

Johan Huizinga

HOMO LUDENS

ARTIKELEN OVER DE CULTUURGESCHIEDENIS

СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ (не все сразу : - )

Составитель, переводчик и автор вступительной статьи Д. В. Сильвестров

Научный комментарий Д. Э. Харитоновича

 

ПРОГРЕСС ТРАДИЦИЯ

Москва 1997

ББК 63. (0) Х35

Редактор А. И. Иоффе

Хейзинга Й.

Homo Ludens; Статьи по истории культуры. / Пер., сост. и Х 35 вступ. ст. Д.В.

Сильвестрова; Коммент. Д. Э. Харитоновича -М.: Прогресс - Традиция, 1997. - 416

с. ISBN 5-89493-010-3

Книга продолжает издание избранных произведений выдающегося нидерландского

историка и культуролога. Классическая работа Homo ludens [Человек играющий]

посвящена всеобъемлющей сущности феномена игры и универсальному значению ее в

человеческой цивилизации. Статьи Задачи истории культуры, Об исторических

жизненных идеалах. Политическое и военное значение рыцарских идей в позднем

Средневековье. Проблема Ренессанса всесторонне рассматривают актуальные до сих

пор философские и методологические вопросы в сфере истории и культорологии.

раскрывают теоретические и нравственные основы подхода И. Хейзинги к истории и

культуре Публикуемые произведения, с их анализом фундаментальных проблем теории

и истории культуры, отмечены высокой научной ценностью, ясностью и

убедительностью изложения, яркостью и разнообразием фактического материала,

широтой охвата, несомненными художественными достоинствами.

Издание осуществляется при финансовой поддержке фонда "Nederiands Literatir

Productie- en Vertalingenfonds"

ББК 63. (0)

ISBN 5-89493-010-3

© Прогресс -- Традиция, 1997

© Д. Сильвестров, составление,

перевод, вступительная статья, 1997 © Д. Харитонович, комментарии, 1997

СОДЕРЖАНИЕ

Предуведомленье. Текст повествования в контексте игры

(Дмитрий Сильвестров)............................... 9

HOMO LUDENS. Опыт определения игрового элемента культуры

Предисловие -- введение ............................... 19

I. Природа и значение игры как явления культуры ......... 21

Игра как изначальное понятие и функция, которая исполнена смысла. --

Биологические основы игры. -- Неудовлетворительные объяснения. -- "Шуточность"

игры. -- Играть значит быть причастным области духа. -- Игра как некая величина

в культуре. -- Культура "sub specie ludi". -- Игра это чрезвычайно

самостоятельная категория. -- Игра располагается вне других категорий. -- Игра и

красота. -- Игра как свободное действие. -- "Просто" игра. -- Необусловленность

игры посторонними интересами. -- Игра ограничена местом и временем. -- Игровое

пространство. -- Игра устанавливает порядок. - Напряжение. -- Правила игры

бесспорны и обязательны. -- Группирующая сила игры. -- Отстранение обыденной

жизни. -- Борьба и показ. -- Священная игра воплощает показываемое. -- Она

поддерживает мировой порядок через его представление. -- Мнение Фробениуса о

культовых играх. -- Путь от "встревоженности" к священной игре. -- Недостаток

объяснений Фробениуса. -- Игра и священнодействие. -- Платон именует

священнодействие игрою. -- Освященное место и игровое пространство. -- Праздник.

-- Освященное действие формально совпадает с игрою. -- Настроение игры и

освящение. -- Степень серьезности в сакральных действиях. -- Неустойчивое

равновесие между освящением и игрою. -- Верования и игра. -- Детская вера и вера

дикарей. -- Разыгрываемая метаморфоза. -- Сфера примитивных верований. -- Игра и

мистерия.

II. Концепция и выражение понятия игры в языке .......... 45

Понятия об игре в разных языках не равноценны. -- Общее понятие игры осознается

достаточно поздно. -- Понятие игры распределяется иногда, между несколькими

словами. -- Слова для обозначения игры в греческом. -- Состязание это тоже игра.

-- Слова для обозначения игры в санскрите. -- Слова для обозначения игры в

китайском. -- Слова для обозначения игры в блэкфуте. -- Различия в ограничении

понятия игры.

-- Выражение состояния игры в японском. -- Японское отношение к жизни в игровой

форме. -- Семитские языки. -- Латынь и романские языки. -- Германские языки. --

Расширение и растворение понятия игры. -- Plegen и to play. -- Plegen, plechtig,

plicht, pledge. -- Игра и единоборство. -- Смертельная игра. -- Игра и танец

жертвоприношения. -- Игра в значении музыкальном. -- Игра в значении

эротическом. -- Слово и понятие "серьезность". -- Серьезность как понятие

дополнительное. -- Игра это понятие первозданное и позитивное.

III. Игра и состязание как культуросозидающая функция .... 60

Культура как игра, а не культура, появившаяся из игры. -- Лишь совместная игра

плодотворна в культуре. -- Антитетический характер игры. -- Культурная ценность

игры. -- Серьезное состязание также остается игрою. -- Главное это сама победа.

-- Прямая жажда власти не является здесь мотивом. -- Приз, ставка, выигрыш. --

Риск, случай, дари. -- Победа посредством обмана. -- Битье об заклад, сделки на

срок, страхование. -- Антитетическое устройство архаического общества. -- Культ

и состязание. -- Древнекитайские праздники по времени года. -- Агональная

структура китайской цивилизации. -- Победа в игре определяет ход природных

явлений. -- Сакральное значение игры в кости. -- Потлатч. -- Состязание в

уничтожении собственного имущества. -- По-тлатч это битва за честь. --

Социологические основы потлатча. -- Потлатч это игра. -- Игра ради славы и

чести. -- Кула. -- Честь и добродетель. -- Архаическое понятие добродетели. --

Добродетель и качества благородства. -- Турниры хулителей. -- Престиж путем

показа богатства. -- Древнеарабские состязания чести. -- Mofakhara. -- Monafara.

-- Греческое и древнегерманское состязание а хуле. -- "Тяжба мужей". -- Gelp и

gab. -- Gaber как совместная игра. -- Агональный период по воззрениям

Буркхардта. -- Точка зрения Эренберга. -- Греческий агон в свете данных

этнологии. -- Римские ludi. -- Значение агона. -- От состязательных игр к

культуре. -- Ослабление агональной функции. -- В игровом качестве заложено

объяснение.

IV. Игра и правосудие .................................. 85

Судопроизводство как состязание. -- Суд и игровое пространство. -- Правосудие и

спорт. -- Правосудие, оракул, азартная игра. -- Выпавший жребий. -- Весы

правосудия. -- Дике. -- Жребий и шанс. -- Божий суд. -- Состязание как правовой

спор. -- Состязание ради невесты. -- Отправление правосудия и спор об заклад. --

Суд как словесный поединок. -- Барабанное состязание у эскимосов. --

Судоговорение в форме игры. -- Состязание в хуле и защитительная речь. --

Древние формы защитительной речи. -- Ее неоспоримо игровой характер.

V. Игра и ратное дело ................................. 95

Упорядоченная борьба это игра. -- До какой степени война это агональная функция?

-- Архаическая война это преимущественно состязание. -- Поединок до или во время

сражения. -- Королевский поединок. -- Судебный поединок. -- Обычная дуэль. --

Дуэль это также агональное правовое решение. -- Архаические войны имеют

сакральный и агональный характер. -- Облагораживание войны. -- Война как

состязание. -- Вопросы чести. -- Любезность по отношению к неприятелю. --

Договоренность о битве. -- Point d'honneur и стратегические интересы. --

Церемониал и тактика. -- Ограничения сломлены. -- Игровой элемент в

международном праве. -- Представления о героической жизни. -- Рыцарство. --

Раскин на тропе войны. -- Культурная ценность рыцарского идеала. -- Рыцарство

как игра.

VI. Игра и мудрствование ............................... 110

Состязание в мудрости. -- Знание священных вещей. -- Состязание в отгадывании

загадок. -- Космогонические загадки. -- Священная мудрость как искусная штучка.

-- Загадка и урожай. -- Смертельная загадка. -- Состязание в вопросах со ставкой

на жизнь или смерть. -- Способ разгадывания. -- Забава и сакральное учение. --

Александр и гимнософисты. -- Диспут. -- Вопросы царя Менандра. -- Состязание в

загадках и катехизис. -- Вопросы императора Фридриха II. -- Игра в загадки и

философия. -- Загадки как манера раннего мудрствования. -- Миф и мудрствование.

-- Космос как борьба. -- Мировой процесс как судебная тяжба.

VII. Игра и поэзия ............................... 121

Сфера поэзии. -- Витальная функция поэзии в сфере культуры. -- Vates. -- Поэзия

рождена в игре. -- Социальная поэтическая игра. -- Инга-фука. -- Пантун. --

Хайку. -- Формы поэтических состязаний. -- Cours d'amour. -- Задачи в

поэтической форме. -- Импровизация. -- Система знаний в виде стихов. -- Правовые

тексты в стихах. -- Поэзия и право. -- Поэтическое содержание мифа. -- Может ли

миф быть серьезным? -- Миф выражает игровую фазу культуры. -- Игровой тон

Младшей Эдды. -- Все поэтические формы суть игровые. -- Поэтические мотивы и

игровые мотивы. -- Поэтические упражнения как состязание. -- Поэтический язык

это язык игры. -- Язык поэтических образов и игра. -- Поэтические темноты. --

Лирика темна по природе.

VIII. Функция во-ображения ............................ 135

Персонификация. -- Праисполин. -- Происходит ли персонификация когда-либо

всерьез! -- Схоластическая аллегория или примитивная концепция! -- Абстрактные

фигуры. -- Бедность у св. Франциска. -- Идейная ценность средневековых

аллегорий. -- Персонификация как свойство, имеющее всеобщий характер. -- Люди и

боги в обличье животных. -- Элементы поэзии как игровые функции. -- Лирическое

преувеличение. -- Выход за любые пределы. -- Драма как игра. -- Агональные

истоки драмы. -- Дионисийское настроение.

IX. Игровые формы философии .......................... 144

Софист. -- Софист и чудодей. -- Его значение для эллинской культуры. -- Софизм

это игра. -- Софизм и загадка. -- Истоки философского диалога. -- Философы и

софисты. -- Философия это юношеская игра. -- Софисты и риторы. -- Темы риторики.

-- Ученый спор. -- Средневековые диспуты. -- Придворная академия Карла Великого.

-- Школы XII в. -- Абеляр как мастер риторики. -- Игровая форма учебного дела.

-- Век чернильных баталий.

X. Игровые формы искусства ........................... 154

Музыка и игра. -- Игровой характер музыки. -- Восприятие музыки у Платона и

Аристотеля. -- Оценка музыки несостоятельна. -- Музыка как высокое отдохновение.

-- Аристотель о роде и ценности музыки. -- Подражательный характер музыки. --

Оценка музыки. -- Социальная функция музыки. -- Состязательный элемент в музыке.

-- Танец это игра в чистом виде. -- Мусические и пластические искусства. --

Ограничения в изобразительном искусстве. -- Для игрового фактора остается не

много места. -- Сакральные качества произведения искусства. -- Спонтанная

потребность украшать. -- Игровые черты в произведении искусства. -- Фактор

состязательности в изобразительном искусстве. -- Кунштюк как литературный мотив.

-- Дедал. -- Состязание в искусности и загадка. -- Художественные состязания в

реальной жизни. -- Соревнование в изобразительном искусстве. -- Польза или игра!

XI. Культуры и эпохи sub specie ludi ..................... 168

Игровой фактор в позднейших культурах. -- Характер римской культуры. --

Архаический элемент римской цивилизации. -- Римское государство держится на

примитивных основаниях. -- Черты вялости в культуре Римской империи. -- Идея

Римской империи. -- Хлеба и зрелищ! -- Public spirit или дух потлатча? --

Отголоски игрового фактора античных времен. -- Игровой элемент средневековой

культуры. -- Игровой элемент культуры Ренессанса. -- Тон Ренессанса. --

Гуманисты. -- Игровое содержание Барокко. -- Облик одежды XVII в. -- Парик. --

Пудра, локоны и ленты. -- Рококо. -- Игровой фактор в политике XVIII в. -- Дух

XVIII в. -- Искусство XVIII в. -- Игровое содержание музыки. -- Романтизм и

сентиментализм. -- Романтизм родился в игре. -- Степень серьезности исповедуемых

жизненных идеалов. -- Сентиментализм это

7

серьезность, но и игра. -- Серьезность доминирует в XIX в. -- Игровой элемент

убывает. -- Облик одежды XIX в. -- Женский костюм. -- Серьезность XIX в.

XII. Игровой элемент современной культуры ............... 186

Современное это понятие растяжимое. -- Спорт. -- Организованный спорт. -- Спорт

покидает сферу игры. -- Неатлетические игры как спорт. -- Бридж. -- Деловая

жизнь приобретает некоторые игровые черты. -- Рекорд и конкуренция. -- Игровой

элемент современного искусства. -- Возросшая оценка искусства. -- Потери и

завоевания игрового фактора в искусстве. -- Игровое содержание современной

науки. -- Игровые склонности науки. -- Игровое содержание общественной и

политической жизни. -- Пуэрилизм. -- Подростковый дух во весь голос заявляет о

первенстве. -- Пуэрилизм не равносилен игре. -- Игровое содержание политики. --

Игровые обычаи парламентской деятельности. -- Международная политика. --

Международное право и правила игры. -- Фактор состязательности в современных

войнах. -- Видимая утрата игрового элемента. -- Является ли война игрою? --

Игровой элемент необходим. -- Всели человеческое это игра! -- Критерий

нравственного суждения, -- Конец.

Примечания ............................................. 203

ЗАДАЧИ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ............................ 216

Примечания ............................................ 270

ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ ЖИЗНЕННЫХ ИДЕАЛАХ .............. 273

Примечания ............................................ 289

ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЫЦАРСКИХ ИДЕЙ В ПОЗДНЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

............................ 294

ПРОБЛЕМА РЕНЕССАНСА ................................ 304

Примечания ............................................ 343

Комментарии (Дмитрий Харитонович)........................ 345

ПРЕДУВЕДОМЛЕНЬЕ

ТЕКСТ ПОВЕСТВОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИГРЫ

Две книги более всего прославили Йохана Хейзингу. Это Осень Средневековья (I том

настоящего издания) и Homo ludens [Человек играющий]. Через всю Осень

Средневековья рефреном проходит известное выражение из I Послания к Коринфянам:

"Videmus nunc per speculum in aenigmate, tunc autem facie ad faciem" ["Видим

ныне как бы в тусклом зеркале и гадательно, тогда же лицем к лицу" -- I Кор. 13,

12]. В аспекте повествования указанное сравнение вызывает воспоминание о

Стендале, уподобившем роман зеркалу, лежащему на большой дороге. Оно бесстрастно

и объективно отражает все, что проплывает мимо. Не такова ли история? Быть

бесстрастным и объективным -- не к этому ли стремится историк? Однако можно ли

полагаться на зеркало -- speculum -- со всеми вытекающими из этого спекуляциями?

Зеркало по преимуществу -- символ неопределенности. Зыбкость возникающих

отражений, загадочность и таинственность Зазеркалья, как кажется, таят в себе

неизбежный самообман. Но что же тогда такое объективность историка --

объективность, стремлению к которой неизменно сопутствует двусмысленность, как

позднее скажет Иосиф Бродский? И вот что сказал уже сам Хейзинга: "По моему

глубоко укоренившемуся убеждению, вся мыслительная работа историка проходит

постоянно в чреде антиномий"* (один из наиболее наглядных примеров --

публикуемая в этом томе статья Проблема Ренессанса).

Антиномично само понятие зеркала. Не говорит ли об этом и фраза из I Послания к

Коринфянам? Зеркало, тусклое здесь, прояснится там. Река исторического Времени

преобразится в океан Вечности, память которого неизменно хранит в себе некогда

отражавшийся там Дух Божий, образ, из тютчевского грядущего:

"Когда пробьет последний час природы..." --

возвращаемый Бродским в прошлое: "Я всегда думал, что если Дух Божий носился над

водами..."** Лев Лосев, указывая, что для Бродского лик Божий навсегда сохранен

в памяти океанского зеркала, говорит об

_________

* De wetenschap der geschiedeis [Наука истории]. Haarlem. 1937.

** Watermark // Лев Лосев. Реальность Зазеркалья: Венеция Иосифа Бродского. ИЛ.

1996.

No 5. С. 234.

9

Предуведомленье

Осень Средневековья возникла как ответ человека на чудовищно бесчеловечный

период европейской истории. Но и не только это. Культура, спасающая нас от

наступления варварства, требует осмысления. Оправдание истории, без чего

немыслимо существование религиозного сознания (именно сознания, а не

мировоззрения, которое у человека мыслящего не должно быть иррациональным!), мы

черпаем в одухотворенных -- и одухотворяющих -- плодах творческого гения. Однако

необходимо найти некое универсальное правило, некую универсальную сферу

деятельности, скажем даже -- некое универсальное пространство, примиряющее

человеков, дающее им хоть какие-то шансы, оправдывающее их порой невыносимое

существование. Речь идет не о моральном оправдании истории и, уж конечно, не о

теодицее -- но о неистребимой потребности приложить мерило человеческого ума к

космической беспредельности духовной составляющей человеческой жизни.

Извечному парадоксу свободы, реально достижимой лишь на мнимой линии горизонта,

  1. Книга продолжает издание избранных произведений выдающегося нидерландского историка и культуролога. Классическая работа Homo ludens [Человек играющий] посвящена всеобъемлющей сущности феномена игры и универсальному значению ее в человеческой цивилизации. (1)

    Книга
    ARTIKELEN OVER DE CULTUURGESCHIEDENIS СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ (не все сразу : - ) Составитель, переводчик и автор вступительной статьи Д. В. Сильвестров Научный комментарий Д.
  2. Книга продолжает издание избранных произведений выдающегося нидерландского историка и культуролога. Классическая работа Homo ludens [Человек играющий] посвящена всеобъемлющей сущности феномена игры и универсальному значению ее в человеческой цивилизации. (2)

    Книга
    Статьи Задачи истории культуры, Об исторических жизненных идеалах.
  3. Книга продолжает издание избранных произведений выдающегося нидерландского историка и культуролога. Классическая работа (1)

    Книга
    Homo Ludens; Статьи по истории культуры. / Пер., сост. и Х 35 вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д. Э. Харитоновича -М.: Прогресс - Традиция, 1997.
  4. Книга продолжает издание избранных произведений выдающегося нидерландского историка и культуролога. Классическая работа (2)

    Книга
    Книга продолжает издание избранных произведений выдающегося нидерландского историка и культуролога. Классическая работа Homo ludens [Человек играющий] посвящена всеобъемлющей сущности феномена игры и универсальному значению ее в человеческой цивилизации.
  5. Книга продолжает издание избранных произведений выдающегося нидерландского историка и культуролога. Классическая работа (3)

    Книга
    Понятия об игре в разных языках не равноценны. Общее понятие игры осознается достаточно поздно. Понятие игры распределяется иногда, между несколькими словами.
  6. Статьи по истории культуры

    Книга
    Игра как изначальное понятие и функция, которая исполнена смысла. Биологические основы игры. Неудовлетворительные объяснения. "Шуточность" игры.
  7. Игра, как она есть! Захват территории творчества (1)

    Книга
    Прежде всего, я хочу поднести эту книгу моим драгоценным учителям: маме, подарившей мне детство, наполненное мощными артистическими впечатлениями; моему первому учителю, режиссеру театра «Ильмаринне» Юрию Михалеву, благословившему мои первые сценические
  8. Игра, как она есть! Захват территории творчества (2)

    Книга
    Важно отметить, что эта книга не имеет отношения к «чистоте передачи» конкретных духовных традиций. Скорее, она суммирует опыт художественного обобщения, опыт безответственной игры с информацией, почерпнутой при многолетней работе
  9. Сильвестрова комментарий и указатель а- э. Харитоновича Издательство Ивана Лимбаха Санкт-Петербург 10 11

    Указатель
    Хёйзинга Йохан. Homo ludens. Человек играющий / Сост., предисл. X 35 и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова; Коммент., указатель Д. Э. Харитоновича. СПб.

Другие похожие документы..